Финансовая система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 18:37, реферат

Краткое описание

Финансовая система сегодня является предметом дискуссий и обсуждений. В качестве проблем современного общества, которые призвана решать финансовая система, можно назвать: недостаточные темпы развития экономики, диспропорции развития экономической системы, отставание в адаптации к изменениям на внешних товарных и финансовых рынках, излишнюю социальную напряженность, отрицательно влияющую на воспроизводственный процесс, низкий уровень удовлетворения потребностей индивидуума и др.
Финансовая система представляет собой сгруппированные по определённому признаку финансовые отношения. Финансовые отношения, как таковые присутствуют практически повсеместно в нашей жизни

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 323.33 Кб (Скачать файл)

Кроме того, существует сходное  понятие «система финансов».

Система финансов – это  совокупность однотипных экономических  отношений, объединенных в рамках понятия  и функции финансов.

Роль финансовой системы  сводится к правовому регулированию  финансовых отношений, т.е. с помощью  финансовой системы можно контролировать эффективность и соответствие правовой формы экономическому содержанию. Также  роль финансовой системы заключается  в том, чтобы с помощью финансовых отношений влиять на темпы и пропорции  социально-экономического развития страны. Такое влияние осуществляется через  финансово-кредитный механизм двумя  методами:

- финансовое обеспечение  (государственный бюджет);

- финансовое регулирование  (система налогов).

Таким образом, можно сказать, что ни одна система в стране не занимает такое важное значение и  место как финансовая.

Функции финансовой системы  остаются стабильными, в целом неизменны  и соответствуют определению  финансов, как совокупности денежных отношений. Большинство российских исследователей указывают, что финансовая система призвана решать определённые задачи:

- распределение и перераспределение  валового внутреннего продукта  посредством осуществления комплекса  коммерческих, финансовых и фискальных  операций, влияя, таким образом,  на темпы и направленность  экономического и социального  развития страны или региона;

- обеспечение взаимодействия  между государственными органами  управления, хозяйствующими субъектами  и населением в процессе формирования  и использования централизованных  и децентрализованных денежных  фондов.

При этом имеется в виду, что предназначенность финансовой системы заключается в установлении такого количественного и качественного  взаимодействия органов государственного управления с хозяйствующими субъектами, которое бы отвечало целям финансовой системы. Куцури Г.Н. утверждает, что основной целью функционирования финансовой системы является социально-экономический рост государства или региона, обеспечиваемый оптимальным соотношением доходной и расходной частей бюджета.[13] Другие исследователи при определении цели финансовой системы не акцентируют внимания на государственных финансах, определяя, что основной целью является трансформация из накопленного капитала (сбережений) в инвестиции.

Цель и задачи определяют функции финансовой системы, которые  выражают сущность финансов как экономической  категории.

Часть экономистов (Л.А. Дробозина, В.М. Родионова) считает, что финансовой системе присущи две функции: распределительная и контрольная. Некоторые исследователи считают, что финансовая система имеет  и другие функции: оперативную, стимулирующую, перераспределительную, воспроизводственную.

Некоторые исследователи  выделяют следующие функции финансовой системы:

- обеспечение способов  перемещения экономических ресурсов  во времени, через границы государств  и из одних отраслей в другие;

- обеспечение способов  управления рисками;

- обеспечение способов  клиринга и осуществления расчётов, способствующих торговле (расчетно-платежная  функция);

- обеспечение механизма  объединения финансовых ресурсов  и разделения владения в различных  предприятиях (паевого участия в  капитале);

- информационная поддержка  (снабжение ценовой информацией,  позволяющей координировать децентрализованный  процесс принятия решений разных  отраслях экономики).

При этом предполагается, что  основной функцией любой системы  является управление. Основной функцией финансовой системы является управление совокупностью денежных отношений какого-либо характера. Таким образом, финансовая система – это сложное финансово-экономическое образование в пределах данной страны, представляющее собой совокупность сфер и звеньев финансовых отношений, управленческих и финансовых институтов, а также экономических отношений между ними.

Никто и ничто так больно не чувствует кардинальных изменений  в экономике, как финансовая система  государства. Роль финансовой системы  в экономике страны очень велика, и от правильного исполнения ее функций, зависит финансовое положение государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Финансовая система РФ и её развитие

 

Финансовая система Русского государства  стала складываться в IX – X веках одновременно с объединением русских земель в Киевскую Русь. Централизованная система управления финансами начала постепенно формироваться с конца XV века.

В XVIII веке в России было создано министерство финансов, которое занималось только государственными доходами. Государственными расходами занималось Государственное казначейство. Государственный контролер занимался ревизией всех счетов.

Надо отметить, что в эпоху  бурного развития капитализма в  России (конец XIX - начало XX веков) налоги были щадящими, что стимулировало предпринимателей к получению максимальной прибыли. Налоговые поступления составляли около 60 % доходов государственного бюджета. При этом бюджет был профицитным, а Россия – одной из крупнейших, ведущих держав мира.

Первая мировая война отрицательно сказалась на финансовой системе  России. Для покрытия растущих военных  расходов правительство стало повышать ставки налогов, а также вводить  новые налоговые платежи.

     После революции 1917 года финансовая система страны была радикально реформирована. Потребности страны в ресурсах, возросшие в связи с гражданской войной и иностранной интервенцией, потребовали прямого централизованного их распределения. Обесценивание денег, ликвидация денежных взаиморасчетов между предприятиями, снижение роли денежных налогов привели к снижению значения и роли финансов, к упрощению финансовой системы. В 1918 году было осуществлено слияние Государственного Казначейства и Народного банка, а в марте 1919 года все государственные предприятия были переведены на сметное финансирование из бюджета. Все денежные поступления предприятия должны были перечислять в бюджет, а единственным источником финансирования их деятельности стали ассигнования из бюджета по сметам, составляемыми самими предприятиями по установленной форме.

    Снижение роли денег и натурализация хозяйственных отношений привели к дальнейшему снижению роли финансов и сужению финансовой системы. В 1920 году было ликвидировано государственное имущественное страхование, упразднены местные бюджеты, а все доходы и расходы центральных и местных органов власти включались в роспись общегосударственных доходов и расходов.

    После окончания гражданской войны страна приступила к восстановлению разрушенного войной хозяйства. Финансы стали играть важную роль в социально-экономическом развитии страны. В составе финансовой системы произошли значительные изменения. В течение 1921-1924 годов реформировались бюджетная система страны. Было отменено объединение общегосударственного и местных бюджетов, введены волостные бюджеты, предоставлены бюджетные права сельским советам, расширены бюджетные права союзных республик. Значительно возросла роль государственного бюджета в финансировании развития народного хозяйства. За 1923-1926 годы на финансирование народного хозяйства было направлено около 5 млрд. руб., причем большая часть средств была перечислена на развитие транспорта и связи. Удельный вес расходов на развитие народного хозяйства составлял более половины всех расходов бюджета.

     В 1921 году возникла система государственного социального страхования и восстановлено государственного имущественное страхование. Значительную роль в аккумуляции финансовых ресурсов у государства стали играть государственные займы. За 1922-1925 годы было выпущено 10 займов сроками от одного до шести лет с выплатой от 5 до 12 % годовых.

     Значительные изменения в организацию бюджетной системы страны были внесены «Положением о бюджетных правах Союза СССР», принятом в 1927 году. Этим Положением за союзных республиками закреплялись дополнительные источники доходов, но при этом их бюджеты должны были быть сбалансированными за счет собственных доходных источников. В 1928 году было принято «Положение о бюджетных правах АССР», устранившее параллельное существование в АССР республиканских государственных и республиканских местных бюджетов. С 1931 года обязательным стало составление сельских бюджетов, их удельный вес в общем своде местных бюджетов составлял более 18%.

     В 1930-е годы активно развивалось такое звено финансовой системы как сберегательные касс. С 1 октября 1929 года по 1 января 1931 года число сберегательных касс увеличилось с 20,4 до 56,1 тыс., количество вкладчиков с 7,2 до 23,9 млн. Остаток вкладов за тот же период времени возрос с 315,8 до 974,3 млн. руб.

     Значительные средства, выделяемые из бюджетов на финансирование народного хозяйства, способствовали развитию и укреплению финансов предприятий. Суммарная прибыль государственных и хозорганов составляла в 1936 году около 15 млрд. руб., что позволило отменить бюджетные дотации, выделяемые предприятиям. В соответствии с народнохозяйственными планами постоянно увеличивались капитальные вложения в отрасли промышленности и сельского хозяйства, были разработаны новые условия кредитования производственных отраслей. Укреплению финансов предприятий способствовало также введение на предприятиях обязательного финансового планирования.

К началу Великой Отечественной  войны государство обладало достаточно мощной финансовой базой. Объем государственного бюджета в 1940 году по сравнению с 1937 возрос на 65%, а национальный доход  – на 31 %. Увеличению объемов государственного бюджета способствовало включение в 1938 году в единственный государственный бюджет СССР местных бюджетов и бюджета государственного социального страхования.

Финансовые ресурсы были централизованы в связи с необходимостью укрепления обороноспособности страны в связи со сложной мировой  обстановкой. Военные нужды в 1940-х  годах потребовали значительной концентрации финансовых ресурсов в  руках государства. Значительная часть  средств предприятий, ранее остававшаяся в их распоряжении, теперь зачислялась  в доходы государства. Возрос удельный вес расходов союзного бюджета в  консолидированном бюджете страны, в 1942 году он составлял 88%. Государством активно использовались займы, распространенные по подписке среди населения.

    Главной задачей финансовой системы в послевоенные годы стало восстановление разрушенного войной хозяйства. В 1947 г. Была проведена денежная реформа и конверсия государственных займов, введены единые розничные цены на товары. В 1958 г. Был прекращен выпуск государственных займов, размещенных по подписке среди населения. В 1965 г. Были изменены взаимоотношения бюджета с системой сберегательных касс, и если ранее в доходы бюджета включалась вся сумма прироста вкладов населения в сберегательных кассах, то с 1965 г. Эти средства через государственный банк направлялись для кредитования предприятий.

    В 1965 г. на мартовском и сентябрьском Пленумах ЦК КПСС был утвержден новый подход к управлению народным хозяйством, что повлекло за собой изменение взаимоотношений финансовой системы с предприятиями и организациями. Были изменены методы и источники финансирования капитальных вложений, перестроена система платежей предприятий в бюджет. Увеличивались собственные финансовые ресурсы предприятий и к 1970 г. За счет прибыли и других источников собственных финансовых ресурсов финансировалась почти половина всего объема капитальных вложений и большая часть потребности в оборотных средствах.

    К концу 70-х г.г. ХХ века финансовая система состояла из двух крупных звеньев: общегосударственных финансов и финансов предприятий отраслей народного хозяйства. В свою очередь, в первое звено входили такие элементы как государственный бюджет, бюджет государственного социального страхования и фонд государственного имущественного и личного страхования. Финансы предприятий отраслей народного хозяйства включали два элемента: финансы предприятий отраслей материального производства и финансы предприятий, организаций и учреждений непроизводственной сферы.

    Такой состав финансовой системы сохранялся до конца 80-х –начала 90-х г.г. когда в связи с переходом страны к рыночным отношениям финансовая система была расформирована и приобрела черты, присущие рыночной экономике.

Последние пять лет в истории  российской финансовой системы можно  признать успешными. За это время  удалось полностью восстановить после кризиса 1998 г. капитал банковской системы.

Можно говорить о том, что  через 10 лет после начала реформ российская финансовая система приступила, наконец, к реализации важнейшей  своей функции - финансированию экономического роста в стране.

Следует заметить, что в  последние годы экономические реформы, прежде всего структурные, в нашей  стране были практически приостановлены. Не последнюю роль в этом сыграло  значительное улучшение мировой  конъюнктуры сбыта энергоносителей. Когда есть достаточное количество финансовых ресурсов, у политической элиты нет мотивов для проведения или продолжения конструктивных реформ. В результате расходы федерального бюджета в абсолютном выражении  ежегодно значительно увеличивались. При этом рост расходов федерального бюджета происходил не только из года в год (с 1,194 трлн. в 2001 г до 4,270 трлн.руб. в 2006 г.), но и на протяжении года. Например, в 2005 г. в связи с ростом мировых цен на энергоносители потребовалось внести изменения в закон «О федеральном бюджете на 2005 год» с целью увеличения значительно возросшей доходной части бюджета - с 3,326 трлн. до 4,98 трлн.руб. (на 50%), а также расходной - с 3,048 трлн. до 3,54 трлн. руб. (на 16%). Такая тенденция продолжалась в течение 2006-2008 гг., рост расходов федерального бюджета продолжался в среднем на 14-15% ежегодно, при этом доля непроцентных расходов возрастала с 15,4 до 16% ВВП.

Информация о работе Финансовая система