Финансы домашних хозяйств в системе финансовых отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 00:13, курсовая работа

Краткое описание

Финансы домашних хозяйств (граждан) – это денежные отношения физических лиц с другими субъектами, возникающие в процессе образования и использования денежных доходов семейного бюджета. Финансы домохозяйств, по мнению современных экономистов, занимают важное место и являются третьим звеном финансовой системы.
В данной работе будет рассмотрена одна из актуальных тем современной финансовой науки - «Финансы домашних хозяйств в системе финансовых отношений». Актуальность выбранной темы объясняется тем, что домохозяйства, став крупнейшим субъектом экономики, посредством своих финансов участвуют во всех макрорегулирующих процессах нашего общества и представляют главную силу в производстве и распределении товаров и услуг.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….…….3
I Теоретическая часть
Глава 1. Финансы домашнего хозяйства как экономическая
категория………………………………………………………………4
1.1 Сущность и функции домашних хозяйств в рыночной
экономике…………………………………………………………….4
1.2 Состав финансовых ресурсов домохозяйств………………………......7
Глава 2. Доходы и расходы домашних хозяйств..........................................10
2.1 Валовой доход домашних хозяйств…………………………………..10
2.2 Денежные доходы……………………………………………………..13
2.3 Государственное регулирование оплаты труда……………………..17
2.4 Государственные социальные трансферты………………………….20
2.5 Основные направления расходов домашних хозяйств……………...22
II Аналитическая часть
Глава 3. Проблемы финансов домашних хозяйств и пути их
решения……………………………………………………………27
3.1 Проблема бедности и пути ее преодоления……………………........27
3.2 Реально располагаемые денежные доходы населения
и замедление их роста………………………………………………...30
Заключение……………………………………………………………………...33
Список использованной литературы………………………………………..34

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 459.00 Кб (Скачать файл)

Распределение накоплений и сбережений в России крайне неравномерно между домохозяйствами. Домохозяйства, доходы которых ниже прожиточного минимума, вообще не имеют накоплений,) перед ними стоит главная задача — выжить.

II   Аналитическая часть

Глава 3.  Проблемы финансов домашних хозяйств и пути их решения.

3.1    Проблема  бедности и пути ее преодоления.

 

  В России  большая доля населения становятся  бедняками. Бедность — это низкий уровень денежных и натуральных доходов, недостаточных для удовлетворения основных жизненных (биологических) потребностей — жилья, питания, одежды, услуг. Показателем бедности страны в экономической литературе признается удельный вес населения с доходами ниже прожиточного минимума.

В России прожиточный  минимум был официально введен в 1997 г., хотя расчет его отдельными экономистами делался и раньше. Домохозяйства, насчитывающие четыре-пять человек, в 2002 г располагали на семью 6694-7534 руб. У них снижается доля расходов на питание и повышается доля натуральной продукции из личного подсобного хозяйства и из других источников поступлений.

Снижение среднедушевых  распределяющих ресурсов домохозяйств по отношению к прожиточному минимуму свидетельствует о низком жизненном уровне большой части населения России, а динамика этого соотношения — об ухудшении положения. В  2004 году 17,8% от общей численности населения членов домашних хозяйств живут ниже прожиточного минимума. Обследование бюджетов домохозяйств показывает, что бедность носит многопрофильный характер и определяется местом проживания, социальными факторами, статусом занятости, образовательным уровнем, количеством детей и др. Проживание значительного контингента населения на доходы, близкие по нынешнему прожиточному минимуму, не может быть продолжительным без явного ущерба для здоровью, без усугубляющейся деградации образа жизни, поскольку сопровождается отказом от жизненно необходимых организму благ и от пользования даже минимальным набором социально значимых, образовательных, культурных услуг. [5,с. 132]


Высокий уровень бедности российского населения требует  от государства проведения различных мероприятий по поддержанию лиц, находящихся за чертой бедности. Государственная помощь домохозяйствам должна выражаться не только в финансово-экономической защите населения, но и в правовом и организационном стимулировании индивидуально-трудовой деятельности и семейного бизнеса.

Практическая политика доходов во всем мире охватывает, по меньшей мере, три основных направления:

  • государство активно вмешивается в процесс согласования интересов работников и работодателей (трехсторонние соглашения);
  • законодательно устанавливается минимум заработной платы, соответствующий низшей границе существования;
  • обязательной индексации подлежат соответствующие виды выплат населению в случае повышения цен, тарифов, роста оплаты услуг и введения новых видов платных услуг. [8, с.202]

В России все названные  меры регулирования доходов при  формальном признании реализуются  в самом ущербном виде. Минимальный  размер оплаты труда не соответствует прожиточному минимуму: в 2004 г МРОТ 600 руб., ПМ – 2376 руб. Меры по индексации доходов осуществляются неполно и избирательно. Уровень индексации доходов должен быть объективно обусловлен для разных доходных групп. С удорожанием услуг, переходом к платности ранее бесплатных социально значимых услуг их доступность не должна снижаться. Без мер по поддержанию благосостояния низко- и среднедоходных слоев населения начатое ныне реформирование жилищной и медицинской сфер будет означать в первую очередь масштабное перераспределение и дальнейшее ограничение трудовых и социальных доходов населения. [7, с.401]

Приоритетными направлениями  решения проблемы бедности населения  на ближайший период являются:

    • последовательное повышение минимального размера оплаты труда и поэтапное приближение к прожиточному минимуму. Если исходить из того, что только заработная плата должна увеличиться до уровня, обеспечивающего всем членам семьи прожиточный минимум, то она должна возрасти в 3-4 раза. В ближайшей перспективе необходимо повысить минимальную заработную плату и ставку 1-го разряда ЕТС до прожиточного минимума трудоспособного. Она должна быть на уровне примерно 45% средней заработной пла<span class="dash041e_0441_043d_043e_0432_043d_043e_0439_0020_0442_0435_043a_0441_0442_0020_0441_0020_043e_0442_0441_0442_044

Информация о работе Финансы домашних хозяйств в системе финансовых отношений