Управление средствами бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 04:58, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение процессов управления средствами бюд-жета Фонда социального страхования РФ как важнейшего внебюджетного фонда в финансо-вой системе государства. Существование государственного социального страхования ‒ это объективная необходимость и условие нормального, устойчивого развития современного общества. Поэтому и был создан Фонд социального страхования РФ, с помощью средств ко-торого государство концентрирует значительные финансовые ресурсы и тем самым обеспе-чивает надежную социальную защиту населения страны.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 139.00 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального образования

«ФИНАНСОВАЯ АКАДЕМИЯ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» 
 

Кафедра «Финансы» 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА на тему: 

«Управление средствами бюджета  Фонда социального  страхования Российской Федерации» 
 
 
 
 
 
 
 
 

Москва 2009

 

План

 

Введение

     Современная рыночная экономика создает адекватную систему социальной защиты населения, важнейшим звеном которой является социальное страхование. Актуальность выбранной мною темы заключается в первостепенной важности самого Фонда социального страхования Российской Федерации для обеспечения гарантированных государством пособий, а также в том, что в современных условиях наряду с бюджетом вновь повышается значение внебюджетных фондов. Это вызвано некоторыми преимуществами наличия в финансовой системе института независимых, находящихся вне бюджета фондов. К этим преимуществам относятся, во-первых, автономность фондов от бюджета, что в условиях нестабильности экономических условий и дефицита бюджета позволяет обеспечивать финансирование специальных мероприятий в соответствии с задачами внебюджетных фондов.

     К задачам социального страхования  относятся: формирование денежных фондов, из которых покрываются затраты, связанные с содержанием нетрудоспособных или лиц, не участвующих в трудовом процессе; сокращение разрыва в уровне материального обеспечения неработающих и работающих членов общества.

     Целью данной работы является рассмотрение процессов управления средствами бюджета Фонда социального страхования РФ как важнейшего внебюджетного фонда в финансовой системе государства. Существование государственного социального страхования ‒ это объективная необходимость и условие нормального, устойчивого развития современного общества. Поэтому и был создан Фонд социального страхования РФ, с помощью средств которого государство концентрирует значительные финансовые ресурсы и тем самым обеспечивает надежную социальную защиту населения страны.

     Для достижения цели работы мной были рассмотрены такие вопросы, как основные принципы управления средствами бюджета Фонда, их особенности, правовое обеспечение деятельности Фонда и проанализированы доходная и расходная части бюджета Фонда, а также рассмотрены пути совершенствования системы управления средствами Фонда.

 

Глава 1. Теоретические  основы управления средствами бюджета Фонда  социального страхования  Российской Федерации

1.1. Содержание и принципы  управления средствами  бюджета Фонда  социального страхования Российской Федерации

     Фонд  социального страхования РФ является вторым по объему аккумулируемых средств  государственным внебюджетным фондом. Денежные средства и иное имущество, находящееся в оперативном управлении Фонда, а также имущество, закрепленное за подведомственными Фонду санаторно-курортными учреждениями, являются федеральной собственностью. Денежные средства Фонда не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, других фондов и изъятию не подлежат.1

     Управление  бюджетом Фонда предполагает его  составление на очередной год, которое основывается на:

    1. бюджетном послании Президента РФ;
    2. прогнозе социально-экономического развития страны;
    3. основных направлениях бюджетной и налоговой политики;
    4. прогнозе свободного финансового баланса;
    5. плане развития государственного и муниципального сектора экономики.

     Для того чтобы раскрыть содержание теории управления средствами бюджета Фонда, важно отметить, на какие цели эти средства направляются. Согласно Положению о Фонде социального страхования Российской Федерации для эффективного управления средствами бюджета Фонда их необходимо направлять на следующие цели:

    • выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, при усыновлении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также социального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг;
    • оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства до достижения им возраста 18 лет;
    • оплату путевок для работников и их детей в санаторно-курортные учреждения, расположенные на территории Российской Федерации и в санаторно-курортные учреждения в государствах - участниках СНГ, аналогичных которым нет в Российской Федерации, а также на лечебное (диетическое) питание;
    • частичное содержание находящихся на балансе страхователей санаториев-профилакториев, имеющих лицензии на право занятия этим видом деятельности (оплата расходов на питание, лечение и медикаменты, заработную плату работников, культурно-массовое обслуживание);
    • частичную оплату путевок в детские загородные оздоровительные лагеря, находящиеся на территории Российской Федерации, для детей работающих граждан;
    • частичное содержание детско-юношеских спортивных школ (оплата расходов на оплату труда тренерско-преподавательского состава и аренду помещений, необходимых для учебно-тренировочного процесса);
    • оплату проезда к месту лечения и обратно;
    • создание резерва для обеспечения финансовой устойчивости Фонда на всех уровнях;
    • обеспечение текущей деятельности, содержание аппарата управления Фонда;
    • финансирование деятельности подразделений органов исполнительной власти, обеспечивающих государственную защиту трудовых прав работников, охрану труда (включая подразделения надзора и контроля за охраной труда) в случаях, установленных законодательством;
    • проведение научно-исследовательской работы по вопросам социального страхования и охраны труда;
    • осуществление иных мероприятий в соответствии с задачами Фонда, включая разъяснительную работу среди населения, поощрение внештатных работников Фонда, активно участвующих в реализации мероприятий по социальному страхованию;
    • участие в финансировании программ международного сотрудничества по вопросам социального страхования.

     Средства бюджета Фонда используются только на целевое финансирование мероприятий, указанных выше. Причем не допускается зачисление средств социального страхования на личные счета застрахованных.

     Распорядителями бюджетных средств Фонда являются председатель и главный бухгалтер Фонда, а в региональных и центральных отраслевых отделениях Фонда - управляющий и главный бухгалтер отделения Фонда.

     Особенностью  управления средствами бюджета и функционирования Фонда социального страхования Российской Федерации является использование принципа децентрализованного управления средствами социального страхования, предполагающего выплату пособий и оплату путевок (полную или частичную) непосредственно в организации за счет начисленных сумм. С этой целью образовываются комиссии по социальному страхованию из представителей администрации и профсоюзов (трудового коллектива) или избираются уполномоченные по социальному страхованию.2

1.2. Правовое обеспечение  деятельности Фонда  социального страхования  Российской Федерации

     Бюджет  Фонда социального страхования и отчет о его исполнении утверждаются федеральным законом, а бюджеты региональных и центральных отраслевых отделений Фонда и отчеты об их исполнении после рассмотрения правлением Фонда утверждаются председателем Фонда.3

     С 2003 года показатели бюджета этого Фонда, как и других внебюджетных фондов, разрабатываются в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации.

     Проект  бюджета Фонда социального страхования  составляется органами управления Фонда на очередной финансовый год и плановый период и представляется в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития, для внесения в установленном порядке в Правительство Российской Федерации с проектом федерального закона о тарифах страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и другими документами и материалами, представляемыми одновременно с проектами соответствующих бюджетов.4

     При рассмотрении проекта федерального закона о бюджете Фонда основными  характеристиками бюджета являются: прогнозируемый в очередном финансовом году и плановом периоде общий объем доходов с указанием поступлений из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; общий объем расходов в очередном финансовом году и плановом периоде; предельный объем дефицита бюджета Фонда и (или) источники его финансирования либо предельный объем его профицита в очередном финансовом году и плановом периоде.

      Проект  Федерального закона «О бюджете Фонда  социального страхования Российской Федерации на 2008 год и на период до 2010 года» разрабатывался в соответствии с Методическими указаниями по корректировке показателей перспективного финансового плана Российской Федерации на 2007-2009 гг. в части показателей 2008-2010 гг. и формированию проектировок федерального бюджета на 2010 г. по субъектам бюджетного планирования Минфина России (от 23 января 2007 г. №02-02-14/111) на базе основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2008 г. и на период до 2010 г., разработанных Минэкономразвития России и направленных в Правительство Российской Федерации (от 12 апреля 2007 г. № 5010-ГГ/Д03), с учетом динамики основных показателей по формированию и расходованию средств Фонда социального страхования Российской Федерации, данных по исполнению бюджета Фонда за 2006 г., статистических данных Фонда по показателям, характеризующим расходы на обеспечение по обязательному социальному страхованию.5

      Проект  Федерального закона о бюджете Фонда  формировался на три года в соответствии с проектом Федерального закона «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и признании утратившими силу отдельных законодательных актов РФ».

Глава 2. Анализ управления средствами бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации

2.1. Анализ состава  и структуры доходов  бюджета Фонда  социального страхования  Российской Федерации. Особенности управления

     В бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации подлежат зачислению следующие доходы6:

    • налоговые доходы:

     - единый социальный налог –  по ставке, установленной Налоговым Кодексом Российской Федерации в части, зачисляемой в Фонд социального страхования Российской Федерации;

     - доходы, распределяемые органами  Федерального казначейства между  бюджетами бюджетной системы  Российской Федерации, поступающих от уплаты следующих налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами:

     налога, взимаемого в связи с применением  упрощенной системы налогообложения, - по нормативу 5%;

     налога, взимаемого в виде стоимости патента  в связи с применением упрощенной системы налогообложения, - по нормативу 5%;

     минимального  налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, - по нормативу 20%;

     единого налога на вмененный доход для  отдельных видов деятельности –  по нормативу 5%;

     единого  сельскохозяйственного налога –  по нормативу 6,4%;

    • неналоговые доходы:

     - страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

     - недоимки, пени и штрафы по взносам в Фонд социального страхования Российской Федерации;

     - доходы от размещения временно  свободных средств Фонда социального страхования Российской Федерации;

     - штрафы, санкции, суммы, поступающие  в результате возмещения ущерба;

     - безвозмездные поступления;

     - межбюджетные трансферты из федерального бюджета, передаваемые Фонду социального страхования Российской Федерации;

     - прочие поступления.

     Основные  группы доходов Фонда и направления  их использования можно представить в виде таблицы (см. приложение).

     В соответствии с действующим порядком формирования бюджета Фонда социального  страхования Российской Федерации (Инструкция от 2 октября 1996 г., введена в действие с 1 января 1997 г.) сумма страховых взносов распределяется следующим образом:

    • 74 % страховых взносов остается на предприятии, бухгалтерия которого по поручению профкома делает необходимые расчеты по социальному страхованию;
    • 26 % страховых взносов централизуется на региональном и федеральном уровнях для предоставления помощи регионам.7

     Если  плательщиком средств ФСС РФ (74%) до конца отчетного периода средства на цели социального страхования  израсходованы не полностью, то остаток перечисляется в бюджет Фонда следующего года.

     На  основании Федерального закона «О бюджете  Фонда социального страхования  Российской Федерации на 2007 год» от 19 декабря 2006 г. № 234-ФЗ бюджет Фонда социального страхования на 2007 г. утвержден по доходам в сумме 283 869 488,4 тыс. руб., из них на обязательное социальное страхование 178 767 226,1 тыс. руб.

Информация о работе Управление средствами бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации»