Финансы и финансовая система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 19:56, контрольная работа

Краткое описание

Финансы представляют собой экономические отношения, связанные с формированием и распределением фондов денежных средств в целях обеспечения условий расширенного воспроизводства, выполнения функций и задач государства. Отличительными признаками финансовых отношений, являются:
1. Денежный характер финансовых отношений - в основе финансовых отношений лежит движение реальных денег в наличной и безналичной формах.

Вложенные файлы: 1 файл

Финасы.docx

— 26.78 Кб (Скачать файл)

Всем без исключения стадиям бюджетного процесса свойственен  принцип специализации бюджетных  показателей. Он выражается в конкретизации  доходов бюджетной системы по источникам, а расходов - по целевому их направлению. Принцип специализации  бюджетных показателей реализуется  через бюджетную классификацию, систематизированную группировку  доходов и расходов бюджетов по однородным признакам. Бюджетная классификация  оформляется специальным юридическим  актом.

Для бюджетного процесса характерен и принцип ежегодности, выражающийся ежегодном повторении его стадий. Разработка и принятие бюджетов на больший или меньший период времени не нарушает принципа ежегодности бюджета и бюджетного процесса, так как годовые бюджеты принимаются в любом случае.

Участники бюджетного процесса

В соответствии с  Бюджетным кодексом Российской Федерации  бюджетный процесс представляет собой регламентируемую нормами  права деятельность органов государственной  власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных  внебюджетных фондов, утверждению и  исполнению бюджетов и бюджетов государственных  внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением.

Участниками бюджетного процесса являются:

- Президент страны;

- органы законодательной  (представительной) власти;

- органы исполнительной  власти;

- органы денежно  - кредитного регулирования;

- органы государственного  и муниципального финансового  контроля;

- государственные  внебюджетные фонды;

- главные распорядители  и распорядители бюджетных средств;

- иные органы, на  которые возложены бюджетные,  налоговые и иные полномочия;

- бюджетные учреждения;

- государственные  и муниципальные унитарные предприятия,  другие получатели 

бюджетных средств;

- кредитные организации,  осуществляющие отдельные операции  со средствами бюджетов.

Участниками бюджетного процесса, обладающими бюджетными полномочиями на

федеральном уровне, являются:

- Президент Российской  Федерации;

- Государственная  Дума и Совет Федерации Федерального  Собрания Российской 

Федерации;

- Правительство  Российской Федерации,

- Министерство  финансов Российской Федерации;

- Федеральное казначейство;

- органы, осуществляющие  сбор доходов бюджета;

- Банк России;

- Счетная палата  Российской Федерации;

- государственные  внебюджетные фонды;

- главные распорядители  и распорядители бюджетных средств;

- иные органы.

Органы, обладающие бюджетными полномочиями

В систему органов, обладающих бюджетными полномочиями входят:

1. финансовые органы, определяемые указом Президента  страны;

2. органы денежно  - кредитного регулирования, то  есть Банк России;

3. органы государственного (муниципального) финансового контроля, к которым относятся:

- Счетная палата  Российской Федерации;

- контрольные и  финансовые органы исполнительной  власти;

- контрольные органы  законодательных органов субъектов  Российской Федерации и представительных  органов местного самоуправления.

Бюджетные полномочия законодательных органов включают рассмотрение и утверждение бюджетов и отчетов об их исполнении, осуществление  последующего контроля за исполнением бюджетов, формирование и определение правового статуса органов, осуществляющих контроль за исполнением бюджета соответствующего уровня бюджетной системы и иные полномочия.

Бюджетные полномочия органов исполнительной власти, органов  местного самоуправления связаны:

- с составлением  проекта бюджета;

- с внесением  его с необходимыми документами  и материалами на утверждение  на утверждение законодательного  органа;

- с исполнением  бюджета;

- с управлением  государственным, муниципальным  долгом;

- с ведомственным  контролем за исполнением бюджета;

- с представлением  отчета об исполнении бюджета  с другими полномочиями.

Бюджетные полномочия Банка России направлены: на совместную с Правительством страны разработку и представление на рассмотрение Государственной Думы основных направлений  денежно - кредитной политики; на обслуживание счетов бюджетов; на осуществление  функций генерального агента по государственным  ценным бумагам Российской Федерации.

Кредитные организации  могут привлекаться для осуществления  операций по предоставлению средств  бюджета на возвратной основе. Они  могут обслуживать счета бюджетов, то есть выполнять некоторые функции  Банка России, только в случае отсутствия учреждений Банка России на соответствующей  территории или невозможности выполнения ими этих функций.

Главным распорядителем средств федерального бюджета является орган государственной власти Российской Федерации, имеющий право распределять средства федерального бюджета по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных  средств, определенный ведомственной  классификацией расходов федерального бюджета. Главным распорядителем средств  бюджета субъекта Российской Федерации, средств местного бюджета является орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, бюджетное учреждение, имеющие право распределять бюджетные  средства по подведомственным распорядителям и получателям средств бюджета  субъекта Российской Федерации, средств  местного бюджета, определенные ведомственной  классификацией расходов соответствующего бюджета. Полномочия главных распорядителей предусмотрены статьей 158 Бюджетного Кодекса Российской Федерации.

Помимо понятия  главного распорядителя бюджетных  средств, Бюджетный Кодекс Российской Федерации ввел понятие “распорядитель бюджетных средств”, к которому относится орган государственной  власти или орган местного самоуправления, имеющие право распределять бюджетные  средства по подведомственным получателям  бюджетных средств.

Страхование

Взаимосвязь финансов и страхования  как экономических категорий

Страхование - древнейшая категория общественно-экономических  отношений между людьми, которая  является неотъемлемой частью финансов.

В монографической  и учебной литературе страхование  часто включалось в экономическую  категорию финансов и ему приписывались  характерные для финансов функции  и роль. Такое ограничение сферы  действия страхования в теоретическом  плане создавало условия для  недооценки страхования в практическом плане.

За весь период существования бывшего Советского государства страхование, как и  вся экономика, было монополизировано государством. Деятельность страховой  системы в рамках Министерства финансов была подчинена интересам бюджета, преобладали фискальные начала в  ущерб развитию страхового дела. Государством допускались принудительные изъятия  из страховых фондов огромных средств  на покрытие бюджетного дефицита. Страхование  превратилось в подсобную отрасль.

По содержанию и  происхождению страхование имеет  принципиальные отличия от финансов и кредита, но, при этом, безусловно являясь основным звеном финансов.

Страхование является самостоятельной экономической  категорией.

Из рассмотренного ранее известно, что сущность финансов как экономической категории  связана с экономическими отношениями  в процессе создания и использования  денежных средств. Сущность страхования  также связана с созданием  и использованием денежных средств. Но, если для финансов всегда необходимы денежные отношения и всегда характерно формирование фондов денежных средств, то страхование может быть и натуральным. Исходное звено в трактовке сущности страхования - его замкнутая раскладка ущерба между заинтересованными участниками такой раскладки.

И, кроме того, страхование  всегда привязано к возможности  наступления страхового случая, то есть для страхования присуще  как обязательный признак - вероятностный  характер отношений. Использование  средств страхового фонда связано с наступлением и последствиями страховых случаев.

Таким образом, разграничивая  понятия финансов и страхования, становится возможным установить, что  страхование вовсе не является придатком  финансов, а является одним из самых  главных его звеньев.

Функции страхования

Функции страхования  и его содержание как экономической  категории органически связаны. В качестве функций экономической  категории страхования можно  выделить следующие.

1. Формирование  специализированного страхового  фонда денежных средств.

2. Возмещение ущерба  и личное материальное обеспечение  граждан.

3. Предупреждение  и минимизация ущерба.

Функция формирования специализированного страхового фонда  реализуется в системе запасных и резервных фондов , обеспечивающих стабильность страхования, гарантию выплат и возмещений. Если в коммерческих банках аккумулирование средств населения с целью, например, накоплений, и имеет место только сберегательное начало, то страхование через функцию формирования специализированного страхового фонда несет сберегательно-рисковое начало.

Также через эту  функцию решается проблема инвестиций временно свободных средств в банковские и другие коммерческие структуры, вложения денежных средств в недвижимость, приобретения ценных бумаг.

Вторая функция  страхования - возмещение ущерба и личное материальное обеспечение граждан. Право на возмещение ущерба в имуществе  имеют только физические и юридические  лица, которые являются участниками  формирования страхового фонда.

Принципы страхования

Страховая деятельность основана на принципах эквивалентности  и случайности.

Принцип эквивалентности выражает требование равновесия между доходами страховой компании и её расходами. Для того, что бы страховая компания не обанкротилась её доходы должны сбалансироваться с расходами.

Принцип случайности, события от которых страхуется, носят случайный и неожиданный характер, в каждом конкретном случае не известно будет ли вообще иметь место данное событие и когда оно наступит. Не страхуются преднамеренно осуществлённые действия (например - поджог).


Информация о работе Финансы и финансовая система