Финансовая система РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 23:40, курсовая работа

Краткое описание

Предмет данной курсовой работы является финансовая система.
Объектом данной работы являются финансовые отношения, в процессе которых разными методами и формами распределяются, используются фонды денежных средств хозяйствующих субъектов, домохозяйств и государства.
Цель данной работы изучить финансовую систему.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..…….3

1. Финансовые отношения и финансовая система: сущность и структура…………………………………………………………………………..4

2. Государственный бюджет как основной элемент финансовой системы…………………………………………………………………………...11

3.Основные направления совершенствования современной финансовой системы в России……………………………………………………………….16

Заключение……………………………………………………………………….25

Список использованных источников…………………………………………...27

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по теме финансовая система.docx

— 53.14 Кб (Скачать файл)

В настоящее  время бюджетная система РФ состоит  из трех уровней:

1. Федеральный  бюджет РФ 

2. Бюджеты  субъектов федерации 

3. Местные  бюджеты 

        Государственная бюджетная  система РФ включает республиканский (федеральный) бюджет, бюджеты 21 республики, которые входят в РФ, 55 краевых  и областных бюджетов, 2 городских  бюджета (Москвы и Санкт-Петербурга), 10 окружных бюджетов автономных округов, бюджет Еврейской автономной области и около 29 тысяч местных бюджетов (городских, поселковых, сельских).

        Бюджеты нижестоящих  органов самоуправления не входят своими доходами и расходами в бюджеты  вышестоящих уровней.

        Основными принципами построения современной бюджетной  системы в РФ являются: единство бюджетной системы, разграничение  доходов и расходов между уровнями бюджетной системы, самостоятельность  бюджетов.

        Единство бюджетной  системы РФ обеспечивается за счет единой правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов  бюджетного процесса, единого порядка  ведения бухгалтерского учета средств  федерального бюджета, бюджетов субъектов  федерации и местных бюджетов.

     Разграничение доходов и расходов означает закрепление  соответствующих видов доходов (частично или полностью) и полномочий по осуществлению  расходов за органами государственной  власти РФ7. Органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.

     Самостоятельность бюджетов предполагает наличие собственных  источников доходов бюджетов каждого  уровня. Эти источники определяются в соответствии с законодательством  РФ. Органы власти самостоятельно принимают  решения о направлениях использования  полученных средств.

     Внебюджетные  фонды РФ в настоящее время, образуются в соответствии с Законом РСФСР "Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР" от 10 октября 1991 г. Решения об образовании или ликвидации соответствующих внебюджетных фондов принимают Федеральное Собрание РФ, а также государственные органы представительной власти субъектов федерации и местного самоуправления .Внебюджетные фонды имеют строго целевое назначение. Обычно наименование фонда отражает направление использования средств.

         По своему назначению внебюджетные фонды делятся на две  группы: социальные фонды и экономические  фонды. В зависимости от правового  статуса различают внебюджетные фонды, находящиеся в собственности  федеральной власти - федеральные  фонды, и фонды, создаваемые по решению  органов власти субъектов федерации  и местных органов самоуправления - региональные фонды, а также внебюджетные фонды создаваемые группами предприятий - отраслевые и межотраслевые фонды. Так, например, к основным социальным федеральным фондам относятся Пенсионный фонд, Фонд социального страхования. Государственный фонд занятости  населения, фонды обязательного  медицинского страхования. К экономическим  фондам относятся федеральные и  региональные дорожные фонды, к региональным социальным фондам - фонды развития жилищной сферы, к экономическим  отраслевым и межотраслевым фондам - фонды НИОКР и пр.

         В настоящее время  средства большинства федеральных  и региональных внебюджетных фондов включены в соответствующие бюджеты.

        Денежно-кредитная  система Российской Федерации раньше других звеньев финансовой системы  подверглась радикальной перестройке. Фундаментом новой денежно-кредитной  системы стали преобразования в  банковской сфере. В дореформенный  период фактически существовала однобанковская система, в которой Госбанк СССР распределял в соответствии с планом через свои филиалы все финансовые ресурсы в стране. Кроме того, лишь один банк мобилизовывал сбережения населения - Сбербанк, являвшийся, по сути, отделением Госбанка8

        В 1991 году три крупных  специализированных банка - Промстройбанк, Агропромбанк и Жилсоцбанк - были перерегистрированы как самофинасируемые, акционерные  банки со своими центральными конторами  и региональными отделениями. Сбербанк был утвержден в качестве коммерческого, но со своими специфическими функциями  обслуживания вкладов населения.

        В конце 1991 г. в связи  с распадом СССР Центральный Банк Российской Федерации взял на себя все полномочия Госбанка СССР. В  январе 1992 г. был упразднен союзный  Сбербанк, а его российское отделение  преобразовано в Сбербанк России.

        Бывшие специализированные банки стали крупнейшими коммерческими  банками России. Появился ряд совместных банков с участием иностранного капитала (международный московский банк, Диалог -банк и др.). Они специализируются на международных операциях и  различного вида финансовых услуг. Всего  в РФ в настоящее время действует  около 1.300 коммерческих банков.

        Девяностые годы в России характеризуются также  быстрым ростом небанковских финансовых посредников: пенсионных фондов, кредитных  союзов, ссудосберегательных ассоциаций и т.п. Особое место среди небанковских финансовых структур занимают инвестиционные фонды. В России они появились, прежде всего, в виде ЧИФов (чековых инвестиционных фондов). Это было вызвано принятием  законодательных актов о ваучерной  приватизации. Множественные ограничения  в деятельности фондов и экономическая ситуация в стране не позволили этим фондам проявить себя в полной мере в качестве надежного инвестора9.

        С 1993 г. в РФ начинает формироваться рынок ценных бумаг  негосударственных эмитентов- частных  и приватизируемых предприятий, инвестиционных и финансовых компаний, коммерческих банков Постепенно ценные бумаги превращаются в важнейший  инструмент аккумулирования денежных средств предприятий и населения  и кредитования реального сектора  экономики.

        Получило новое  направление система государственного кредита. Он стал важным и открытым источником покрытия бюджетного дефицита. Государство стало использовать его рыночные формы - различные формы  краткосрочных и среднесрочных  государственных займов при отказе от прямого кредитования расходов со стороны Центрального Банка.

        В 1990-ые годы в России возрождается национальный страховой  рынок. В условиях административно-командной  системы действовала государственная  монополия на страховое дело. Госстрах СССР, через свои филиалы, осуществлял  страхование на всей территории страны. Законодательную базу правового  регулирования национального страхового рынка заложил Закон РФ "О  страховании" от 27 ноября 1992 года, вступивший в силу 12.1.93 г. В это же время  был создан Росстрахнадзор - федеральная  служба по надзору за страховой деятельностью, которой были приданы контрольные  функции за отечественным страховым  рынком. В 1996 г. Росстрахнадзор был преобразован в Департамент страхового надзора  Министерства Финансов РФ.

        Демонополизация страхового дела привела к созданию независимых  частных страховых компаний, введению новых направлений и видов страхования, изменению в соотношении между обязательными и добровольными формами страхования. В настоящее время на страховом рынке России действуют около трех тысяч страховых компаний. Самые крупные из них - АСКО. МАКС и РОСНО. Происходит постепенное становление вторичного рынка страховых услуг (перестраховочной деятельности)10.

         С начала девяностых годов претерпели радикальные изменения  в своем кругообороте и финансовые ресурсы предприятий. Признание  свободы предпринимательской деятельности, введение разнообразных форм хозяйствования, приватизация государственной собственности  привели к необходимости создания принципиально нового финансового  механизма на предприятии. Развитие акционерной формы собственности  на предприятиях стало основой для  формирования фондовых рынков.

        За последние 10-12 лет в РФ кардинальным образом  изменилось управления финансовой системой. К существовавшему ранее единому  органу управления -Министерству Финансов добавился ряд специализированных финансовых и контрольных органов: Государственная налоговая служба, Федеральная служба налоговой полиции, Счетная палата, Государственный  таможенный комитет и т.д. Наряду с развитием государственных  органов контроля широкое развитие получил независимый аудиторский  финансовый контроль.

     В сегодняшней России, где рынки  только начинают складываться, коммерческие долги не структурированы, а их качество слабо поддается оценке. Поэтому  ожидать высокую эффективность  перераспределительных функций  финансового рынка не приходится.

     Вместе  с тем, последние события в  финансовом секторе экономики резко  обострили проблему устойчивости банковской системы, и в настоящее время  она не в состоянии нормально  выполнять свою перераспределительную  функцию, а, следовательно, и не может  организовать нормальное финансовое обеспечение  экономического роста. В то же время  и финансовые рынки (за исключением  валютного рынка) практически не функционируют и также не способны на перераспределение финансовых ресурсов в значимых масштабах.

     Вместе  с тем тотальное самофинансирование – далеко не самый эффективный  способ организации финансовой структуры  экономики. С одной стороны, при  этом предложение финансирования не может адекватно реагировать  на спрос финансово-недостаточных  экономических агентов, т.е. экономика  остается относительно недофинансированной. С другой стороны, значительную часть  свободных остатков средств финансово-избыточных агентов невозможно задействовать  для финансирования экономического роста, и они объективно уходит в  спекулятивные операции.

     В этой связи на первый план выходит  задача реструктуризации и укрепление банковской системы с тем, чтобы  она реально могла осуществлять перелив капитала.

     В практическом плане наиболее ответственная  и трудная часть реализации денежно-кредитной  политики - обеспечение потока банковского  кредита в реальный сектор экономики. Для повышения ликвидности реального  сектора экономики ему нужны  нормальные рыночные кредиты по нормальным рыночным ставкам. В то же время текущие  ставки банковских кредитов явно завышены по отношению к экономическим  возможностям реального сектора, что  существенно ограничивает масштабы кредитования производства. Ставки по банковским кредитам нельзя считать  полностью рыночными, потому что  в оценке кредитных рисков заложен  слишком высокий вес системного риска кредитования российской экономики российской банковской системой. Задача государства в данной ситуации – элиминировать системные риски, обеспечивая бесперебойное функционирование всей финансовой сферы11.

     Увеличение  потока финансовых ресурсов в реальный сектор одновременно означает увеличение потока долга реального сектора  в банковский. В этой связи главной  задачей монетарных властей является организация оформления и структурирование соответствующих долговых обязательств, обеспечение поддержки их качества. Монетарные власти имеют достаточные  возможности, чтобы через создание ряда новых институтов и инструментов повысить качество и структурировать  обязательства реального сектора. Путем создания системы гарантий и поручительств вполне возможно ограничить кредитный риск, а рефинансирование центрального банка способно ограничить риск несбалансированной ликвидности.

     Главную роль в развитии российской финансовой системы, должно сыграть улучшение  информационного обеспечение финансового  рынка и его сегментов: необходимо создать разветвленную рыночную инфраструктуру, позволяющую заемщику найти соответствующего инвестора, инвестору – долг для эффективного размещения своих средств и, возможно, его рефинансирование, не затрачивая на это избыточного времени и  средств.

     Важным  элементом является также создание института экспертизы коммерческих проектов, возможно, имеющего иерархическую  структуру. При этом речь идет об институте, а не об учреждении, то есть соответствующие  функции могут быть распределены, например, между многочисленными  банками путем лицензирования деятельности по финансовой экспертизе.

     В нашей стране с нормативной точки  зрения финансовой системы нет, она  складывается стихийно, исходя из определенных интересов исполнительной и других ветвей власти. Следовательно, нет и  официальных расходов на ее функционирование, их структуры и т.д.

     Таким образом, экономика, базирующаяся на банковском финансировании, дает гораздо больше возможностей регулирования в оперативном плане, менее восприимчива к асимметрии экономической информации и практически не ограничивает возможностей трансформации ресурсов (при адекватном участии кредитора в последней инстанции – Центрального банка). Поэтому в ближайшие годы эффективная организация финансирования в России предполагает доминирование банковских форм финансового перераспределения.

 

Заключение

     Финансовые  системы возникли с зарождением  классового общества и развивались  как часть политической, социальной и экономической системы государства. Наряду с прямым администрированием, информационным воздействием, законодательной  и нормативной деятельностью  финансы являются одним из инструментов социального менеджмента. История  экономического развития и финансов показывает, что в периоды относительного благополучия и устойчивого развития государства для оживления деловой  активности используют либеральный  подход, а в периоды кризисов и  возрастания социальной напряженности  усиливается роль государства, государственных  финансов в социальных и экономических  преобразованиях. Возможны широкая  и узкая трактовка предмета финансов, связанные с использованием положений  теории систем, известных как процедуры  агрегирования (объединения элементов  в целое) и декомпозиции (расчленение  целого на части) при исследованиях.

Информация о работе Финансовая система РФ