Финансовая политика в РФ, ее сущность и функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 11:31, курсовая работа

Краткое описание

Россия переживает сегодня большие трудности не только в области государственного устройства, но и в сфере экономики и финансов. Успешное осуществление экономической реформы во многом связано с достижением финансовой стабилизации.
В связи со сложностью развития экономических событий, хода бюджетного процесса в Российской Федерации правительству необходимо разработать четкую финансовую стратегию, то есть долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу и предусматривающий решение крупномасштабных задач, определенных экономической и социальной стратегией государства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….…...3
1. СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА…………………………………………………………...5
1.1. Содержание финансовой политики……………………………………..5
1.2. Функции институтов исполнительной и законодательной властей в сфере финансов РФ……………………………………………………..…14
2. СОВРЕМЕННАЯ ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА…….........................19
2.1. Проблемы и пути их решения…………………………………………..19
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ НА 2012 ГОД И ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2013 и 2014 ГОДОВ…………...25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………..….34
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Уровень безработицы (в % к экономически активному населению)………………………………………………………...35

Вложенные файлы: 1 файл

Фин Политика.doc

— 296.00 Кб (Скачать файл)


СЕВЕРОДВИНСКИЙ ФИЛИАЛ

ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 
«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по  дисциплине: «Финансовая Политика»

 

Тема: финансовая политика в РФ, ее сущность и функции

 

 

 

Студент

Гвоздева Ю.А.

Группа

5 ФКТ–3а

Научный

руководитель

к.т.н.

Походий В.И.

Оценка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Северодвинск

 

2012

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Россия переживает сегодня  большие трудности не только в  области государственного устройства, но и в сфере экономики и финансов. Успешное осуществление экономической реформы во многом связано с достижением финансовой стабилизации.

В связи со сложностью развития экономических событий, хода бюджетного процесса в Российской Федерации правительству необходимо разработать четкую финансовую стратегию, то есть долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу и предусматривающий решение крупномасштабных задач, определенных экономической и социальной стратегией государства. Важно выделить основные тенденции развития финансов, сформировать основные концепции их использования, наметить принципы организации финансовых отношений. Выбор долговременных концепций и целевых программ необходим для концентрации финансовых ресурсов на главных направлениях экономического и социального развития, а не распыления их по второстепенным целям. Большое внимание следует уделить гибкой финансовой тактике, направленной на решение конкретных задач развития общества путем своевременного изменения способов организации финансовых связей, перегруппировки финансовых ресурсов.

Финансовая политика1 – совокупность целенаправленных действий с использованием финансовых отношений (финансов). Финансовая политика предполагает установление целей и средств достижения поставленных целей.

Однако для правильного  осуществления поставленных перед  финансовой политикой задач требуется  четкий и глубокий подход к пониманию  сущности, целей и механизма реализации финансовой политики, а также элементов, ее составляющих.

Финансовая политика является составной частью экономической политики государства. При выработке финансовой политики следует исходить из конкретных особенностей исторического развития общества. Она должна учитывать особенности внутренней и международной обстановки, реальные экономические и финансовые возможности страны, отечественный и зарубежный опыт финансового строительства, а также историю развития финансов.

Актуальность темы данной курсовой работы заключается в том, что в настоящее время экономическое  и социальное развитие общества, на которое воздействует государство через финансовую политику, особенно важно.

Предмет изучения данной курсовой работы – составные части финансовой политики, основные направления, функции и цели, а также их реализация.

Целью нашей курсовой работы является изучение финансовой политики государства. Исходя из цели курсовой работы, задачами работы являются:

– определить понятие финансовой политики, ее сущность и функции;

– рассмотреть составляющие финансовой политики: бюджетную, денежно-кредитную, налоговую и таможенную политику;

– изучить функции институтов исполнительной и законодательной властей в сфере финансов РФ;

– проанализировать основные направления бюджетной политики на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов.

При написании курсовой работы использовался материал из периодических изданий, научной и научно-методической литературы, а также интернет-ресурсы.

 

1. СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА

1.1. Содержание финансовой политики

Вся система управления финансами, направленная на достижение определенных стратегических и тактических целей государства базируется на финансовой политике, которая является составной частью экономической политики.

Финансовая политика – это совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций2.

Практически она реализуется  на основе принятия системы государственных  мероприятий, разработанных на определенный период времени, по мобилизации части  финансовых ресурсов общества в бюджет и их эффективному использованию. Её реализация осуществляется совокупностью бюджетно-налоговых и других финансовых инструментов и институтов, наделенных соответствующими законодательными полномочиями по формированию и использованию финансовых ресурсов и регулированию денежных потоков. Как составная часть экономической политики, финансовая политика должна быть направлена на обеспечение экономического роста, социального мира и значимости государства в международном сообществе.

Финансовая политика государства проводится уполномоченными государственными органами (Центральный банк, налоговые службы, правоохранительные органы, бюджетные и внебюджетные фонды) в отношении организаций различных форм собственности посредством законодательной базы государства. Финансовая политика государства может преследовать политические, экономические и социальные цели. При этом финансовая политика государства, являясь отдельным направлением государственной политики, всегда является частью экономической политики государства.

В условиях глобализации финансов в современном мире, относительно свободного движения капитала и других ограниченных ресурсов финансовая политика любого государства не может строиться  изолированно и учитывать только внутреннее состояние экономики, но должна ориентироваться и на соответствующие требования и стандарты международного финансового права и международных финансовых институтов3.

Содержание финансовой политики определяется:

– соответствующей теоретической базой и разработанной на ее основе концепцией, регулирующей роли государства в области финансов;

– разработкой основных направлений и целей в достижении макроэкономических показателей, обеспечивающих сбалансированность доходов и расходов государства на текущий период и перспективу;

– осуществлением практических мер по реализации этих целей всей совокупностью финансовых инструментов и государственных институтов4.

Основу финансовой политики составляют стратегические направления, которые определяют долгосрочную и среднесрочную перспективу использования финансов и предусматривают решение главных задач, вытекающих из особенностей функционирования экономики и социальной сферы страны. Одновременно с этим государство осуществляет выбор текущих тактических целей и задач использования финансовых отношений. Они связаны с основными проблемами, стоящими перед государством, в области мобилизации и эффективного использования финансовых отношений. Все эти мероприятия тесно взаимосвязаны между собой и взаимозависимы. Так, общая стратегическая задача развития – модернизация экономики, обеспечивающая устойчивые темпы экономического роста, на основе повышения конкурентоспособности отечественных производителей и структурным преобразованиям, соответствующим мировым тенденциям. При этом выделяются следующие приоритетные задачи финансовой политики:

– формирование законодательных основ, обеспечивающих благоприятный инвестиционный климат и способствующих развитию предпринимательства;

– существенное снижение налогового бремени и повышения эффективности налоговой и таможенной системы;

– создание условий для развития финансовой инфраструктуры и достижения среднесрочной финансовой стабильности;

– достижение сбалансированности бюджетной системы и повышения эффективности ее функционирования;

– организация регулирования и стимулирования экономических и социальных процессов финансовыми методами;

– выработка финансового механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися целями и задачами стратегии5.

Финансовая политика в ее широком понимании включает бюджетную, налоговую, таможенную, денежно-кредитную политику.

Бюджетная политика определяется Конституцией РФ, Бюджетным кодексом РФ, сводом других законов, устанавливающих функции отдельных органов власти в бюджетном процессе и законотворчестве. Приоритетные задачи финансовой политики в значительной степени обеспечиваются бюджетной политикой, основные направления которой:

– финансовое обеспечение выполнением государством своих функций;

– поддержание финансовой стабильности в стране;

– обеспечение финансовой целостности федеративного государства;

– создание условий для социально-экономического развития.

Например, по итогам 2010 года уровень безработицы составил 7,5%, что меньше прошлогоднего значения на 0,9%. Этому способствовал, как возобновившийся экономический рост, так и меры по реализации мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда.

В 2012 году ожидается дальнейшее снижение безработицы до 6,6 % экономически активного населения (6,8 % в 2011 году) и составит 4,8 миллиона человек. Такие данные представлены в прогнозе социально-экономического развития РФ на 2012 год и плановый период 2013-2014 годов, подготовленного Минэкономразвития РФ и одобренного накануне на заседании правительства РФ.

«В 2013 году общая безработица достигнет уровня 2007 года – 6,3 % экономически активного населения, а в 2014 году может снизиться до 5,8 % экономически активного населения», – говорится в документе, опубликованном на сайте ведомства6.

В соответствии с Конституцией РФ и Бюджетным кодексом РФ приоритет  в разработке бюджетной политики принадлежит Президенту РФ, который в ежегодных посланиях Федеральному Собранию РФ определяет в общем плане приоритетные направления бюджетной политики на текущий год и среднесрочную перспективу7.

Бюджетная политика включает политику бюджетных доходов и расходов, управление государственным долгом и государственными активами, бюджетный федерализм и систему управления государственными финансами. Ключевые проблемы, которые характеризуют текущее состояние бюджетной системы:

– несбалансированность обязательств и ресурсов на всех уровнях бюджетной системы;

– недостаточно четкое разграничение полномочий бюджетов всех уровней и их доходных источников;

– избыточность долгового бремени;

– неэффективность значительной части бюджетных расходов, несоответствие их структуры ценовым ориентирам экономического развития;

– незавершенность построения эффективной системы управления и контроля в системе государственных финансов.

Стратегическими целями бюджетной политики являются: снижение налоговой нагрузки на экономику; упорядочение государственных обязательств; концентрация финансовых ресурсов и решение приоритетных задач; снижение зависимости бюджетных доходов от конъюнктуры мировых цен; создание эффективной межбюджетных отношений и управления государственными финансами8.

Задачами бюджетной  политики на очередной финансовый год  м.б.:

– инвентаризация и оценка эффективности всех бюджетных расходов и обязательств, включая федеральные целевые программы;

– четкое разграничение расходных и налоговых полномочий между бюджетами всех уровней, формирование новой системы финансовой поддержки регионов;

– урегулирование кредиторской задолженности федерального бюджета;

– проведение реструктуризации государственного долга и введение единой системы управления государственным долгом;

– совершенствование казначейских технологий и управления государственными финансами и др9.

Налоговая политика представляет собой систему мероприятий государства в области налогов. Она играет важную роль в стимулировании инновационной сферы. Выделяют основные задачи налоговой политики:

– значительное снижение и выравнивание налогового бремени;

– упрощение налоговой системы;

– минимизация издержек исполнения и администрирования налогового законодательства;

– ликвидация налогов с оборота;

– снижение налоговой нагрузки на фонд оплаты труда;

– уменьшение налогообложения внешнеторговых операций;

– создание условий для легализации прибылей предприятий;

– сокращение количества налогов и ограничение произвола налоговых и таможенных органов при одновременном повышении ответственности налогоплательщиков10.

Современная налоговая  политика в России связана с проведением  налоговой реформы, целью которой  является достижение оптимального соотношения  между стимулирующей и фискальной ролью налогов. Налоговую реформу  намечено проводить по следующим трем направлениям:

Информация о работе Финансовая политика в РФ, ее сущность и функции