Финансовая система РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 12:39, реферат

Краткое описание

Данная работа посвящена общим аспектам функционирования финансовой системы в российской экономике. Финансовая система занимает важное место в макроэкономике, так как экономическая жизнь страны в значительной мере зависит от ее состояния. В связи с этим необходимо осознавать всю важность этой системы, разбираться, каким образом действует ее механизм и как функционирует финансовая система Российской Федерации.

Содержание

Введение …………………………………………………………………..
Глава 1. Понятие финансовой системы ………………………………..
1.1 Сущность финансовой системы……………………………………...
Глава 2. Финансовая система Российской Федерации …………………
2.1. Характеристика финансовой системы РФ ………………………..
2.2. Институты финансовой системы РФ ……………………………..
Заключение ……………………………………………………………….
Литература ………………………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

финансовая сист.docx

— 32.92 Кб (Скачать файл)

Внебюджетные фонды образуются за счет внесения обязательных платежей юридических и физических лиц, а  также из добровольных перечислений. В современных условиях государство  повышает финансово-правовой статус внебюджетных фондов, придавая их деятельности законодательную  основу. Основы правового положения  целевых фондов денежных средств  установлены БК РФ, который рассматривает  их в качестве звена бюджетной  системы. Однако включение норм, определяющих правовое положение внебюджетных фондов, в БК РФ не позволяет приравнивать юридическую природу бюджетных  отношений и отношений, складывающихся в процессе функционирования внебюджетных фондов. Внебюджетные фонды имеют определенные правовые особенности, отличающие их от бюджетов.

Внебюджетные фонды самостоятельно формируют бюджеты, имеют самостоятельные  источники формирования бюджетов –  взносы, уплачиваемые физическими и  юридическими лицами, являются финансово-кредитными организациями.

Имущественное и личное страхование – урегулированные нормами финансового права отношения по защите имущественных и связанных с ними неимущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов (страховых премий).

В сфере страховых отношений  каждое из звеньев, представленное особой отраслью страхования, подразделяется на виды:

а) личное страхование; б) имущественное страхование; в) страхование ответственности; г) страхование предпринимательских рисков; д) перестрахование.

Страхование как звено финансовой системы включает только те отношения, участником которых обязательно  выступает государство. Финансовая деятельность в сфере страхования  имеет несколько направлений. Развитие страхования также обусловлено  наличием у государства социальной функции и, как следствие, принципа социальной направленности финансовой деятельности. Поэтому обязанностями  государства становятся пенсионное и медицинское обеспечение граждан, выплата пособий по безработице  и т. д. Финансирование таких расходов осуществляется посредством формирования страховых фондов и последующего их распределения. Государству необходимо компенсировать риски, связанные с несением государственной службы. Поэтому возникает обязанность страхования военнослужащих, работников правоохранительных органов, врачей отдельных специальностей и т. д.

Страхование как звено финансовой системы включает только те отношения, участником которых обязательно  выступает государство. Финансовая деятельность в сфере страхования имеет несколько направлений. Развитие страхования также обусловлено наличием у государства социальной функции и, как следствие, принципа социальной направленности финансовой деятельности. Поэтому обязанностями государства становятся пенсионное и медицинское обеспечение граждан, выплата пособий по безработице и т. д. Финансирование таких расходов осуществляется посредством формирования страховых фондов и последующего их распределения. Государству необходимо компенсировать риски, связанные с несением государственной службы. Поэтому возникает обязанность страхования военнослужащих, работников правоохранительных органов, врачей отдельных специальностей и т. д.

Финансовая деятельность в сфере страхования является одним из способов аккумулирования  дополнительных денежных средств в  доход государства. Страховые взносы физических и юридических лиц, мобилизованные в фонды денежных средств, расходуются  исключительно при наступлении  страхового случая. Вместе с тем  юридические факты, влекущие необходимость  выплаты страховой суммы, наступают  не всегда. Собранные таким образом  денежные средства государство направляет на материальное обеспечение иных публичных  потребностей или финансирование капитальных  вложений.

Государственный и банковский кредит как финансово-правовая категория представляет совокупность норм финансового права, регулирующих общественные отношения, возникающие по поводу получения государством (муниципальным образованием) или размещения со стороны государства (муниципального образования) денежных средств, а также отношения по предоставлению государственных гарантий.

Институт кредитования образуют отношения:

• возникающие между клиентами и кредитными организациями по поводу привлечения, размещения денежных средств;

• государственного кредита.

Различают две формы кредита:

а) государственный и муниципальный;

б) банковский.

Государственный и муниципальный  кредит представляет особую финансово-правовую категорию, регулирующую заемные отношения  с императивным участием государства. Финансовая компетенция государства  в кредитных отношениях наделяет его полномочиями как заемщика, так  и кредитора, а также гаранта  по денежным обязательствам иных субъектов.

Государство в законе о бюджете  регулярно предусматривает расходы  на покрытие государственного долга  как внутри страны, так и за рубежом.

Финансово-кредитный статус Российского  государства в основном состоит  из заемных обязательств. Операции по предоставлению государственных  кредитов и гарантий совершаются  в меньшем объеме. Тем не менее  БК РФ предусматривает правовое регулирование  бюджетных ссуд и кредитов, которые  начинают получать широкое распространение  в публичной финансовой деятельности. В

Выполнение государством публичных функций требует большого количества денежных средств, которые не всегда в достаточном объеме или в планируемые сроки поступают в государственную казну. Иногда возникают непредвиденные расходы, связанные с ликвидацией чрезвычайных ситуаций – крупных стихийных бедствий, военных конфликтов и т. д. Результатом возросших государственных расходов или недополучения доходов становится бюджетный дефицит, погашение которого требует привлечения дополнительных денежных средств.

Необходимость бесперебойного и полного  финансирования публичных мероприятий  обусловливает временное использование  государством денежных средств, принадлежащих  иным субъектам. Подобным источником привлечения  дополнительных денежных средств в  государственные и муниципальные  бюджеты выступают кредитные  ресурсы. Кредиторами публичных  субъектов могут выступать физические и юридические лица, а также  иностранные государства. Государственный  кредит является важнейшим инструментом финансово-правовой политики, умелое использование  которого позволяет сокращать бюджетный дефицит, инвестировать приоритетные отрасли промышленности, стабилизировать финансовые отношения. Негативным последствием кредитной деятельности государства может стать государственный долг.

Банковский кредит – это сложная многосторонняя деятельность, предполагающая мобилизацию денежных средств, где вся банковская система использует в качестве ресурса для целей кредитования добровольные вложения вкладчиков на условиях возвратности, срочности и возмездности, и расходование средств путем выдачи кредитов на тех же условиях. При этом банки используют в качестве кредитных ресурсов главным образом хранящиеся на открытых у них счетах временно свободные средства юридических и физических лиц, в определенных случаях бюджетные и иные ресурсы.

Финансы хозяйствующих  субъектов (предприятий, учреждений, организаций, отраслей народного хозяйства). С точки зрения финансово-правового регулирования финансы хозяйствующих субъектов представляют денежные отношения, складывающиеся между хозяйствующими субъектами при формировании, движении и использовании основного и оборотного капитала, нематериальных активов и финансовых ресурсов (включая фонды денежных средств) предприятий.

Финансовая система охватывает финансы предприятий всех форм собственности, но пределы и методы правового  регулирования их финансовой деятельности различны. В условиях рыночной экономики  предпринимательская деятельность осуществляется как частными субъектами, так и публичными. Однако государство, вступая в финансовые и хозяйственные  отношения, в первую очередь стремится  реализовать свои функции. Поэтому  основной целью финансовой деятельности государственных и муниципальных  предприятий является выполнение государственного (муниципального) заказа. Получение  прибыли, как правило, не основная цель государственных и муниципальных  предприятий.

Отдельные функции государство  осуществляет монопольно в силу их стратегической, политической или финансовой значимости. Реализация монопольной  деятельности также происходит через  государственные предприятия. Например, эмиссию и хранение официальных  денежных знаков осуществляет исключительно  государственное предприятие –  объединение «Гознак».

Финансы хозяйствующих субъектов  являются основой всей системы финансов, поскольку именно здесь формируется  большая часть финансовых ресурсов. Это звено относится к сфере  материального производства. В результате финансовой деятельности предприятий  образуются основные источники финансовых ресурсов государства: общественный продукт, национальное богатство и национальный доход.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Развитие финансовой системы  Российской Федерации на современном этапе связано с использованием зарубежного опыта. Так, стали создаваться различные внебюджетные и бюджетные целевые фонды, подобные тем, которые существуют в других странах. Ликвидирована государственная монополия на имущественное и личное страхование, банковский кредит. Финансовая система приобретает черты, присущие рыночным отношениям в экономике, происходит формирование финансовых институтов на уровне местного самоуправления, органы которого согласно Конституции РФ (ст. 12) не входят в систему органов государственной власти. Вместе с тем для финансовой системы России характерны специфические особенности, которые отражают экономические и политические условия, традиции и приоритеты, сложившиеся в стране.

Каждое из звеньев финансовой системы концентрирует специфические финансовые отношения, посредством которых образуются и используются соответствующие виды денежных фондов (доходов) в целях удовлетворения различных по своему содержанию и масштабам общественных потребностей. Эти фонды могут быть централизованными и децентрализованными, общего и целевого назначения. Централизованные денежные средства в определенных территориальных пределах (например, федеральный, республиканский, областной бюджеты) используются для удовлетворения общих нужд соответствующей территории. К децентрализованным относятся денежные фонды предприятий, организаций, учреждений, используемые для производственных и социальных целей соответственно предназначению названных субъектов и в их масштабах. Целевыми денежными фондами, в отличие от бюджета, являются внебюджетные фонды (Пенсионный фонд, Фонд занятости населения и т.п.). В сравнении с ними государственный или местный бюджет — денежный фонд общего назначения.

Центральное место в финансовой системе Российской Федерации занимает бюджетная система. Путем ее использования образуются денежные фонды в форме федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований. Такие денежные фонды необходимы для реализации общегосударственных или территориальных социально-экономических планов и программ, обеспечения обороны и безопасности страны. Одновременно они служат финансовой базой самостоятельности субъектов Российской Федерации, развития местного самоуправления.

Средства бюджетной системы  образуются в основном за счет налогов  и иных обязательных платежей юридических  и физических лиц. Однако используется привлечение средств и на возвратной основе через внутренний и внешний кредит.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

  1. Конституция Российской Федерации 12 декабря 1993 г.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации.-М.:ИНФРА-М,2008. -496с.
  3. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.98 г. № 145- ФЗ.
  4. Финансы: Учебник для вузов // Под ред. проф. М.В.Романовского. О.В. Врублевской, М.Б. Сабанти. - М.: Юрайт-Издат», 2007. - 520 с.
  5. Финансы: Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. / С. А. Белозеров, С. Г. Горбушина и др.; Под ред. В. В. Ковалева. - М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2006.
  6. Брайчева Т.В. Государственные и муниципальные финансы: Учебное пособие. - СПб.: Изд-во СПБГУЭФ,2007. - 233 с.
  7. Финансы: Учеб. пособие // Под ред. проф. А.М.Ковалевой А.М. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2000. - 384 с.
  8. Государственные и территориальные финансы: Учебник для вузов // Под ред. проф. Л.И.Сергеева. - Калининград: Янтарный сказ, 2000. - 280 с.
  9. Бюджетная система Российской Федерации // Под ред. М.В.Романовского, О.В.Врублевской. - М.: Юрайт, 2001. - 621 с.
  10. Данилевский Ю.А. Влияние глобализации на экономику и финансы Российской Федерации. // Финансы. 2003. № 5, с 3.

Информация о работе Финансовая система РФ