Финансовая политика России на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2014 в 21:21, курсовая работа

Краткое описание

Финансовая политика государства призвана обеспечивать нормальное функционирование финансовой системы общества и на этой основе эффективно осуществлять свои функции – экономические, социальные, экологические, оборонные и другие. Следовательно, финансовая политика является частью экономической политики государства. В ней конкретизируются главные направления развития народного хозяйства, определяется общий объём финансовых ресурсов, их источники и направления использования, разрабатывается механизм регулирования и стимулирования социально-экономических процессов. В то же время финансовая политика - относительно самостоятельная сфера деятельности государства, важнейшее средство реализации политики государства в любой области общественной деятельности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА
1.1 Сущность, цели и задачи финансовой политики 8
1.2 Виды финансовой политики и механизм ее реализации 14
2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
2.1 Бюджетная политика в системе финансового регулирования экономики России 26
2.2 Денежно-кредитная политика России 31
2.3 Налоговая политика России как способ стимулирования экономического роста 52
3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ 58

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 116.00 Кб (Скачать файл)

В среднесрочной перспективе предполагается принимать последовательные меры по исправлению недостатков налоговой системы, однако основным условием результативности таких мер будет их тесная координация с социально-экономическими преобразованиями в иных областях.

Основным направлением совершенствования налоговой политики должно стать усиление стимулирующего влияния налоговой системы на рост экономики и развитие инновационной активности.

Для реализации инновационного пути развития экономики Российской Федерации необходимы следующие изменения условий налогообложения:

1. Индексация пороговых уровней  для исчисления налоговой базы  единого социального налога и  страховых взносов в Пенсионный  фонд Российской Федерации с  целью поддержания эффективного  тарифа на уровне около 22 процентов.

2. Последовательное введение местного  налога на недвижимость вместо  налога на имущество физических  лиц, налога на имущество организаций  и земельного налога в части  налогообложения установленных  объектов для соответствующих  налогоплательщиков.

3. Последовательная индексация  имущественных и социальных вычетов  по налогу на доходы физических  лиц, вычетов по затратам граждан  на образование и здравоохранение.

4. Индексация специфических ставок  акцизов и ставки НДПИ на  газ темпами, сопоставимыми с  прогнозируемым уровнем инфляции.

5. Последовательное доведение до 24% ставки налога на прибыль  в отношении производителей сельскохозяйственной  продукции, не перешедших на уплату  единого сельскохозяйственного  налога.

Кроме перечисленных необходимо реализовать следующие меры среднесрочной и долгосрочной стратегий в области налоговой политики, что окажет влияние на уровень доходов бюджетной системы.

1. Постепенное изменение системы  налогообложения добычи нефти  с целью стимулирования разработки  новых месторождений.

2. Совершенствование налогообложения  добычи природного газа, в том  числе в направлении дифференциации  налоговых ставок в зависимости  от условий добычи природных  ресурсов.

3. Создание эффективной системы  налогообложения недвижимости как  одного из важнейших источников  доходов региональных местных  бюджетов. Это предусматривает создание  в сжатые сроки кадастра объектов  недвижимости, разработку и реализацию  подходов массовой оценки недвижимости  на основе данных кадастра.

4.Изменение процедур администрирования  налога на прибыль организаций, предусматривающее внедрение инструментов  эффективного мониторинга трансфертного  ценообразования, внедрение системы  консолидированной налоговой отчетности, совершенствование амортизационной  политики.

5. Изменение условий налогообложения  налогом на прибыль некоммерческого  сектора экономики, включая возможность  освобождения их прибыли от  налогообложения при соблюдении  ряда условий.

6. Опережающая индексация ставок  акцизов по отдельным видам  подакцизной продукции, дифференциация  ставок акцизов на моторное  топливо в зависимости от его  экологического класса, гармонизация  ставок акцизов на табачные  изделия с сопредельными странами [8].

Проведение социально-экономических преобразований, интеграция России в мировую экономику неизбежно требуют внесения поправок в налоговое законодательство. На сегодняшний день решены не все задачи, поставленные в ходе налоговой реформы, поэтому эта отрасль законодательства будет динамично изменяться.

 

 

 

3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ 

 

После того, как определены цели и задачи финансовой политики, а также имеющиеся для их достижения ресурсы необходимо выбрать наиболее рациональные пути их достижения при данных возможностях.

Рассмотрим основные направления развития финансовой политики в зависимости от её звеньев:

Кредитная политика

Денежно-кредитная (монетарная) политика - это политика государства, воздействующая на количество денег в обращении с целью обеспечения стабильности цен, полной занятости населения и роста реального объема производства. Осуществляет монетарную политику Центральный банк.

Воздействие на макроэкономические процессы (инфляцию, экономический рост, безработицу) осуществляется посредством денежно-кредитного регулирования.

Обычно денежно-кредитная политика ЦБ направлена на достижение и сохранение финансовой стабилизации, в первую очередь укрепление курса национальной валюты и обеспечение устойчивости платежного баланса страны.

Приведены Основные направления единой денежно-кредитной гос политики на 2013-2015 гг.

Главная цель - снижение темпов прироста потребительских цен в 2013 г. до 5-6%, в 2014 и 2015 гг. до 4-5%. По итогам 2012 г. инфляция может составить около 7%.

Рассматриваются 3 варианта проведения денежно-кредитной политики.

Первый в 2013 г. среднегодовая цена на российскую нефть сорта «Юралс» на мировом рынке снизится до 73 долл. США за баррель. Сокращение ВВП при этом может составить 0,4%. Инвестиции в основной капитал могут упасть на 2,1%.

Второй в 2013 г. цена на российскую нефть составит 97 долл. за баррель. ВВП при этом вырастет на 3,7%, инвестиции в основной капитал на 7,2%.

Третий  цена на нефть сорта «Юралс» в 2013 г. повысится до 121 долл. за баррель. Прирост ВВП ожидается на уровне 4%, инвестиций в основной капитал до 7,6%.

В 2014-2015 гг. увеличение объема ВВП в зависимости от варианта прогноза ожидается в диапазоне 2-5%.

Основные задачи курсовой политики дальнейшее сокращение прямого вмешательства ЦБ РФ в курсообразование и создание условий для перехода к режиму плавающего валютного курса к 2015 г.

 Бюджетная политика  государства

В соответствии с Конституцией РФ и ст. 170 БК РФ приоритет в разработке бюджетной политики принадлежит Президенту РФ, который в ежегодных посланиях Федеральному Собранию РФ в общем плане определяет наиболее значимые направления бюджетной политики на текущий год и среднесрочную перспективу.

Правительство РФ разрабатывает соответствующие проекты законов, необходимых для реализации бюджетной политики, представляет их в Государственную Думу для рассмотрения и принятия. В ходе обсуждения и принятия этих законов их первоначальное содержание может претерпевать значительные изменения. Для выработки окончательного решения проводятся согласительные процедуры .

Цели долгосрочной бюджетной политики создание необходимых предпосылок для поддержания высоких, в среднем 106-107% в год в период до 2020 г., темпов экономического роста, обеспечение макроэкономической стабильности и предсказуемости изменения макроэкономических параметров, последовательного снижения уровня инфляции.

В долгосрочной перспективе повышается роль государственного бюджета как инструмента решения важнейших стратегических экономических и социальных задач, финансового обеспечения инновационного развития экономики при сохранении устойчивости бюджетной системы.

Достижение целей макроэкономической политики будет осуществляться по следующим приоритетным направлениям:

- Снижение инфляции до 3% в год будет осуществляться за счет поддержания стабильного эффективного обменного курса рубля, проведения консервативной денежно-кредитной политики, сбалансированного бюджета;

- Увеличение государственных  расходов на устранение инфраструктурных  и институциональных ограничений  и создание условий для инновационного  развития экономики, повышения уровня  и качества жизни населения. Для  достижения целевых ориентиров  развития необходимо обеспечить  увеличение составляющей бюджета, включающей расходы на образование, здравоохранение, культуру, одновременно  с совершенствованием системы  финансирования услуг в этих  секторах экономики.

- Повышение эффективности  бюджетных расходов и системы  бюджетирования. Необходимой составляющей  реализации данного направления  является повышение прозрачности  процедур составления, изменения  и исполнения бюджетов всех  уровней, в том числе процедур  размещения государственного и  муниципального заказа, процедур  формирования межбюджетных трансфертов.

Важным является так же последовательная децентрализация центров принятия решений об эффективном и результативном использовании финансовых ресурсов , что предусматривает развитие системы государственных и муниципальных заданий, перевод основной части расходов на программный принцип, включая формирование ограниченного числа приоритетных долгосрочных (федеральных) целевых программ, повышение самостоятельности субъектов бюджетного планирования, привлечение к управлению бюджетными ресурсами частных компаний при жестком мониторинге целевых индикаторов и реализации программных мероприятий.

 Налоговая политика

Налоговая политика - это важнейшая часть финансовой политики курс действий, система мер, проводимых государством в области налогов и налогообложения. Налоговая политика находит свое выражение в видах применяемых налогов, величинах налоговых ставок, установлении круга налогоплательщиков и объектов налогообложения, в налоговых льготах .

Взаимозависимые цели налоговой политики:

- обеспечивать полноценное  формирование доходов бюджетной  системы РФ, необходимых для финансирования  деятельности органов государственной  власти и местного самоуправления  по осуществлению соответствующих  функций и полномочий;

- содействовать устойчивому  развитию экономики, приоритетных  отраслей и видов деятельности, отдельных территорий, малого предпринимательства;

- обеспечивать социальную  справедливость при налогообложении доходов физических лиц .

Налоговая политика формируется и реализуется на федеральном, региональном и местном уровнях в пределах соответствующей компетенции. На региональном уровне система регулирующего воздействия может осуществляться по тем налогам, которые законодательно закреплены за субъектами РФ, или в пределах установленных ставок по регулирующим доходным источникам (налогам).

«Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» являются одним из документов, который необходимо учитывать в процессе бюджетного проектирования как при планировании федерального бюджета, так и при подготовке проектов бюджетов субъектов РФ .

Основные направления налоговой политики РФ на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов. Авторы «Основных направлений» составили следующий перечень планируемых мер налогового стимулирования:

- поддержка инвестиций  и развития человеческого капитала;

- совершенствование механизмов  налогообложения при операциях  с ценными бумагами и финансовыми  инструментами срочных сделок, а  также иных финансовых операциях;

- совершенствование специальных  налоговых режимов для малого  бизнеса;

- развитие взаимо согласительных процедур в налоговых отношениях.

Кроме того, в документе приведены меры, направленные на увеличение бюджета:

- налогообложение природных  ресурсов;

- акцизное налогообложение;

- введение налога на  недвижимость;

- сокращение неэффективных  налоговых льгот и освобождений;

- совершенствование налога  на прибыль организаций;

- совершенствование налогового  администрирования;

- противодействие уклонению  от налогообложения с использованием  низконалоговых юрисдикций;

- страховые взносы на  обязательное пенсионное, медицинское  и социальное страхование.

Помимо решения задач в области бюджетного планирования «Основные направления налоговой политики» позволяют экономическим агентам определить ориентиры в налоговой сфере на трехлетний период, что должно способствовать стабильности и определенности условий ведения экономической деятельности на территории РФ. Несмотря на то, что «Основные направления налоговой политики» не являются нормативным правовым актом, этот документ представляет собой основание для внесения изменений в законодательство о налогах и сборах, которые разрабатываются в соответствии с предусмотренными в нем положениями. Такой порядок приводит к увеличению прозрачности и прогнозируемости налоговой политики государства. Предсказуемость действий государственных органов в налоговой сфере ключевое значение для инвесторов, принимающих долгосрочные инвестиционные решения .

В трехлетней перспективе 2013-2015 годов приоритеты Правительства РФ в области налоговой политики остаются такими же, как и ранее создание эффективной и стабильной налоговой системы, обеспечивающей бюджетную устойчивость в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Основными целями налоговой политики продолжают оставаться поддержка инновационной деятельности, в том числе и путем предоставления новых льгот, направленных на ее стимулирование, а также поддержка инвестиций в области образования и здравоохранения. Важнейшим фактором проводимой налоговой политики является необходимость поддержания сбалансированности бюджетной системы. Налоговая политика ближайших лет будет проводиться в условиях дефицита федерального бюджета. Достижение в среднесрочной перспективе сбалансированности федерального бюджета при разумных прогнозных оценках стоимости нефти, предусмотренное Бюджетным посланием Президента РФ о бюджетной политике в 2014-2015 годах, возможно лишь при постепенном увеличении доходов бюджетной системы, не обусловленных напрямую мировыми ценами на нефть. В то же время необходимо сохранить неизменность налоговой нагрузки по секторам экономики, в которых достигнут ее оптимальный уровень с учетом требований сбалансированности бюджетной системы .

Информация о работе Финансовая политика России на современном этапе