Финансы государственных предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2012 в 22:33, доклад

Краткое описание

В пределах своих полномочий Правительство Республики Казахстан контролирует составление и исполнение государственного бюджета, проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики, осуществляет систематический контроль за исполнением Законов Республики Казахстан и иных актов, регулирующих финансовые отношения, другими органами исполнительной власти, принимает меры по устранению их нарушения.

Вложенные файлы: 1 файл

Финансы и контроль государственных предприятий.docx

— 21.44 Кб (Скачать файл)

Финансы и контроль государственных                 предприятий

Введение 

1 В пределах своих полномочий Правительство Республики Казахстан контролирует составление и исполнение государственного бюджета, проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики, осуществляет систематический контроль за исполнением Законов Республики Казахстан и иных актов, регулирующих финансовые отношения, другими органами исполнительной власти, принимает меры по устранению их нарушения.

В полномочия Правительства  Республики Казахстан входит контроль за деятельностью в области финансов подведомственных ему министерств. Направляя деятельность подведомственных ему органов по осуществлению финансового контроля, Правительство Республики Казахстан принимает правовые акты (нормативные и индивидуальные), регулирующие порядок этой деятельности. Таким образом, аппарат финансовой системы проводит свою деятельность в соответствии с Конституцией Республики Казахстан, с действующим законодательством, распоряжениями Правительства республики, решениями местных администраций, приказами, инструкциями и указаниями Министерства финансов, Министерства государственных доходов и налоговых органов. В соответствии с Конституцией Республики Казахстан в 1996 году был создан Счетный комитет по контролю за исполнением республиканского бюджета, который является высшим органом финансового контроля непосредственно подотчетным и подчиненным Президенту Республики Казахстан. Счетный комитет является внешним законодательным аудиторским органом национального уровня, отчитывающимся непосредственно перед Президентом Республики Казахстан и Парламентом. Задачами и функциями Счетного комитета являются:

 

1) контроль за исполнением законов РК и иных нормативных актов по исполнению республиканского бюджета;

2) выполнение поручений  главы государства по вопросам, связанным с использованием республиканского  бюджета,

3) контроль за поступлением  средств в республиканский бюджет и законностью их использование,

4) контроль за целевым использованием средств республиканского бюджета, выделяемых на выполнение государственных программ и финансирование государственных потребностей;

5) представление на рассмотрение  Парламенту Республики Казахстан  отчета об исполнении республиканского  бюджета.

2 Теоретические аспекты государственного регулирования финансов предприятия

Финансовый контроль - составная  часть, или специальная отрасль, осуществляемого в государстве  контроля. Наличие финансового контроля объективно обусловлено тем, что  финансам как экономической категории присущи не только распределительная, но и контрольная функции. Поэтому использование государством финансов для решения своих задач обязательно предполагает проведение с их помощью контроля за ходом выполнения этих задач. Финансовый контроль осуществляется в установленном правовыми нормами порядке всей системой органов государственной власти и органов местного самоуправления, в том числе специальными контрольными органами при участии общественных организаций, трудовых коллективов и граждан.

Значение финансового  контроля выражается в том, что при  его проведении проверяются, во-первых, соблюдение установленного правопорядка в процессе финансовой деятельности государственными и общественными  органами, предприятиями, учреждениями, во-вторых, экономическая обоснованность и эффективность осуществляемых действий, соответствие их задачам государства.

Финансовый контроль - это  контроль за законностью действий в области образования и использования денежных средств государства и субъектов местного самоуправления в целях эффективного социально-экономического развития страны и отдельных регионов.

3  Цели и задачи государственного регулирования финансов предприятий

Цель контроля - это то, что определяет содержание финансового  контроля (предупреждение нарушения финансовой дисциплины, выявление фактов нарушения финансовой дисциплины).

Субъект контроля - это лицо, осуществляющее финансовый контроль (государственные  органы, собственник, хозяйствующий  субъект).

Объект контроля - это  лицо, подвергающееся финансовому контролю (государственный орган, хозяйствующие субъекты, физические лица).

Предмет контроля - это материальные носители, содержащие сведения о финансовой, финансово-хозяйственной деятельности (первичная бухгалтерская документация, отчетная документация).

 

             Государственное регулирование  в рыночных условиях представляет  собой законодательно оформленную  систему внешнего воздействия  на финансы предприятий. Государство  формирует финансовую политику  на макро уровне и осуществляет законодательное регулирование финансов микро уровня. Оно определяет порядок образования, распределения и использования централизованных фондов финансовых ресурсов, которые служат одним из источников финансирования предприятий.

Основными направлениями  государственного регулирования финансовой деятельности предприятий являются: налоговая система, ценообразование, внешнеэкономическая деятельность, денежное обращение, кредитование, формы  платежей и расчетов, организация  обращения ценных бумаг, бюджетное  финансирование, состав и компетенция  органов государственного управления в решении финансовых вопросов, государственные  гарантии, лицензирование отдельных  видов деятельности.

                 Механизмом государственного воздействия  на предпринимательскую деятельность  являются экономические (косвенные)  и административные (прямые) методы. Они должны использоваться в  комплексе при проведении фискальной, инвестиционной, ценовой, амортизационной,  денежно-кредитной и др. политики  таким образом, чтобы не разрушить  рыночные основы, не допустить  кризисных явлений. Финансы предприятий  служат главным инструментом  государственного регулирования  экономики. С их помощью осуществляется  регулирование воспроизводства  производимого продукта, обеспечивается  финансирование потребностей расширенного  воспроизводства на основе оптимального  соотношения между средствами, направляемыми  на потребление и на накопление.

               Финансы предприятий могут использоваться  для регулирования отраслевых  пропорций в рыночной экономике,  способствовать ускорению развития  отдельных отраслей экономики,  созданию новых производств и  современных технологий, ускорению  научно-технического прогресса. 

4 Осуществление государственного финансового регулирования финансов предприятий

Централизованная бухгалтерия  представляет руководителям обслуживаемых  учреждений необходимые сведения об исполнении смет расходов в сроки, установленные главным бухгалтером централизованной бухгалтерии по согласованию с руководителями этих учреждений.

Учреждения расходуют  государственные средства в соответствии с целевым назначением, согласно утвержденным сметам, строго соблюдая финансово-бюджетную дисциплину и максимальную экономию материальных ценностей и денежных средств. Бухгалтерский учет должен обеспечить систематический контроль за ходом исполнения смет расходов, состоянием расчетов с предприятиями, организациями, учреждениями и лицами, сохранностью денежных средств и материальных ценностей.

В случаях, когда министерствам, ведомствам, управлениям (отделам) администрации  разрешено в установленном порядке централизовать в своих сметах средства по входящим в их систему учреждениям для снабжения их материальными ценностями, учет расчетов по этим операциям осуществляется в порядке, изложенном в приложении к Инструкции по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях. Руководители министерств, ведомств, учреждений и их бухгалтерских служб, главные бухгалтеры централизованных бухгалтерий осуществляют руководство организацией бухгалтерского учета и отчетности, контроль за исполнением смет расходов учреждениями своей системы.

5  Нормативно-правовое регулирование

Нормативно-правовое регулирование  финансово-хозяйственной деятельности бюджетных организаций

При централизации учета  за руководителями обслуживаемых учреждений сохраняются права распорядителей ассигнованиями, в частности: право заключать договоры на поставку товаров и оказание услуг и трудовые соглашения на выполнение работ; получать в установленном порядке авансы на хозяйственные и другие нужды и разрешать выдачу авансов своим сотрудникам; разрешать оплату расходов за счет ассигнований, предусмотренных сметой; расходовать в соответствии с установленными нормами материалы, продукты питания и другие материальные ценности на нужды учреждения; утверждать авансовые отчеты подотчетных лиц, документы по инвентаризации, акты на списание пришедших в ветхость и негодность основных средств и других материальных ценностей в соответствии с действующими положениями; разрешать другие вопросы, относящиеся к финансово-хозяйственной деятельности учреждений.

6  Финансовая политика государственного регулирования финансов предприятий

Эффективность финансового  контроля во многом определяется его  рациональной организацией: четкого  определения субъектов контроля, их прав и обязанностей, сочетания  форм и методов проведения финансового контроля.

Общегосударственный финансовый контроль осуществляют органы государственной  власти и управления: Аппарат Президента, Парламент Республики Казахстан, Правительство, местные представительные органы (собрания депутатов), органы местных организаций.

В Парламенте Республики Казахстан  имеются специализированные рабочие  органы в обеих Палатах Сенате и Мажилисе комитеты по экономике, финансам и бюджета. Эти органы в процессе законопроектной работы, предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к компетенции палат, проводят контроль в сфере финансово-бюджетной деятельности за расходованием средств государственного бюджета. Экспертные оценки и заключения по финансово-бюджетным вопросам палаты направляют для принятия мер в соответствующие инстанции - министерства, ведомства, а также в Правительство республики.

Для организации контроля за исполнением указов постановлений и распоряжений Президента республики, усиления ответственности должностных лиц за неисполнение требований указанных актов в Аппарате Президента имеется организационно-контрольный отдел. В целом Аппарат Президента осуществляет контроль за деятельностью министерств, ведомств, местных администраций и других органов государственного управления.

Президент также отменяет либо приостанавливает полностью или  частично действие актов Правительства. Он назначает на должность Председателя Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета, заслушивает информацию о работе этих органов.

В пределах своих полномочий Правительство Республики Казахстан  контролирует составление и исполнение государственного бюджета, проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики, осуществляет систематический  контроль за исполнением Законов Республики Казахстан и иных актов, регулирующих финансовые отношения, другими органами исполнительной власти, принимает меры по устранению их нарушения.

В полномочия Правительства  Республики Казахстан входит контроль за деятельностью в области финансов подведомственных ему министерств. Направляя деятельность подведомственных ему органов по осуществлению финансового контроля, Правительство Республики Казахстан принимает правовые акты (нормативные и индивидуальные), регулирующие порядок этой деятельности.

Таким образом, аппарат финансовой системы проводит свою деятельность в соответствии с Конституцией Республики Казахстан, с действующим законодательством, распоряжениями Правительства республики, решениями местных администраций, приказами, инструкциями и указаниями Министерства финансов, Министерства государственных доходов и налоговых  органов.

В соответствии с Конституцией Республики Казахстан в 1996 году был  создан Счетный комитет по контролю за исполнением республиканского бюджета, который является высшим органом финансового контроля непосредственно подотчетным и подчиненным Президенту Республики Казахстан. Счетный комитет является внешним законодательным аудиторским органом национального уровня, отчитывающимся непосредственно перед Президентом Республики Казахстан и Парламентом.


Информация о работе Финансы государственных предприятий