Финансы и кредит

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2012 в 02:47, контрольная работа

Краткое описание

финансы - это совокупность денежных отношений, организованных государством, в процессе которых осуществляется формирование и использование фондов денежных средств.
Если говорить о финансах в целом, то, видимо, следует считать, что они выполняют две основные функции: распределительную и контрольную. Та часть финансов, которая функционирует в сфере материального производства и участвует в процессе создания денежных доходов и накоплений, выполняет не только распределительную и контрольную, но и функцию формирования денежных доходов (регулирующая).

Вложенные файлы: 1 файл

финансы и кредит.docx

— 128.43 Кб (Скачать файл)

Вот почему выбор  путей реализации финансовой политики должен, с одной стороны, логически  связывать все ее направления, а, с другой, все мероприятия данной политики должны быть согласованы по времени их осуществления и проводиться  строго в намеченные сроки.

При этом подразумевается  под такими путями процесс определения  приоритетов достижения поставленных задач, составление примерного графика  поступления средств на их решение, принятия мер по своевременному финансированию всех намеченных мероприятий, а также  проведения комплекса мероприятий  по всем направлениям финансовой политики с целью получения намеченных результатов.

Проблема выбора путей реализации финансовой политики во все времена была и будет  ключевой в функционировании любого государства, в том числе на уровне его субъектов. При этом набор  решений должен предполагать скоординированные  действия по всем направлениям финансовой политики: антимонопольной, банковской (кредитной), бюджетной, валютной, налоговой, страховой, таможенной и фондовой. Например, снижение налогов может привести не к росту прибыли и пополнению на этой основе бюджетов всех уровней, а лишь к увеличению доходов естественных монополий, если не будут приняты  соответствующие меры в сфере  антимонопольной и таможенной политик.

Существует и  организационная проблема на пути проведения единой финансовой политики - проблема наличия межведомственных барьеров ее реализации, если бы даже она была выработана. Так, в настоящее время, наряду с Министерством финансов РФ, в качестве самостоятельных органов  управления финансами функционируют  Центральный банк РФ, Министерство РФ по налогам и сборам, Федеральная  служба налоговой полиции РФ, Государственный  таможенный комитет РФ, Федеральная  комиссия по ценным бумагам, Пенсионный фонд РФ, Счетная палата РФ. Такое  количество ведомств, в принципе работающих на реализацию единой цели неизбежно приводит к снижению конечного результата их совместной работы.

6. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ - целевые фонды денежных  
средств, образуемые вне бюджетной системы, предназначенные для реализации  
конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное  
страхование в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь и  
формируемые как на основе обязательных страховых взносов, так и за счет  
добровольных поступлений от предприятий, организаций и населения.  
Таких фондов четыре: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ,  
Государственный фонд занятости населения РФ, Фонды обязательного  
медицинского страхования (федеральный и территориальные).  
Денежные средства и иное имущество, находящееся в оперативном управлении  
Г.с.в.ф., являются федеральной собственностью и изъятию не подлежат.  
Доходы и расходы Г.с.в.ф. формируются в порядке, устанавливаемом  
соответствующим федеральным законом. Ставки страховых взносов  
устанавливаются федеральным законом и являются обязательными.  
Контроль за правильностью и своевременностью уплаты плательщиками  
страховых взносов в эти фонды возложен на налоговые органы (совместно с  
исполнительными органами фондов).  
Годовой бюджет фондов составляется на один финансовый год, который  
соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря.  
Пенсионный фонд Российской Федерации - самостоятельное финансово-кредитное  
учреждение, выполняющее отдельные банковские операции.  
Фонд осуществляет выплату в соответствии с действующим на территории РФ  
законодательством, межгосударственными и международными договорами  
государственных пенсий, в том числе гражданам, выезжающим за пределы РФ;  
выплату пособий по уходу за ребенком в возрасте старше полутора лет;  
оказание органам социальной защиты населения материальной помощи  
престарелым и нетрудоспособным гражданам.  
На 2000 год установлены следующие тарифы страховых взносов в Пенсионный  
фонд РФ:  
а) для работодателей-организаций - в размере 28%; для  
работодателей-организаций, занятых в производстве сельскохозяйственной  
продукции, - в размере 20,6% выплат в денежной и (или) натуральной форме,  
начисленных в пользу работников по всем основаниям независимо от  
источников финансирования, включая вознаграждения по договорам  
гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение  
работ и оказание услуг, а также по авторским договорам;  
б) для индивидуальных предпринимателей, в том числе иностранных граждан,  
частных детективов, занимающихся частной практикой нотариусов, а также для  
крестьянских (фермерских) хозяйств, родовых, семейных общин коренных  
малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями  
хозяйствования, - 20,6% дохода от их деятельности; для индивидуальных  
предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, - 20,6%  
доходов, определяемых исходя из стоимости патента.  
Индивидуальные предприниматели, в том числе иностранные граждане, лица  
без гражданства, проживающие на территории РФ, частные детективы,  
занимающиеся частной практикой нотариусы, осуществляющие прием на работу  
по трудовому договору или выплачивающие вознаграждения по договорам  
гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение  
работ и оказание услуг, а также по авторским договорам, уплачивают  
страховые взносы в Пенсионный фонд РФ в размере 28% выплат в денежной и  
(или) натуральной форме, начисленных в пользу работников по всем  
основаниям независимо от источников финансирования.  
в) Для родовых, семейных общин коренных малочисленных народов Севера,  
занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, и крестьянских  
(фермерских) хозяйств - 20,6% выплат в денежной и (или) натуральной форме,  
начисленных в пользу членов родовых, семейных общин коренных малочисленных  
народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, и  
крестьянских (фермерских) хозяйств по всем основаниям независимо от  
источников финансирования.  
Родовые, семейные общины коренных малочисленных народов Севера,  
занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования, крестьянские  
(фермерские) хозяйства, осуществляющие прием на работу по трудовому  
договору или выплачивающие вознаграждения по договорам  
гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение  
работ и оказание услуг, а также по авторским договорам, уплачивают  
страховые взносы в Пенсионный фонд РФ в размере 20,6% выплат в денежной и  
(или) натуральной форме, начисленных в пользу работников по всем  
основаниям независимо от источников финансирования;  
г) для адвокатов - 20,6% выплат, начисленных в пользу адвокатов;  
д) для граждан (физических лиц), работающих по трудовым договорам, а также  
получающих вознаграждения по договорам гражданско-правового характера,  
предметом которых является выполнение работ и оказание услуг, а также по  
авторским договорам, - 28% выплат в денежной и (или) натуральной форме,  
начисленных в пользу работников и иных физических лиц, за исключением  
индивидуальных предпринимателей, по всем основаниям независимо от  
источников финансирования;  
е) для граждан (физических лиц), работающих по трудовым договорам или  
получающих вознаграждения по договорам гражданско-правового характера,  
предметом которых является выполнение работ и оказание услуг, а также по  
авторским договорам, - 1% выплат, начисленных в пользу указанных граждан  
по всем основаниям независимо от источников финансирования.  
Фонд социального страхования РФ - специализированное финансово-кредитное  
учреждение при Правительстве РФ. Фонд осуществляет следующую деятельность:  
 
• обеспечение пособий по временной нетрудоспособности, беременности и  
родам, женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при  
рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора  
лет, социального пособия на погребение или возмещение стоимости  
гарантированного перечня ритуальных услуг, санаторно-курортное  
обслуживание работников и их детей;  
• частичное содержание находящихся на балансе страхователей  
санаториев-профилакториев, имеющих лицензии на право занятия этим видом  
деятельности, а также детско-юношеских спортивных школ;  
• участие в разработке и реализации государственных программ охраны  
здоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования и  
т.д. Средства Фонда используются только на целевое финансирование  
вышеуказанных мероприятий.  
На 2000 год тариф страховых взносов в Фонд социального страхования РФ для  
работодателей-организаций и граждан (физических лиц), осуществляющих прием  
на работу по трудовому договору, установлены в размере 5,4% выплат в  
денежной и (или) натуральной форме, начисленных в пользу работников по  
всем основаниям независимо от источников финансирования.  
Отношения в системе обязательного социального страхования регулируются  
Федеральным законом от 16.07.99 № 165-ФЗ Об основах обязательного  
медицинского страхования и иных федеральных законов и принимаемых в  
соответствии с ними иных нормативных правовых актов РФ, а также законов и  
нормативных правовых актов субъектов РФ.  
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - самостоятельное  
государственное некоммерческое финансово-кредитное учреждение. Создан для  
реализации государственной политики в области обязательного медицинского  
страхования граждан как составной части государственной системы  
социального страхования.  
На 2000 год для категорий плательщиков тариф страховых взносов в фонды  
обязательного медицинского страхования установлен в размере 3,6% выплат в  
денежной и/или натуральной форме, начисленных в пользу работников по всем  
основаниям независимо от источников финансирования (из них 0,2% - в  
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и 3,4 % в  
территориальные фонды обязательного медицинского страхования).  
Государственный фонд занятости населения Российской Федерации предназначен  
для финансирования мероприятий, связанных с разработкой и реализацией  
государственной политики занятости населения и предупреждения массовой  
безработицы на территории России. Из средств Фонда осуществляются:  
• финансирование мероприятий: по профориентации, профессиональной  
подготовке и переподготовке безработных граждан, включая содержание  
(аренду) учебных заведений, выплату стипендий обучающимся по направлению  
органов службы занятости; организации общественных работ; по сохранению,  
созданию дополнительных и новых рабочих мест, по созданию  
специализированных рабочих мест (производств) для граждан, особо  
нуждающихся в социальной защите, по развитию предпринимательской  
деятельности безработных граждан как в порядке прямого инвестирования, так  
и на условиях кредитования в соответствии с заключаемыми договорами;  
• выплаты пособий по безработице, компенсаций материальных затрат  
безработным гражданам в связи с их добровольным переездом в другую  
местность по предложению службы занятости; оказание материальной и иной  
помощи членам семьи безработного, находящимся на его иждивении, а также  
гражданам, потерявшим право на пособие по безработице в связи с истечением  
установленного законодательством срока его выплаты; оплату периода  
временной нетрудоспособности безработным гражданам  
• содержание органов службы занятости и обеспечение их деятельности. На  
2000 г. тариф страховых взносов в Государственный фонд занятости населения  
РФ для работодателей-организаций установлен в размере 1,5% выплат в  
денежной и (или) натуральной форме, начисленных в пользу работников по  
всем основаниям независимо от источников финансирования, включая  
вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, предметом  
которых является выполнение работ и оказание услуг.  
Плательщики страховых взносов в Г.с.в.ф., перешедшие на уплату единого  
налога на вмененный доход для определенных видов деятельности,  
освобождаются от уплаты взносов в эти фонды, (см. Единый налог на  
вмененный доход для определенных видов деятельности).  
От уплаты страховых взносов в Г.с.в.ф. освобождены также:  
а) организации любых организационно - правовых форм в части выплат,  
начисленных по всем основаниям независимо от источников финансирования,  
включая вознаграждения по договорам гражданско-правового характера,  
предметом которых являются выполнение работ и оказание услуг, в пользу  
работников, являющихся инвалидами I, II и III групп и получающих пенсии по  
инвалидности в соответствии с законодательством РФ;  
б) общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе  
созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов  
которых инвалиды и их законные представители (один из родителей,  
усыновителей, опекун, попечитель) составляют не менее 80%, их региональные  
и территориальные организации, а также организации (если численность  
инвалидов среди их работников составляет не менее 50%, а их доля в фонде  
оплате труда - не менее 25%), уставный капитал которых полностью состоит  
из вкладов указанных общественных организаций, и организации, единственным  
собственником имущества которых являются указанные общественные  
организации;  
в) индивидуальные предприниматели, в том числе иностранные граждане, лица  
без гражданства, проживающие на территории РФ, частные детективы,  
занимающиеся частной практикой нотариусы, адвокаты, являющиеся инвалидами  
I, II и III групп и получающие пенсии по инвалидности в соответствии с  
законодательством РФ.

8. Виды ценных бумаг

Виды  ценных бумаг устанавливаются статьей 143 ГКРФ. 
К ценным бумагам относятся: государственная облигация, облигация, вексель, чек, депозитный и сберегательный сертификаты, банковская сберегательная книжка на предъявителя, коносамент, акция, приватизационные ценные бумаги и другие документы, которые законами о ценных бумагах или в установленном ими порядке отнесены к числу ценных бумаг.

Комментарий к  статье 143 о видах ценных бумаг.

1. Ценная бумага - обобщенное понятие, реально существующее в имущественном обороте в различных видах, предусмотренных законами или в установленном ими порядке отнесены к числу ценных бумаг. Статья называет основные виды ценных бумаг, не давая, однако, их исчерпывающего перечня.

2. Облигацией признается ценная бумага, удостоверяющая право ее держателя на получение от лица, выпустившего облигацию, в предусмотренный ею срок, номинальной стоимости облигации или иного имущественного эквивалента. Облигация предоставляет ее держателю также право на получение фиксированного в ней процента от номинальной стоимости облигации либо иные имущественные права (ч. 2 ст. 816 ГК). 
Облигация опосредствует отношения займа между ее владельцем (кредитором) и лицом, выпустившем ее (эмитентом). К отношениям между лицом, эмитировавшим облигацию, и ее держателем применяются правила ст. 807 - 818 ГК, если иное не предусмотрено законом или в установленном им порядке. 
В зависимости от эмитента различают облигации государственные, муниципальные и коммерческих юридических лиц. Государственные облигации выпускаются на основании Закона РФ от 13 ноября 1992 г. "О государственном внутреннем долге Российской Федерации". К их числу относятся, в частности, эмитированные Минфином РФ облигации внутреннего государственного валютного облигационного займа и облигации государственного сберегательного займа. 
Возможность эмиссии муниципальных облигаций предусмотрена Законом об общих принципах организации местного самоуправления. Эти бумаги не включаются в государственный внутренний долг, федеральное правительство не несет по ним ответственности. Эмитентом облигаций коммерческих юридических лиц чаще всего выступают АО. Правовые основания для этого содержатся в Законе об акционерных обществах (ст. 33). Постановлением Правительства РФ от 5 марта 1997 г. N 254 "Об условиях и порядке реструктуризации задолженности организаций по платежам в федеральный бюджет" (СЗ РФ, 1997, N 10, ст. 1193) предусмотрена возможность выпуска коммерческими юридическими лицами, имеющими задолженность по платежам в федеральный бюджет, облигаций в объеме погашения основного долга. 
Облигации должны иметь обязательные реквизиты. Таковыми, например, для облигаций коммерческих юридических лиц согласно п. 22 Положения о ценных бумагах, утв. СМ СССР от 19 июня 1990 г. N 590 (СП СССР, 1990, N 15, ст. 82), являются: 1) наименование - "облигация"; 2) наименование и место нахождения юридического лица, эмитировавшего облигации; 3) номинальная стоимость облигации; 4) имя держателя (для именных облигаций); 5) срок погашения; 6) уровень и сроки выплачиваемого процента (для процентных облигаций); 7) подпись руководителя юридического лица либо другого уполномоченного на это лица. 
Облигации могут быть именными и предъявительскими, свободно обращающимися и с ограниченным кругом обращения, с обеспечением (залоговым или иным) либо без такового, с единовременным сроком погашения и с погашением по сериям в определенные сроки, с фиксированной или плавающей купонной ставкой, обычными и конвертируемыми, т.е. трансформируемыми в акции.

3. Векселем является ценная бумага, удостоверяющая ничем не обусловленные обязательства векселедателя (простой вексель) либо иного указанного в векселе плательщика (переводной вексель) выплатить по наступлению предусмотренного векселем срока определенную сумму векселедержателю (ст. 815 ГК). Вексельное обращение регулируется Законом о переводном и простом векселе, а также другими нормативными документами, не противоречащими им, в частности Постановлением Правительства РФ от 26 сентября 1994 г. N 1094 "Об оформлении взаимной задолженности предприятий и организаций векселями единого образца и развитии вексельного обращения" (СЗ РФ, 1994, N 23, ст. 2571). В правоприменительной практике подлежат использованию рекомендации ВАС РФ, данные в письме от 25 июля 1997 г. N 18, посвященном разрешению споров, связанных с использованием векселя в хозяйственном обороте (ФГ, 1997, N 33). 
Сторонами в переводном векселе (тратте) выступают векселедатель (трассант), плательщик (трассат) и векселедержатель (ремитент). В простом векселе два лица - векселедатель, он же плательщик, и векселедержатель. Как по переводному, так и по простому векселю обязываться могут граждане и юридические лица. Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, городские, сельские поселения и другие муниципальные образования имеют право обязываться по переводному и простому векселю только в случаях, прямо предусмотренных федеральным законом. По переводным и простым векселям, выпущенным указанными субъектами до вступления в силу Закона о переводном и простом векселе (т.е. до 18 марта 1997 г.), сохраняются ранее установленные обязательства по их погашению (ст. 2 Закона о переводном и простом векселе). 
В гражданском обороте вексель используется в качестве средства платежа и кредитования. Предметом вексельного обязательства могут быть только деньги. Вексель является документом, в его тексте не должно быть указаний на сделку, послужившую основанием для его выдачи. Ссылка на условия платежа превращает вексель в простое долговое обязательство. Вместе с тем наличие на векселе любых пометок, не преследующих цель обусловить содержащееся в нем предложение (обязательство) уплатить, не влечет недействительности векселя (п. 3 письма ВАС РФ от 25 июля 1997 г. N 18). 
Как и все ценные бумаги, вексель является формальным документом. Для действительности векселя необходимо, чтобы он содержал реквизиты, предусмотренные Положением о переводном и простом векселе. Таковыми для переводного векселя являются: 1) наименование "вексель", включенное в самый текст документа и выраженное на том языке, на котором этот документ составлен; 2) простое и ничем не обусловленное предложение уплатить определенную сумму; 3) наименование того, кто должен платить (плательщика); 4) указание срока платежа; 5) указание места, в котором должен быть совершен платеж; 6) наименование того, кому или приказу кого платеж должен быть совершен; 7) указание даты и места составления векселя; 8) подпись того, кто выдает вексель (векселедателя) (ст. 1 Положения о переводном и простом векселе). Простой вексель согласно ст. 75 названного Положения содержит те же реквизиты, за исключением "наименование того, кто должен платить (плательщика)". 
Векселя бывают предъявительскими, ордерными и именными. По векселю на предъявителя платеж должник производит любому предъявителю документа. По ордерному - первому лицу, поименованному в векселе или другому лицу, "кому оно прикажет", либо по его приказу. По именному векселю - только лицу, названному в документе. 
Платеж по векселю может быть обеспечен полностью или в части вексельной суммы посредством поручительства (аваль). Авалист должен указать, за кого он поручается. Если такое указание отсутствует, аваль считается данным за векселедателя. Авалист отвечает солидарно с лицом, за которое совершил поручительство. Авалист, оплативший вексель, может в порядке регресса предъявить требование ко всем предшествующим надписателям, к векселедателю и плательщику, акцептовавшему вексель. 
Принятие на себя плательщиком обязательства по переводному векселю называется акцептом векселя. Переводной вексель может быть предъявлен к акцепту векселедержателем или любым другим лицом, у которого находится вексель. Акцепт не может быть поставлен в зависимость от каких-либо условий, но может быть сделан в части вексельной суммы. Лицо, указанное в переводном векселе в качестве плательщика и не акцептовавшее этот вексель, не несет ответственности перед векселедержателем (п. 19 письма ВАС РФ от 25 июля 1997 г. N 18). В отличие от переводного векселя простой вексель не требует акцепта, поскольку он эмитируется должником. 
Платеж по векселю может быть получен только по его предъявлении, в срок платежа, указанный в векселе. Просрочка в предъявлении векселя к платежу освобождает от ответственности всех обязанных по векселю лиц, кроме плательщика. 
Отказ в платеже по векселю и акцепте, а также неплатеж по акцептованному векселю должен быть удостоверен посредством особой досудебной процедуры - протеста. Порядок оформления протеста векселя определяется Инструкцией о порядке совершения нотариальных действий государственными нотариальными конторами РСФСР, утв. Приказом Минюста РСФСР от 6 января 1987 г. N 01/16-01 (см. Ценные бумаги. Сборник нормативных документов. М., 1994, с. 147). По требованиям, основанным на векселях, опротестованных в указанном порядке, выдается судебный приказ и производится исполнение по правилам, предусмотренным гл. 11.1 и разделом V ГПК (ст. 5 Закона о переводном и простом векселе). 
Закон о переводном и простом векселе в ст. 3 установил, что в отношении векселя, выставленного и подлежащего оплате на территории Российской Федерации, проценты и пени, указанные в ст. 48 и 49 Положения о переводном и простом векселе, выплачиваются в размере учетной ставки, установленной ЦБР, по правилам ст. 395 ГК, а не в размере соответственно 6% и 3%, называемых в ст. 48 Положения.

4. Чеком признается ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное письменное распоряжение чекодателя банку уплатить держателю чека указанную в нем сумму. Чековое обращение регламентируется ст. 877 - 885 ГК, а в части, не урегулированной ГК, другими законами и устанавливаемыми в соответствии с ними банковскими правилами. К таковым относятся Правила расчетов чеками на территории Российской Федерации, утв. ЦБР (см. письмо ЦБР от 20 января 1992 г. N 18-11/52. Ценные бумаги. Сборник нормативных документов. М., 1994, с. 177). С введением в действие части второй ГК утратило силу Положение о чеках, утв. Постановлением Верховного Совета РФ от 13 февраля 1992 г. (ст. 2 Вводного закона к ч. 2 ГК). 
В имущественном обороте чеки в основном выполняют функцию средства платежа и расчета. В чековых отношениях участвуют три лица - чекодатель, банк - плательщик и чекодержатель (ремитент). Круг этих лиц может быть расширен в результате передачи чека по индоссаменту или предоставления гарантии платежа по чеку (аваль). Чекодержатель - это кредитор, перед которым обязан плательщик, а в случае неоплаты чека - и чекодатель. 
Основанием для выдачи чека является соглашение между чекодателем и плательщиком (чековый договор), согласно которому последний обязуется оплатить чеки при наличии у него средств, находящихся на счете. Во исполнение договора плательщик выдает чекодателю чековую книжку. Чек должен соответствовать формальным требованиям закона (о реквизитах чека см. п. 1 коммент. к ст. 142 ГК). 
Чеки делятся на именные, ордерные и предъявительские. В отличие от векселя чек не предъявляется к акцепту. Однако платеж по чеку может быть обеспечен посредством аваля. Авалист (им может быть любое лицо, за исключением плательщика) должен указать, за кого он поручается. О правах и обязанностях авалиста см. ст. 361 - 367 ГК и коммент. к ним. 
Платеж по чеку, своевременно предъявленному к оплате (срок действия чека составляет 10 дней с момента его выписки), должен быть совершен немедленно и в полном объеме. Оплата чека производится в порядке, предусмотренном для инкассового поручения (ст. 875 ГК). Отказ от оплаты может быть удостоверен не только совершением нотариусом протеста, что регулируется Инструкцией о порядке совершения нотариальных действий государственными конторами РСФСР, но и соответствующей отметкой плательщика либо инкассирующего банка (ст. 883 ГК). 
Чекодержатель в случае отказа плательщика от оплаты чека вправе по своему выбору предъявить иск к чековым должникам (чекодателю, авалистам, индоссантам), несущим перед ним солидарную ответственность, и потребовать от них оплаты суммы чека, своих издержек на получение оплаты и процентов в соответствии с п. 1 ст. 395 ГК.

5. Депозитными и сберегательными сертификатами признаются ценные бумаги, представляющие собой письменные свидетельства банка о вкладе денежных средств, удостоверяющие право владельца на получение в установленный срок суммы вклада и процентов по ней в любом учреждении данного банка. 
Сберегательные сертификаты выдаются вкладчикам - гражданам, а депозитные - юридическим лицам. Правовое регламентирование названных ценных бумаг осуществляется ст. 844 ГК и Правилами по выпуску и оформлению депозитных и сберегательных сертификатов, утв. ЦБР 10 февраля 1992 г. (см. Правовое регулирование рынка ценных бумаг в Российской Федерации. М., 1994, с. 217). 
Сертификаты должны иметь следующие реквизиты: 1) наименование "депозитный (или сберегательный) сертификат"; 2) указание оснований выдачи сертификата (внесение депозита или сберегательного вклада); 3) дата внесения вклада; 4) размер вклада; 5) безусловное обязательство банка возвратить сумму, внесенную в качестве вклада; 6) дата востребования вклада; 7) ставка процента за пользование вкладом; 8) сумма причитающихся процентов; 9) наименование и юридический адрес банка - эмитента; 10) подписи двух лиц, уполномоченных банком на подписание обязательств, закрепляемые печатью банка. 
Депозитные и сберегательные сертификаты не могут использоваться в качестве расчетных и платежных документов. Они бывают именными и на предъявителя. Срок обращения депозитного сертификата ограничивается одним, а сберегательного - тремя годами. При досрочном предъявлении сертификата проценты по нему выплачиваются по пониженной ставке, установленной банками при выдаче сертификата. Если же срок получения депозита или вклада по сертификату просрочен, то такой сертификат признается документом до востребования, т.е. банк должен оплатить указанную в сертификате сумму по первому требованию его владельца.

6. Банковская сберегательная книжка на предъявителя является ценной бумагой, удостоверяющей внесение в банковское учреждение денежной суммы и право ее владельца на получение этой суммы в соответствии с условиями денежного вклада. Правовые условия выдачи и обращения банковской сберегательной книжки на предъявителя содержатся в ст. 834 - 843 ГК и Законе о банках (гл. IV). 
В банковской сберегательной книжке на предъявителя должны быть указаны и удостоверены банком наименование и место нахождения банка, а если вклад внесен в филиал, также его соответствующего филиала, номер счета по вкладу, а также все суммы денежных средств, зачисленных на счет, все суммы денежных средств, списанных со счета, и остаток денежных средств на счете на момент предъявления сберегательной книжки в банк. 
Владельцами подобной ценной бумаги могут быть только граждане. Передача прав, удостоверенных этой бумагой, осуществляется в порядке, установленном п. 1 ст. 146 ГК, т.е. путем простого вручения книжки.

Информация о работе Финансы и кредит