Финансовое регулирование экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 15:03, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы - оценить место и роль финансового регулирования экономики в общей системе государственного регулирования.
В соответствии с поставленной целью были решены следующие задачи:
• Рассмотреть теоретические аспекты сущности, инструментов, форм и методов финансового регулирования экономики.
• Определить необходимость и роль финансового регулирования в системе государственного регулирования экономики в РФ.
• Охарактеризовать формы и методы финансовой поддержки в РФ.
• Выявить преимущества и недостатки финансовой поддержки субъектов малого предпринимательства.

Вложенные файлы: 1 файл

Введение.docx

— 82.04 Кб (Скачать файл)

                                             Введение

Роль финансов в экономике многообразна, но, тем не менее, ее можно свести к трем основным направлениям:

1. Финансовое обеспечение потребностей  расширенного производства. Оно  означает покрытие затрат за  счет финансовых ресурсов (собственных, заемных, привлеченных).

2. Финансовое регулирование экономических  и социальных процессов. Регулирование  экономики осуществляется через  перераспределение финансовых ресурсов: достаточно выделить финансовые  ресурсы и темпы развития отрасли  или региона ускоряются или  наоборот, прекращение финансирования  может задушить любое производство.

3. Финансовое стимулирование эффективного  использования всех видов экономических  ресурсов. Оно осуществляется различными  методами:

- через эффективное вложение  финансовых ресурсов;

- создание поощрительных фондов (фонды потребления, фонды социальной  сферы и др.);

- использование бюджетных стимулов (представление льгот при уплате  налогов всегда носит стимулирующий  характер, примером может служить  освобождение от уплаты многих  видов налогов сельских и фермерских  хозяйств с целью обеспечения  их роста и развития);

- использование финансовых санкций (штрафы, пени за несвоевременную  уплату налогов, сокрытие доходов  и имущества от налогообложения, непредставление налоговых деклараций  и т.п.).

Современная система государственного регулирования социально-экономических процессов представляет собой сложный механизм, каждый из компонентов которого имеет конкретное действие, направленное на достижение государством поставленных целей, и в то же время работающий как целостная система, служащая инструментом реализации государственной экономической и социальной политики. Не последнее место в этом механизме занимают финансово-кредитные инструменты.

Цель данной работы - оценить место и роль финансового регулирования экономики в общей системе государственного регулирования.

 В соответствии с поставленной  целью были решены следующие  задачи:

  • Рассмотреть теоретические аспекты сущности, инструментов, форм и методов финансового регулирования экономики.
  • Определить необходимость и роль финансового регулирования в системе государственного регулирования экономики в РФ.
  • Охарактеризовать  формы  и методы  финансовой поддержки  в РФ.
  • Выявить преимущества и недостатки финансовой поддержки субъектов малого предпринимательства.

Предметом исследования являются показатели, характеризующие финансовое регулирование экономических процессов в РФ.

Объектом исследования являются экономические процессы в РФ.

При выполнении курсовой работы были использованы статистические данные, учебные пособия, учебники по курсу «Финансы».

Изысканиями по теме исследования занимались А.Г Грязнова, М.В. Романовский, Райзберг Б.А., Ковалев В.В.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Теоретические аспекты финансового регулирования экономических процессов

    1. Финансовое регулирование экономики: понятия, субъекты и объекты, цели и задачи регулирования

Финансовое регулирование является основным элементом системы государственного регулирования социально-экономических процессов.

Государственное регулирование экономических процессов в целом, и в том числе государственное финансовое регулирование, направлено на предотвращение возникающих диспропорций, когда отдельные сегменты экономики развиваются более быстрыми темпами, угрожая создать ситуацию перепроизводства. Еще одним направлением государственного финансового регулирования является обеспечение развития более быстрыми темпами высокотехнологичных отраслей экономики или их создание. Это направление наиболее актуально для стран, осуществляющих крупные системные преобразования. Немаловажным фактором экономического развития является социальная стабильность, поэтому государственное финансовое регулирование связано также с ее достижением.1

Так, одной из важнейших задач, определенных Правительством Российской Федерации на среднесрочную перспективу, является изменение отраслевой структуры экономики: увеличение доли перерабатывающих отраслей промышленности по сравнению с добывающими. Для обеспечения конкурентной среды, разработки и внедрения инноваций, решения социальных задач практически во всех странах мира осуществляется государственная финансовая поддержка малого бизнеса. Развитие малого бизнеса, в свою очередь, изменяет отраслевую структуру экономики.

Необходимость финансового воздействия на территориальные пропорции (выравнивание уровня социально-экономического развития территорий) актуальна для стран, где в силу исторических традиций, климатических условий, неравномерности размещения природных ресурсов и других факторов существуют резкие диспропорции в экономическом потенциале отдельных регионов. Например, промышленный север и аграрный юг в Италии и Испании; территории, находящиеся за Полярным кругом и южнее его, в Норвегии, Швеции и Финляндии; восточные и западные земли Германии и т.п. В Российской Федерации одной из сложнейших проблем является дифференциация экономического потенциала различных регионов.

Важным условием социальной стабильности выступает широкий слой так называемого среднего класса, поскольку излишняя поляризация общества ведет к политической и социальной нестабильности, а это негативно сказывается на экономике вследствие снижения квалификации трудовых ресурсов и производительности труда из-за низкой мотивации к труду.2

Применение правовых, финансовых и организационно-управленческих регуляторов зависит от избранной модели государственного устройства.

В настоящее время для индустриальных стран характерны 3 модели:

  • Либеральная: минимальное вмешательство государства в рыночные отношения.

  • Социально-демократическая: максимальное участие государства в регулировании и ответственность государства за благополучие граждан.

  • Корпоративная (модель социального рыночного хозяйства): осуществляется высокая степень государственного регулирования и прежде всего в сфере социального страхования.

Государственное финансовое регулирование направлено на обеспечение высоких темпов экономического роста, стимулирование инвестиционной активности, развитие нанотехнологий, выравнивание различий в уровне социально-экономического развития отдельных территорий, социальную поддержку малообеспеченных и нетрудоспособных слоев населения.

Финансовое регулирование осуществляется через:

  • Стимулирование одних сегментов экономической системы путем концентрации в них финансовых ресурсов.

Стимулирующую государственную финансовую политику чаще всего осуществляют по времени с периодом экономического спада и депрессии. В данном случае страна разрабатывает и принимает стабилизационные меры, направленные на стимулирование деловой активности. В их объем входят проведение политики низких налогов, налоговое и таможенное льготирование, увеличение государственных издержек на продвижение отраслей экономики, определяющих экономический рост в государстве и т.д. Впрочем в современной экономике этот тип финансовой политики необязательно обязан быть жестко привязан к неблагоприятным стадиям экономического цикла. Страна может принять теорию и проводить политику долговременного ускоренного экономического роста и правильную ей финансовую политику.

 

  • Сдерживание других сегментов на основе ограничений объема поступающих в них финансовых ресурсов.

Сдерживающая государственная финансовая политика проводится на стадии экономического подъема, когда появляется опасность кризиса перепроизводства в силу чрезмерного поднятия деловой активности, темпов роста производства, продаж и доходов в экономике. Сдерживание осуществляется средством снижения государственных издержек, поднятия налогов, отмены налоговых и других преференций в целом или в отдельных секторах экономики и новых финансовых мер. В современном мире этот тип финансовой политики встречается сильно редко, преимущественно в государствах с развитой рыночной экономикой.

 

     Таким образом, Финансовое регулирование – это воздействие на экономические и социальные процессы, направленное на предотвращение возможных или устранение имеющихся диспропорций, обеспечение развития передовых технологий и социальной стабильности, путем концентрации финансовых ресурсов в одних сегментах рынка и ограничения роста объема финансовых ресурсов в других. 3

Финансовое регулирование является связующим звеном между планированием и контролем и представляет собой организованную государством деятельность по использованию всех аспектов финансовых отношений в целях корректировки параметров воспроизводства.4

   Вмешательство государства  основано на использовании различных инструментов воздействия:

  • Государственные расходы: бюджетные ассигнования, субсидии, субвенции, бюджетные кредиты и другие.

  • Государственные доходы: налоги, таможенные пошлины, сборы и другие.

  • Амортизационная политика.

  • Государственные и муниципальные заказы

  • Другие финансовые стимулы и санкции.

       

Объектами финансового регулирования являются:

  • Общественное воспроизводство (экономические процессы):

1) отраслевая структура  экономики;

2) территориальные пропорции.

  • Социальные процессы (социальная структура общества)

Субъектами финансового регулирования выступают государственные структуры. 5

Цель финансового регулирования – установление пропорций распределения, накопления, обеспечивающих удовлетворение потребностей на микро- и макро-уровне.

Можно выделить три основные функции финансового регулирования:

– обеспечение  органической  взаимосвязи удовлетворения потребностей

с сочетанием показателей экономического роста;

– обеспечение качества жизни;

– активное воздействие на экономические интересы с точки зрения увязки в единую систему личных, коллективных и общественных интересов.

Основная задача, решаемая в ходе финансового регулирования, связана с установлением пропорций распределения накопления, обеспечивающих максимально возможное удовлетворение потребностей общества, как на макро-, так и на микроуровне.

В первом пункте я рассказала о сущности финансового регулирования экономики, а так же выделила субъекты, объекты, цели и задачи регулирования.

 

 

 

 

 

 

 

    1. Инструменты, формы и методы финансового регулирования

Одной из проблем многих стран является наличие диспропорций в экономическом развитии регионов. Это связано с неравномерностью размещения природных ресурсов, с климатическими условиями, с историческими традициями и обычаями.

В РФ разделение субъектов осуществляется по степени бюджетной самостоятельности на 2 группы:

  • РЕГИОНЫ ДОНОРЫ

  • РЕЦИПИЕНТЫ

К регионам-донорам относятся:

  • финансово-экономические центры (Москва, СПб.)

  • преимущественно сырьевые регионы

  • экономически развитые регионы (Башкирия, Татарстан)

  • промышленно развитые и частично сырьевые регионы (Красноярский край, Пермская, Самарская, Липецкая области)

  • «неустойчивые» доноры (ЯО с 2000 по 2007 гг.)

К регионам-реципиентам относятся:

  1. Кризисные регионы.

Основные показатели социально-экономического развития существенно отклоняются в худшую сторону от средненациональных или эталонных значений. Таким образом, к категории кризисных относятся регионы, в которых значения основных социально-экономических показателей существенно хуже, чем в среднем по стране.

Кризисные регионы, расположенные в непосредственной территориальной близости, образуют так называемые кризисные пояса. На территории России сегодня выделяются следующие кризисные пояса: Центральный пояс, Южный пояс, Уральский пояс, Восточный пояс.

Основными проблемами Центрального кризисного пояса являются: спад производства, высокая безработица, низкий уровень жизни, низкая бюджетная обеспеченность, высокий уровень депопуляции населения.

Таким образом, в регионах, образующих историческое ядро территории российского государства, наблюдаются устойчивые тенденции свертывания экономической активности и деградации локальных систем расселения.

В состав Южного кризисного пояса входят сопредельные регионы Северного Кавказа и южная часть Поволжья. Основными проблемами Южного кризисного пояса являются: спад производства, хронически трудоизбыточная конъюнктура рынка труда в сочетании с высокой рождаемостью, низкий уровень жизни, низкая бюджетная обеспеченность, межэтнические военные конфликты, высокая численность вынужденных переселенцев и беженцев.

Информация о работе Финансовое регулирование экономики