Финансово-правовой аспект ценных бумаг в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 03:53, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение финансово-правового аспекта рынка ценных бумаг в России.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
- изучить сущность и виды рынка ценных бумаг;
- рассмотреть становление и развитие рынка ценных бумаг в России;
- описать финансово-правовой аспект рынка ценных бумаг в России.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ В РОССИИ 5
1.1 Сущность рынка ценных бумаг, его виды 5
1.2 Становление и развитие рынка ценных бумаг в России 7
ГЛАВА 2. ФИНАНСОВО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ В РОССИИ 12
2.1 Финансовый аспект рынка ценных бумаг в России 12
2.2 Правовой аспект рынка ценных бумаг в России 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 28

Вложенные файлы: 1 файл

Финансово-правовой аспект ценных бумаг в РФ (курсовая БГУЭП.doc

— 134.50 Кб (Скачать файл)

В-четвёртых, с помощью  ценных бумаг реализуются принципы демократизма в управлении экономикой на микроуровне, когда решение принимается путём голосования владельцев акций, причём один голос равен одной акции, поэтому, чем больше акций, тем большее влияние имеет тот или иной совладелец на предприятие управленческих решений;

В-пятых, через покупку-продажу  ценных бумаг отдельных предприятий  государство реализует свою структурную  политику, приобретая акции «нужных» предприятий и совершая, таким  образом, инвестиции в производства, важные с точки зрения развития общества в целом.

В шестых, рынок ценных бумаг является важным инструментом государственной финансовой политики; основным рычагом, через который  реализуется данная функция, является рынок государственных ценных бумаг, посредством которого государство воздействует на денежную массу и, следовательно, на расширение или сокращение уровня ВНП.

Учитывая особый характер деятельности на фондовом рынке, во всех странах введена жесткая система  допуска организаций к работе на этом рынке. Для того чтобы осуществлять профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг, организация должна получить лицензию на право работы с ценными бумагами.

Лицензирование деятельности на фондовом рынке в России проводится с 1992 г. Первоначально эта функция  была возложена на Министерство финансов РФ, которое выдавало лицензии инвестиционным институтам для работы на фондовом рынке в качестве: посредника (финансового брокера); инвестиционного консультанта; инвестиционной компании; инвестиционного фонда.

Одновременно Министерство финансов осуществляло лицензирование деятельности фондовых бирж и фондовых отделов товарных бирж.

По мере развития фондового  рынка и расширения масштабов  деятельности необходимо было иметь  специальный государственный орган, который выполнял бы функции регулирования фондового рынка. В ноябре 1994 г. была создана Федеральная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку при правительстве РФ (ФКЦБ), которая обладает широкими полномочиями по регулированию фондового рынка и лицензированию деятельности. В соответствии с действующим порядком ФКЦБ осуществляет:

лицензирование деятельности управляющих компаний паевых инвестиционных фондов и регистрацию проспектов эмиссии данных фондов;

лицензирование деятельности специализированных регистраторов, ведущих  реестры акционеров;

лицензирование брокерской и дилерской деятельности;

лицензирование депозитарной деятельности;

лицензирование клиринговой  деятельности;

лицензирование деятельности по организации торговли ценными  бумагами.

Кроме профессиональных участников рынка ценных бумаг на данном рынке работает большое число институциональных инвесторов, в частности: банки; негосударственные пенсионные фонды; страховые компании.

Данные организации  обладают значительными финансовыми  ресурсами, которые попадают на фондовый рынок и во многом определяют складывающуюся на рынке ситуацию.

Из всего вышесказанного следует сделать вывод, о том, что рынок ценных бумаг, представляет собой сложную организационно-правовую систему с определенной технологией  проведения операций.

Действующее законодательство России предоставляет юридическим лицам широкие возможности на выпуск ценных бумаг и операции с ними. В основном возникающие при этом правоотношения носят гражданско-правовой характер, и их содержание рассматривается в курсе гражданского права. Однако специфика этих отношений определяет необходимость применения также финансово-правового регулирования во многих операциях с ценными бумагами. Так, нормами финансового права регулируются порядок выпуска и регистрации ценных бумаг на территории Российской Федерации, многие отношения, связанные с ценными бумагами, одним из субъектов которых выступают банки.

Рынок ценных бумаг в  Российской Федерации регулируется государством. В целях совершенствования  такого регулирования, пресечения злоупотреблений и нарушений прав граждан в этом Указом Президента РФ “О мерах по государственному регулированию рынка ценных бумаг в Российской Федерации”[5] определены способы и методы государственного регулирования деятельности на рынке ценных бумаг. Оно осуществляется путём:

а) лицензирования деятельности банков, страховых и иных кредитно-финансовых учреждений, профессиональных участников рынка ценных бумаг и фондовых бирж и обеспечения контроля за их деятельностью;

б) закрепления и пресечения деятельности юридических лиц и  граждан на рынке ценных бумаг без получения соответствующих лицензий;

в) контроля за соблюдением  эмитентами порядка регистрации  эмиссии ценных бумаг и условий  их размещения, предусмотренных проспектами  эмиссии, а также контроля за достоверностью предоставляемой эмитентами информации;

г) создания системы обеспечения  прав инвесторов и контроля за соблюдением  их прав эмитентами ценных бумаг, банками, страховыми и иными кредитно-финансовыми  учреждениями, профессиональными участниками  рынка ценных бумаг и фондовыми биржами.

Федеральным государственным  органом, регулирующим деятельность, связанную  с рынком ценных бумаг, является Федеральная  комиссия по ценным бумагам и фондовому  рынку при Правительстве Российской Федерации.

В компетенции этой комиссии входит принятие обязательных для федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и участников рынка ценных бумаг постановлений и распоряжений по вопросам регулирования рынка ценных бумаг, деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаги их объединений и контроль за соблюдением законодательных и нормативных актов. Проекты нормативных актов по вопросам рынка ценных бумаг, деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг и их объединений, разрабатываемые государственными органами в пределах их компетенции, подлежат обязательному согласованию с Федеральной комиссией.

В мировой практике существует большое число разновидностей ценных бумаг или, как их ещё называют – инструментов рынка ценных бумаг или фондового рынка.

Всё это многообразие ценных бумаг после своего выпуска  поступает на рынок, который, исходя из различий в способах первоначального  размещения и их последующей перепродажи, подразделяется не первичный и вторичный.

Первичный составляют операции по размещению вновь выпущенных ценных бумаг путём аукциона, открытой продажи, либо индивидуально.

Аукционная форма первичной  реализации ценных бумаг в ряде экономически развитых стран приобрела доминирующее положение. Устроители аукциона объявляют о времени его проведения, об объёме выпуска ценных бумаг, собирают от потенциальных покупателей заявки на объёмы приобретаемых ими ценных бумаг и условия размещения займа, представляющиеся им приемлемыми. Участие в аукционе может происходить на конкурентной или неконкурентной основе.

Открытая продажа - эта  форма первоначального размещения ценных бумаг в России стала преобладающей. Условия её объявляются публично, заранее, они едины для всех желающих участвовать в торгах. Сам процесс продажи занимает от нескольких недель до нескольких месяцев.

Открытая продажа осуществляется не только элементом, но и привлекаемыми  им посредниками в лице центрального банка, объединения коммерческих банков или фирм, специализирующихся на операциях с государственными долговыми инструментами.

Индивидуальное размещение ценных бумаг проводится путем переговоров  с одним или несколькими инвесторами, в ходе которых оговариваются  условия получения кредитов под  выпущенные ценные бумаги – объем  выпуска, процентная ставка, сроки и порядок погашения, цена продажи, после чего завершается сделка.

После того, как совершится первоначальное размещение ценных бумаг  и тот, кто их выпустил, (эмитент), получит за них кредит, бумаги окажутся в руках первоначального инвестора (физического или юридического лица, купившего ценную бумагу), который может продать ее другому инвестору, а тот, в свою очередь, третьему и т. д.

Так, путем последующей  продажи бумаг, складывается вторичный  рынок. На нем не происходит привлечение  новых финансовых средств, у эмитента лишь меняются инвесторы, владельцы заемных денежных сумм.

Первичные и вторичные  рынки взаимосвязаны и взаимно  обусловливают функционирование друг друга. Первичный рынок, пуская в  путь ценные бумаги, насыщает ими вторичный рынок. В свою очередь, активное движение ценных бумаг на вторичном рынке расширят круг инвесторов, вовлекает в финансово-хозяйственную деятельность все новых и новых лиц, которые, открывая свое дело, сами переходят к выпуску ценных бумаг. Без активной, полноценной жизни вторичного рынка не может быть эффективным первичный, и наоборот.

Основу рынка ценных бумаг составляет фондовая биржа. Фондовая биржа – это место, учреждение, соответствующим образом оснащенное, систематически и регулярно функционирующее, где осуществляется купля – продажа ценных бумаг.[6]

Мировая практика показывает, что фондовые биржи образуются либо государством и его органами, либо группой физических или юридических  лиц. Этим и определяется их статус – государственного учреждения, акционерного общества, ассоциации, публично-правового института.

В России создание фондовых бирж пошло по пути акционирования, не подчиняясь какой-либо центральной  бирже.

Фондовые биржи в  России приобрели популярность, а  участие в них стало престижным. Вместе с тем, фондовые биржи не в силах удовлетворить спрос всех желающих продать или купить ценные бумаги, да и некоторые эмитенты и инвесторы из-за высоких требований не рискуют обращаться к ним за помощью.

Поэтому, наряду с организованным обслуживаем ценных бумаг, на биржах складываются вне биржевые рынки, участники которых – инвестиционные банки, посреднические фирмы.

Соотношение биржевого  оборота ценных бумаг и внебиржевого в разных странах складывается по-разному. В одних преобладает биржевой оборот, а торговля ценными бумагами вне стен бирж не имеет существенного значения и даже бывает запрещена. В других, как, например в США, значительная часть ценных бумаг находится во внебиржевом обращении.[7]

Участники внебиржевого рынка, по сути, лишены возможности  получать концентрированные сведения о состоянии рынка, ценах на различные виды ценных бумаг, о конъюнктуре движения денежных капиталов.

Российский внебиржевой  рынок разобщён, оторван от эпицентров биржевых событий, не имеет чёткой, бесперебойно действующей связи.

Особенность формирования рынка ценных бумаг в целом  та, что на первом этапе его развития наблюдался бурный рост количества участников.

Однако этот рост не сопровождается качественными изменениями в  организации рынка ценных бумаг. Абсолютное большинство участников – это мелкие эмитенты и инвесторы.

О низком уровне развития рынка ценных бумаг свидетельствует  большое количество региональных рынков на уровне экономического района, области, которые фактически замкнуты, изолированы, имеют собственную инфраструктуру, сеть банков, инвестиционных институтов и фондов. Обособленное функционирование локальных рынков ограничивает возможности межрегионального перелива капиталов и препятствует осуществлению стратегических установок структурной перестройки экономики.

Развитие рынка ценных бумаг сдерживает, прежде всего, неразвитость законодательной базы, определяющей правила его функционирования, низкая роль государства в его регулировании.

Правовая база не систематизирована, ею сложно пользоваться. По своей сути многие правовые акты несовершенны. Они нередко отличаются декларативностью. Часто противоречат друг другу, несут на себе отпечаток борьбы между собой различных государственных органов и концепций развития рынка.

С началом осуществления  реформ в России стремление быстрее освободиться от командно-административной системы и методов управления экономикой часто приводило к полному отрицанию роли государства.

Уже первые годы проведения реформ показали абсурдность подобных взглядов, доказали, что умаление роли государства в этих процессах может породить лишь анархию и хаос.

В большинстве развитых стран мира рынок ценных бумаг  находится под воздействием государственного регулирования.[8]

Роль государства в  регулировании фондового рынка, прежде всего, сводится к определению  концепции развития рынка, выработке программы её реализации, принятию законодательных актов, определяющих правила его запуска и функционирования. Далее, оно должно создать такую структуру государственных органов, регулирующих рынок ценных бумаг, которая обеспечила бы строгий и всеохватывающий контроль за соблюдением участниками рынка установленных законом правил и требований, а в случае их нарушения могла бы применять к виновным соответствующие санкции.

Эти органы призваны не только установить контроль за финансовой устойчивостью и безопасностью рынка, но и создать открытую и широко доступную систему информации о его состоянии; своими действиями способствовать формированию современной инфраструктуры рынка, её преобразованию в мощную, объединяющую локальные рынки единую национальную систему, оснащённую современными средствами связи и управления.

Информация о работе Финансово-правовой аспект ценных бумаг в России