Финансовая система РФ и ее единство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 11:52, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является ответ на вопрос что такое финансовая система РФ и ее единство. В соответствии с этим предполагается решение следующих задач:
- определение финансовой системы;
- состав и структура финансовой системы;
- анализ всех составных частей финансовой системы;
- рассмотреть различия и сходства тех структур, которые предполагают авторы книг и прийти к единой, более правильной, на мой взгляд, финансовой системе.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 75.58 Кб (Скачать файл)

      - С расширением сферы банковской  деятельности, связанной с повышенным  риском проведения активных кредитных  операций по выдаче ссуд, становится  актуальным страхование ответственности  заемщика за непогашение кредита.  Договор страхования заключается  между страховой компанией (страховщиком) и предприятиями-заемщиками (страхователями). Объектом страхования является  ответственность заемщика перед  банком, выдавшим кредит.

      - Развитие коммерческого расчета  и усиление имущественной ответственности  предпринимателей по широкому  кругу обязательств предполагают включение в российскую страховую практику таких видов страхования, как страхование ответственности работодателей, страхование профессиональной ответственности частнопрактикующих специалистов (адвокатов, аудиторов, врачей и др.), страхование деловой ответственности, страхование ответственности от экологических рисков, страхование ответственности за качество продукции, страхование ядерной ответственности.

      Страхование предпринимательских рисков - новая  отрасль страхования для России, охватывает те виды страхования, в которых, прежде всего, заинтересован предприниматель. Объект страхования - предпринимательская  деятельность страхователя, под которой  понимается инвестирование денежных и  материальных ресурсов в какой-либо вид производства или бизнеса  и получение от этих вложений соответствующей  финансовой отдачи в виде прибыли. Покрытие предпринимательских рисков осуществляется при помощи:

      - страхования от потери прибыли  (дохода) вследствие нарушения процесса  производства, простоя, повреждения  или кражи имущества и иных  потерь, связанных с прерыванием  основной деятельности;

      - страхования от невыполнения  договорных обязательств по поставке  и реализации продукции. 

      Этот  вид страхования начали проводить  альтернативные страховые общества (акционерные, кооперативные, взаимные, ведомственные). 

      Теперь  можно сделать вывод, что существует два вида страховых организаций:

      1. Различные фонды (пенсионного,  медицинского, социального) страхования,  которые являются внебюджетными  фондами, а значит их финансы  являются составной частью государственных  и муниципальных финансов.

      2. Финансовые организации, которые  являются юридическими лицами  и целью их деятельности является  получение прибыли, что характерно  для коммерческих предприятий.

      Значит, страхование не является отдельной  сферой финансовой системы РФ, а  является структурными элементами звеньев  двух других сфер.

      3. Направление изменения финансовой  системы страны

      В современной рыночной экономике  существуют два способа перераспределения  финансовых ресурсов и, соответственно, два типа организации финансовой структуры экономики:

      - Экономика финансовых рынков (система  экзогенного предложения денег) - система американского типа  с преобладанием финансирования  через финансовые рынки; 

      - Экономика задолженности (система  эндогенного предложения денег) - система французского (японского)  типа с преобладанием финансирования  через банковский кредит.

      Экономика финансовых рынков предъявляет чрезвычайно  высокие требования к самим рынкам (к качеству соответствующих институтов и инструментов), а также к циркулирующей  рыночной информации и способности  отдельных рынков к ее усвоению. Для эффективного перераспределения  через рынок необходимо, чтобы  инвесторы располагали достаточно полной и достоверной информацией  по долговым обязательствам, выставляемым на продажу на рынке, и могли должным  образом сопоставлять между собой  отдельные обязательства по ценам, по ликвидности, по качеству - долги, выставляемые на рынок, должны быть хорошо структурированы. Кроме того, чтобы указанные сопоставления  были возможны, необходимы устойчивые ожидания основных параметров общеэкономического процесса, по крайней мере, на среднесрочную  перспективу.

      В сегодняшней России, где рынки  только начинают складываться, коммерческие долги не структурированы, а их качество слабо поддается оценке. Поэтому ожидать высокую эффективность перераспределительных функций финансового рынка не приходится.

      Экономика, базирующаяся на банковском финансировании, дает гораздо больше возможностей регулирования  в оперативном плане, менее восприимчива к асимметрии экономической информации и практически не ограничивает возможностей трансформации ресурсов (при адекватном участии кредитора в последней  инстанции - Центрального банка). Поэтому  в ближайшие годы эффективная  организация финансирования в России предполагает доминирование банковских форм финансового перераспределения.

      Вместе  с тем, последние события в  финансовом секторе экономики резко  обострили проблему устойчивости банковской системы, и в настоящее время  она не в состоянии нормально  выполнять свою перераспределительную  функцию, а, следовательно, и не может  организовать нормальное финансовое обеспечение  экономического роста. В то же время  и финансовые рынки (за исключением  валютного рынка) практически не функционируют и также не способны на перераспределение финансовых ресурсов в значимых масштабах.

      Вместе  с тем тотальное самофинансирование - далеко не самый эффективный способ организации финансовой структуры  экономики. С одной стороны, при  этом предложение финансирования не может адекватно реагировать  на спрос финансово-недостаточных  экономических агентов, т.е. экономика  остается относительно недофинансированной. С другой стороны, значительную часть  свободных остатков средств финансово-избыточных агентов невозможно задействовать  для финансирования экономического роста, и они объективно уходит в  спекулятивные операции.

      В этой связи на первый план выходит  задача реструктуризации и укрепление банковской системы с тем, чтобы  она реально могла осуществлять перелив капитала.

      В практическом плане наиболее ответственная  и трудная часть реализации денежно-кредитной  политики - обеспечение потока банковского  кредита в реальный сектор экономики. Для повышения ликвидности реального  сектора экономики ему нужны  нормальные рыночные кредиты по нормальным рыночным ставкам. В то же время текущие  ставки банковских кредитов явно завышены по отношению к экономическим  возможностям реального сектора, что  существенно ограничивает масштабы кредитования производства. Ставки по банковским кредитам нельзя считать  полностью рыночными, потому что  в оценке кредитных рисков заложен  слишком высокий вес системного риска кредитования российской экономики  российской банковской системой. Задача государства в данной ситуации - элиминировать системные риски, обеспечивая бесперебойное функционирование всей финансовой сферы.

      Увеличение  потока финансовых ресурсов в реальный сектор одновременно означает увеличение потока долга реального сектора  в банковский. В этой связи главной  задачей монетарных властей является организация оформления и структурирование соответствующих долговых обязательств, обеспечение поддержки их качества. Монетарные власти имеют достаточные  возможности, чтобы через создание ряда новых институтов и инструментов повысить качество и структурировать  обязательства реального сектора. Путем создания системы гарантий и поручительств вполне возможно ограничить кредитный риск, а рефинансирование центрального банка способно ограничить риск несбалансированной ликвидности.

      Главную роль в развитии российской финансовой системы, должно сыграть улучшение  информационного обеспечение финансового  рынка и его сегментов: необходимо создать разветвленную рыночную инфраструктуру, позволяющую заемщику найти соответствующего инвестора, инвестору - долг для эффективного размещения своих средств и, возможно, его  рефинансирование, не затрачивая на это  избыточного времени и средств.

      Важным  элементом является также создание института экспертизы коммерческих проектов, возможно, имеющего иерархическую  структуру. При этом речь идет об институте, а не об учреждении, то есть соответствующие  функции могут быть распределены, например, между многочисленными  банками путем лицензирования деятельности по финансовой экспертизе.

      В нашей стране с нормативной точки  зрения финансовой системы нет, она  складывается стихийно, исходя из определенных интересов исполнительной и других ветвей власти. Следовательно, нет и  официальных расходов на ее функционирование, их структуры и т.д. 

      Заключение

      В моей курсовой работе были рассмотрены  основные дискуссионные вопросы  состава и структуры финансовой системы РФ. Проанализированы системы, предложенные разными авторами. В  заключении можно сказать, что все  структурные элементы, которые авторы предлагали включить в состав финансовой системы, действительно являются её составляющими, вопрос состоял в  том, стоит ли выделять эти элементы в отдельные звенья.  

      Таким образом, оказалось, что страхование  не является отдельной сферой финансовой системы. Страхование действительно  играет большую роль в перераспределительных  отношениях по поводу формирования и  использования целевых фондов денежных средств. Видимо авторы хотели подчеркнуть  высокую значимость страхования, выделяя  его в отдельную сферу. Но в  своей работе я доказал, что страхование  является структурным элементом  двух других сфер: финансы субъектов  хозяйствования (а именно финансы  коммерческих организаций) и государственные  и муниципальные финансы (финансы  внебюджетных фондов).

      В составе сферы финансов субъектов  хозяйствования я выделил три  звена: финансы коммерческих предприятий, финансы некоммерческих предприятий  и финансы предприятий без  образования юридического лица. Многие авторы выделяли дополнительно к этим звеньям другие, такие как финансы домохозяйств, финансы общественных объединений, финансы посредников, финансы государственных, муниципальных, частных, акционерных, арендных, общественных субъектов хозяйствования. Но подробно разобрав сущность этих звеньев, стало ясно, что в действительности они существуют, но являются не отдельными звеньями, а лишь входят в состав трёх основных (финансы коммерческих, некоммерческих организаций и ПБОЮЛ).

      В структуре сферы государственных  и муниципальных финансов авторы выделяли такие звенья как: финансы  государственного бюджета, финансы  внебюджетных фондов, федеральные финансы, финансы субъектов федерации, местные  финансы, государственный кредит, фонды  страхования, фондовый рынок. Проведя  подробный анализ всех этих звеньев, я пришел к выводу, что в состав муниципальных финансов входит два  звена, финансы государственного бюджета  и финансы внебюджетных фондов, а  остальные элементами являются лишь составляющими этих основных двух звеньев.

      Также были рассмотрены изменения, которые  влияют на финансовую систему. В связи  с вступлением в действие большого количества новых законов в налоговой  и бюджетной сферах, меняются финансовые отношения между различными экономическими субъектами, меняется сама структура  субъектов, а значит, и финансовая система в целом.  
 
 
 


Информация о работе Финансовая система РФ и ее единство