Финансовая система Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2014 в 22:05, курсовая работа

Краткое описание

Первоначальной сферой возникновения финансовых отношений являются процессы первичного распределения стоимости общественного продукта, когда эта стоимость распадается на составляющие ее элементы и происходит образование различных форм денежных доходов и накоплений. Дальнейшее перераспределение стоимости между субъектами хозяйствования и конкретизация целевого ее использования тоже происходит на основе финансов. Сгруппированные по определенному признаку финансовые отношения образуют финансовую систему. Финансовые отношения при всём их многообразии можно объединить в отдельные, относительно обособленные группы - сферы и звенья. Эти сферы и звенья тесно связаны между собой. Каждой группе финансовых отношений соответствуют денежные фонды, а соответствующие финансовые органы осуществляют управление этими отношениями и фондами.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. Экономическое содержание финансов
.1 Причины, порождающие необходимость финансов в условиях товарного производства
.2 Виды финансовых отношений, их группировка
.3 Факторы, обуславливающие развитие финансовой системы и научные представления о ней
2. Сферы и звенья финансовой системы РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
.1 Становление и развитие финансовой системы РФ
.2 Дискуссионные вопросы состава и структуры финансовой системы в современной экономической литературе
.3 Взаимосвязь финансовой системы и финансового рынка
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Вложенные файлы: 1 файл

bibliofond.ru_727708.rtf

— 636.77 Кб (Скачать файл)

При всём своём разнообразии финансовые отношения имеют некоторые общие черты, что позволяет объединять их в отдельные группы. Сгруппированные по определенному признаку финансовые отношения образуют финансовую систему. Само понятие «система» предполагает целостное множество элементов связанных между собой определенными отношениями и взаимодействующих таким образом, чтобы обеспечить выполнение системой определенных функций. Финансовые отношения при всём их многообразии можно объединить в отдельные, относительно обособленные группы - сферы и звенья. Эти сферы и звенья тесно связаны между собой. Каждой группе финансовых отношений соответствуют денежные фонды, а соответствующие финансовые органы осуществляют управление этими отношениями и фондами.

Таким образом, финансовая система представляет собой совокупность различных сфер и звеньев финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств, различной ролью в жизни общества.

Финансовую систему принято подразделять на сферы централизованных финансов (публичные финансы) и децентрализованные финансы (финансы организаций и домохозяйств), каждая из которых включает в себя звенья финансовой системы (рис.1)

 

Рис.1 Финансовая система Российской Федерации

 

Основой финансовой системы являются децентрализованные финансы, поскольку именно в этой сфере формируется преобладающая доля финансовых ресурсов государства. Часть этих ресурсов перераспределяется в соответствии с нормами финансового права в доходы бюджетов всех уровней и во внебюджетные фонды. При этом значительная часть указанных средств в дальнейшем направляется на финансирование бюджетных организаций, коммерческих организаций в виде субвенций, субсидий, а также возвращается населению в форме социальных трансфертов (пенсий, пособий, стипендий).[13]

Среди децентрализованных финансов ключевое место принадлежит финансам коммерческих организаций. Здесь создаются материальные блага, производятся товары, оказываются услуги, формируется прибыль, являющаяся главным источником производственного и социального развития общества.

Особое значение в системе децентрализованных финансов и во всей финансовой системе развитых стран мира имеют финансы финансовых посредников, под которыми понимаются фирмы, специализирующиеся на организации взаимодействия лиц, имеющих временно свободные денежные средства, с лицами, нуждающимися в денежных средствах. В этом звене финансовой системы в развитых странах мира сконцентрированы огромные финансовые ресурсы, используемые, прежде всего на инвестиционные цели.

Несмотря на многообразие типов финансовых посредников, они выполняют общую функцию: приобретают и продают различные «финансовые продукты», обеспечивая эффективное перемещение финансовых ресурсов к их конечным потребителям.

Финансы домохозяйств играют значительную роль как в формировании централизованных финансов посредством налоговых платежей, так и в формировании платежеспособного спроса страны.

Домохозяйство - это экономическая единица, состоящая из одного или более лиц, которая снабжает экономику ресурсами и использует полученные за них деньги для приобретения товаров и услуг, удовлетворяющих материальные потребности человека.

Также есть еще одно определение:

Домохозяйство - это группа людей, проживающих в одном жилом помещении или его части, совместно обеспечивающих себя пищей и всем необходимым для жизни, то есть полностью или частично объединяющих или расходующих свои средства. Эти люди могут быть связаны отношениями родства или отношениями, вытекающими из брака, либо быть не родственниками, либо и теми и другими.

Чем больше доходы населения, тем выше его спрос на различные виды материальных и нематериальных благ и тем больше возможности для развития экономики и социальной сферы.

Предприятия и организации функционируют на коммерческих и некоммерческих началах. Для коммерческих организаций характерна, прежде всего, главная цель - получение прибыли. Некоммерческие организации преследуют иную цель - обеспечение наилучшего социального эффекта, и если такая организация получает прибыль, то, как правило, не распределяет её между участниками.

Принципами организации финансов в сфере коммерческой деятельности являются максимизация прибыли предприятия, оптимизация источников формирования финансовых ресурсов, обеспечение финансовой устойчивости коммерческих предприятий и организаций, в том числе использование различных механизмов защиты от предпринимательских рисков (страхование, создание финансовых резервов), обеспечение инвестиционной привлекательности, материальная ответственность - предполагает наличие системы ответственности (финансовых санкций) за ведение и результаты финансово-хозяйственной деятельности.

Для финансов некоммерческих организаций характерны принципы сметного финансирования - покрытия затрат учреждений и организаций в соответствии с утвержденной сметой, материальной ответственности за ведение и результаты деятельности. Принцип самофинансирования справедлив для некоммерческих организаций, не являющихся учреждением.[14]

Централизованные фонды денежных средств формируются, распределяются и используются государством, для этого жестко определены источники средств, направления на расходования устанавливаются на основе законодательно - правовых актов.

Важная роль, которую выполняет государство в области экономического и социального развития, приводит к необходимости централизованного распределения значительной части финансовых ресурсов.

Государственные и муниципальные финансы представляют собой экономические отношения, возникающие в реальном денежном обороте по поводу формирования, распределения и использования централизованных фондов финансовых ресурсов. Их структура включает в себя элементы бюджетной системы, как совокупность финансовых планов органов власти различных уровней и бюджетов внебюджетных фондов, а так же элементы системы государственных и муниципальных займов, являющаяся способом мобилизации государственных доходов и обслуживающая дефициты бюджетной системы.

В социально-экономическом развитии общества государственные и муниципальные финансы выполняют ряд функций: планирования - формулирование целей и разработка действий для их достижения. Реализуется через составление бюджетов, распределения - распределяют финансовые ресурсы между различными регионами и муниципальными образованиями, различными отраслями экономики, производственной и непроизводственной сферами, различными социальными группами населения, контроля - отслеживается весь механизм финансовых отношений в обществе, финансовое состояние звеньев финансовой системы Российской Федерации. [13] Можно выделить некоторые принципы организации государственных и муниципальных финансов, такие как единство законодательной и нормативной базы, открытость и прозрачность, разграничения полномочий и предметов ведения, целевой ориентированности, научного подхода, экономичности и рациональности, управляемости финансовыми потоками на централизованной основе.

Часть этих принципов дублируют принципы бюджетной системы РФ.

В системе государственных и муниципальных финансов единая бюджетная классификация обеспечивает учет и систематизацию информации о состоянии бюджета, сопоставимость показателей бюджетов всех уровней. Используется при составлении и исполнении бюджетов всех уровней власти и управления (в т.ч., и консолидированных), а также бюджетов внебюджетных фондов.

Структурно, государственные и муниципальные финансы можно представить следующим образом (рис.2)

 

Рис.2 Структура государственных и муниципальных финансов.

 

Важное место в структуре государственных и муниципальных финансов занимает бюджетная система РФ.

Бюджетная система Российской Федерации представляет собой совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов. Она основана на экономических отношениях и государственном устройстве РФ и регулируемая нормами права.

Бюджетная система РФ состоит из трех уровней: федеральный бюджет, региональные бюджеты и местные бюджеты.[11]

Федеральный бюджет - это важнейшее звено финансовой системы страны, в котором заключены финансовые ресурсы государства. Федеральный бюджет является основным финансовым планом государства, утверждаемый Федеральным Собранием в виде федерального закона. Именно федеральный бюджет является основным орудием перераспределения Национального Дохода (НД) и Валового Внутреннего Продукта (ВВП), через него мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для регулирования экономического развития страны и реализации социальной политики на территории всей России. При составлении проекта бюджета учитываются не только данные о прогнозировании размеров доходов бюджета, но и необходимых государственных расходов.

Региональный бюджет - это центральное звено территориальных бюджетов. Они предназначены для финансового обеспечения задач, возложенных на государственные органы управления субъекта Российской Федерации. Региональные органы власти призваны обеспечить комплексное развитие регионов.

Местные бюджеты - призваны обеспечить финансовыми ресурсами местное самоуправление, реализацию местных социально экономических задач, выполнение социально-культурных и политических мероприятий.

Бюджетная система РФ включает в себя также и внебюджетные фонды.

Внебюджетные фонды представляют собой форму перераспределения и использования финансовых ресурсов для финансирования конкретных социальных и экономических потребностей общегосударственного или регионального значения.

Правовой основой создание внебюджетных фондов первоначально является закон РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» от 10 октября 1991г. №1734-1. На его основе были приняты правовые акты регулирующие функционирование внебюджетных фондов социального назначения. С введением в действие бюджетного кодекса РФ, закон № 1734-1 утратил силу. В РФ к фондам социального назначения:

Пенсионный фонд РФ;

Фонд социального страхования;

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;

Территориальный фонд обязательного медицинского страхования.

Внебюджетные фонды призваны обеспечить конституционные права граждан РФ на получение пенсий, социального пособия в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Пенсионный фонд образован постановлением Верховного Совета РСФСР 22 декабря 1990г. с целью государственного управления финансовыми ресурсами пенсионного обеспечения в РФ.

Задачами пенсионного фонда являются: выплаты государственных пенсий в виде трудовых, военных и социальных пособий, а так же пенсий по инвалидности, в том числе выезжающих за пределы РФ, пособия по уходу за ребенком (от 1,5 до 6 лет), за выслугу лет, по случаю потери кормильца и пособия компенсационных выплат, организация и ведение индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в соответствии с Федеральным законом, а так же организацию и ведение государственного банка данных по всем категориям плательщиков страховых взносов в пенсионный фонд.

Источниками формирования средств пенсионного фонда являются:

Обязательные перечисления из федерального бюджета, страховые взносы, зачисляемые в пенсионный фонд России, недоимка, пени, и другие финансовые санкции по взносам в пенсионный фонд России, доходы, получаемые от размещения средств пенсионного фонда России сформированных за счет сумм страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии.[12]

Фонд социального страхования создан в соответствии с указом президента РФ «О фонде социального страхования РФ» от 7 августа 1992г. № 822 и действует в соответствии с положением «О фонде социального страхования РФ» от 12 февраля 1994г. № 101 и последующими изменениями и дополнениями. [5]

Главные задачи фонда социального страхования (ФСС): обеспечение гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам вставших на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до 1,5 лет, и социальные пособия на погребение или возмещение стоимости гарантируемого перечня ритуальных услуг, санаторно-курортное обслуживание работников и их детей, а так же участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования.

Основными источниками формирования средств фонда социального страхования являются взносы зачисляемые в ФСС, страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, безвозмездные перечисления от других бюджетов бюджетной системы.[12]

Фонд обязательного медицинского страхования создан для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования в соответствии с законом РФ «О медицинском страховании граждан в РФ» от 28 июня 1991г. № 1499-1,который был введен в действие 18 января 1993г.[6]

Целью медицинского страхования является предоставление гарантий гражданам при возникновении страхового случая на получение медицинской помощи за счет накопленных средств, а так же в финансировании профилактических мероприятий.

Информация о работе Финансовая система Российской Федерации