Управление финансами: сущность, объекты и субъекты, функциональные элементы, система государственных органов управления финансами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2015 в 20:00, контрольная работа

Краткое описание

Финансы, прежде всего это (от лат. financia — наличность, доход) —
совокупность экономических отношений, возникающих в процессе формирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Обычно речь идет о целевых фондах государства или хозяйствующих субъектов (предприятиях). Слово финансы часто используется в быту для обозначения денег.

Содержание

Управление финансами: сущность, объекты и субъекты, функциональные элементы, система государственных органов управления финансами…………………………………………………………………………3.
Доходы и расходы бюджетов. Бюджетный дефицит и источники его покрытия.
Общие понятие о доходах……………………………………………6.
Общие понятие о расходах…………………………………………..8
Бюджетный дефицит и источники его покрытия………………….11
Государственный кредит: экономическая сущность, формы, классификация государственных займов……………………………………….14
Список литературы………………………………………………….21

Вложенные файлы: 1 файл

Кон.работа (Автосохраненный).doc

— 109.00 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

  1. Управление финансами: сущность, объекты и субъекты, функциональные элементы, система государственных органов управления финансами…………………………………………………………………………3.
  2. Доходы и расходы бюджетов. Бюджетный дефицит и источники его покрытия.
    • Общие понятие о доходах……………………………………………6.
    • Общие понятие о расходах…………………………………………..8
    • Бюджетный дефицит и источники его покрытия………………….11
  1. Государственный кредит: экономическая сущность, формы, классификация государственных займов……………………………………….14
  1. Список литературы………………………………………………….21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         Финансы, прежде всего это (от лат. financia — наличность, доход) —

совокупность экономических отношений, возникающих в процессе формирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Обычно речь идет о целевых фондах государства или хозяйствующих субъектов (предприятиях). Слово финансы часто используется в быту для обозначения денег. 
        Финансы предприятий это экономические, денежные отношения, возникшие в результате движения денег. Эти отношения нуждаются в управлении. Управление представляет собой совокупность приемов и методов целенаправленного воздействия на объект для достижения определенного результата.

Управление финансами является составной частью общей системы управления социально-экономическими процессами. Оно направлено на  совершенствование системы отношений, призванных нормализовать финансовые ресурсы, необходимые для социально-экономического развития общества.

                 Цель управления финансами – финансовая устойчивость и финансовая независимость, проявляющиеся в макроэкономической сбалансированности, профиците бюджета, снижении государственного долга, твердости национальной валюты, в сочетании экономических интересов государства и всех членов общества.  
           В управление финансами выделяются объекты и субъекты управления. Объектами выступают разнообразные виды финансовых отношений, которые образуют финансовую систему. Субъекты управления финансами – совокупность всех организационных структур, осуществляющих управление финансами – финансовый аппарат. 
          Управление финансами осуществляется на всех уровнях финансовой системы. Оно бывает общегосударственным, которое устанавливает общие принципы, правила и нормы, а также обеспечивает проведение единой финансово-бюджетной политики, налоговой, валютной и денежно-кредитной политики в Российской Федерации; и управление финансами отдельных субъектов управления.  
          Вся система управления финансами базируется на финансовой политике государства. Финансовая политика государства является средством осуществления его экономической и социальной политики, т.е. выполняет вспомогательную роль, и от того, насколько правильно организован процесс управления финансами в государстве, зависит успех реализации его бюджетной, налоговой, денежной, кредитной, ценовой и таможенной политики в целом.

    В соответствии с классификацией финансовых отношений по их сферам выделяют такие группы объектов, как финансы организаций(предприятий, учреждений), страховые отношения , государственные финансы и финансы и домашнего хозяйства. Им соответствуют такие субъекты управления как , как финансовые службы(отделы) предприятий , страховые органы, финансовые органы и налоговые инспекции. Совокупность всех организационных структур, осуществляемых управление финансами, является финансовым аппаратом.

      Различают  стратегическое, или общее, управление финансами и оперативное. Стратегическое планирование выражается в определении финансовых ресурсов для реализации целевых программ и др. Оно осуществляется органами государственного и хозяйственного управления: Федеральным Собранием Российской Федерации, Администрацией Президента, Министерством Финансов, Министерством экономического развития и торговли и другими. Оперативное управление является функцией аппарата финансовой системы: Министерства финансов, финансовых органов субъектов Российской федерации и местных органов власти, руководители внебюджетных фондов , страховых организаций, финансовых служб организаций, финансовых служб предприятий.

     Президент РФ в своем ежегодном послании Федеральному собранию о положении в стране и  о направлении внутренней и внешней политики государства формулирует, в том числе основные принципы финансовой политики государства на данный период. Это во многом определяет финансовую деятельность Правительства РФ на соответствующий период. 
Кроме того, Президент осуществляет некоторые кадровые назначения. Так с согласия Госдумы он назначает Председателя Правительства РФ, а по его предложению заместителей Премьер-министра, федеральных министров, в том числе министра финансов и министра по налогам и сборам. Президент представляет Госдуме кандидатуру председателя ЦБ РФ. 
Президент РФ подписывает и обнародует федеральные законы, вносит в Госдуму законопроекты. Он издает указы и распоряжения, обязательные для исполнения на всей территории РФ, являющиеся важным элементом государственного управления финансами. 
Государственная дума РФ, согласно Конституции РФ, принимает федеральные законы, в том числе федеральные законы по вопросам Федерального бюджета, федеральных налогов и сборов, финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, которые подлежат обязательному рассмотрению Советом федерации. Однако законопроекты о введении или отмене налогов, о выпуске госзаймов, об изменении финансовых обязательств государства и другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства РФ. 
Совет федерации и Госдума контролируют осуществление федерального бюджета. С этой целью ими образуется Счетная палата. При этом председателя Счетной палаты и половину состава его аудиторов назначает и освобождает от должности Госдума, а заместителя председателя и другую половину состава ее аудиторов назначает Совет федерации. 
Правительство РФ разрабатывает и представляет Государственной думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение, а также представляет Госдуме отчет об исполнении бюджета. 
Правительство РФ обеспечивает проведение в РФ единой финансовой и денежно-кредитной политики. 
         Правительство РФ является важнейшим звеном стратегического управления финансами государства. И одновременно посредством Минфина и других соответствующих федеральных ведомств осуществляет функцию главного организатора, регулятора и координатора деятельности по оперативному государственному управлению финансами и кредитом.

 

 

Общие понятие о доходах.

 

         Главным верхним звеном современной  бюджетной системы Российской Федерации является федеральный, или государственный, бюджет. На нижестоящих, территориальных, уровнях бюджетной системы формируются самостоятельные, не входящие в состав вышестоящих бюджетов бюджеты следующих уровней:

  • второй уровень — бюджеты республик; бюджеты краев; бюджеты областей, бюджеты автономных областей; бюджеты автономных округов; бюджеты городов федерального значения (Москвы и Санкт-Петербурга)4
  • третий уровень — местные бюджеты.

Доходы бюджетов РФ обеспечивают основу для удовлетворения потребностей в расходах государства и предоставления государственных кредитов без привлечения заемных средств и средств, накопленных за предыдущие периоды.

Средства органов государственного управления, образующиеся за счет доходных операций, состоят из общих доходов и полученных официальных трансфертов.

    Общие доходы  состоят из текущих доходов  и доходов от операций с  капиталом.

Текущие доходы образуются за счет поступлений налогов и текущих не налоговых поступлений.

   Налоги являются наиболее существенным источником доходов бюджета. С их помощью в бюджет мобилизуются отчисления от доходов населения прибыли, предприятий, банков  и по другим основаниям. Налоговые поступления представляют собой обязательные, безвозмездные. Невозвратные платежи населения и субъектов хозяйствования органам  государственного управления, поступающие в установленных законом размерах и в определенные сроки. Их доля в центральных бюджетах развитых стран составляет 80%. В России за последнее пятилетие сумма налоговых поступлений по федеральному бюджету колебалась в диапазоне 80-83%.

          Агрегированную схему доходов  и полученных официальных трансфертов  можно представить в следующем  виде:

1. Общие доходы и полученные официальные трансферты (

2. Общие доходы(

3. Текущие  доходы(

4. Налоговые  поступления.

1. Подоходные налоги, налоги на прибыль и прирост капитала.

2. Отчисления в государственные  социальные фонды.

3. Налоги, взимаемые в зависимости от фонда оплаты труда.

4. Налоги на собственность.

5. Внутренние налоги на  товары и услуги.

6. Налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции.

7. Прочие налоги, сборы  и пошлины.

5. Неналоговые поступления.

1. Доходы от государственной  собственности и предпринимательской  деятельности (в том числе прибыль  центрального банка.)

2. Административные сборы и платежи, доходы от продаж.

3. Поступления по штрафам  и санкциям.

4. Прочие не налоговые  поступления.

6. Доходы  от операций с капиталом.

1. Продажа основного капитала.

2. Доходы от реализации  государственных запасов.

3. Доходы от продажи  земли и нематериальных активов.

4. Поступления капитальных  трансфертов из негосударственных  источников.

7. Полученные  официальные трансферты.

1. От нерезидентов.

2. От других органов  государственного управления (дотации, субвенции и др.)

     Благоприятное  воздействие бюджета на экономику предполагает формирование эффективного механизма образования доходов на основе рационального налогообложения населения и предпринимательского сектора экономики. Механизмы и методы налоговой политики, обеспечивающие формирование условий для экономического роста в стране, повышение материального уровня и улучшение социальных условий жизни населения.

           

            

Общие понятие о расходах.

 

       Государственные  и муниципальные расходы и  чистое кредитование в традиционном  понимании являются платежами, связанными с осуществлением государством своих функций. С их помощью реализуются общегосударственные и региональные политические, социальные и экономические цели. Расходы  складываются  в основном из закупок товаров и услуг, оплаты труда государственных служащих, социальных выплат и переданных официальных трансфертов. Поступающие в государственные доходы средства ( за исключением доходов внебюджетных фондов и целевых бюджетных фондов) обезличиваются. Это позволяет органам государственной власти свободно маневрировать имеющимися финансовыми ресурсами.

     Для того, чтобы  государственными и муниципальными  расходами можно было управлять, они группируются в экономически  однородные группы на основе  классификаций расходов и чистого  кредитования органов государственного управления. В качестве таких классификаций используются: ведомственная классификация, функциональная классификация, экономическая  классификация и перекрестная  классификация. Содержащиеся в ведомственной классификации распределение средств по конкретным функциональным направлениям деятельности  и видов расходов по экономическим элементам обеспечивает исходные данные  для построения функциональной и экономической  классификацией. Эти  классификации основываются на следующих моментах: назначение или функция, с выполнением которой связаны расходы (функциональная  классификация); экономическая характеристика операций, посредством которых эти расходы осуществляются (экономическая  классификация). Сочетание экономической и функциональной  классификаций представляет собой перекрестную  классификацию, в которой входят основные категории из обеих вышеуказанных  классификаций.

      По экономическому  назначению расходы подразделяются  исходя из их роли в общественном  воспроизводстве на текущие и капитальные . К текущим расходам относятся расходы, связанные с обеспечением текущей деятельности. К капитальным расходам  относятся затраты на капитальное строительство, капитальный ремонт, модернизацию, техническое перевооружение объектов государственной и муниципальной собственности и другие, связанные с затратами на основной капитал и приростом запасов. Экономические характеристики затрат отражаются с помощью экономической  классификации расходов и чистого кредитования. Целью этой  классификации является группировка затрат  применительно к характеру их воздействия на функционирование различных рынков товаров и услуг и финансовых рынков.

       Общей  тенденцией во всех развитых  странах в 20 в. было абсолютное  увеличение расходов органов  государственного и муниципального управления и увеличение их доли в ВВП. Что отражало рост их роли в социально-экономической жизни. Органы государственного и муниципального управления осуществляют расходы на такие услуги, которые не в состоянии обеспечить частные рынки: общественную безопасность,  правопорядок, оборону, проводят ту или иную финансовую политику, осуществляют природоохранную деятельность и т. д. Способами прямого воздействия государственных расходов  на экономику являются государственные закупки товаров и услуг, оплата труда государственных служащих, выплаты социальных трансфертов населению, государственные инвестиции в экономику, расходы на науку и опытно-конструкторские работы, предоставление дотаций или ссуд государственным и частным предприятиям, расходы, связанные с регулированием цен и условий кредита.

        Осуществляя  расходы, государство оказывает  прямое воздействие на экономику, увеличивая или уменьшая общий  объем расходов и расходов  на отдельные секторы экономики  — оборону, науку, образование и др. Рост общего объема расходов за счет государственного бюджета (или внебюджетных фондов) ведет к увеличению совокупного спроса и стимулирует рост ВВП.

        При  формировании концепции бюджетной  политики и в ходе конкретного  финансового планирования сложной проблемой является  эффективность использования бюджетных средств. Финансовое планирование должно осуществляться не только финансовыми органами, но и органами исполнительной власти. Каждый орган исполнительной власти должен обосновать, какие результаты будут  достигнуты в случае выделения средств в заявленных объемах по курируемым им сферам экономики. Эта проблема является более важной, чем обычно находящиеся в центре внимания проблемы

Информация о работе Управление финансами: сущность, объекты и субъекты, функциональные элементы, система государственных органов управления финансами