Финансовая политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2014 в 07:14, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы заключается в исследовании финансовой политики государства и предприятия.
Задачи данной курсовой работы:
Изучить научную методическую литературу по исследуемой теме
Раскрыть содержание финансовой политики государства и предприятия
Выделить основные направления бюджетной политики Российской Федерации.
Выделить основные направления бюджетной стратегии Российской Федерации.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….………..3
Глава 1 Теоретические основы финансовой политики………………….………..5
1.1.Содержание финансовой политики………………………………………..5
1.2.Содержание финансовая политика предприятия…………........................8
1.3. Роль финансовой политики в расширенном воспроизводстве………...12
Глава 2 Обзор основных направлений государственной финансовой
политики в РФ…………………………………………………………....……..…..17
2.1. Бюджетная политика государства РФ………...……………………...….17
2.2. Бюджетная стратегия государства РФ………………..….........................23
Глава 3 Обзор основных направлений финансовой политики государственных корпораций в России……...………………………………………………………..31
3.1. Государственная корпорация №1………………………..........................31
3.2.Государственная корпорация №2……………….………..………………36
Заключение…………………………….……………………...……………………42
Список используемой литературы……………………….………….....................44

Вложенные файлы: 1 файл

готовая курсовая 2.doc

— 311.00 Кб (Скачать файл)

От организации этой группы отношений зависит эффективность использования трудовых ресурсов;

5) между предприятием  и вышестоящей организацией, внутри  финансово-промышленных групп, внутри  холдинга, с союзами и ассоциациями, членом которых является предприятие. Финансовые отношения возникают при формировании, распределении и использовании централизованных целевых денежных фондов и резервов, финансировании целевых отраслевых программ, проведении маркетинговых исследований, научно-исследовательских работ, проведении выставок, оказании финансовой помощи на возвратной основе для осуществления инвестиционных проектов и пополнения оборотных средств. Эта группа отношений связана, как правило, с внутриотраслевым перераспределением денежных средств и направлена на поддержку и развитие предприятий;

6) между коммерческими  организациями и предприятиями  — связаны с эмиссией и размещением  ценных бумаг, взаимным кредитованием, долевым участием в создании  совместных предприятий. От организации этих отношений зависит возможность привлечения дополнительных источников финансирования предпринимательской деятельности;

7) между предприятиями  и финансовой системой государства  — при уплате налогов и осуществлении  других платежей в бюджет, формировании внебюджетных фондов, предоставлении налоговых льгот, применении штрафных санкций, финансировании из бюджета;

8) между предприятиями  и банковской системой — в  процессе хранения денег в  коммерческих банках, получения  и погашения ссуд, уплаты процентов за банковский кредит, покупки и продажи валюты, оказания других банковских услуг;

9) между предприятиями  и страховыми компаниями, и организациями — при страховании имущества, отдельных категорий работников, коммерческих и предпринимательских рисков;

10) между предприятиями и инвестиционными институтами — в ходе размещения инвестиций, приватизации и др. Каждая из перечисленных групп отношений имеет свои особенности и сферу применения. Однако все они носят двусторонний характер и их материальной основой является движение денежных средств. Движением денежных средств сопровождается формирование собственного и в его составе уставного капитала предприятия, начинается и завершается кругооборот средств предприятия, формирование и использование денежных фондов и резервов.

 

    1. РОЛЬ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ В РАСШИРЕННОМ ВОСПРОИЗВОДСТВЕ

 

 

 Под ролью финансов следует понимать результаты их действия. Она шире и многообразнее, чем функции финансов. Определяя роль финансов в производственном процессе, нельзя ограничиваться только сферой материального производства, подобное определение существенно снизило бы значимость финансов в национальной экономике. Будучи категорией распределения, финансы обслуживают производственный процесс в целом. Распределение, осуществляемое финансовым методом, начинается в сфере материального производства. Функционируя в этой сфере, финансы обслуживают кругооборот производственных фондов и участвуют в создании новой стоимости; благодаря им распределяется реализованная стоимость и формируются доходы, накопления и отчисления; на их основе образуются денежные фонды целевого назначения, предназначенные для удовлетворения разнообразных общественных потребностей. Финансы могут активно влиять на производство. Формируемые денежные фонды целевого назначения способны создавать предпосылки для изменения структуры и динамики производства.

Начавшееся в сфере материального производства финансовое распределение продолжается в сфере обращения, оказывая и на нее свое влияние. В сфере обращения финансы выступают либо как необходимое условие для начала обменных операций (благодаря финансам у покупателей формируются денежные фонды специального целевого назначения), либо как их закономерное продолжение. В качестве инструмента распределения финансы действуют и в сфере потребления, где происходит конечное использование ранее созданной стоимости. Использование финансов в общественном воспроизводстве сопровождается получением определенных результатов, в которых наглядно проявляется роль этой категории. Роль финансов может быть различна в зависимости от изменения реальных условий их функционирования, направлений воздействия на общественное производство и т.п. Посредством финансов перераспределяется валовой национальный продукт в целом, В этом заключается роль финансов государства. Финансы предприятий являются определяющим источником и стимулом к расширенному воспроизводству, однако воздействие государственных финансов выражается не только в установлении налогового пространства для производственной сферы, но и в поддержке важных отраслей национальной экономики. В РФ через систему государственного бюджета и внебюджетных фондов перераспределяется более половины ВНП. В США через государственные финансы распределяется 25 % ВНП. Государство участвует в установлении производственных связей. Перераспределение ВНП осуществляется и между отраслями народного хозяйства, это играет чрезвычайно важную роль в развитии отраслей и регионов. Финансы играют важную роль в воспроизводстве рабочей силы, так как за счет финансов содержится сфера просвещения и здравоохранения. В целом можно говорить о таких результатах действия финансов, как аккумулирование, распределение, стимулирование, регулирование, планирование и контроль. Подобные роли присущи как государственным финансам, так и финансам предприятий. Для финансов предприятий можно выделить и другие роли, но любая классификация является условной, поскольку данные роли финансов во многом взаимосвязаны, взаимозависимы и обусловлены многогранностью финансовых отношений. Аккумулирующая роль финансов выражается механизмом концентрации денежных средств в централизованных и децентрализованных фондах в различных секторах экономики и уровнях бюджетной системы. На практике это выражается в формировании целевых фондов денежных средств различного направления использования. Распределительная роль финансов выражается в разделении валового национального продукта между участниками процесса материального производства, отраслями национальной экономики, бюджетами различных уровней. Первичной основой распределения является создание основных (первичных) доходов в различных уровнях финансовой системы в процессе расширенного воспроизводства. При этом под воспроизводством понимают не только расширенное воспроизводство в рамках создания валового национального продукта, но и процесс воспроизводства самих финансовых отношений как непрерывного эволюционного процесса. Сумма этих доходов в рамках всего государства равна национальному доходу. Распределительная роль характерна для финансов на различных стадиях кругооборота, начиная от процесса материально-технического снабжения и завершая реализацией и потреблением продукта производства и возросшей стоимости. Стимулирующая роль финансов состоит в том, что государство с помощью целой системы финансовых рычагов может оказывать воздействие на развитие предприятий, отраслей в нужном обществу направлении. Имея такой финансовый рычаг, как распределение денежных доходов, государство может эффективно стимулировать или сдерживать развитие любого экономического процесса. Можно назвать следующие рычаги воздействия на экономические процессы: бюджет; цены и тарифы; налоги; экспортно-импортные пошлины.

Регулирующая роль финансов определяется основной характеристикой финансов как отношений, санкционированных государством. Посредством финансов и их механизмов регулируются основные макроэкономические пропорции экономики: уровень цен, объем валового национального продукта, процентные ставки и пр. Именно финансы стимулируют расширенное воспроизводство и определяют целесообразную деятельность по созданию централизованных и децентрализованных денежных средств, используемых на производственные и социальные нужды общества.

Роль планирования и контроля выражается в формулировании целей и выборе путей их достижения на основании разграничения полномочий и предметов ведения между государством в лице органов государственной власти различного уровня, предприятиями и объединениями, населением в процессе подготовки прогнозов развития отраслей и секторов рынка, подготовке бизнес-планов, смет доходов и расходов домашних хозяйств. Планирование выражается через систему бюджетов и программ развития. Контроль финансов выражается в деятельности по проверке соответствия фактического распределения валового национального продукта и национального дохода плановым (целевым) показателям. Финансовый контроль охватывает сферу непосредственного производства национального дохода, т. е. деятельность предприятий, организаций и индивидуальных предпринимателей, непроизводственную сферу, где национальный доход не создается, сферу распределения. Основной целью финансового контроля является обеспечение эффективности и рациональности расходования финансовых и экономических ресурсов, и соблюдения всеми экономическими субъектами законодательства в области финансов. В зависимости от того, кто осуществляет финансовый контроль, он может быть общегосударственным, ведомственным, внутрихозяйственным, общественным и независимым (аудиторским).8

Выводом, из всего выше сказанного, можно сделать то, что совокупность мероприятий государства по мобилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию на основе финансового законодательства страны составляет государственную финансовую политику. Финансовая политика является органической частью экономической политики государства, состоящей из мер в области формирования и использования денежных фондов. В Российской Федерации эти меры определены в Конституции РФ, Бюджетном и Налоговом кодексах и других законах, указах и посланиях Президента РФ, в постановлениях Правительства РФ. Содержание финансовой политики включает:

    • Выработку научной концепции развития финансов;
    • Определение главных направлений их использования в стратегическом и тактическом планах;
    • Практические действия по реализации целей и задач финансовой политики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2 ОБЗОР ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ В РФ

2.1 БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА РФ 

Бюджетная политика непосредственно влияет на размеры и пропорции централизуемых государством финансовых ресурсов и определяет не только текущую структуру расходов бюджетов, но и перспективы использования бюджетных средств для развития экономики и социальной сферы. Кроме того, бюджетная политика предопределяет организацию финансовых отношений между субъектами хозяйствования и государством в ходе осуществления налоговой политики, проведения государственной инвестиционной политики, при выработке бюджетной политики в отношении приоритетных отраслей и видов деятельности. Основные цели и задачи бюджетной политики на текущий финансовый год и среднесрочную перспективу определяются в ежегодном Бюджетном послании Президента РФ Федеральному Собранию. Такое определение дает автор учебника Финансы, А.Г. Грязновой, КВ. Маркиной.9

Бюджетная политика государства — это совокупность мероприятий в сфере организации бюджетных отношений с целью обеспечения его денежными средствами для выполнения своих функций. Бюджетная политика предполагает определение целей и задач в области государственных финансов, разработку механизма мобилизации денежных средств в бюджет, выбор направлений использования бюджетных средств, управление государственными финансами, налоговой и бюджетной системой, организацию с помощью фискальных инструментов регулирования экономических и социальных процессов. В этом состоит социально-экономическая сущность бюджетной политики государства. Такое определение дает автор учебника К вопросу о реализации бюджетных принципов, Анисимов С.А.10

3.Бюджетная политика — это многосторонний процесс, включающий действия органов власти всех уровней не только в бюджетной сфере, но в налоговой, ценовой, кредитной и в целом в финансовой. Такое определение дает автор учебника Бюджетная система РФ, Александров И. М.11

Бюджетная политика как целенаправленная деятельность государства по определению основных задач и количественных параметров формирования доходов, и расходов бюджета, управления государственным долгом является одним из основных инструментов экономической политики государства. Бюджетная политика на очередной финансовый год определяется Бюджетным посланием Президента РФ, направляемом Федеральному Собранию в начале (не позднее марта) предшествующего года.

Так как наиболее важными направлениями бюджетной политики являются сбор бюджетных доходов, выполнение бюджетных обязательств, управление бюджетным дефицитом и государственным долгом, то и эффективность всей бюджетной политики может быть оценена по результативности деятельности органов исполнительной власти в указанных направлениях. Состояние государственных финансов оказывает весьма сильное воздействие на реальную экономику, в связи с этим динамика основных макроэкономических показателей также может выступать одним и критериев успешности варианта осуществляемой бюджетной политики. 

В качестве критериев эффективности бюджетной политики можно предложить следующие:

  • Уровень собираемости бюджетных доходов в целом, налогов в частности;
  • Уровень выполнения бюджетных обязательств;
  • Величину бюджетного дефицита и скорость роста государственного долга;
  • Объем финансовых ресурсов, отвлекаемых на обслуживание государственного бюджета;
  • Уровень монетизации бюджетного дефицита;
  • Величину валютных резервов, используемых для финансирования бюджетного дефицита;
  • Динамику валового внутреннего продукта;
  • Уровень безработицы;
  • Степень выполнения законодательных и приравненных к ним актов о бюджете.

Бюджет Российской Федерации (или Федеральный бюджет России) — главное звено бюджетной системы. Он выражает экономические денежные отношения, опосредующие процесс образования и использования централизованного фонда денежных средств государства, и утверждается Федеральным Собранием Российской Федерации как закон.12

Через этот бюджет мобилизуются средства предприятий различных форм собственности и частично доходы населения. Они направляются на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, укрепление обороноспособности страны, на содержание органов государственного управления, финансовую поддержку бюджетов субъектов

Российской Федерации, погашение государственного долга, создание государственных материальных и финансовых резервов и др.

Централизация средств имеет важное экономическое и политическое значение, поскольку мобилизуемые доходы служат одним из главных орудий претворения в жизнь намечаемых государством мероприятий. Это дает возможность маневрировать ресурсами, сосредоточить их на решающих участках экономического и социального развития, осуществлять единую экономическую и финансовую политику на всей территории страны.

При переходе к рыночной экономике государственный бюджет сохраняет свою важную роль. Но методы его воздействия на общественное производство и сферу социальных отношений изменяются.

Функции бюджета:

1. Федеральный бюджет  — основное орудие перераспределения  национального дохода и ВВП. Через  этот бюджет перераспределяется  около 20% ВВП. Бюджет широко используется  для межотраслевого и территориального  перераспределения финансовых ресурсов с учетом требований наиболее рационального размещения производительных сил, подъема экономики и культуры на всей территории России, включая республики, края, области, районы. В условиях перехода к рыночным отношениям средства государственного бюджета прежде всего должны направляться на финансирование структурной перестройки экономики, комплексных целевых программ, наращивание научно-технического потенциала, ускорение социального развития и социальную защищенность наименее обеспеченных слоев населения. В современных условиях наиболее приоритетны агропромышленный, топливно-энергетический, военно-промышленный комплексы и транспорт. Бюджет способствует формированию рациональной структуры общественного производства, улучшению пропорций, более эффективному использованию государственных средств.

Информация о работе Финансовая политика