Финансовый рынок Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 14:53, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение финансового рынка Российской Федерации.
Задачи моей работы: - дать четкое определение финансового рынка и его основных сегментов; - изучить характерные черты и показатели работы основных сегментов финансового рынка РФ; - определить влияние мирового финансового кризиса на финансовый рынок РФ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I ФИНАНСОВЫЙ РЫНОК: ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ 6
1.1.Финансовый рынок. Классификация финансовых рынков 6
1.2. Сегменты финансового рынка. 9
ГЛАВА II РАЗВИТИЕ ФИНАНСОВОГО РЫНКА РОССИИ. 15
2.1.Ресурсы иностранных финансовых рынков. 15
2.2.Государственное регулирование финансового рынка РФ.. 16
2.3. Повышение доверия инвесторов. 18
ГЛАВА III СТРУКТУРА ФИНАНСОВЫХ РЫНКОВ РОССИИ 19
3.1 Рынок кредитов России 19
3.2 Рынок драгоценных металлов России. 21
3.3 Рынок ценных бумаг России. 23
3.4 Валютный рынок РФ 26
3.5 Страховой рынок РФ 27
3.6 Российский финансовый рынок в условиях мирового финансового кризиса 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 37

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая финансовый рынок.попытка №2.docx

— 66.48 Кб (Скачать файл)

Минимальный размер уставного  капитала для создаваемых банков на день подачи ходатайства о государственной  регистрации и выдаче лицензии в  территориальное учреждение Банка  России должен составлять сумму, эквивалентную 180 млн. рублей. В последние годы рынок кредитов активно развивался. На 1 января 2008 г. в Российской Федерации действовало 1136 кредитных организации с 3455 филиалами. Объем рынка кредитов и его структуру иллюстрирует приложение. Как можно видеть из таблицы, объемы кредитов, предоставляемые всем видам заемщиков, неуклонно возрастали на протяжении 2008 – 2010гг. Для предоставления кредитов коммерческие банки должны привлекать средства физических и юридических лиц и таким образом обеспечивать формирование своих финансовых ресурсов. Следовательно, обратной стороной рынка кредитов является рынок депозитов. Для привлечения средств на срок или до востребования банк может заключить договор банковского вклада (депозита). В соответствии с ГК РФ по договору банковского вклада (депозита) одна сторона (банк), принявшая поступившую от другой стороны (вкладчика) или поступившую для нее денежную сумму (вклад), обязуется возвратить сумму вклада и выплатить проценты на нее на условиях и в порядке, предусмотренном договором. Для хранения средств клиентов, необходимых для обеспечения их текущей деятельности, заключается договор банковского счета. По договору банковского счета банк обязуется принимать и зачислять поступающие на счет, открытый клиенту (владельцу счета), денежные средства, выполнять распоряжения клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проведении других операций по счету. Банк может использовать имеющиеся на счете денежные средства, гарантируя право клиента беспрепятственно распоряжаться этими средствами.

3.2 Рынок драгоценных металлов России

    Россия, как страна, обладающими собственными значительными запасами и месторождениями драгоценных металлов, имеет практически все необходимые предпосылки для развития внутреннего рынка драгоценных металлов. В последние годы на создание рынка оказали положительное влияние такие факторы, как: формирование основных участников рынка; рост объемов добычи металлов и соответственно рост предложения; приток иностранных инвестиций в добывающую отрасль; увеличение промышленного потребления; повышение спроса со стороны частных инвесторов; формирование цены на металлы с учетом конъюнктуры мирового рынка. В РФ более развит первичный рынок, основными участниками которого выступают предприятия добывающей и перерабатывающей промышленности. На вторичном рынке наибольшее развитие получили межбанковский, оптовый и экспортный рынки. В стадии развития находится розничный сектор, а биржевой только формируется. Субъекты добычи и производства драгметаллов представлены на первичном рынке предприятиями золотоплатиновой промышленности. В качестве институциональных инвесторов выступают государственные органы в лице государственного учреждения по формированию Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ, хранению, отпуску и использованию драгоценных металлов и драгоценных камней (Гохран России), уполномоченных органов исполнительной власти субъектов РФ и Банка России, специально уполномоченных банков[1;27].

Первичный рынок золота и  прочих драгметаллов в РФ представлен  тремя секторами:

1. прямой внутренний, субъектами  которого выступают государственные  органы, за исключением ЦБ РФ, уполномоченные банки и промышленные  предприятия, так как они в  соответствии с законодательством  могут приобретать металл у  производителей с целью стратегических  или промышленных запасов. Кроме  того, они могут использовать  драгоценные металлы для проведения  операций на внутреннем и внешнем  рынках. Уполномоченные банки приобретают  металл для формирования собственных  активов или его реализации  на вторичном рынке, а также  по поручению клиентов;

2. посреднический внутренний, на котором операции проводят  уполномоченные банки, реализующие  драгоценный металл промышленным  потребителям и ЦБ РФ. Законодательно  ЦБ РФ не имеет права проводить  операции напрямую с производителями  металлов и свои права на  покупку может реализовать только  через посредничество уполномоченных  институтов. Приобретенные драгоценные  металлы ЦБ РФ может направлять  на увеличение золотых резервов (однако на практике они уже  длительный период остаются без  изменений), на чеканку монет с  последующей их реализацией коммерческим  банкам и на проведение операции  на внутреннем и внешнем рынках;

3. прямой экспортный, субъектами  которого являются добывающие  компании, имеющие право самостоятельно  экспортировать драгоценные металлы  их потребителям - иностранным покупателям.

Вторичный рынок представлен  более широким кругом участников и операций. Кроме участников первичного рынка это и частные инвесторы. Помимо сделок с металлами в физической форме на вторичном рынке проводятся операции в обезличенном виде (обезличенные металлические счета, ценные бумаги), которые имеют значительное преимущество над первыми, поскольку не облагаются НДС. Ведущее место на вторичном  рынке занимают коммерческие банки. Однако расширению их деятельности, с  одной стороны, препятствует низкий уровень спроса, а с другой - неразвитость нормативной базы, взимание НДС при  операциях со слитками и монетами, отсутствие полностью сформированной рыночной инфраструктуры. Важный шаг в развитии рынка золота был сделан в июне 2006 г. Российская торговая система (РТС) и рамках своей срочной секции FORTS начала торговать фьючерсными контрактами на золото. Первая «номинальная» сделка по фьючерсному контракту на золото была заключена с расчетом в июле по цене 626,5 долларов за унцию. Только в течение одного дня торгов заключено 70 сделок на 46, 793 млн руб. Фьючерсы и опционы на золото это уникальные финансовые инструменты, которые обеспечивают всем желающим лицам доступ на рынок золота. Это способ торговли золотом по мировым ценам, альтернатива традиционным инвестициям в золото, таким как слитки, монеты, акции золотодобывающих предприятий и обезличенные металлические счета. По удобству покупки и продажи активов, а также по транзакционным издержкам фьючерсные и опционные контракты значительно превосходят остальные способы инвестиций в золото.

3.3 Рынок ценных бумаг России

    Рынок ценных бумаг в России - это молодой динамичный рынок с быстро нарастающими объемами операций, с различными финансовыми инструментами и диверсифицированной регулятивной и информационной инфраструктурой[18;64].

Важное значение в организации  рынка ценных бумаг имеет фондовая биржа. Деятельность фондовых бирж в  России регулируется Федеральным законом  «О рынке ценных бумаг» и Федеральным  законом «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг.

К обращению на фондовой бирже допускаются:

1. ценные бумаги в процессе  размещения и обращения, прошедшие  предусмотренную Федеральным законом процедуру эмиссии и включенные фондовой биржей в список ценных бумаг, допускаемых к обращению на бирже в соответствии с ее внутренними документами.

Ценные бумаги, не включенные в список обращаемых на фондовой бирже, могут быть объектом сделок на бирже  в порядке, предусмотренном ее внутренними  документами;

2. иные финансовые инструменты  в соответствии с законодательством  Российской Федерации.

Рынок государственных ценных бумаг обычно занимает ведущее место (до 50%) в общем объеме рынка ценных бумаг (государственных и корпоративных). Российские государственные ценные бумаги по своим масштабам преобладают  и на фондовом рынке в России.

Хотя число видов государственных  ценных бумаг, обращающихся на российском рынке, достаточно велико, первенство прочно захватили облигации федерального займа (ОФЗ). Доходность ОФЗ различных  видов составляла в 2008 – 2010 гг. от 5,3 до 7,1%. Между тем, в 90-е гг. их доходность доходила до 100% годовых и более, что, в конечном итоге, и привело к дефолту 1998 г[10;151].

Рынок государственных облигаций  в своей большей части является централизованным фондовым рынком. Ядром  этого рынка стала Московская межбанковская валютная биржа (ММВБ), на которой сосредоточены торговая, расчетная и депозитарная системы, обеспечивающие на современном уровне организацию торговли основными видами государственных ценных бумаг в режиме компьютерных торгов. Российский рынок корпоративных акций условно делится на две части: рынок наиболее ликвидных акций, насчитывающий акции примерно 20-30 компаний, относящихся к отраслям нефтегазодобычи, электроэнергетики, телекоммуникаций, металлургии, транспорта, которые постоянно продаются и покупаются по рыночным ценам; и рынок всех остальных акций, прежде всего региональных предприятий, которые практически отсутствуют в свободном обращении, а это акции порядка 40 000 акционерных обществ открытого типа. Кроме эмитентов, к числу участников фондового рынка в настоящее время можно отнести около 3000 инвестиционных компаний, свыше 2000 коммерческих банков, порядка 1000 страховых организаций и столько же негосударственных пенсионных фондов. Привлекательность российского фондового рынка обусловлена: высокой доходностью вложений в акции; стабильной макроэкономической ситуацией (за счет высоких цен на экспортируемое сырье); укреплением курса рубля по отношению к доллару; отменой требований резервирования средств при проведении валютных операций, установленных законодательством о валютном регулировании и валютном контроле (после чего доля нерезидентов на российском рынке резко выросла); переизбытком ликвидности на глобальных рынках в результате низких процентных ставок. Российский рынок догнал ведущие развивающиеся рынки по показателю «цена акции/прибыль», и российские компании перестали быть недооцененными. Повышение ликвидности рынка акций вызвало заметный рост капитализации российских компаний и динамики волатильности цен акций. Капитализация российских компаний выросла с 472 млрд. долл. до 908 млрд, или в 1,9 раза. Россия после Китая стала крупнейшим развивающимся рынком. Более быстрыми темпами, чем капитализация, росли показатели ликвидности биржевого рынка акций. Объем биржевых торгов акциями на фондовых биржах ММВБ, РТС и Санкт-Петербург увеличился с 180,2 млрд. долл. до 597,0 млрд, или в 3,3 раза. По размеру капитализации российские биржи переместились с 19-го на 15-е место в мире, опередив рынки Республики Корея, Индии, Бразилии и Тайваня. Позитивным фактором биржевого рынка акций в России явился также заметный рост показателя оборачиваемости акций, рассчитываемого в международной практике путем деления среднемесячного биржевого оборота акций на сумму рыночной капитализации.

3.4 Валютный рынок РФ

   Органами валютного регулирования в Российской Федерации являются Центральный банк РФ и Правительство РФ. Основным законодательным актом, регулирующим валютные отношения, валютное регулирование и валютный контроль в Российской Федерации, является Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле».

В настоящее время в  Российской Федерации действует  режим плавающего валютного курса, который зависит от спроса и предложения  рубля на валютных биржах страны, в  том числе на ММВБ. Рубль не является полностью конвертируемой валютой. Основной задачей курсовой политики Банка России остается защита и обеспечение  устойчивости рубля путем сглаживания  резких колебаний его валютного  курса, не обусловленных наличием устойчивых экономических тенденций. В течение всего периода существования российского валютного рынка конверсионные операции Банка России, направленные на решение этой задачи, воздействовали на динамику курса рубль/доллар США. При этом обеспечение стабильности номинального курса доллара США к рублю приводило к значительным колебаниям рублевого курса других значимых для Российской Федерации иностранных валют, включая евро. С учетом сложившейся в настоящее время роли Европейского Союза в системе внешнеэкономических связей России и возрастания роли евро в качестве второй ведущей мировой валюты существующий «долларовый» подход к определению показателей устойчивости рубля перестал отвечать задачам курсовой политики Банка России. Банк России с 1 февраля 2005 г. перешел к использованию в качестве операционного ориентира курсовой политики стоимости корзины валют, состоящей из 0,1 евро и 0,9 доллара США. По мере адаптации участников внутреннего валютного рынка к работе в новых условиях Банк России пересматривал состав бивалютной корзины в сторону повышения доли евро: с 15 марта 2005 г. она состояла из 0,2 евро и 0,8 доллара США, в настоящее время она состоит из 0,45 евро и 0,55 доллара США.

3.5 Страховой рынок РФ

    Развитие российского страхового рынка во второй половине 2000-х гг. можно охарактеризовать как период устойчивого роста, причем как количественного, так и качественного. Накануне мирового финансового кризиса участники рынка казались «окрепшими» и готовыми к последующим шагам по повышению платежеспособности и освоению новых видов страхования. Успешно пройдя все этапы повышения капитализации, разделение на «жизнь» и «не-жизнь», страховщики активизировали сделки по слиянию и поглощению, что не замедлило отразиться на росте концентрации рынка. Сейчас количество проводивших операции страховщиков, осуществляющих как ОМС, так и иные виды страхования, постепенно сокращается; за пять лет рынок покинула почти треть участников. Так, если в 2008 году, страховую деятельность осуществляли 1077 организаций, то в 2009 году их число сократилось до 786. В конце 2010 года их число сократилось до 702. Крупнейшими страховыми компаниями являются: «Росгосстрах», «РОСНО», «Ингосстрах», «Россия», «СОГАЗ». Темп прироста уставного капитала страховщиков сократился, что является результатом взаимодействия двух процессов на страховом рынке:

медленное изменение количества крупных страховщиков, обладающих уставными  капиталами более 500 млн. руб. Уставные капиталы именно этих страховщиков составляют почти 70% в суммарном уставном капитале на страховом рынке;

быстрое сокращение количества компаний с уставными капиталами до 120 млн. руб., чему способствовала политика ФССН очистки страхового рынка от страховщиков с недостаточной капитализацией и/или осуществляющих схемные операции.

Указанный период оказался весьма насыщенным с точки зрения введения законодательных новшеств. Упрощенный порядок оформления ДТП  при мелких авариях, не повлекших  нанесение вреда жизни и здоровью, а также процедура прямого  урегулирования убытков, позволяющая  потерпевшему обращаться в «свою» страховую  компанию, - эти нововведения улучшили ОСАГО с точки зрения потребителя  и позволили страховщикам удерживать страхователей неценовым способом. Важным событием на страховом рынке  стало также установление на законодательном  уровне Правил обязательного страхования  гражданской ответственности перевозчика  перед пассажирами воздушного судна, позволяющие реализовать нормы  и лимиты ответственности, предусмотренные  в Воздушном кодексе Российской Федерации.

3.6 Российский финансовый рынок в условиях мирового финансового кризиса

    Накануне кризиса российская экономика демонстрировала очень хорошие макроэкономические показатели: значительный профицит бюджета и счета текущих операций, быстрый рост золотовалютных резервов и средств в бюджетных фондах. Вместе с тем в последние годы было допущено некоторое ослабление денежно-кредитной и бюджетной политики. Так, в 2010 г. расходы федерального бюджета увеличились в реальном выражении на 24,9%, то есть их рост более чем в три раза превышал рост ВВП. В экономике сформировались устойчиво низкие процентные ставки, фактически отрицательные в реальном выражении, что привело к бурному росту кредитования. Естественным результатом стал "перегрев" экономики. С одной стороны, это способствовало усилению инфляционного давления, а с другой - быстрому наращиванию внешних заимствований. Всего за три года (2008 - 2010) внешний долг негосударственного сектора увеличился почти в четыре раза. На начало 2008 г. он составил 108 млрд. долл. США, а на конец 2010 г. - 417,2 млрд. Быстрый рост государственных расходов и импорта маскировался повышением цен на нефть и другие товары российского экспорта. Однако фактически описанные процессы делали российскую экономику уязвимой к воздействию глобального кризиса. Привлечение российскими банками средств на мировом рынке капитала позволило им проводить экспансию на кредитном рынке, что привело к повышению доступности денежных ресурсов и снижению ставок на внутреннем рынке заимствований. Чистая международная инвестиционная позиция кредитных организаций устойчиво ухудшалась. В конце 2009 г. ее значение составило -20,827 млрд. долл. США, а в конце III квартала 2010 г. - -99,651 млрд. Снижение цен на нефть и ограничение заимствований на внешнем рынке вызвали существенное ослабление платежного баланса во втором полугодии 2010 г. Чистый приток частного капитала в размере 83 млрд. долл. США в 2009 г. превратился в его чистый отток в размере 130 млрд. долл. В последнее время замедление темпов роста кредитного портфеля приняло ярко выраженный характер. В ноябре 2009 г. по сравнению с октябрем объем выданных кредитов населению даже сократился на 0,7%, прирост банковских кредитов предприятиям составил всего 0,7%. По итогам 2009г. задолженность перед кредитными организациями нефинансовых организаций выросла на 32,6% против 46,9% за тот же период 2010 г. На динамику банковских кредитов в 2010 г. оказало влияние и то, что в период кризиса многие организации начали сворачивать инвестиционные программы, сокращать текущие расходы. Банки стали ужесточать требования к финансовому состоянию граждан в связи с возрастающими рисками непогашения кредитов (снижение покупательской способности, увеличение числа безработных). В ближайшее время банкам придется больше внимания уделять привлечению ресурсов с внутреннего рынка. Ожидается, что в период до 2011 г. внешние условия развития российской экономики ухудшатся по сравнению с предшествующим трехлетним периодом. Ожидаемое в текущем году замедление роста спроса в группе стран – ведущих импортеров российских товаров, снижение темпов роста потребительских цен в группе стран – ведущих поставщиков товаров в Россию, а также низкие цены на сырьевые товары будут воздействовать на российскую экономику в направлении ограничения темпов экономического роста и сдерживания инфляции. В зависимости от сценарных вариантов развития экономики Банк России предполагает увеличение денежного агрегата М2 в 2010 и 2011 гг. 16 - 25% и 14 - 22% соответственно. Переход к формированию денежного предложения преимущественно за счет увеличения валового кредита банкам при снижении роли прироста чистых международных резервов позволит более эффективно использовать процентные инструменты денежно-кредитного регулирования, сделать действенным процентный канал трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики. В то же время уменьшение присутствия Банка России в операциях на внутреннем валютном рынке даст возможность повысить гибкость курсовой политики, осуществить постепенный переход к режиму свободно плавающего валютного курса. В начале развития кризисных процессов в мировой экономике Банк России поддерживал неизменный курс национальной валюты по отношению к бивалютной корзине. Это сопровождалось снижением международных резервов и сокращением денежной массы. С середины ноября 2008 г. он приступил к плавному ослаблению национальной валюты посредством постепенного расширения коридора допустимых колебаний стоимости бивалютной корзины. За 2009 г. реальный эффективный курс рубля к иностранным валютам укрепился на 4,5%, в том числе в декабре по отношению к ноябрю ослабел на 3,6%. На начальном этапе для поддержки банковской ликвидности Минфин России размещал свободные средства федерального бюджета на депозитах коммерческих банков. Кроме того, в 2010 г. на внутреннем финансовом рынке были размещены средства ГК «Фонд ЖКХ» (180 млрд. руб.), ГК «Роснано» (130 млрд. руб.), а также Фонда национального благосостояния (175 млрд. руб.).

Информация о работе Финансовый рынок Российской Федерации