Финансовые аспекты вступления РФ в ВТО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2011 в 16:30, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – рассмотреть финансовые аспекты вступления РФ в ВТО.
Основными задачами курсовой, является - рассмотрение состояние внешней торговли России на современном этапе, а также, анализ развития финансового сектора РФ после вступления.

Содержание

Введение...................................................................................................................3
1. Вступление России в ВТО в современных условиях
1.1 История развития ВТО и Основные аспекты вступления России во
Всемирную торговую организацию..........................................................5
1.2 Нормативно-правовое регулирование условий вступления
РФ в ВТО......................................................................................................8
1.3 Зарубежный опыт вступления в ВТО на примере Китая, и
перенос его опыта на Россию...................................................................11
2. Финансовые аспекты вступления России в ВТО
2.1. Состояние внешней торговли России на современном этапе..............13
2.2 Положительные и отрицательные финансовые аспекты....................15
2.3 Развитие финансового сектора РФ после вступления в ВТО..............17
3. проблемы и перспективы вступления России в ВТО
3.1 Обоснование необходимости вступления России в ВТО....................21
3.2 Основные проблемы, польза и риски вступления
России в ВТО...........................................................................................22
3.3 Анализ последствий вступления России в ВТО...................................27
Заключение...........................................................................................................30
Список использованной литературы..................................................................31

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая финансы.doc

— 160.50 Кб (Скачать файл)

       Таким образом, баланс экономических интересов России при ее вступлении в ВТО может быть на первых порах отрицательным, хотя заявления о катастрофических последствиях являются преувеличением. Существует вероятность и того, что последствия этого шага будут нейтральными для экономики в первые годы участия страны в деятельности этой организации. Реальный результат будет зависеть от условий присоединения к ВТО.  
 

       2.3 Развитие финансового сектора РФ после вступления в ВТО. 
 

       На  сегодняшний момент имеет место миф о том что, финансовый сектор умрет, и все наши деньги уйдут за границу, т. к.

       Наши  банки, страховые компании и пенсионные фонды еще слишком малы для того, чтобы конкурировать с иностранцами. Вступление в ВТО приведет к уничтожению российских финансовых институтов, иностранные банки соберут деньги населения и вывезут их за рубеж.

       Сейчас  многие высказываются за то, чтобы  продолжать защищать рынок финансовых услуг с тем, чтобы российские финансовые институты могли встать на ноги.  Однако, как показал опыт последних 10 лет, при отсутствии реальной угрозы конкуренции со стороны иностранных компаний у наших финансовых компаний отсутствуют необходимые стимулы к совершенствованию своей деятельности. Именно там, где развитие сферы услуг происходило в условиях сильной иностранной конкуренции (инвестиционные банки), российские институты сегодня вполне конкурентоспособны. Отрасли, защищенные от конкуренции – банки, страховые компании, негосударственные пенсионные фонды – большей частью не способны сегодня эффективно осуществлять свои функции.

       Неразвитость  финансовых институтов очень дорого обходится экономике. Для российской экономики надежные расчеты провести невозможно,  поэтому сошлемся на исследования для других стран. По оценкам американских экономистов  Раджана и Зингалеса, с учетом межстрановых и межотраслевых различий отрасли в странах с высоким уровнем финансового развития растут в долгосрочной перспективе в среднем на 1 % в год быстрее, причем,  от финансовой неразвитости в первую очередь проигрывают такие сложные отрасли, как машиностроение, фармацевтика, микроэлектроника и др. Отсутствие, хорошо развитого современного финансового сектора, безусловно, является одной из наиболее важных проблем для России. Если вступление в ВТО позволит эту проблему решить за счет прихода иностранных финансовых институтов и страховых компаний, то экономика России в целом от этого только выиграет.

       Примечательно, что конкуренция со стороны иностранных банков  уже начинает становиться реальностью: крупнейшие российские компании уже держат большую часть своих средств в зарубежных банках, многие вышли на иностранный рынок заимствований. К сожалению, у большинства населения выбора нет: монополия на розничном рынке принадлежит Сбербанку, который устанавливает отрицательные реальные ставки процента по депозитам.

       Либерализация рынка финансовых услуг в процессе вступления России в ВТО вряд ли повлечет за собой немедленные изменения. На сегодняшний день главным барьером для прихода иностранных банков является не законодательный порог в 12% (который так и не был исчерпан и уже отменен), а плохой инвестиционный климат. Приток банковского капитала в Россию будет происходить по мере развития рыночных институтов, снижения политического риска, реформы регулирования, роста иностранных инвестиций и развития нового российского бизнеса, в том числе мелкого и среднего, и пройдет некоторое время, прежде чем на российской банковской сцене появятся крупные иностранные игроки. Как правило, крупные международные банки и страховые компании приходят в страну вслед за своими клиентами – транснациональными корпорациями, однако огромные ниши на рынке сбережений, страховых и пенсионных услуг для населения могут также привлечь иностранные банки. Самые эффективные из российских банков смогут воспользоваться этим временем, чтобы укрепить свои позиции. Кроме того, даже после прихода иностранных финансовых институтов у российских  банков, страховых компаний и пенсионных фондов останется возможность работать на рынке розничного обслуживания населения.

       Дискуссия о либерализации контроля над  оттоком капитала напрямую не связана  с вступлением в ВТО. Безусловно, либерализация вывоза капитала повысит благосостояние потребителей, так как они получат доступ к более эффективным сберегательным инструментам: в отличие от наличных долларов (и вкладов в Сбербанк), вложенные в иностранную экономику средства приносят процентный доход.

       Не  совсем корректным, впрочем, является аргумент «для того, чтобы капитал притекал, нужно разрешить ему утекать». Капитал может притекать только в том случае, когда в стране есть прибыльные проекты для его вложения, а таковые сами собой не появятся после формальной либерализации рынка капитала. С другой стороны, если в результате этой меры приток капитала в Россию и повысится, то это может быть приток краткосрочного и часто меняющего направление своего движения капитала.

С точки  зрения развития экономики в целом, необходимо нарушить то монопольное положение, в котором в настоящий момент находятся российские банки, страховые компании и пенсионные фонды. С другой стороны, вступление в ВТО не приведет к мгновенному приходу иностранных финансовых институтов. У российских банков есть время подготовиться к конкурентной борьбе. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. проблемы и перспективы  вступления России  в ВТО 

3.1 Обоснование необходимости  вступления России  во ВТО 
 

       Политика  либерализации торговли и встраивания  в глобальную экономику сегодня  является одной из важнейших в  плане достижения высоких и устойчивых темпов экономического роста (развивающиеся экспорториентированные страны с 1970х по 1990ые увеличили средние темпы роста с 2,9% до 5%, тогда как страны, применявшие политику импортзамещения, снизили с 3,3% до 1,4%). В странах - «глобализаторах» также произошло изменение структуры экспорта в пользу продукции обрабатывающей промышленности. Чтобы быть успешной, политика либерализации требует учета особенностей структуры внутреннего рынка. Важно, чтобы у экономических агентов выработались устойчивые ожидания того, что эта политика не будет изменена в дальнейшем.

       Вступление  и членство в ВТО создает возможности  более полно участвовать в  процессах глобализации. Взятие страной  на себя обязательств в рамках ВТО  увеличивает доверие к соответствующей политике внутри страны.

       Среди членов ВТО государства и гораздо  менее значимые в мировом масштабе, чем Россия. Поэтому дальнейшее отсутствие России в ВТО – это, если хотите, признак дурного тона, если мы считаем, что законы экономики объективны и действуют неумолимо. Но нам сегодня крайне важно при вступлении в ВТО использовать те возможности, которые страна получает в рамках «периода вступления».  
 
 

3.2 Основные проблемы, польза и риски  вступления России  в ВТО. 
 

Угрозы  для экономики России при вступлении в ВТО таятся в основном в первоначальном периоде. При массовом внедрении на наш рынок международных корпораций с более высоким качеством товаров и низким уровнем издержек российские предприятия могут потерять существенную долю внутреннего рынка. «Низкий уровень производительности труда и низкое качество продукции делают крайне уязвимыми машиностроение, авиационную и автомобильную промышленности, легкую промышленность, сельское хозяйство», – говорят эксперты Международной организации труда (МОТ). Возможны довольно сильный спад производства и сокращение рабочих мест в этих отраслях.

       Данный  эффект может затронуть и смежные  отрасли, изменив всю структуру  производства в России. Увеличится зависимость от импорта, ведь присоединение  России к ВТО на диктуемых условиях откроет внутренний рынок не для инвестиций, а для иностранных товаров.

       Позитивный  эффект от вступления России в ВТО  долгосрочен. Повышение конкурентоспособности  российских предприятий может растянуться  на годы и дорого обойтись стране – произойдут массовые банкротства промышленных предприятий, снизится уровень реальной заработной платы, а также налоговых поступлений и доходной базы бюджета. Последствия такой ситуации очевидны.

       Условно проблемы присоединения России к  ВТО можно разделить на две группы:

       • проблемы доступа на международный  рынок российских товаров и услуг, определение, в связи с этим, приоритетов  развития российской экономики на ближайшее  время;

       • необходимость изменения действующего законодательства в соответствии с нормами и принципами ВТО.

       Для России нужны полный набор прав, вытекающих из участия в организации, а также временные льготы и  периоды для адаптации к отдельным  ее обязательствам.

       Пока  далеко не все отрасли отечественной  экономики готовы играть по правилам Всемирной торговой организации.

       Объективного  и независимого анализа последствий  присоединения к ВТО для предприятий, регионов, для социально-экономического развития страны в целом пока никто  не делал. А определить, где будут  наши экономические выигрыши и проигрыши от интеграции в мировую экономику, давно пора. Точно выяснить, что мы умеем лучше всех, а в каких областях конкуренцию пока не выдерживаем. Надо также учитывать, что Россия в настоящее время не располагает достаточным количеством подготовленных специалистов, готовых отстаивать интересы страны в международном торгово-экономическом сотрудничестве.

       Что предстоит решить, прежде всего? Как заявляет российская Ассоциация менеджеров, сначала «нужна кардинальная перестройка бизнес-менталитета. Предприятиям необходимо начать быструю подготовку к новым, более открытым условиям ведения бизнеса. Когда рынок откроется, будет уже поздно. Российские менеджеры должны иметь как минимум тот же уровень управленческого профессионализма, что и менеджеры международных компаний. Новые системы мотиваций и корпоративных культур необходимы для обеспечения устойчивости внутри компаний». [4. 39-41 стр.]

       Проще говоря, многие предприятия, отрасли  и регионы плохо представляют, как надо работать по международным  правилам. И это – серьезный минус быстрого присоединения к ВТО. Хотя есть и плюсы. Они заключаются в более сильных возможностях защиты продукции российского экспорта от недобросовестных ограничений на мировых рынках в первоначальном периоде. А если брать долгосрочную перспективу – в стимулировании повышения конкурентоспособности наших предприятий на внутреннем и мировом рынках за счет снижения издержек и повышения производительности труда. Быстрее расширятся рынки сбыта, возрастет привлекательность российской экономики для иностранных инвестиций и партнеров, легче будет вкладывать российские деньги в зарубежные проекты.

       Для успешной интеграции России в мировую  экономику надо принять новые, более  жесткие нормы и правила, которые  формируются в рамках транснационального бизнеса и международных организаций. Защита наших национальных интересов и повышение конкурентоспособности состоит, прежде всего, не в сохранении барьеров на пути иностранной конкуренции (хотя в определенных формах это неизбежно), а в открытости рынков, повышении прозрачности операций, доступности информации о структуре акционерного капитала компаний, переходе их на международные стандарты финансовой отчетности.

       Не  вызывает сомнений сама необходимость  интеграции России в мировую экономику, при которой, например, невозможно будет долго сохранять искаженную структуру ценообразования, поддерживаемую протекционистской политикой. А как при этом реально защитить отечественных производителей?

       Один  из путей – ослабление реального  обменного курса, при котором  импорт становится дороже. Тогда ценовое конкурентное преимущество оказывается на нашей стороне.[5.36-37 стр.] Многие эксперты финансового рынка склоняются к тому, что это – наиболее логичная политика на ближайшие годы в условиях высоких выплат по внешнему долгу и снижения экспортных цен. Но при всей своей эффективности этот инструмент не дает возможности целенаправленно изменять искаженные пропорции между отраслями, поддерживать именно те предприятия, которые смогут стать «точками роста».

       Наши  компании, естественно, начали готовиться к новым правилам игры. Для сохранения основных потребителей экспортеры выстраивают вертикально-интегрированные технологические цепочки.

       Опрос 100 руководителей ведущих российских компаний, проведенный Ассоциацией  менеджеров, подтвердил, что присоединение к ВТО на руку, прежде всего тем, кто занимается экспортом – ТЭК, металлургия, лесопромышленный комплекс, химическая промышленность.

Информация о работе Финансовые аспекты вступления РФ в ВТО