Финансовые вопросы охраны окружающей среды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2013 в 19:03, курсовая работа

Краткое описание

Современный мир не мыслим без заводов и фабрик, производящих продукцию, необходимую для жизни современного человека. Но при этом стало почти правилом наплевательское отношение к окружающей среде со стороны работников этих предприятий, которые пытаются обойти природоохранные нормы под видом того, что производят продукцию первой необходимости. Но нельзя забывать, что самой первой необходимостью для человека должна быть среда, в которой он живет. Но в современном рыночном мире бороться за окружающую среду лучше всего экономическими методами, с помощью экономических рычагов. Сейчас в нашей стране делаются попытки создать действенные механизмы рационального природопользования, определенные успехи уже достигнуты, но эту работу нужно продолжать.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы финансов охраны окружающей среды
1.1 Понятие об охране окружающей среды……………………………………..6
1.2 Содержание финансов охраны окружающей среды………………………..8
1.3 Механизм и методы регулирования охраны окружающей среды……...............................................................................................................14
Глава 2. Анализ финансов охраны окружающей среды Российской Федерации
2.1 Состояние современного финансирования охраны окружающей среды в России…………………………………………………………………………….23
2.2 Анализ бюджетных расходов на охрану окружающей среды в 2010 – 2013 гг…………………………………………………………………………………..27
2.3 Перспективы развития финансов охраны окружающей среды в России...29
Заключение…………………………………………………………………….…37
Список литературы……………………………………………………………....39

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая на диск.docx

— 77.85 Кб (Скачать файл)

        Бюджетные ассигнования федерального бюджета по разделу «Охрана окружающей среды» приведены в следующей таблице.

 

2010 год (сводная бюджетная  роспись)

2011 год (проект)

2012 год (проект)

2013 год (проект)

Объем, млрд. рублей

13,3

16,8

17,4

16,7

изменения к предыдущему  году:

       

млрд. рублей

 

3,6

0,6

-0,7

в%

 

26,7

3,5

-4,2

доля в общем объеме расходов, %

0,13

0,16

0,15

0,14

доля в ВВП, %

0,03

0,03

0,03

0,03

Без учета межбюджетных трансфертов, млрд. рублей

12,7

16,2

16,8

16,1

изменения к предыдущему  году:

       

млрд. рублей

 

3,5

0,6

-0,7

в%

 

27,4

3,6

-4,2

Межбюджетные трансферты, млрд. рублей

0,6

0,6

0,6

0,6

доля в разделе, %

4,3

3,9

3,7

3,6


Анализ динамики расходов федерального бюджета по законопроекту  по данному разделу показывает, что  расходы как в целом по разделу, так и без учета межбюджетных трансфертов увеличиваются по сравнению  со сводной бюджетной росписью на 2010 год. В 2013 году по сравнению с 2010 годом  увеличение составит 25,6 %, без учета  межбюджетных трансфертов - 26,5 %.

В соответствии с пояснительной  запиской к законопроекту расходные  обязательства по данному разделу  определяются федеральными законами, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, регулирующими деятельность органов  исполнительной власти в части охраны окружающей среды, вопросы охраны атмосферного воздуха, животного мира, науки и  научно-технической политики, федеральных  целевых программ.

          Расходы федерального бюджета по разделу «Охрана окружающей среды» в соответствии с ведомственной структурой в 2011 - 2013 годах будут осуществлять 5 главных распорядителей бюджетных средств. Наиболее крупные из них - Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования, на которые в 2011 - 2013 годах будет приходиться 95 % расходов по данному разделу.

          В структуре раздела расходы на обеспечение руководства и управления в сфере установленных функций Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, на обеспечение деятельности федеральных государственных учреждений, осуществляющих государственные услуги в области гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды, и на иные вопросы в области охраны окружающей среды в 2010 году составляют 73,8 % общего объема расходов по данному разделу, на охрану объектов растительного и животного мира и среды их обитания - 23,8 %.

           По данным отчета за 2009 год, исполнение расходов федерального бюджета по разделу «Охрана окружающей среды» составило 13,0 млрд. рублей, что на 0,3 млрд. рублей, или на 2,5 %, меньше сводной бюджетной росписи с изменениями на 2009 год.[1]

 

 

 

2.3 Перспективы развития финансов охраны окружающей среды в России

          Формирование устойчивой системы финансирования природоохранной сфере требует создания гармоничного финансово-кредитного механизма регулирования природопользования, включающего следующие звенья:

- финансирование экологических программ и природоохранных мероприятий из средств бюджетов различных уровней;

- развитию систему территориальных природоохранных фондов, инновационных экологических фондов, природоохранных фондов предприятий;

- систему экологических банков;

- привлечение средств из фондов экологического страхования;

- привлечение средств Мирового банка и Европейского банка реконструкции и развития, а также иностранных фондов, организаций и фирм к финансированию экологической сферы;

- использование собственных средств предприятий на природоохранные нужды;

- систему льготных экологического инвестиционного кредита.

          Если первые два источника финансирования природоохранной деятельности предусмотрены законодательством постсоветских республик, равно как и средства юридических лиц (в том числе иностранных) то создание системы экологических банков в странах с переходной экономикой пока не произошло. В условиях становления рыночных отношений необходимость создании таких специализированных банков обусловлено:

1) ограниченностью бюджетных  возможностей финансирования экологической сферы;

2) необходимостью льготных  условий кредитования природоохранных  программ; природопользование охрана финансовая система

3) растянутостью сроков  окупаемости экологических затрат и, следовательно, повышенной степенью банковского риска;

4) возросшей потребностью  предприятий в дополнительных  средствах, вызванной введением  платности природопользования. [25]

          Экологический банк может выступать как эффективный экономический центр регулирования процессов природопользования, что обусловлено получением максимально полной информации обо всех процессах, протекающих в данной сфере, аккумуляцией необходимых финансовых ресурсов и функционированием в режиме самоуправления.

Важным направлением экологизации кредитной политики является введение рейтинга банковского процента в  зависимости от экологической надежности природопользователей, поскольку высокий  уровень экологической опасности  предприятия снижает степень  гарантии возврата банковского кредита. В развитых странах такого рода рейтинги широко используются. [27]

          Существует еще один источник финансирования природоохранных мероприятий, проверенный на опыте разных стран. Это мобилизация будущих доходов государства для решения не отложенных текущих задач путем выпуска государственных займов и формирования рынка государственных ценных бумаг (экологических облигаций). Этот основанный на рыночных механизмах способ финансирования природоохранной деятельности может оказаться эффективным в условиях финансового кризиса. Экологические займы представляют собой способ привлечения средств юридических и физических лиц на условиях добровольности, срочности, возвратности и платности для дополнительного финансирования природоохранных нужд сверх текущих возможностей государства и предприятий. Эмиссию облигаций государственных экологических займов могли бы осуществлять специальные уполномоченные на это банки, но для этого необходимо принятие соответствующих нормативно-правовых актов, регламентирующих их эмиссионную деятельность. Выпуск экологических ценных бумаг должен быть экономически интересен для потенциальных инвесторов, для чего необходима прежде всего надежная защита облигаций от инфляции. Привлекательность облигации может быть усилена предоставлением их владельцам различного рода льгот, среди которых могут быть следующие:

- исключение из налогооблагаемой базы доходов, направленных юридическими и физическими лицами на приобретение экологических облигаций;

- льготные цены и условия поставки природоохранной техники, экологически чистых технологий и продуктов;

- приоритетный доступ к наиболее ценным природным объектам региона.

            Крайне важно обеспечить успешность экологического займа, регулируя эмиссию ценных бумаг с учетом реального положения дел на фондовом рынке. Но главный выигрыш от успешной организации государственного экологического займа получат не эмитенты или владельцы экологических облигаций, а общество в целом и, конечно, природа. [19]

          В соответствие с Указом № 1157 «О проведении в Российской Федерации Года охраны окружающей среды» Президента РФ Путина , 2013 год, объявлен годом охраны окружающей среды. [ 21] Конечно такой год нужен России, нужен всей земле и как можно чаще, не зависимо от того объявлен год, годом охраны окружающей среды или нет. Согласно регламенту проведения года охраны окружающей среды, президентом рекомендовано исполнительной власти субъектов Российской Федерации проводить соответствующие мероприятия. А это означает, что в 2013 году могут провести множество мероприятий по охране окружающей среды, которые разработаны соответствующими экологическими организациями, но заморожены за неимением средств на их проведение, и пылятся на полках. Возможно, за 2013 год как-то решатся, или хотя бы сдвинутся с мертвой точки вопросы с контролем над вырубающимся лесом и экспортом его за границу, вопрос о загрязнении окружающей среды различными предприятиями, вопрос с захоронением ядерных отходов и другие глобальные вопросы по защите окружающей среды.

          Российское правительство в свою  очередь подготовило план природоохранных  дел. В частности, в течение  года в зданиях, занимаемых  федеральными органами исполнительной  власти, предполагается ввести раздельный  сбор отходов. Кроме того, Росприроднадзор  организует работу прямой линии  "зеленого телефона", куда граждане  смогут обращаться с вопросами  и жалобами по вопросам экологии  и охраны окружающей среды.

         Что касается  конференций, то их будет немало. В феврале 2013 года в Петербурге  была проведена конференция государств  Балтийского региона по защите  экологии Балтики. Рослесхоз в  первой половине года проведет  в Москве всероссийскую конференцию  по защите леса. Минобрнауки и  Росгидромет в июле-августе 2013 года организуют морские экспедиции, направленные на изучение и  сохранение окружающей среды  Балтийского, Баренцева, Белого  и Карского морей. Минобрнауки  в рамках предстоящего года  поручено организовать всероссийскую  олимпиаду школьников по экологии  и всероссийский открытый урок  охраны окружающей среды в  октябре.

      Завершающим мероприятием  станет съезд экологов, который  подведет итоги года и определит  планы на будущее.

      Буквально за две  недели до конца 2012 года правительство  выполнило собственное экологическое  задание и утвердило план действий  по реализации основ госполитики  в области экологического развития  РФ на период до 2030 года. Экологи  ждали именно этого документа,  который должен был "наполнить"  рамочные основы госполитики  конкретным содержанием.

      Работа по плану  из более чем 100 пунктов начнется  уже в 2013 году — например, Минприроды  должно в следующие 12 месяцев  подготовить законопроекты о  ратификации Орхусской конвенции  и конвенции Эспо, а также проект  закона об экологическом аудите. Кроме того, МПР в следующем  году представит доклад о гармонизации  экозаконодательства в рамках  процесса присоединения России  к ОЭСР, а также свои предложения  об "актуализации нормативных  правовых и иных актов, обеспечивающих  решение задач в области экологического  развития" страны.

     "Зеленые" расходятся  в оценках нового документа:  Всемирный фонд дикой природы  (WWF) России считает, что план  соответствует основам госполитики,  которые разрабатывались при  участии фонда, тогда как Гринпис  осторожно отмечает, что нужно  еще понять, какими окажутся новые  законы, которые будут приняты  "по плану".[7]

      По решению сторон  Киотского протокола, в полночь  1 января 2013 года начался второй  период обязательств по нему  — но не для России. РФ, наряду  с Японией и Новой Зеландией,  отказалась принимать новые обязательства  по сокращению выбросов парниковых  газов в рамках протокола до 2020 года, решив действовать самостоятельно.

       Вместе с тем,  Россия, в отличие от Канады, официально  не вышла из соглашения, поэтому  еще как минимум два года  страна будет вместе со всеми  подводить итоги первого периода  обязательств в 2008-2012 годах. Кроме  того, как неоднократно заявляли  представители российской делегации  на переговорах ООН, РФ продолжит  следовать нормам протокола по  ежегодной отчетности об объемах  выбросов. Отказ РФ от Киото-2, однако, закроет дорогу для "киотских" проектов совместного осуществления,  которых с 2010 года набралось  более 150 с общим объемом сокращений  выбросов около 380 миллионов тонн CO2-эквивалента.

       Климатическая  политика вне "киотских" рамок  для России начинается с создания  межведомственной рабочей группы  при администрации президента  по изменению климата и устойчивому  развитию, которую возглавил советник  президента РФ, специальный представитель  президента по вопросам климата  Александр Бедрицкий. Состав группы, созданной в середине декабря,  определится в течение ближайшего  месяца.[7]

Информация о работе Финансовые вопросы охраны окружающей среды