Финансовое планирование в унитарных предприятиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 11:51, контрольная работа

Краткое описание

Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию.
Управлением финансовыми потоками унитарного предприятия занимаются финансовые службы (отделы), используя целенаправленные методы, операции, рычаги, приемы воздействия на разнообразные виды финансов для достижения определенного результата. Процесс управления денежным оборотом в значительной мере состоит в прогнозировании на длительную перспективу движения денежных средств и оценке его влияния на финансовое состояние предприятия.

Вложенные файлы: 1 файл

14 Финансы унитарных предприятий.doc

— 92.50 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию 

Государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального образования

"Хабаровская государственная  академия экономики и права"

 

 

 

Факультет «Финансист»

 

 

Кафедра финансов

 

 

Контрольная работа

по дисциплине «ФИНАНСЫ УНИТАРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ»

 

ТЕМА 9.  ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В  УНИТАРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ

 

 

Группа: ФК(з)-72

Стратиенко Галина Юрьевна

Шифр: 0720494-з

Домашний адрес: г.Хабаровск, ул.Оборонная 20-118

 

 

 

 

 

Хабаровск 2012

 

План

 

 

1. Организация финансовой службы (отдела) унитарного предприятия.

 

Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности  на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию.

Управлением финансовыми  потоками унитарного предприятия занимаются финансовые службы (отделы), используя целенаправленные методы, операции, рычаги, приемы воздействия на разнообразные виды финансов для достижения определенного результата. Процесс управления денежным оборотом в значительной мере состоит в прогнозировании на длительную перспективу движения денежных средств и оценке его влияния на финансовое состояние предприятия. Управлять денежным оборотом – значит на основе анализа всех сторон денежного оборота предприятия, кругооборота всего капитала, движения финансовых ресурсов, состояния финансовых отношений предприятия с другими участниками экономического процесса, верно, рассчитать объем и интенсивность потоков денежных средств на ближайшее время и перспективу.

Финансовая служба организации в зависимости от объема и сложности решаемых задач может быть представлена: финансовым управлением (департаментом) — на крупных предприятиях; финансовым отделом — на средних предприятиях; только финансовым директором (менеджером) или главным бухгалтером, который занимается вопросами бухгалтерского учета и вопросами формирования финансовой стратегии в небольших организациях.

Главная цель финансового  подразделения предприятия малого бизнеса  — постановка бухгалтерского учета и налоговая оптимизация. Собственники небольших компаний зачастую считают налоговую оптимизацию чуть ли не единственной задачей финансовой службы и уделяют этому вопросу чрезмерное внимание. Поэтому малому предприятию достаточно бухгалтерской службы, во главе которой стоит главный бухгалтер. Управленческий учет на малых предприятиях часто не ведется либо им занимается сам руководитель.

С ростом бизнеса появляется необходимость управления затратами, а также введение в финансовую политику бюджетирования и управленческого учета. Наряду с эти возникает потребность в финансовом планировании, работе с дебиторской задолженностью, в формировании кредитной политики.

Задачи финансового директора среднего бизнеса: планирование и оптимизация денежных потоков; управление затратами; привлечение дополнительных средств. Служба бухгалтера тоже входит в финансовый блок компании, но лишь как учетная единица, собирающая всю финансовую информацию от всех подразделений и составляющая сводную финансовую отчетность компании для налоговых органов и акционеров. Основные функции планово-экономического отдела, входящего в финансовый блок в среднем бизнесе: разработка методологии управленческого учета; подготовка бюджетов подразделений; инвестиционные расчеты; экономические оценки и др. Функцию казначея на предприятиях среднего бизнеса выполняет сам финансовый директор.

Чем крупнее бизнес, тем актуальнее обеспечение прозрачности и управляемости его многочисленными подразделениями. Для крупного бизнеса одной из первостепенных задач становится оперативное получение информации по текущему состоянию, результатам деятельности отдельных подразделений и консолидированным данным по компании в целом. Поэтому на крупных предприятиях структура финансовой службы более сложная, и в наиболее общем виде в ней выделяются три направления: планово-аналитическое, учетно-контрольное и оперативно-управленческое.

Первое направление  отвечает за вопросы прогнозирования, планирования и организации финансовых потоков; второе осуществляет учет, финансовый контроль и обеспечение финансовой информацией различных лиц, заинтересованных в деятельности предприятия; третье предполагает постоянный мониторинг количественных и качественных характеристик его финансовых отношений и финансовых потоков.

 

2. Разработка и утверждение программы деятельности унитарного предприятия.

 

В соответствии с постановлением Правительства РФ № 228 от 10.04.2002 «О мерах  по повышению эффективности использования федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении федеральных государственных унитарных предприятий» все государственные унитарные предприятия, за которыми имущество закреплено на праве хозяйственного ведения, должны ежегодно составлять программу деятельности и представлять до 1 августа в федеральный орган исполнительной власти, в ведении которого находится предприятие.

Программа деятельности федерального государственного унитарного предприятия разрабатывается по установленной форме и представляет собой комплекс мероприятий, увязанных по срокам и ресурсам. Программа состоит из 4 разделов:

I – «Краткая характеристика хода реализации программы деятельности предприятия предыдущего года и первого полугодия текущего года». В данном разделе в обязательном порядке должна быть отражена планируемая величина прибыли предприятия за текущий год.

II – «Мероприятия по развитию предприятия». В данный раздел не включаются мероприятия, связанные с текущей деятельностью предприятия, т.е. мероприятия, затраты на которые отнесены в полном объеме к текущим расходам предприятия.

Мероприятия программы  должны отражать основные направления  деятельности по развитию предприятия  в планируемом периоде. Для каждого  мероприятия в виде приложения к  программе представляется технико-экономическое обоснование планируемого мероприятия, затрат на его реализацию, ожидаемого эффекта от его выполнения, также иные пояснения, в т.ч. расчет доли прибыли, подлежащей перечислению в федеральный бюджет в текущем году. Ожидаемый эффект указывается в виде прогноза увеличения (уменьшения) чистой прибыли предприятия в результате реализации планируемых мероприятий.

По каждому из подразделов  и по всему разделу мероприятий  в целом указываются сводные  данные по объемам финансирования с разбивкой по источникам финансирования мероприятий.

III – «Бюджет предприятия на планируемый период (финансовое обеспечение программы)».  Плановые суммы доходов и расходов отражаются в бюджете предприятия поквартально нарастающим итогом.

В бюджете предприятия выделяются две группы расходов:

- капитальные расходы  – расходы по реализации мероприятий  по развитию предприятия (раздел II программы),

- текущие расходы –  расходы, обеспечивающие текущую  деятельность предприятия и не  включенные в капитальные расходы, определяются в соответствии с учетной политикой предприятия.

Часть чистой прибыли, подлежащая перечислению в бюджет (строка 22701 бюджета) рассчитывается путем уменьшения суммы  чистой прибыли предприятия за год, предшествующий планируемому, на сумму расходов по реализации мероприятий по развитию предприятия, осуществляемых за счет чистой прибыли. В соответствии с разъяснениями Росимущества (письмо от 13.08.2007) № ЮМ-12/22865 размер отчислений чистой прибыли в федеральный бюджет в текущем году должен составлять не менее 25% от величины чистой прибыли предприятия за предыдущий год. При отсутствии утвержденной программы на текущий год часть прибыли предприятия, подлежащая перечислению в федеральный бюджет в текущем году, определяется путем уменьшения суммы чистой прибыли предприятия за прошедший год на сумму обязательных отчислений в фонды предприятия, образованные в соответствии с законодательством и уставом предприятия. Чистая прибыль определяется на основании данных бухгалтерской отчетности.

Перечисление части прибыли в федеральный бюджет осуществляется предприятием до 15 июня.

Сумма превышения плановых доходов  над расходами отражается (строка 3000 бюджета) с положительным знаком как профицит бюджета, соответственно, сумма превышения плановых расходов над доходами отражается с отрицательным знаком как дефицит бюджета. При профицитном бюджете из общей суммы прфицита выделяются остатки средств на счетах на конец планового периода (строка 31000 бюджета).

IV – «Показатели деятельности предприятия на планируемый период». Значения плановых показателей указываются поквартально нарастающим итогом. Планируемые дополнительные показатели деятельности (таблица 2) указываются в натуральном выражении по 3-5 видам работ (услуг, продукции) с обязательным указанием единиц измерения в графе «Единица измерения».

Строка 4 (таблица 1) «Часть прибыли, подлежащая перечислению в федеральный бюджет»  должна соответствовать строке 22701 (раздел III).

Согласно разъяснениям Росимущества от 13.08.2007 № ЮМ-12/22865 программы  деятельности федеральных государственных унитарных предприятий должны быть утверждены также и в отношении предприятий, вошедших в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества. Факт принятия решения об условиях приватизации федерального государственного унитарного предприятия не является основанием неутверждения программы деятельности предприятия на соответствующий период до момента ликвидации предприятия путем его преобразования в акционерное общество. Предприятия, преобразованные в акционерные общества, также обязаны перечислять часть прибыли, полученной за период работы в форме федерального государственного унитарного предприятия, если эта прибыль не будет распределяться на общем собрании акционеров (зависит от даты регистрации акционерного общества в ЕГРЮЛ). Соответствующие суммы должны быть учтены в заключительной бухгалтерской отчетности и передаточной акте в качестве задолженности перед федеральным бюджетом по выплате части прибыли и перечислены акционерным обществом по соответствующему коду бюджетной классификации: 166 111 07011 01 0000 120.

Ежегодно до 1 апреля вместе с отчетом о деятельности предприятия  за прошедший год руководитель федерального государственного унитарного предприятия  представляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный утверждать программу деятельности, годовую бухгалтерскую отчетность и предложения по уточнению размера части прибыли, подлежащей перечислению в федеральный бюджет в текущем году, а также при необходимости – предложения по уточнению показателей деятельности предприятия, предусмотренных программой на текущий год.         

Одновременно указанные  предложения представляются в Федеральное  агентство по управлению федеральным  имуществом и его территориальный орган.

Программа деятельности федерального государственного унитарного предприятия утверждается федеральным  органом исполнительной власти, уполномоченным утверждать программу  согласно постановлению  Правительства РФ № 739 от 03.12.2004 и  Протоколу заседания Правительственной комиссии по проведению административной реформы № 40 от 21.10.2004. Протоколом № 40 утверждены следующие перечни ФГУП:

№   1 – предприятия, подлежащие сохранению в федеральной  собственности,

№   2 – предприятия, имущество которых подлежит передаче в собственность субъектов РФ или муниципальных образований,

№ 3 – предприятия, подлежащие отчуждению в установленном законом  порядке из государственной собственности,

№  4 – предприятия, требующие дополнительного рассмотрения после принятия нормативных правовых актов,

№ 5 – предприятия, в  отношении которых требуется  уточнение их статуса, оформление реорганизационных, ликвидационных процедур и внесение в реестр федерального имущества.

Согласно Постановлению  Правительства РФ № 739 от 03.12.2004 «О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия» органы исполнительной власти осуществляют утверждение программы деятельности предприятия, определение подлежащей перечислению в федеральный бюджет части прибыли предприятия в отношении, находящихся в их ведении ФГУП, подлежащих сохранению в федеральной собственности или включенных в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества, т.е. предприятий, входящих в перечень 1.

В отношении иных предприятий (вошедших в перечни №№ 2,3,4,5) указанные  полномочия осуществляются Федеральным  агентством по управлению федеральным  имуществом.

Утвержденные федеральным  органом исполнительной власти программы деятельности федеральных государственных унитарных предприятий представляются в Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом и его территориальный орган.

 

3. Показатели экономической эффективности деятельности унитарного предприятия.

 

Основополагающим принципом формирования системы показателей эффективности и выражения ее сущности на всех уровнях управления экономикой (страны, отрасли, хозяйствующего субъекта) является соотношение конечного результата (в виде национального дохода, валового внутреннего продукта, объема выпуска или реализации продукции) и эффекта (прибыли) с примененными и потребленными ресурсами (в совокупности или по отдельным видам). Соотношение показателей можно исчислять различными способами. При определении показателя эффективности как отношение результата в виде объема выпуска (реализации) продукции или эффекта (прибыли) к ресурсам или затратам необходимо ориентироваться на его максимизацию. При использовании обратных показателей в виде отношения ресурсов или затрат к объему выпуска (реализации) продукции или эффекту (прибыли) важно добиваться их минимизации.

Информация о работе Финансовое планирование в унитарных предприятиях