Финансовая система России. Её структура, сферы и звенья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 10:59, курсовая работа

Краткое описание

Целью представленной курсовой работы является анализ состояния финансовой системы РФ и рассмотрение направлений развития.
Реализация поставленной цели предопределяет решение следующих задач:
- рассмотреть понятие и сущность финансовой системы в экономике;
- проследить эволюцию структуры финансовой системы;
- проанализировать современную структуру финансовой системы РФ и ее состояние;
- выявить проблемы и перспективы развития финансовой системы РФ.

Содержание

Введение ………………………………………………………………..3
Глава1. Финансовая система
1.1 Сущность финансовой системы…………………………………...5
1.2 Эволюция финансовой системы…………………………………...7
1.3 Современная структура финансовой системы…………………....9
Глава 2 Анализ финансовой системы России
2.1 Российская финансовая система с 90-х годов и по наше время…12
Глава 3 Направления развития финансовой системы России
3.1 Задачи в области стабилизации финансовой системы России
в настоящий момент……………………………………………….........15
3.2 Пути решения проблем развития финансовой системы России…18
Заключение……………............................................................................19
Список литературы....................................................................................21

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Финансы.doc

— 223.50 Кб (Скачать файл)

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНО УЧРЕЖДЕНИЕ

ПЕТРОЗАВОДСКИЙ КООПЕРАТИВНЫЙ  ТЕХНИКУМ

КАРЕЛРЕСПОТРЕБСОЮЗА

 

 

 

Специальность:080110 «Банковское  дело»

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Финансы. Денежное обращение и кредит»

 

На тему: «Финансовая система  России. Её структура, сферы и звенья»

 

 

 

 

Студентки 2 курса, группа 2БД-1

Головановой Владиславы Дмитриевны

__________________________________

Руководитель:

Кузнецова Светлана Ивановна

__________________________________

 

                                                                                     Курсовая работа защищена с оценкой:__________

                                                                  

                                                                  Дата______________________________

 

 

 

 

 

 

г. Петрозаводск

2013

Содержание

 

Введение ………………………………………………………………..3

Глава1. Финансовая система

1.1 Сущность финансовой  системы…………………………………...5

1.2 Эволюция финансовой  системы…………………………………...7

1.3 Современная структура  финансовой системы…………………....9

Глава 2 Анализ финансовой системы  России

2.1 Российская финансовая  система с 90-х годов и по  наше время…12

Глава 3 Направления развития финансовой системы России

3.1 Задачи в области  стабилизации финансовой системы  России 

в настоящий момент……………………………………………….........15

3.2 Пути решения проблем  развития финансовой системы  России…18

Заключение……………............................................................................19

Список литературы....................................................................................21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Данная работа посвящена функционированию финансовой системы в российской экономике. Финансовая система занимает важное место в макроэкономике, так как  экономическая жизнь страны в  значительной мере зависит от ее состояния. В связи с этим необходимо осознавать всю важность этой системы, разбираться, каким образом действует ее механизм и как функционирует финансовая система Российской Федерации.

 В качестве  проблем современного общества, которые призвана решать финансовая система, можно назвать: недостаточные темпы развития экономики, диспропорции развития экономической системы, отставание в адаптации к изменениям на внешних товарных и финансовых рынках, излишнюю социальную напряженность, отрицательно влияющую на воспроизводственный процесс, низкий уровень удовлетворения потребностей индивидуума и др.

Финансовая  система представляет собой сгруппированные  по определённому признаку финансовые отношения. Финансовые отношения, как  таковые присутствуют практически  повсеместно в нашей жизни. Так, они складываются между государством, с одной стороны, физическими и юридическими лицами, с другой; между двумя юридическими лицами, а также и между физическими лицами. Отсюда следует, что наши личные финансы, финансы домашних хозяйств (финансы населения) и семейный бюджет составляют определённую сферу финансовых отношений, т.е. входят в одно из звеньев финансовой системы.

Именно поэтому, сегодня как никогда важно  иметь представление о финансовой системе Российской Федерации, знать  её структуру и следить за её изменениями, чтобы быть компетентным в данном вопросе.

Актуальность  данной темы курсовой работы также определяется необходимостью рассмотрения направлений развития финансовой системы Российской Федерации, что является одним из важнейших факторов экономического роста.

Целью представленной курсовой работы является анализ состояния финансовой системы РФ и рассмотрение направлений развития.

Реализация  поставленной цели предопределяет решение  следующих задач:

- рассмотреть  понятие и сущность финансовой системы в экономике;

- проследить  эволюцию структуры финансовой  системы;

- проанализировать  современную структуру финансовой  системы РФ и ее состояние;

- выявить проблемы  и перспективы развития финансовой  системы РФ.

Объектом курсовой работы является финансовая система РФ. Предметом курсовой работы является финансовые и экономические отношения, возникающие в процессе функционирования финансовой системы РФ между государством, муниципальными образованиями, хозяйственными субъектами и населением.

 

 

1.Финансовая  система 

1.1 Сущность  финансовой системы 

 

 Финансы  являются неотъемлемым элементом  общественного производства на  всех уровнях хозяйствования. Без  финансов невозможно обеспечивать  кругооборот производственных фондов, регулировать отраслевую и территориальную структуру экономики, стимулировать быстрейшее внедрение научно-технических достижений, удовлетворять другие общественные потребности. Такие потребности у хозяйствующих субъектов и государства обусловливают возникновение разнообразных видов финансовых отношений. Финансовые отношения складываются между государством, с одной стороны, юридическими и физическими лицами, с другой; между двумя юридическими лицами; между юридическими лицами, с одной стороны, и физическими лицами – с другой.

 Все финансовые  отношения имеют некоторые общие  черты, что позволяет объединять  их в отдельные группы. Финансовые  отношения являются по своей  природе распределительными, так  как распределяют часть стоимости  общественного продукта по субъектам.  Именно субъекты формируют фонды целевого назначения в зависимости от их роли в общественном производстве. Сгруппированные по определенному признаку финансовые отношения образуют финансовую систему. Финансовые отношения при всём их многообразии можно объединить в отдельные, относительно обособленные группы – сферы и звенья. Эти сферы и звенья тесно связаны между собой.Можно сделать вывод,что Финансовая система — это совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств. Это совокупность централизованных и децентрализованных денежных фондов. Термин и понятие финансовой системы того или иного государства широко распространены в области научных исследований и широко применяется как в юридической, так и в экономической литературе.

Особенность финансовой системы - глубокая зависимость от социально-экономической  формации, господствующей в тот или  иной период в общественном производстве.

В связи с  этим, широкое распространение получило следующее определение финансовой системы – это совокупность управленческих и финансовых институтов и их взаимодействие в соответствии с законодательством.

 Роль финансовой  системы заключается в том,  чтобы с помощью финансовых  отношений влиять на темпы  и пропорции социально-экономического развития страны. Такое влияние осуществляется через финансово-кредитный механизм двумя методами:

- финансовое  обеспечение (государственный бюджет);

- финансовое  регулирование (система налогов).

Таким образом, можно сказать, что ни одна система  в стране не занимает такое важное значение и место как финансовая.

Никто и ничто  так больно не чувствует кардинальных изменений в экономике, как финансовая система государства. Именно она  обеспечивает успех или неудачу  всей реорганизации хозяйства, обуславливает подъем или падение политического имиджа независимого государства.

Функции финансовой системы:

  • аккумулирующая –создание материальной основы существования государства и обеспечение его функционирования;
  • регулирующая – стимулирование деятельности субъектов финансовых отношений, развития научно-технического прогресса и решения социальных проблем;
  • распорядительная– формирование и использование денежных средств через соответствующие фонды целевого назначения (пенсионный, социального страхования, занятости, медицинского страхования) и особенно через госбюджет;
  • контрольная –обеспечение правильности взимания налогов и использования их по целевому назначению.

  С помощью  финансовой системы реализуются  также функции экономической  категории «финансы», обуславливающие целенаправленное использование финансов в общественном воспроизводстве. Финансы-система денежных отношений, возникающих в процессе формирования, распределения и использования фондов денежных средств. Таким образом, основной функцией финансовой системы является управление совокупностью денежных отношений какого-либо характера. Финансовая система – это сложное финансово-экономическое образование в пределах данной страны, представляющее собой совокупность сфер и звеньев финансовых отношений, управленческих и финансовых институтов, а также экономических отношений между ними.

 

 

1.2 Эволюция  финансовой системы

 

Финансовая  система Русского государства стала  складываться в IX – X веках одновременно с объединением русских земель в  Киевскую Русь. Централизованная система управления финансами начала постепенно формироваться с конца XV века.

В XVIII веке в  России было создано министерство финансов, которое занималось только государственными доходами. Государственными расходами  занималось Государственное казначейство. Государственный контролер занимался ревизией всех счетов.

В эпоху бурного  развития капитализма в России налоги были щадящими, что стимулировало  предпринимателей к получению максимальной прибыли. Налоговые поступления  составляли около 60 % доходов государственного бюджета. При этом бюджет был профицитным, а Россия – одной из крупнейших, ведущих держав мира.

Первая мировая  война отрицательно сказалась на финансовой системе России. Для покрытия растущих военных расходов правительство  стало повышать ставки налогов, а также вводить новые налоговые платежи.

После Октябрьской  революции 1917 г. в результате политики «военного коммунизма» финансовая система России (так же как и  денежно-кредитная) была разрушена. Ее восстановление началось только с началом  НЭПа, когда были сняты запреты на торговлю, на местный кустарный промысел. Была разработана система налогов, займов, кредитных операций, приняты меры по укреплению денежной единицы.

В дальнейшем после  отмены в конце 20-х годов НЭПа финансовая система России эволюционировала в направлении, противоположном процессу общемирового развития. От налогов перешли к административным методам изъятия прибыли предприятий и перераспределения финансовых ресурсов через государственный бюджет. Таким образом, в 30-х годах прошлого столетия впервые в мировой практике хозяйствования была внедрена абсолютно новая модель экономики – экономика центрального планирования или плановая экономика, основанная на стопроцентной монополии государственной собственности на землю, недра и все средства производства. В такой модели нет и не может быть места налоговой системе по простой причине исчезновения основного субъекта налогообложения – самостоятельного частного собственника. Экономически абсурдными представлялись налоговые отчисления предприятий государству, поскольку доход, созданный предприятиями, фактически являлся государственной собственностью.

Полная централизация  денежных средств и отсутствие какой-либо самостоятельности предприятий  в решении финансовых вопросов лишало хозяйственных руководителей всякой инициативы и постепенно подводило страну к финансовому кризису, который разразился в конце 80-годов XX столетия и получил название «перестройки» или «рыночных преобразований».

После прихода  к власти Горбачева в соответствии с законом СССР 1987 г. «О государственном предприятии (объединении)» был проведен эксперимент по распространению новых методов хозяйствования на предприятии. Суть эксперимента сводилась к тому, что основными принципами деятельности предприятий признавались полный хозрасчет и самофинансирование. Данные принципы означали ограничение и полный отказ от бюджетных ассигнований. При этом предприятия использовали нормативный метод распределения доходов. Устанавливались нормативы платежей в бюджет, в фонд производственного и социального развития, в фонд оплаты труда, в другие централизованные фонды и резервы.

Нормативный метод  распределения доходов стал переходом  от остаточного принципа формирования ресурсов предприятий из бюджета  к системе налогов. Логическим завершением  этого перехода стало принятие и ввод в действие с 1.01.1991 г. Закона СССР «О налогах с предприятий, объединений, организаций». После развала Советского Союза и начала кардинальных экономических преобразований с 1.01.1992 г. вступил в силу новый Закон «Об основах налоговой системы Российской Федерации», давший начало современной российской налоговой системе.

Итак, мы видим, что финансовая система нашего государства  начала складываться с момента его  образования, и в течение более  тысячи лет изменялась и преобразовывалась, в зависимости от политического строя России. В 1991 г. с образованием независимого государства России, финансовая система страны начала преобразовываться в соответствии с рыночными реформами государства.

 

 

 

 

1.3 Современная  структура финансовой системы

 

Финансовая  система любого государства включает в себя несколько взаимосвязанных  звеньев (институтов) и органов.

В зависимости  от методов формирования доходов  экономических субъектов финансовую систему принято разделять на две сферы:

  • централизованные финансы;
  • децентрализованные финансы.


Структура финансовой системы

 

Финансовую  систему Российской Федерации составляют следующие фонды денежных средств  и соответствующие им правовые институты:

1) Бюджетная система-это  совокупность всех бюджетов государства,  страны, распределенная по уровням (федеральный, субъектов федерации, муниципальные), а также организация их разработки и принятия.  Бюджетная система РФ трёхуровневая: Федеральный бюджет; Бюджеты субъектов федерации; Местные бюджеты. Государственный бюджет РФ разделяется на Федеральный бюджет и бюджеты субъектов федерации. В государственном бюджете представлены все виды поступлений в виде платежей из прибыли, различных налогов, доходов от внешней торговли и т.д. В расходной части показано финансирование аппарата управления, направление средств на развитие госсектора экономики, на нужды обороны, здравоохранения, просвещения, культуры и т.п. Местные бюджеты - третий уровень бюджетной системы Российской Федерации. Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет и право на получение в процессе осуществления бюджетного регулирования средств из федерального бюджета и средств из бюджета субъекта Российской Федерации. Формирование и исполнение местного бюджета осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно в соответствии с уставом муниципального образования.

Информация о работе Финансовая система России. Её структура, сферы и звенья