Финансы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Августа 2013 в 17:31, доклад

Краткое описание

Традиционно финансы разделяют на публичные финансы (централизованные, государственные и муниципальные финансы) и частные финансы (децентрализованные). Последние включают в себя как корпоративные финансы (финансы организаций), так и финансы домохозяйств (личные и семейные финансы).

Вложенные файлы: 1 файл

Все о финансах.docx

— 53.21 Кб (Скачать файл)

Выделяют также фискальную и  стимулирующую функции.

Финансовые  услуги[править | править исходный текст]


Основная статья: Финансовые услуги

Общий термин для описания услуг компаний, чья деятельность связана с денежными или инвестиционными услугами.

К финансовым услугам относят следующие  виды услуг:

  • Банковские услуги
  • Инвестиционно-банковские услуги
  • Страховые услуги
  • Лизинговые услуги
  • Факторинговые услуги

Финансовые  рынки[править | править исходный текст]


Основная статья: Финансовый рынок

Финансовый рынок — это рынок (зачастую биржа), охватывающий прежде всего рынок капиталов и рынок денежных средств. Обслуживает торговлю финансовыми активами, управляет финансовыми рисками и способствует инвестициям. Принято делить финансовый рынок на

  1. Рынок капиталов — на этом рынке происходит перераспределение свободных капиталов. Рынок капиталов включает:
    • Рынок ссудного капитала, в том числе:
      • Рынок банковских ссуд;
      • Рынок долговых ценных бумаг.
    • Рынок долевых ценных бумаг
  2. Денежный рынок (рынок денежных средств) — на этом рынке происходит покупка и продажа денег.

По видам финансовых инструментов финансовые рынки различают:

  • Рынок ценных бумаг (фондовый рынок) — обращается особый вид финансового инструмента — ценные бумаги. Рынок ценных бумаг обслуживает как денежный рынок, так и рынок капиталов.
  • Валютный рынок — идёт обмен иностранной валюты и торговля производными валютными финансовыми инструментами.
  • Рынок страхования — страхование и перестрахование финансовых рисков.
  • Рынок золота — выявление реальной стоимости денег в привычном золотом стандарте.

По оценкам МВФ, текущая стоимость финансовых продуктов на мировом рынке в три с половиной раза превышает стоимость продукции реальной экономики[77].

Личные  финансы[править | править исходный текст]


Основная статья: Финансы домашних хозяйств

Личные финансовые решения зачастую сводятся к планированию личного бюджета. Распространённая методика планирования личного бюджета такова:

  1. в доходную часть бюджета заносятся все предполагаемые доходы бюджетного периода, в том числе:
    • заработок
    • причитающиеся пенсии и компенсации
    • доход от банковских вкладов
    • доход от сдачи в аренду недвижимости
    • доход от имеющихся ценных бумаг
  2. затем составляется расходная часть бюджета, включающая:
    • оплата жилья и коммунальных услуг
    • оплата питания
    • медицинское страхование
    • взносы по кредитам
    • покупка товаров длительного пользования
    • страхование рисков (собственности, здоровья и пр.)
    • пенсионные накопления
    • инвестиции

Обычно личные бюджеты составляются на 1, 3, 6 или 12 месяцев. Рекомендуется  составлять личный бюджет с профицитом в 3—5 %[источник не указан 1537 дней].

Доходы[править | править исходный текст]

Финансовые решения в доходной части личного бюджета зачастую не являются сложными — главное не упустить из виду ни один возможный источник дохода. Главный принцип: «капитал должен приносить капитал». Если имеются свободные средства производства — то они должны быть пущены в дело. Если имеется незадействованная собственность — то она должна быть сдана в аренду. Если какой-то свободный ресурс не способен принести доход и не является выгодным вложением (то есть не возрастает в цене сам по себе), то он должен быть продан, а деньги должны быть обращены в инвестиции.

Советы вроде «сменить работу на более высокооплачиваемую» не имеют  отношения к финансам. Финансы — это то, что есть в распоряжении и чем можно оперировать. Главная задача финансового управления — наиболее эффективно (то есть с наибольшей выгодой) распорядиться имеющимися финансами. В нынешних условиях кредитных денег, заполучить дополнительные финансовые ресурсы в виде кредита не представляется проблемой.

Во избежание нежелательных секвестров, в доходную часть бюджета не следует включать возможные доходы, если вероятность их получения менее 90 %. В то же время, если незапланированный доход всё-таки появится, то пути его утилизации нужно определять в оперативном порядке. Ещё один важный момент, который нужно помнить при планировании доходов — это то, что пенсии и компенсации нужно рассчитывать исходя из самой выгодной из возможных схем.

Расходы[править | править исходный текст]

В рамках процесса бюджетного планирования приходится принимать и более  сложные финансовые решения, особенно это касается расходной части  бюджета. Здесь есть множество важных советов:

  • Во-первых, при расчёте длительного бюджетного периода (6 месяцев и больше), не забудьте про инфляцию. Если что-то стоит определённую сумму в начале года, то это не значит, что в конце года цена останется прежней. Пользуйтесь прогнозом инфляции от авторитетных источников и закладывайте этот прогноз в план расходов.
  • Закладывайте в расходы предполагаемое (предварительно анонсированное) повышение расценок на продукты и услуги. Если объявлено, что тогда-то электроэнергия подорожает на определённый процент, то этот процент должен быть отражён в бюджете.
  • Разумеется, следует всегда искать наиболее дешёвые продукты и услуги, имеющиеся на рынке. Иначе основной принцип рыночной экономики — конкуренция — вообще не будет работать. Но это совсем не значит, что качеством продуктов при этом можно пренебречь. Не закладывайте в бюджет некачественные или сомнительного качества продукты и услуги. Нужно выбирать самое дешёвое, но только из приемлемой качественной категории. Это особенно относится к продуктам питания, медицинским и финансовым услугам.
  • Кредиты нужно обязательно возвращать, хотя бы для того, чтобы не испортить свою «кредитную историю» и иметь возможность получить кредит в будущем. Поэтому взносы по кредитам должны иметь высокий приоритет в списке расходов.
  • Страхование рисков — непременная часть грамотного управления финансами. Никак не менее 5 % (а лучше 8—12 %) всех личных расходов рекомендуется направлять настрахование разного вида рисков. Это общепринятая мировая практика.
  • Нахождение законной схемы снижения уплачиваемых налогов — распространённый на Западе метод сокращения расходов. Если имеется даже малейшая возможность снижения налоговых отчислений, то ей непременно надо пользоваться. Если объём налогов очень велик (и возможная экономия способна окупить услуги специалиста), то целесообразно обратиться за советом к финансовому консультанту (или даже нанять личного бухгалтера).
  • В пенсионный фонд рекомендуется откладывать 7—10 % доходов. Пенсионный фонд — это в принципе обычный долгосрочный депозитный вклад, но с минимальным заложенным риском.
  • Инвестиции — это область самых сложных финансовых решений. Часто говорят, что нужно обладать даже «особым чутьём», чтобы принимать удачные решения в этой области. Однако, если отбросить всякие мистификации, то можно сказать, что хорошее инвестиционное решение — это продукт глубокого всестороннего безэмоционального анализа рынка инвестиций.

Финансы предприятий[править | править исходный текст]


Основная статья: Финансы предприятий

Основная задача корпоративных  финансов — финансовое обеспечение деятельности организации. Также важно нахождение оптимального баланса между доходностью бизнеса и финансовыми рисками. Для обеспечения текущих финансовых потребностей бизнеса обычно берутся краткосрочные банковские кредиты. Для обеспечения долгосрочных потребностей чаще выпускаются облигации или акции без фиксированного дивиденда. Такие стратегические решения о кредитах или выпуске акций в конечном счёте определяют саму структуру капитала организации.

Другая важнейшая сторона корпоративных  финансов — это решения об инвестициях, то есть решения о вложении имеющихся свободных средств. Ведь инвестиция — это вложение свободного актива с надеждой, что он со временем увеличится в стоимости. Управление инвестициями — важнейшая сторона финансов на любом уровне, и корпоративный уровень не исключение. Перед принятием решения об инвестиции, нужно проанализировать следующие факторы:

  • соотношение между: целью — периодом времени — инфляцией — неприятием рисков — налогами
  • выбор между активной и пассивной стратегией хеджирования
  • оценка эффективности портфеля инвестиций

Финансовый менеджмент в организациях во многом схож с бухгалтерским учётом. Но бухгалтерский учёт занимается учётом уже совершённых операций (и, следовательно, учётом «исторической» финансовой информации). А финансовый менеджмент смотрит  в будущее и занимается анализом эффективности и планированием  ещё предстоящих финансовых операций.

Финансы государства[править | править исходный текст]


Основные статьи: Публичные финансы, Государственные финансы

Налоги и сборы[править | править исходный текст]

Определение понятия налог представлено в ст. 8 Налогового кодекса РФ (своеобразной «налоговой конституции»). Согласно указанному нормативному акту, налог — обязательный, индивидуально-безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности (хозяйственного ведения или оперативного управления) денежных средств, в целях обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Данное определение указывает на отличительные признаки налога от других видов платежей в бюджет: обязательность, индивидуальную безвозмездность, денежный характер (налоги нынешней налоговой системы могут иметь только денежную форму, в отличие от налоговой системы, действовавшей до введения в действие Налогового кодекса РФ) и целевую направленность платежа (для обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований).

Сборы — обязательные взносы, взимаемые с организаций и физических лиц, уплата которых является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий). Из определения видны отличия сбора от категории налога: в частности сбор, в отличие от налога, является обязательным не всегда, а только в случае когда в отношении его плательщика те или иные государственные органы совершают «юридически значимые действия», то есть присутствует момент «индивидуальной возмездности».

Налоги сегодня — важнейшая и крупнейшая часть доходов государства (фискальная функция налогов). Манипулируя налоговыми ставками, государство может влиять на экономику, активируя ту или иную экономическую отрасль (или, допустим, географический регион), или наоборот, сдерживая рост в какой-то области (регулирующая функция налога).

Налоги бывают прямыми и косвенными. Прямой налог — это налог, взимаемый государством непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика. Косвенный налог — налог на товары и услуги, устанавливаемый в виде надбавки к цене или тарифу. Косвенные налоги также действуют в форме акцизов (в том числе универсального акциза) и таможенных пошлин.

Вот основные налоги, обеспечивающие доход бюджетов бюджетной системы РФ:

  • налог на добавленную стоимость
  • налог на прибыль организаций
  • акцизы
  • налог на доходы физических лиц
  • налог на имущество организаций
  • налог на добычу полезных ископаемых
  • единый социальный налог
  • государственная пошлина
  • налог на игорный бизнес и др.

Современная налоговая система России строится на основе Налогового кодекса РФ и принятых в соответствии с ним законов субъектов и нормативных актов местного самоуправления, а также подзаконных актов различных органов исполнительной власти. Контроль за правильностью, полнотой и своевременностью внесения налогов, возложен на Федеральную налоговую службу, которая образована в составе Минфина РФ.

Информация о работе Финансы