Финансовое планирование и прогнозирование в корпоративных структурах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2014 в 08:32, курсовая работа

Краткое описание

Современный рынок предъявляет серьезные требования к предприятию. Сложность и высокая подвижность происходящих на нем процессов создают новые предпосылки для более серьезного применения планирования. Основными факторами возрастающей роли планирования в современных условиях являются:
- увеличение размеров фирмы и усложнение форм ее деятельности;
- высокая нестабильность внешних условий и факторов;
- новый стиль руководства персоналом;
- усиление центробежных сил в экономической организации.
Возможности планирования в экономической организации предприятия ограничены рядом объективных и субъективных причин. Наиболее важными из них являются:
- неопределенность внешней (рыночной) среды;
- возможность слияния или поглощения другой фирмой;
- возможность монопольного установления цены реализации продукции;
- контрактные отношения.

Содержание

Введение
1.Теоретические основы………………………………………………………...5
1.1 Сущность и значение финансового планирования в корпорациях………5
1.2 Методы финансового планирования……………………………………...16
2. Анализ организации и результативность финансового планирования на предприятии ОАО «Нефтеавтоматика»……………………………………….21
2.1 Организационная характеристика ОАО «Нефтеавтоматика»…………..21
2.2 Система финансового планирования и бюджетирования в ОАО «Нефтеавтоматика»……………………………………………………………..24
2.3Анализ результатов финансовой деятельности ОАО «Нефтеавтоматика»……………………………………………………………..35
3. Совершенствование финансового планирования на предприятии………..43
Выводы и предложения........................................................................................47
Список использованных источников…………………………………………..49

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа по КФ и КК.docx

— 146.80 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Методы финансового планирования

Расчеты финансовых показателей производятся с помощью конкретных методов планирования.

Методы планирования – это приемы расчета показателей.

Существуют следующие методы планирования финансовых показателей:

1.  Нормативный.

2.  Расчетно-аналитический.

3.  Балансовый.

4.  Оптимизации плановых решений.

5.  Экономико-математическое моделирование.

Основным, то есть наиболее распространенным методом расчета плановых финансовых показателей является нормативный метод.

Сущность нормативного метода планирования финансовых показателей заключается в том, что на основе заранее установленных норм и технико-экономических нормативов рассчитывается потребность хозяйствующего субъекта в финансовых ресурсах и в их источниках. Такими нормативами являются ставки налогов, ставки тарифных взносов и сборов, нормы амортизационных отчислений, нормативы потребности в оборотных средствах и др. В финансовом планировании применяется целая система норм и нормативов, которая включает:

-  федеральные нормативы;

-  республиканские (краевые, областные, автономных образований) нормативы;

-  местные нормативы;

-  отраслевые нормативы;

-  нормативы хозяйствующего субъекта.

Федеральные нормативы являются едиными для всей территории Российской Федерации, для всех отраслей и хозяйствующих субъектов. К ним относятся ставки федеральных налогов, нормы амортизации отдельных видов основных фондов, ставки тарифных взносов на государственное социальное страхование и др. Республиканские (краевые, областные, автономных образований) нормативы, а также местные нормативы действуют в отдельных регионах Российской Федерации. Речь идёт о ставках республиканских и местных налогов, тарифных взносов и сборов и др.

Отраслевые нормативы действуют в масштабах отдельных отраслей или по группам организационно-правовых форм хозяйствующих субъектов (малые предприятие, акционерные общества и т.п.). Сюда входят нормы предельных уровней рентабельности предприятий-монополистов, предельные нормы отчислений в резервный фонд, нормы льгот по налогообложению, нормы амортизационных отчислений отдельных видов основных фондов и др.

Нормативы хозяйствующего субъекта – это нормативы, разрабатываемые непосредственно хозяйствующим субъектом и используемые им для регулирования производственно-торговым процессом и финансовой деятельностью, контроля за использованием финансовых ресурсов, других целей по эффективному вложению капитала. К этим нормативам относятся нормы потребности в оборотных средствах, нормы кредиторской задолженности, постоянно находящиеся в распоряжении хозяйствующего субъекта, нормы запасов сырья, материалов, товаров, тары, норматив отчислений в ремонтный фонд и др. Нормативный метод планирования является самым простым методом. Зная норматив и объемный показатель, можно легко рассчитать плановый показатель.

Сущность расчетно-аналитического метода планирования финансовых показателей заключается в том, что на основе анализа достигнутой величины финансового показателя, принимаемого за базу, и индексов его изменения в плановом периоде рассчитывается плановая величина этого показателя. Данный метод планирования широко применяется в тех случаях, когда отсутствуют технико-экономические нормативы, а взаимосвязь между показателями может быть установлена косвенно, на основе анализа их динамики и связей. В основе этого метода лежит экспертная оценка (рис. 1).

Расчетно-аналитический метод широко применяется при планировании суммы прибыли и доходов, определение величины отчислений от прибыли в фонды накопления, потребления, резервный, по отдельным видам использования финансовых ресурсов и т.п.

Отчётные данные за предплановый период

Экспертная оценка динамики отчётных данных

Экспертная оценка перспектив развития

 

Расчёт планового показателя


 

Рис. 1 Схема расчётно-аналитического метода планирования

 

Сущность балансового метода планирования финансовых показателей заключается в том, что путем построения балансов достигается увязка имеющихся в наличии финансовых ресурсов и фактической потребности в них. Балансовый метод применяется, прежде всего, при планировании распределения прибыли и других финансовых ресурсов, планировании потребности поступлений средств в финансовые фонды – фонд накопления, фонд потребления и др.

Например, балансовая увязка по денежным фондам имеет вид:

Он + П = Р + Ок, (2)

где Он – остаток средств фонда на начало планового периода, руб.;

П – поступление средств в фонд, руб.;

Р – расходование средств фонда, руб.;

 

 Ок – остаток средств на конец планового периода, руб.

Сущность метода оптимизации плановых решений заключается в разработке нескольких вариантов плановых расчётов, с тем, чтобы выбрать из них наиболее оптимальный. Выбор производится по определенному критерию. Критериями выбора могут быть:

1.  Минимум приведенных затрат

И + Ен * К = min, (3)

где И – текущие затраты, руб.;

К – единовременные затраты, руб.;

Ен – нормативный коэффициент эффективности капиталовложений.

В настоящее время нормативный коэффициент капиталовложений установлен в размере 0,15, что соответствует нормативному сроку окупаемости 6,6 года.

2.  Максимум приведенной прибыли

 

И + Ен * К = max, (4)

где П – прибыль, руб.

3.  Максимум дохода на уровень вложения капитала.

4.  Минимум продолжительности одного оборота в днях, т.е. максимум скорости оборота капитала.

5.  Минимум финансовых потерь, т.е. минимум финансового риска.

Сущность экономико-математического моделирования в планировании финансовых показателей заключается в том, что оно позволяет найти количественное выражение взаимосвязей между финансовыми показателями и факторами, их определяющими. Эта связь выражается через экономико-математическую модель. Экономико-математическая модель представляет собой точное математическое описание экономического процесса, т.е. описание факторов, характеризующих структуру и закономерности изменения данного экономического явления с помощью математических символов и приёмов (уравнений, неравенств, таблиц, графиков и т. д.). В модель включаются только основные (определяющие) факторы.

Модель может строиться по функциональной или корреляционной связи. Функциональная связь выражается уравнением вида:

Y = f(x), (5)

где Y – показатель;

х – факторы.

Алгоритм разработки планового показателя может быть представлен в виде следующей схемы (рис. 2).

 

 

Отчётные данные за пред-плановый период

 

Построение экономико-математических моделей планового показателя

Прогнозирование показателя на основе экономико-математической модели и разработка различных вариантов планового показателя

 

Экспертная оценка перспектив развития

 

Принятие планового решения, выбор одного варианта планового показателя





Рис. 2. Процесс разработки планового показателя с применением экономико-математической модели.

Рис. 2. Процесс разработки планового показателя с применением экономико-математической модели.

В экономико-математическую модель должны включаться только основные факторы. Проверка качества моделей производится практикой. Практика применения моделей показывает, что сложные модели с множеством параметров оказываются зачастую не пригодными для практического использования. Планирование основных финансовых показателей на основе экономико-экономического моделирования является основой для функционирования автоматизированной системы управления финансами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Анализ организации  и результативность финансового  планирования на предприятии  ОАО «Нефтеавтоматика»

2.1 Организационная  характеристика  ОАО «Нефтеавтоматика»

Центральный офис завода расположен  в Республика Башкортостан, Уфа, 50-летия Октября, 24. Филиал является обособленным подразделением Межрегионального открытого акционерного общества «Нефтеавтоматика» и находится в РФ г. Москва по адресу ул. Молдавская, д. 5.

Целью деятельности Филиала является выполнение установленных Обществом заданий, направлена на удовлетворение общественных потребностей в продукции по профилю деятельности Филиала и получение максимальной прибыли. Филиал несет имущественную и иную ответственность за выполнение взятых обязательств, планов по объемам производства и реализации, продукции, утверждаемых в установленном порядке плановых показателей и нормативов.

Основными видами деятельности филиала являются:

-  производство автоматизированного нефтепромыслового оборудования, приборов средств автоматизации и транспортировки нефти, глубинных исследовательских приборов; производство технологического оборудования, применяемого при добыче, транспорте и подготовке переработки нефти, газа, и нефтепродуктов;

-  производство приборов контроля и регулирования технологических процессов;

-  производство энергоносителей и отпуск их на сторону;

-  изготовление приспособлений и конструкций для механизации и индустриализации монтажных и ремонтных работ;

-  разработка и изготовление нестандартного оборудования и технологической оснастки;

-  разработка и производство товаров народного потребления и оказание услуг населению;

-  осуществление, с участием органов Госстандарта, метрологических аттестаций, проверки и государственных испытаний средств измерений;

-  внешнеэкономическая деятельность, в том числе осуществление экспортно-импортных поставок оборудования, товаров и услуг;

-  иная коммерческая деятельность, не противоречащая действующему законодательству.

Завод имеет следующие структурные подразделения:

1.  Механический участок;

2.  Сборочный участок;

3.  Заготовительный участок;

4.  Сталеплавильный участок;

5.  Сварочно-сборочный участок;

6.  Инструментальный участок;

7.  Транспортный участок;

8.  Метрологическая и лабораторная служба;

9.  Ремонтный участок;

10.  Электроучасток;

11.  Аварийный участок;

12.  Столярный участок;

13.  Стройгруппа;

14.  Участок сторожевой охраны.

Для выполнения функций управления производством создается управляющая система - аппарат управления.

Под структурой аппарата управления производством понимается количество и состав звеньев и ступеней управления, их соподчиненность и взаимная связь. Структура аппарата управления оказывает активное воздействие на процесс функционирования системы управления развитием производства. Схема структуры управления на БОЗ «НА» приведена в приложении № 1.

На БОЗ «НА» используется линейная структура управления. Во главе каждого производственного или управленческого подразделения находится руководитель, наделённый всеми полномочиями и осуществляющий единоличное руководство подчинёнными ему работниками и сосредоточивающий в своих руках все функции управления. Его решения, передаваемые по цепочке «сверху вниз», обязательны для выполнения всеми нижестоящими звеньями. Сам руководитель в свою очередь подчинён вышестоящему руководителю. На этой основе создаётся иерархия руководителей данной системы управления (например, мастер участка, инженер, заместитель директора, директор предприятия).

Принцип единоначалия предполагает, что подчинённые выполняют распоряжения только одного руководителя. Вышестоящий орган управления не имеет права отдавать распоряжения каким-либо исполнителям, минуя их непосредственного руководителя.

Отдельные специалисты или функциональные отделы помогают линейному руководителю в сборе и обработке информации, в анализе хозяйственной деятельности, подготовке управленческих решений, контроле за их выполнением, но сами указаний или инструкций управляемому объекту не дают.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Система финансового планирования и бюджетирования в ОАО «Нефтеавтоматика»

Одним из проверенных мировой практикой эффективных способов управления предприятием в рыночных условиях является бюджетный метод управления. Этот метод в различных вариантах применяется практически всеми крупными и средними предприятиями, а в последнее время стал популярен и в малом бизнесе.

Сущностью бюджетного метода управления является представление о том, что вся деятельность предприятия состоит в балансировании дохода и расхода, места возникновения, которых, могут быть четко определены и закреплены за руководителем соответствующего ранга.

Необходимо для полного осмысления бюджетирования выделить функции, которые оно выполняет:

1.  Аналитическая функция

·  переосмысление бизнес-идеи;

·  коррекция стратегии;

·  постановка дополнительных целей;

·  анализ операционных альтернатив.

2.  Функция финансового планирования

·  вынуждает планировать и тем самым обдумывать будущее

3.  Функция финансового учета

·  вынуждает учитывать и обдумывать совершенные действия в прошлом и тем самым помогает принимать правильные решения в будущем

4.  Функция финансового контроля

·  позволяет сравнивать поставленные задачи и полученные результаты;

·  выявляет слабые и сильные стороны

5.  Мотивационная функция

·  осмысленное принятие плана;

·  ясность постановки целей;

·  наказание за срыв; 

·  поощрение за выполнение и перевыполнение.

6.  Координационная функция

·  координация функциональных блоков оперативного планирования.

7.  Коммуникационная функция

·  согласование планов подразделений компании;

·  нахождение компромиссов;

·  закрепление ответственности исполнителей.

Бюджет - финансовый документ, отражающий серию спланированных событий, которые свершатся в будущем, т.е. прогноз будущих финансовых операций.

Система бюджетов позволяет руководителю заранее оценить эффективность управленческих решений, оптимальным образом распределить ресурсы между подразделениями, наметить пути развития персонала и избежать кризисной ситуации. Наряду с понятием "разработка" бюджетов на многих отечественных предприятиях используется термин "бюджетирование".

Информация о работе Финансовое планирование и прогнозирование в корпоративных структурах