Федеральный бюджет и его особенности на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 19:25, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение теоретических основ бюджетной политики РФ и анализ состояния Федерального бюджета РФ на современном этапе развития. Актуальность исследования особенностей развития федерального бюджета на современном этапе обусловлена тем, что бюджет является ведущим звеном финансовой системы и основной финансовой категорией, предопределяющей жизнеспособность государства и его структур. Данная работа состоит из двух частей. Первая часть посвящена исследованию теоретических основ и особенностей формирования Федерального Бюджета РФ, принципов и особенностей бюджетной политики РФ. Вторая часть представляет собой анализ структуры федерального бюджета на основе статистических данных за 2011 и 2012 года.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы и особенности формирования Федерального Бюджета РФ 5
1.1 Бюджетная политика РФ 5
1.2 Основные принципы и особенности Федерального бюджета РФ 8
1.3 Бюджетный процесс 11
Глава 2. Исследования проводимой бюджетной политики России на современном этапе 14
2.1 Анализ состава доходов бюджета за 2011 год. 14
2.2 Основные статьи расходов бюджета за 2011 год. 18
2.3 Оценка исполнения федерального бюджета на март 2012 21
Заключение 23
Список литературы: 25
Приложения…………………………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая 2.doc

— 373.00 Кб (Скачать файл)

        Основными особенностями федерального бюджета на современном этапе являются:

1)социальная  направленность. Заключается в повышение  расходов на пенсионное обеспечение населения, развитие государственных программ образования.

2)инновационный  характер. Проявляется в разработке и внедрение инструментов поддержки инноваций; Одним из наиболее значимых проектов является проект по построению научно-технологического комплекса по разработке и коммерциализации новых технологий в Сколково.

3)обеспечение национальной обороны на основе перевооружения армии, в рамках новой государственной программы вооружения на 2011-2020 годы

4)снижение  налоговой нагрузки при расширение  налоговой базы благодаря созданию благоприятных условий для развития частного бизнеса, сокращению нелегального теневого оборота.

Федеральный бюджет есть финансовый план государства, который  является законом.

1.3 Бюджетный  процесс

 

         Право Российской Федерации на самостоятельный федеральный бюджет закреплено в Конституции РФ (ст. 71), а Бюджетный кодекс Российской Федерации детально регламентирует порядок его формирования и исполнения.

 Государственный бюджет - важнейший финансовый документ страны, утверждаемый законодательно. Он представляет собой совокупность финансовых смет всех ведомств, государственных служб, правительственных программ.

Согласно ст. 6 БК РФ, деятельность государства по формированию, рассмотрению, утверждению, исполнению бюджета, а  также составлению и утверждению отчёта об его исполнение называется бюджетным процессом.

        Организация бюджетного процесса включает в себя:  составление проектов бюджета; рассмотрение и утверждение; исполнение бюджета; составление и утверждение отчетов об исполнение бюджета.

Составление бюджета  - стадия бюджетного процесса, на которой определяется состав и объем доходов, расходов и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета на очередной финансовый год.

Составление проекта  федерального бюджета осуществляется Правительством РФ. Оно начинается не позднее,  чем за 10 месяцев до начала очередного финансового года. Решение о начале работы инициирует Президент РФ, а Правительство РФ организует поэтапное ее проведение.

Информационной  базой при составление проекта бюджета являются: 1) бюджетное послание Президента РФ, где формулируется бюджетная политика на очередной год. Она определяется на основе приоритетных задач развития экономики и социальной сферы. 2) прогноз социально-экономического развития на очередной год. 3) прогноз сводного финансового баланса — это прогноз доходов и расходов всех бюджетов по территории РФ.

    Этапы:  1)  разработка федеральными органами исполнительной власти и выбор Правительством РФ, плана — прогноза функционирования экономики страны на очередной год. Министерство финансов РФ разрабатывает основные характеристики федерального бюджета, составляет расчет основных доходов и расходов на среднесрочную перспективу.

2)Принятые Правительством РФ  основные характеристики федерального бюджета и распределение его расходов могут быть представлены в виде информации палатам Федерального Собрания РФ по их запросам.

3)Министерство  финансов уведомляет органы исполнительной  власти субъектов РФ о методике  формирования межбюджетных отношений  на очередной год.

4)Правительство  составляет план распределения  предельных объемов бюджетного  финансирования. Одновременно Министерство экономического развития и торговли РФ формирует перечень федеральных целевых программ, подлежащих финансированию из федерального бюджета в очередном году, согласовывает объемы их финансирования в предстоящем году и на среднесрочную перспективу. Правительство РФ рассматривает прогнозы, проект бюджета и другие документы не позднее 15 июля текущего года для внесения их в Государственную Думу.

       Рассмотрение и утверждение бюджета осуществляется законодательными органами власти. Составленный правительством РФ проект федерального бюджета рассматривается и утверждается Государственной думой. Проект федерального бюджета должен поступить в Государственную думу не позднее 15 августа текущего года. Одновременно проект бюджета предоставляется Президенту РФ для ознакомления.

Государственная дума рассматривает проект закона о  федеральном бюджете на очередной  финансовый год в 4 чтениях. В первом чтении в течение 30 дней со дня его внесения утверждаются основные характеристики федерального бюджета статьи доходов и расходов. Государственная дума не имеет права увеличивать доходы и дефицит без согласия Правительства РФ.  В о втором чтении рассматривают расходы и общий объем фондов финансовой поддержки субъектов РФ. В третьем чтении решаются вопросы инвестиционных расходов,  внешних заимствований. В четвертом чтении законопроект о федеральном бюджете голосуется в целом. Внесение в него поправок не допускается.

Принятый Государственной думой закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год в течение пяти дней со дня принятия передается на рассмотрение Совета Федерации. Совет Федерации рассматривает закон о федеральном бюджете на очередной год в течение 14 дней со дня представления Государственной думой. Совет Федерации обладает правом либо принять, либо отклонить закон о федеральном бюджете. Но он не может вносить в него изменения или дополнения.

В случае отклонения  федерального закона либо Государственной Думой, либо Президентом РФ передается в согласительную комиссию. Если закон о федеральном бюджете не принят в установленный срок, то Правительство РФ имеет право осуществлять в следующем году расходы, руководствуясь бюджетом на предшествующий год, но в размерах не более 1/12 прежних ассигнований в расчете на месяц.

   Закон о бюджете вступает в силу со дня подписания и подлежит опубликованию после его принятия. Федеральный бюджет составляется на три года. Изменения и дополнения к закону вносятся в случае снижения ожидаемых поступлений доходов в федеральный бюджет более чем на 10% годовых назначений,

  Отчеты об исполнении федерального бюджета осуществляются на основание следующих документов: отчет об исполнении федерального бюджета за период текущего финансового года; отчет федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих сбор доходов федерального бюджета; отчет об использовании средств резервного фонда правительства РФ и резервного фонда президента РФ.

 Главной  задачей  при составление бюджета является достижение его сбалансированности бюджет (равенства доходов и расходов). Если в определенных условиях это равенство недостижимо, необходимо использовать рационально распределять имеющиеся ресурсы.

Глава 2. Исследования проводимой бюджетной политики России на современном этапе

2.1 Анализ  состава доходов бюджета за 2011 год.

 

    Доходы  являются как результатом финансовой  деятельности, так и источником  этой деятельности.

    Доходы  бюджета – это поступающие в бюджет денежные средства за исключением средств, являющихся источниками финансирования дефицитов бюджетов. Особенностью федеральных доходов  является их поступление в безвозмездном порядке, при этом часть поступающих доходов может распределятся между бюджетами различных уровней.

   Учет, распределение доходов осуществляют  Органы Федерального казначейства. Денежные средства считаются  поступившими в доходы бюджета  с момента их зачисления на  единый счет этого бюджета. В доходы бюджета текущего года зачисляется остаток средств на конец предыдущего года.

Доходы бюджета бывают следующих видов:

Налоговые - предусмотренные законодательством РФ федеральные налоги и сборы, пени и штрафы по ним. Существует 8 федеральных налогов: косвенные (НДС; акцизы); прямые (НДФЛ; НП; НДПИ; водный налог; сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов; государственная пошлина).

 К неналоговым доходам бюджета относятся доходы от: использования, продажи имущества, находящегося в государственной собственности; от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями и иные доходы.

 Безвозмездные и безвозвратные перечисления - перечисления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования.

 Основную  долю доходов федерального бюджета  составляют налоговые доходы (90% всех поступлений), среди которых  ведущая роль по-прежнему принадлежит:  экспортным пошлинам- 35%; НДС (внутренний  и внешний)- 35%; НДПИ- 20 %; акцизы –5%; НП –5%2.

 Особенностью современного федерального бюджета РФ является разделение доходов на нефтегазовые и ненефтегазовые3. При этом, как государство не обещает избавить экономику от зависимости цен на нефть, доля нефтегазовых доходов весьма существенна, и понижаться отнюдь не собирается.

 

2010

2011

 

млрд. руб.

% ВВП

млрд. руб.

% ВВП4

           Доходы

8279

18,4

11366

20,9

Налоговые доходы

4367

9,7

5641

11,0

Прочие доходы

81,3

8,6

83.2

9,9

Нефтегазовые  доходы

3830,7

8,5

5641,8

10,4

Профицит

1718,3

4,0

416,53

0,8

Ненефтегазовые  доходы

4473,2

9,9

5724,2

10,5

Ненефтегазовый  профицит (+)/дефицит(-)

5544,2

        -12,5

3186,6

-9,6


    Доходы  федерального бюджета  в 2011 выглядит вполне оптимистично.  По данным Минфина и Федерального казначейства доходы федерального бюджета в 2011 году значительно превысили поступления  2010 года и в номинальном выражении и в процентах ВВП. По итогам 2011 года федеральный бюджет был исполнен с кассовым профицитом в размере 0,8% ВВП. Нефтегазовый дефицит бюджета составил 9,6% ВВП. Доходы федерального бюджета, очищенные от инвестдоходов нефтегазовых фондов, в  2011 году составили 20,8% ВВП, превысив поступления 2010 года. В номинальном выражении доходы федерального бюджета в 2011 году  составили 11366,0  млрд. руб., что на 36,9%  выше аналогичного показателя предыдущего года.   Нефтегазовые  доходы выросли по сравнению с 2010 годом на 47,3% до 5641,8  млрд. руб. Ненефтегазовые доходы (за вычетом инвестдоходов нефтегазовых фондов) составили 5654,6  млрд. руб., что на 30,9% выше поступлений 2010 года.

Зафиксирован  значительный прирост  объема  ВВП5. Объем ВВП России за 2011г.  увеличился на 4% по сравнению с 2010 и составил в текущих ценах 54585,6 млрд. руб.  Прогнозируется относительно стабильный уровень доходов бюджетной системы, при возможности, их незначительного снижения: с 38% ВВП в 2012 году до 37% ВВП в 2020 году и 35-36% ВВП в 2030 году

   Большинство достижений связано с высокими ценами на нефть ( с марта 2011 года цена за баррель нефти уверенно держалась на уровне 100 долларов за баррель). Также, в 2011 году была увеличена налоговая нагрузка на газовую отрасль (ставка НДПИ на газ выросла, и будет расти6). На протяжении практически всего 2011 года нефтегазовые доходы составляли около половины(49,6%) всех доходов федерального бюджета. Без учета нефти дефицит счета текущих операций достиг в 2011 году рекордного уровня в 13% ВВП, а бюджета - сохраняется на уровне 10% ВВП. Экономика все более и более нефтезависима.  Если цена на нефть упадет, дефицит федерального бюджета может составить  в 2012 году – 5,6% к ВВП, в 2013 году – 5,2% к ВВП.

  Структура  фактических поступлений налогов  и таможенных пошлин в федеральный  бюджет в 2011 году полностью  совпала с предусмотренной в  законе о бюджете7. Общий объем доходов, поступивших в 2011 году в федеральный бюджет,  на 2,2% превысил  общую сумму доходов, ожидаемую в последних поправках.

 На рост  доходов федерального бюджета   за 2011 оказали влияние следующие  факторы: 1) рост мировых цен на  энергоносители, 2) восстановление внутреннего  спроса привело к росту поступлений налогов на потребление –  внутреннего НДС и акцизов. Этот фактор добавил федеральному бюджету 0,5 п.п. ВВП 3) Рост объемов импорта отразился на увеличении поступлений по налогам на импорт и импортным пошлинам, что прибавило доходам федерального бюджета  0,4 п.п. ВВП.  

 Негативное  влияние на доходы федерального  бюджета оказали: укрепление рубля.  Согласно данным ЦБ, индекс реального  курса рубля к доллару за 2011 составил  8,8%. Укрепление рубля привело к падению нефтегазовых доходов  и доходов от внешней торговли в рублевом выражении и снизило доходы федерального бюджета на 1,4 п.п. ВВП. Отставание роста объемов добычи и экспорта нефти и газа от темпов роста ВВП уменьшило доходы федерального бюджета на 0,4 п.п. ВВП.

2.2 Основные статьи расходов бюджета за 2011 год.

 

  Расходы  федерального бюджета играют  одну из ведущих ролей в  регулировании экономики государством. Государство является собственником большей части национального дохода страны, и от того как  эффективно государство его использует, зависит экономическое и социальная ситуация в стране. Расходы представляют собой денежные средства, которые необходимы для выполнения государством его функций. 

Информация о работе Федеральный бюджет и его особенности на современном этапе