Финансовый рынок и использование коммерческой организацией денежных средств финансового рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2012 в 08:47, курсовая работа

Краткое описание

В данной работе я попытался раскрыть основные теоретические принципы формирования и функционирования финансового рынка, способы привлечения предприятиями средств финансового рынка и на примере конкретного региона проанализировать качественный состав, проблемы и основные тенденции развития рынка финансов Алтайского края и города Барнаула в частности.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Финансовый рынок, его элементы………………………………... 4
1.1. Содержание финансового рынка………………………………….. 4
1.2. Структура финансового рынка…………………………………… 5
1.3. Условия создания и перспективы развития финансового
рынка.................................................................................................... 6
Глава 2. Способы финансирования деятельности организации………… 7
2.1. Внутренние источники финансирования деятельности
организации………………………………………………………….. 8
2.2. Основные формы внешнего финансирования
предпринимательской деятельности…………………………….. 9
2.2.1. Привлечение банковских кредитов……………………… 9
2.2.2. Основные виды банковского кредита…………………… 10
2.2.3. Эмиссия ценных бумаг…………………………………….. 12
2.2.4. Вексельное финансирование……………………………… 13
2.2.5. Коммерческое кредитование организаций……………… 15
2.2.6. Налоговый и инвестиционный налоговый кредиты….. 17
2.2.7. Факторинг как форма финансирования………………… 19
2.2.8. Лизинговые операции…………………………………....... 22 2.2.9. Финансирование организаций путем
предоставления бюджетного кредита…………………… 25
Глава 3. Региональный рынок финансов…………………………………… 27
3.1 Анализ регионального рынка финансов…………………………. 29
Заключение……………………………………………………………………… 32
Список используемой литературы…………………………………………….. 33
Приложение

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая окончательный вариант.doc

— 614.50 Кб (Скачать файл)

Облигация — это эмиссионная  ценная бумага, закрепляющая право  ее держателя на получение от эмитента облигации в предусмотренный  ею срок ее номинальной стоимости  и зафиксированного в ней процента от этой стоимости или иного имущественного эквивалента. Фирма-эмитент может выпускать облигации с единовременным сроком погашения или облигации со сроком погашения по сериям в определенные сроки.

При принятии решения о выпуске  ценных бумаг предварительно осуществляются следующие основные мероприятия:

• проводится анализ конъюнктуры фондового рынка;

• осуществляется оценка инвестиционной привлекательности эмитируемых  ценных бумаг;

• определяются цели эмиссии;

• определяется объем эмиссии;

• определяются форма, номинал  и количество эмитируемых ценных бумаг.

Решение о предполагаемой эмиссии принимается лишь на основе всестороннего предварительного анализа  конъюнктуры фондового рынка, который, как правило, включает анализ спроса и предложения ценных бумаг, динамики уровня цен их котировки, объемов  продаж ценных бумаг новых эмиссий и ряда других показателей. В результате проведения такого анализа фирма должна определить уровень чувствительности реагирования фондового рынка на появление новых эмитируемых ценных бумаг.

Кроме того, предпринимательская  организация должна оценить инвестиционную привлекательность эмитируемых ценных бумаг. Данная оценка проводится с учетом перспективности развития отрасли, в которой действует организация, конкурентоспособности производимой продукции, а также на основе анализа финансового состояния предприятия. В результате данной оценки определяется возможная степень инвестиционной предпочтительности акций данной организации по сравнению с обращающимися акциями других компаний.

Поскольку эмиссия ценных бумаг является сложным и дорогостоящим процессом, цели эмиссии должны быть достаточно значимыми с позиций стратегического развития предпринимательской организации. Основными целями эмиссии ценных бумаг могут быть следующие:

• осуществление реального  инвестирования, связанного с расширением или диверсификацией производственной деятельности;

• изменение структуры  используемого капитала, т.е. повышение  доли собственного капитала, например, с целью повышения уровня финансовой устойчивости организации;

• другие цели, которые  требуют от организации быстрой аккумуляции значительного объема капитала.

Достаточно важно также  при принятии решения об эмиссии  ценных бумаг правильно определить объем предполагаемой эмиссии. Объем  эмиссии рассчитывается исходя из потребности  в дополнительном финансировании за счет внешних источников. Наконец, организация должна определить форму, номинал и количество эмитируемых ценных бумаг.

 

 

2.2.4. Вексельное  финансирование.

 

Спорной стороной выпуска  векселей являются расчетные, торговые и депозитарные риски, которые во многом проистекают из документарной формы, которая может быть потенциальной угрозой мошенничества при отсутствии надлежащего контроля за выпуском и обращением со стороны специализированного финансового института. Кроме того, налогообложение процентов (дисконта), которые уплачивает эмитент векселей, не включается в себестоимость и выплачивается за счет чистой прибыли компании.

Положительные стороны  вексельного финансирования являются обратной стороной отрицательных черт. А именно, отсутствие жестокого регулирования делает возможным оперативную организацию финансирования, а также дает доступ к большому количеству участников фондового рынка. Отсутствует налог на операции с ценными бумагами. Кроме того, оперируя на вексельном рынке, компания зарабатывает себе благоприятный имидж и кредитную историю, которая может способствовать получению других видов финансирования.

Оптимальный метод организации  внешнего финансирования компании

Основываясь на вышеперечисленном, предположим простую, но оптимальную  схему привлечения финансовых ресурсов для нормального функционирования компании, которая может выглядеть следующим образом:

 

 

Используя схему, компания уже на первом этапе решает следующие  задачи:

  1. Оперативное покрытие кассовых разрывов;
  2. Оперативное пополнение оборотных средств;
  3. Уменьшение потенциальной вероятности покупки долгов компании в короткие сроки и на привлекательных для покупателя условиях за счет привлечения пула мелких кредиторов вместо одного, двух крупных (т.е. уменьшается возможность враждебного поглощения);
  4. Обеспечение доступа к более легкому, дешевому и с меньшими регулятивными издержками финансированию;
  5. Исключение возможности мошенничества при привлечении специализированного финансового института;
  6. Возможность управления долгом компании и его досрочного погашения;
  7. Возможность использования для расчетов с контрагентами;
  8. Создание дополнительного положительного имиджа компании среди финансовых институтов при стабильном выполнении обязательств и присутствии на финансовых рынках (так называемый PR-эффект).

Компании, решившей задачи первого этапа, становится доступным и второй этап - облигационное финансирование, которое позволяет ей решать долгосрочные задачи, делает компанию еще более прозрачной и предсказуемой для внешних и внутренних инвесторов, что в свою очередь позволяет перейти к этапу получения долгосрочного финансирования на международных рынках капитала.

Таким образом, второй и  третий этапы позволяют регулировать финансовые потоки компании при долгосрочном планировании деятельности, а первый этап - при краткосрочном.

 

Таблица 1

Эффект/результат

Банковское кредитование

Облигационные    заимствования

Вексельные заимствования

Оперативность

Нет

Нет

Да

Долгосрочность займа

Да

Да

Нет

Финансовая безопасность

Нет

Да

Да

Простота обслуживания

Нет

Да

Да

PR-эффект

Нет

Да

Да

Зарегулированность

Нет

Да

Нет

Финансовые затраты

Да (оформление кредита)

Да

Нет


 

Таблица 2

Этапы

Период

Вексельные заимствования

Облигационные займы

Международные рынки  капитала

1

3-12 месяцев

Да

-

-

2

1-3 года

-

Да

Да

3

3-10 лет

-

Да

Да


 

2.2.5. Коммерческое  кредитование организаций

 

В процессе предпринимательской  деятельности организации осуществляют взаимное кредитование. Происходит это  в связи с разницей во времени  между отгрузкой продукции, товаров, выполнением работ, оказанием услуг  и их фактической оплатой. Поэтому в денежном обороте предприятий наряду с кредитами банков присутствуют средства и других кредиторов, в том числе предприятий-поставщиков, постоянных деловых партнеров по коммерческим сделкам.

В ст. 823 ГК РФ установлено, что договорами, исполнение которых связано с передачей в собственность другой стороне денежных сумм или других вещей, определяемых родовыми признаками, может предусматриваться предоставление кредита, в том числе в виде аванса, предварительной оплаты, отсрочки и рассрочки оплаты товаров, работ или услуг.

При коммерческом кредите сделка купли-продажи  сопряжена с кредитной сделкой. Окончание торговой операции совпадает  с началом кредитной сделки, которая  будет завершена при погашении  заемщиком задолженности по ссуде. Тем самым движение товарного капитала сопровождается движением ссудного капитала. Таким образом, коммерческий кредит — это товарная форма кредита. Для предприятия-поставщика кредитная сделка не только ускоряет реализацию (покупатель приобретает товары), но и приносит дополнительный доход в форме процента, который включается в цену проданных товаров и сумму векселя. Использование коммерческого кредита облегчает реализацию товара, способствует ускорению оборачиваемости оборотных средств, что приводит к уменьшению потребности предприятия в кредитных ресурсах и в денежных средствах. Кроме того, стоимость коммерческого кредита, как правило, значительно ниже стоимости финансового кредита во всех его формах. К преимуществам данного вида кредитования относится также то, что он характеризуется достаточно простым механизмом оформления в сравнении с другими видами кредита, которыми могут пользоваться предпринимательские организации. Преимущества коммерческого кредита заключаются также в оперативности предоставления средств в товарной форме, в расширении возможностей маневрирования предприятиями оборотными средствами, в оказании финансовой поддержки предприятий друг другу. Для многих малых предприятий именно коммерческий кредит является важнейшим источником финансирования.

К недостаткам коммерческого кредита  можно отнести риск для поставщика при изменении цены товара, несоблюдении покупателем сроков оплаты, банкротстве  покупателя, а также то, что этот вид кредита предоставляется  на незначительный срок, обычно на несколько месяцев.

Укажем на особенности коммерческого  кредита, которые принципиально  отличают его от банковского:

• в роли кредитора  при коммерческом кредитовании выступают  не специализированные кредитно-финансовые организации, а предпринимательские  фирмы, связанные с производством либо реализацией товаров или услуг;

• предоставляется исключительно  в товарной форме;

• средняя стоимость коммерческого  кредита всегда ниже средней процентной ставки по банковским кредитам на данный период времени;

• плата за коммерческий кредит, как правило, включается в цену товара, а не определяется специально, через фиксированный процент от базовой суммы.

В хозяйственной практике существует несколько видов коммерческого  кредита, основные из которых показаны на рис. 4

Рис. 4 Основные виды коммерческого кредита

 

Коммерческий кредит с отсрочкой платежа по условиям контракта получил наибольшее распространение  в хозяйственной практике как  отечественных, так и зарубежных предприятий. Данный кредит оговаривается  условиями договора на поставку товаров, который заключается поставщиком и покупателем и не требует специального оформления. Поставщик после отгрузки продукции выписывает накладную с указанием размера, цены, стоимости, условий поставки и срока платежа. Эта накладная и является для покупателя основанием предоставления кредита.

Коммерческий кредит по открытому  счету используется в хозяйственных  отношениях предприятия с его  постоянными поставщиками при многократных поставках заранее оговоренного перечня продукции небольшими партиями. Условия предоставления данного вида коммерческого кредита также оговариваются в контракте на поставку продукции. В данном случае поставщик относит стоимость отгруженных товаров на дебет счета, открытого покупателю, который погашает свою задолженность в обусловленные сроки.

Коммерческий кредит с оформлением  задолженности векселем является наиболее перспективной формой. В данном случае способ оформления кредита заключается  в том, что покупатель, получив  товар, выписывает вексель с указанием  срока платежа. Вексельный оборот по коммерческому кредиту обслуживается простыми и переводными векселями.

Коммерческий кредит в форме  консигнации представляет собой  вид комиссионной операции, при которой  поставщик отгружает товары на склад  торгового предприятия с поручением реализовать его. Расчеты с поставщиком осуществляются лишь после того, как поставленный товар реализован.

Следует отметить, что в российских условиях хозяйствования такая форма  кредитования, как коммерческий кредит, ограничена. Ее распространению объективно препятствуют ненадежность партнерских связей, недостатки хозяйственного права, инфляция.

 

2.2.6. Налоговый  и инвестиционный налоговый кредиты

 

Налоговый кредит. В Налоговом  кодексе РФ (ст. 65) предусмотрена  возможность получения организацией налогового кредита, который представляет собой изменение срока уплаты налога от трех месяцев до одного года в следующих случаях:

• при причинении предприятию  ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или  иных обстоятельств непреодолимой  силы;

• при задержке предприятию  финансирования из бюджета или оплаты выполненного этим предприятием государственного заказа;

• при угрозе банкротства  предприятия в случае единовременной выплаты им налога.

В случае предоставления налогового кредита по первым двум основаниям проценты на сумму кредита не начисляются. Если же кредит предоставлен по последнему основанию, проценты на сумму задолженности начисляются исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей в период предоставления налогового кредита.

Налоговый кредит может быть предоставлен по одному или нескольким налогам на основании заявления предпринимательской фирмы. При этом он оформляется договором установленной формы между соответствующим уполномоченным органом и предприятием-заявителем.

Договор о налоговом кредите должен содержать: сумму задолженности с указанием на налог, по уплате которого предоставлен налоговый кредит; срок действия договора; начисляемые на сумму задолженности проценты; порядок погашения суммы задолженности и начисленных процентов; документы об имуществе, которое является предметом залога, либо поручительство; ответственность сторон.

Инвестиционный налоговый  кредит. Инвестиционный налоговый кредит также является формой внешнего финансирования деятельности предпринимательских  фирм. В соответствии со ст. 66 части первой НК РФ инвестиционный налоговый кредит представляет собой такое изменение срока уплаты налога, при котором организации при наличии соответствующих оснований предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов. Данный кредит может быть предоставлен по налогу на прибыль, а также по региональным и местным налогам на срок от одного года до пяти лет. Данная форма кредита может быть предоставлена организации, являющейся налогоплательщиком, в следующих случаях:

Информация о работе Финансовый рынок и использование коммерческой организацией денежных средств финансового рынка