Финансовая реформа 1862 года

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 15:25, реферат

Краткое описание

Начало царствования Александра II было продолжением того печального периода нашей финансовой истории, который начался с 1845 г. и характеризовался безостановочным владычеством дефицита, устранявшего возможность серьезного реформирования финансовой системы. Отмена крепостного права и проведение промышленной революции поставили на повестку дня задачу дальнейшего её реформирования, преобразование всей системы кредитно-денежных отношений в России. Жестокий урок Крымской войны заставлял правительство искать пути ускорения темпов экономического роста и ликвидации технической отсталости России.

Содержание

Введение………………………………………………………………...3
Финансовая реформа……………………….………………….…….…5
Финансовая реформа ……………………………………………….12
Государственный банк Российской империи………………..……14
Заключение……………………………………………………..………22
Список используемой литературы……………………………………24

Вложенные файлы: 1 файл

Финансовая реформа 1862 года.docx

— 49.27 Кб (Скачать файл)

Важным и благотворным нововведением была также передача части общественных потребностей в  заведование местных органов  самоуправления, получивших и самостоятельные  источники доходов. Наконец, формальная сторона государственного хозяйства, приобрела, благодаря производственным реформам, вполне благоустроенный вид.

 

2.1 Финансовая реформа В.А. Татаринова (1862—1866гг)

С целью поднять курс кредитного рубля была предпринята операция размена кредитных билетов. Так как наличного металлического фонда (98 млн. руб., при 714 млн. кредитных руб.) для этого было недостаточно, то для подкрепления разменного фонда был заключен заграничный заем в 16 млн. фунтов стерлингов, а затем, с 1 мая 1862 г., был открыт размен кредитных билетов по возрастающему постепенно курсу, объявляемому заранее; для начала ценность полуимпериала была определена в 5 руб. 70 к., а ценность серебряного рубля - в 1101.2 кредитных коп.; затем, повышаясь, этот курс должен был дойти к 1 июля 1863 г. до 5 руб. 30 к. за полуимпериал и 103 к. за серебряный рубль.

      Поднять  курс открытием подобного искусственного  размена удалось лишь на время,  пока были для него ресурсы.  Кредитные билеты, под влиянием  спекуляции, стали массою предъявляться  к размену, и к ноябрю 1863 г.  была поглощена почти вся сумма  сделанного займа, а также часть  прежнего металлического фонда.  Размен пришлось прекратить. Сумма  кредитных билетов уменьшилась  всего на 79,3 млн. руб., из которых  45,6 млн. были сожжены, а остальное  количество было, потом вновь выпущено в обращение. Вся операция обошлась государству в 107 млн. руб. и увеличила процентный долг на 94,3 млн. руб. С 1863 по 1876 гг. курс кредитных билетов держался около 80-85 коп. металл.

      Перед началом  турецкой войны Высочайшим повелением 25 октября 1876 г. разрешено было  государственному казначейству  покрывать чрезвычайные расходы  военного времени "позаимствованиями"  из государственного банка, а последнему, было предоставлено для этой цели, выпускать кредитные билеты. Отсюда получились кредитные билеты временного выпуска, составившие к 1 января 1879 г. сумму 467,8 млн. руб.. Последствием было сильное падение курса бумажного рубля, со всеми при том явлениями: вздорожанием предметов потребления, жалобами на недостаток денег в стране и т. п.. В начале 1880х годов в правительственных сферах было вновь обращено внимание на регулирование бумажно-денежного обращения. Временно выпущенные билеты, было решено указом 1 января 1881 г., изъять из обращения постепенно, в течение 8 лет, начиная с 1881 г., по 50 млн. руб. в год. Эта мера, была выполнена лишь отчасти: за кредитные билеты, выпущенные во время войны, в 1881-1886 гг. было уплачено государственному банку всего 2431.2 млн. руб. На остальную сумму казначейство сдало банку нереализованную ренту. Всего изъято было из обращения кредитных билетов на сумму 87 млн. руб.

      С сентября 1887 г. сумма постоянного выпуска кредитных билетов была увеличена с 7161/2 до 780 млн., металлическое покрытие - с 1711/2 до 211,5 млн. руб., а счет временно выпущенных билетов уменьшился до 266,6 млн. руб.. 8 июля 1888 г. состоялось разрешение государственному банку производить выпуски кредитных билетов под обеспечение золотом, принадлежащим государственному казначейству или банку. Первый такой выпуск был сделан в 1888 г. на 30 млн., которые в том же году были погашены. В последующее время такие выпуски сделались довольно обычным явлением.

     Падение нашего курса кредитного рубля за все прошлое время приходится на июль 1887 г., когда полуимпериал (5 руб. 15 к. зол.) дошел до 8,46 кредитных рублей, т. е. лаж на золото составлял 68,40%. Берлинский курс доходил до 164 марок за 100 руб.; в конце 1887 г. он поднялся до 175,1 марок, в 1888 г. - 208,25; в 1889 г. он поднимался временно до 260, а в среднем был около 235; неурожай 1891 г. и опасения политических затруднений вызвали падение курса до 200-210. В 1894- 1895 курс нашего рубля в Берлине колеблется в пределах 218 – 220, что объясняется мероприятиями министерства финансов, направленными на уде ржание за кредитным рублем означенного курса. По оценке на золото стоимость кредитного рубля определяется, немного выше 67 коп. золотом. По отчету государственного контроля к 1 янв. 1894 г. оставалось кредитных билетов в обращении 1196281 634 руб.; из них в беспроцентном долгу за государственным казначейством числилось 568513456 руб.

2.2 Государственный банк Российской империи

Реформирование банковского  дела началось указами Александра II от 2 декабря 1859 г. и от 31 мая, 10 июня 1960 г.. В соответствии с названными документами были ликвидированы все государственные кредитные учреждения; прекращен прием вкладов в Заемный и Государственный Коммерческий банки.

31 мая 1860 г. был утвержден  устав Государственного банка  Российской империи. Уставный  капитал был определен в 15 млн руб. из фондов ликвидированных Заемного и Коммерческих банков, а также Сохранной казны и приказов общественного призрения. Миллион рублей был отчислен из казны в резервный капитал Государственного банка. Министерству финансов предписывалось открыть сеть банковских контор в городах, игравшую важную роль во внутренней торговле и промышленности. Вклады направлялись на срочные, бессрочные и текущие счета. По бессрочным вкладам выплачивалось 3%, по срочным, которые принимались до 5 лет, начислялись 4% и до 10 лет — 4,5%. Платежи для физических лиц, а также для юридических — торговых домов и обществ — производились банком бесплатно, а переводы денег в другие города осуществлялись по льготному тарифу.

Постепенно определился  круг основных операций Госбанка:                                       • краткосрочное кредитование предприятий и организаций основных отраслей экономики;                                                                                                                            • учет векселей;                                                                                                                  

• выдача ссуд под залог  недвижимости, государственных бумаг, акций и облигаций частных  обществ;                                                                                                              

• покупка и продажа  золота и серебра, русских и иностранных  векселей и чеков;

• прием денежных вкладов  от населения, т. е. выполнение функций  сберкасс;

• осуществление денежной эмиссии.

Однако Государственный  банк в первые годы своей деятельности не играл активной роли в торгово-промышленной жизни страны. Под влиянием либеральных реформ популярными в обществе стали идеи предпринимательства, экономическим злом считалось вмешательство государства в деятельность частного сектора. В 1864 г. появился Санкт-Петербургский частный Коммерческий банк и Петербургское общество взаимного кредита. После этого начался "бум" в организации частных коммерческих банков, а правительство не вменило в обязанность Государственного банка сосредоточить в своих руках все кредитное дело России. Госбанк в 1860—1870-е гг. занимался по поручению властных структур укреплением государственного сектора в экономике и осуществлял иные функции, предусмотренные Уставом банка, в том числе эмиссии денег и прочие.

Огромную работу по поручению  правительства в целях поддержания  помещичьего хозяйства Государственный  банк провел по выкупной операции крестьян с 1861 по 1881 г. Объективно эта деятельность Государственного банка содействовала  становлению рыночной экономики  в России.

Расширялись постепенно коммерческие операции Государственного банка. Если в 1861 г. новые вклады срочные и  бессрочные составили 62,3 млн руб., то в 1875 г. — уже 255,7 млн руб.

Главными клиентами Госбанка к 1874 г. по вкладным операциям стали  промышленники и биржевики, т. е. торгово-промышленная буржуазия все  чаще имела дело не только с частными коммерческими банками.

Постоянно росли операции с ценными бумагами, Государственный  банк принимал участие в выпуске  кредитных билетов, размене их на более мелкую монету и т. д. В 1868 г. было куплено золотой монеты и  слитков на сумму 67,4 млн руб. Согласно мнению профессора В. Д. Мехрякова, это было первым мероприятием на пути к денежной реформе, завершить которую выпало на долю С. Ю. Витте.

Госбанку приходилось  затрачивать средства на покрытие долгов старых казенных кредитных учреждений, восприемником которых являлся  Госбанк. С 1860 по 1890-е гг. Государственный  банк занимался преимущественно  операциями, связанными с ликвидацией  внутреннего долга; регулированием выкупных сделок бывших помещичьих крестьян; подготовкой крупномасштабной денежной реформы конца XIX в..

Накопленный в эти годы опыт работы помог Государственному банку России в 1890-е — 1914-й гг. занять достойное место в системе  рыночной экономики страны. Государственный  банк продолжал играть для акционерных  банков роль резерва, откуда они по мере необходимости заимствовали денежные средства.

Положение Госбанка было противоречивым с точки зрения юридического статуса  и фактической деятельности. Де-юре он не являлся Центральным банком страны, так как находился в прямом подчинении министра финансов; де-факто был монополистом в деле эмиссии кредитных билетов и выполнял ряд иных функций, напоминая Центробанки европейских стран и стремясь стать "банком банков".

Таким образом, заняв определенное место в системе рыночной инфраструктуры страны, Государственный банк в подлинном  смысле не стал к 1917 г. главным банком России, что объяснялось недостаточной  зрелостью всей национальной кредитно-банковской системы.

Заметную роль в реформировании в целом финансовой системы во второй половине XIX в. сыграл Михаил Христофорович Рейтерн (1820—1890 гг.), назначенный в 1862 г. министром финансов и проработавший на этом посту до 1879 г. Важнейшей стороной его деятельности была реформа сберегательного дела в России (1862 г.). Еще 12 ноября (30 октября) 1841 г. Николаем I был подписан указ об учреждении в России сберегательных касс. Первые из них начали действовать при Московской и Санкт-Петербургской сохранных кассах. М. X. Рейтерн в соответствии с указом императора превратил сберегательные кассы в важнейший элемент государственного кредита. Был издан новый устав сберегательных касс, а в 1865 г. образованы и начали функционировать ссудосберегателъные товарищества. Они находились в ведении Государственного банка, что укрепило его статус.

Исходя из примерного устава, каждый вступающий в товарищество должен был иметь не менее одного пая в размере около 50 руб. Кредит пайщику предоставлялся в объеме не свыше полуторного размера его паев. Можно заключить, что пайщиками могли стать лишь наиболее обеспеченные крестьяне и кустари-ремесленники, занимавшиеся предпринимательством. За 10 лет, с 1865 по 1875 г., было образовано в стране 729 товариществ с числом 183 тыс. человек, паевой капитал этих объединений составлял почти 5 млн руб., вклады населения достигли 3,1 млн; займы 3,4 млн; ссуды 11,2 млн руб.

Ссудосберегательные товарищества при М. X. Рейтерне превратились в важный элемент рыночной инфраструктуры России. Объединив представителей средних слоев страны, они содействовали использованию их капиталов, знаний и энергии для развития предпринимательства.

М. X. Рейтерн предпринял ряд мер для упорядочивания бюджета Российской империи, стабилизации курса рубля и увеличения разменного фонда. Им проводилась политика государственного поощрения деятельности в 1860— 1870-е гг. обширной сети коммерческих банков, в том числе Первого Акционерного Коммерческого банка в Петербурге, их функционирование стало фактором развития внутреннего кредита и становления рыночной экономики свободной конкуренции.

Задолго до образования в 1880-х гг. Дворянского и Крестьянского  поземельных государственных банков (как филиалов Государственного банка  России) коммерческие банки накопили опыт работы с ипотеками. В 1860 — начале 1880-х гг. появилось 11 акционерных  земельных банков. Объем выданных ими ипотечных земельных ссуд за 10 лет, с 1867 по 1877 г., вырос более  чем в 4 раза — с 99,6 до 415 млн руб.

Как уже отмечалось, при  содействии М. X. Рейтерна правительство поощряло учреждение частных банков, с этой целью освободило их от всех налогов, кроме гильдейских повинностей.

Стихийный рост банков привел к жесткой конкуренции за клиентов и вкладчиков с обществами взаимного  кредита. Правительственным законом 1872 г. ужесточались условия их учреждения, в том числе определили, что  внесенный акционерный капитал  должен составлять не менее 500 тыс. руб.

После учреждения 49-го банка (1873 г.) численность их долго не возрастала. Крах некоторых из них совпал с  застоем в промышленности и торговле, к тому же недостаточный был еще  опыт их работы.

Виднейшим реформатором России в конце XIX в. был и Николай Христианович Бунге (1823—1895 гг.) — министр финансов Российской империи с 1881 по 1886 г., председатель Комитета министров в 1887—1895 гг.. В 1850 г. он защитил докторскую диссертацию на тему "Теория кредита". Таким образом, будущий министр финансов был одним из крупнейших специалистов страны в области юриспруденции и теории кредита. В сокровищницу мировой экономической мысли вошли теоретические постулаты Н. X. Бунге о механизмах регулирования рыночной экономики: "спросе" и "предложении"; "хозяйственной свободы конкуренции". До переезда в Петербург он зарекомендовал себя с положительной стороны на посту Управляющего Киевской конторой Государственного банка России (1862 г.) и ректора Киевского университета (1871—1875; 1879—1880 гг.).

Став в 1880 г. товарищем (заместителем) министра финансов, он уже в 1881 г. возглавил  Министерство финансов. На этом ответственном  посту Н. X. Бунге смог реализовать теоретические задумки, изложенные в курсах по статистике, основам политической экономии, разработке идей экономической политики. Он специально исследовал вопрос о возможности правильного денежного обращения в стране, подорванного чрезмерным выпуском бумажных денег. Изучив труды представителя немецкой школы А. Вагнера, Н. X. Бунге развил его идеи применительно к России.

Начать деятельность на посту  министра финансов ему пришлось в  условиях трудного финансового положения  страны. Бюджет 1881 г. был сведен с  дефицитом в 50 млн рублей. Сумма государственного долга составила 6 млрд рублей. Средняя цена рубля достигла 65,8 коп. золотом, был неблагоприятным платежный баланс. Положение усугубилось неурожаями 1884 и 1885 гг. На заграничных биржах, особенно в Берлине, замечены были спекуляции с российскими ценными бумагами и кредитными рублями.

Информация о работе Финансовая реформа 1862 года