Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2012 в 21:30, курсовая работа
За 10 лет коренного реформирования общественно-экономического строя в нашей стране была создана трехуровневая кредитная система рыночного типа. В то же время процесс становления кредитной системы выявил определенные недостатки. Они выразились в нарушениях во всех звеньях: продолжают образовываться и существовать мелкие учреждения (банки, страховые компании, инвестиционные фонды), которые из-за слабой финансовой базы не могут справляться с потребностями клиентов; коммерческие банки и другие учреждения в основном проводят краткосрочные кредитные операции, недостаточно инвестируя свои средства в промышленность и другие отрасли.
Введение………………………………………………………….............………..3
1. Понятие и историческое развитие кредитной системы РФ………………………………………...………………………………..……….4
2. Историческое развитие кредитной системы России…………………………4
2.1. Структура кредитной системы Российской империи до 1917 г………………………………………………………………………………..……5
2.2. Структура кредитной системы СССР в 1925 г………………………6
2.3. Структура кредитной системы СССР 30-х годов…………………...7
2.4. Структура кредитной системы СССР в середине 80-х годов………9
2.5. Структура кредитной системы Российской Федерации на конец 1992 г……………………………………………………………………………12
2.6. Структура кредитной системы Российской Федерации на конец 1994 г……………………………………………………………………………14
3. Современная кредитная система РФ…………………………………..…….15
3.1. Центральный Банк РФ (Банк России)………………………………16
3.2. Банковская система РФ………………………………………………18
3.3. Специализированные небанковские кредитно-финансовые учреждения: страховые компании, пенсионные фонды, кредитные союзы…25
Заключение………………………………………………………………..28
Список литературы……………………………………………………….29
Приложение 1……………………………………..………………………30
Приложение 2 …………………………………………………………….32
Приложение 3……………………………………………………………..34
Основной вывод ясен: ежегодно балансируемый бюджет не является экономически нейтральным. Несмотря на эту и другие проблемы, во многих странах существует значительная поддержка идеи принятия конституционной поправки, предусматривающей ежегодное балансирование бюджета
Вторая концепция базируется на том, что бюджет должен быть сбалансирован в ходе экономического цикла, а не каждый год. Данная концепция предполагает, что правительство осуществляет антициклическое воздействие и одновременно стремится сбалансировать бюджет. В этом случае, однако, бюджет не должен балансироваться ежегодно. Достаточно, чтобы он был сбалансирован в ходе экономического цикла. Логическое обоснование этой концепции бюджетной политики просто, разумно и привлекательно. Для того чтобы противостоять спаду, правительство должно снизить налоги и увеличить правительственные расходы, тем самым сознательно вызывает дефицит бюджета. В ходе последующего инфляционного подъема правительство повышает налоги и правительственные расходы. Возникающие на этой основе положительное сальдо бюджета может быть использовано на покрытие федерального долга, возникающего в период спада. Таким образом правительство проводит позитивную антициклическую политику и одновременно балансирует бюджет, но не на ежегодной основе, а за период в несколько лет. Но в данной концепции бюджета существует ключевая проблема, которая состоит в том, что спады и подъемы в экономическом цикле могут быть неодинаковыми по глубине и продолжительности. Например, длительный и глубокий спад может смениться коротким периодом подъема. Появление большого дефицита в период спада в этом случае не покроется небольшим положительным сальдо бюджета периода процветания, следовательно, будет иметь место циклический дефицит бюджета.
Третья концепция связана с идеей так называемых функциональных финансов. В соответствии с этой идеей вопрос о сбалансированности бюджета – на ежегодной или на циклической основе – второстепенный. Первоначальной целью федеральных финансов является обеспечение не инфляционной полной занятости, то есть балансирование экономики, а не бюджета. Если достижение этой цели сопровождается устойчивым положительным сальдо или большим и все возрастающим государственным долгом – пусть будет так. В соответствии с данной концепцией проблемы, связанные с государственными дефицитами или излишками, малозначимы в сравнении с высшей степени нежелательными альтернативами продолжительных спадов или устойчивой инфляции. Федеральный бюджет является - во-первых, и, прежде всего - инструментом достижения и поддержания макроэкономической стабильности. Правительство не должно сомневаться, идя на ведение любых дефицитов или излишков для достижения этой цели
Вторая и третья концепции лежат в основе финансовой политики, ориентированной на бюджетный дефицит и опирающейся на потенциал денежного хозяйства страны.
Такая политика предполагает:
Овладение этой политикой позволяет обществу находить оптимальную величину бюджетного дефицита. Так, в конце 80-х годов бюджетный дефицит во Франции составлял 9,6% от ВНП, в США – 11,6, в ФРГ = 14, в Японии – 15,6, в Бельгии – 25,1, в Италии – 25,5, в Греции - 31,2%.2
Однако при всей привлекательности политики бюджетного дефицита, крупные дефициты приводят к значительным отрицательным последствиям даже для «богатых» в экономическом отношении стран. Так, американская экономика длительные годы функционировала в условиях устойчивого дефицита федерального бюджета. Но к середине
90-х годов дефицит
федерального бюджета приобрел
особо крупные масштабы, что заставило
правительство изыскивать
Что касается российской бюджетной политики, то она длительное время базировалась на первой концепции. Требование бездефицитности бюджета являлось «альфой и омегой» нашего экономического развития.
Ситуация в самом начале экономических преобразований была плачевной. С разрушения командно-административной системы нормальное соотношение между доходами и расходами прекратило поддерживаться силовыми методами, что проявилось в огромном росте бюджетного дефицита. По итогам 1991 года дефицит бюджета бывшего СССР достиг почти 20% ВНП. Резкое увеличение дефицита государственного бюджета привело к нарастанию инфляционных процессов, поскольку для покрытия дефицита правительство систематически использовало денежно-кредитную эмиссию. Только за три квартала 1991 г. Рублевая масса возросла с 989 млрд. руб. до 1,7 трлн. руб., и ситуация продолжала ухудшаться. Нарастание инфляционных процессов выразилось в росте цен на товары и услуги (видимая инфляция) и резком повышении уровня неудовлетворенного платежеспособного спроса (скрытая инфляция). До 1994 г. Дефицит бюджета продолжал оставаться на критическом уровне – 10,8%.
Отказ властей от использования первичной кредитной эмиссии Центрального банка для финансирования бюджетного дефицита в 1995-1996 годах привел к радикальному сокращению темпов инфляции к существенному оздоровлению общеэкономической ситуации. Однако подавление инфляции было достигнуто лишь за счет превращения бюджетного дефицита в Государственную задолженность. Место кредитов Центрального банка заняли займы внутри страны и за рубежом. Если в 1994г. внутренние и внешние займы составляли 21,5% реальных бюджетных доходов, то уже в первой половине 1996 г. Они достигли 68,7%. Финансирование же за счет займов расходов федерального правительства увеличилось за этот период с 10% до более трети (около 19% - за счет прироста внутреннего долга, около 16% - внешнего).
В 1996г. общая задолженность предприятий поднялась до 17% ВВП.
Некоторый рост производства возможен, но повышение его эффективности (выработки на одного занятого) представляется маловероятным; неизбежна новая инфляционная волна со всеми ее деструктивными последствиями. Подобные меры ведут к нарастанию долгового бремени, использованию национального дохода без учета потребности в модернизации потенциала. В 1996г. общая задолженность предприятий поднялась до 17% ВВП. Бюджетное финансирование возрождает практику «раздачи» госкредитов и прочих льгот.
Нарастание государственного долга ведет к «утяжелению» бюджетных расходов, к «дисконтированию будущего». Финансовые тяготы перекладываются на детей и внуков. Корректный подход обязывает, однако, учитывать и то, что займы, перераспределяя средства в пользу финансирования перспективных программ, могут способствовать экономическому росту и совершенствованию технологий. Разумеется, последнее относится только к производительному использованию бюджетных средств. Еще Рикардо писал, что, когда речь идет об инвестициях, будущие поколения вполне могут участвовать в их финансировании.
Заключение
Подводя итог сказанному,
можно определенно сделать
Основные проблемы таковы:
Таким образом, одним из наиболее существенных недостатков современной бюджетной политики и, как следствие, бюджетного дефицита в Российской Федерации является непроработанность принципов финансовой стратегии, позволяющих логически обосновать компромисс экономических интересов государства, предпринимателей и населения.
4. Выводы
В заключение хотелось бы сделать некоторые выводы из всего выше изложенного.
Литература
1. Камаев В.Д. и коллектив авторов. Учебник по основам экон. Теории (эконо- мика). - М.: “ВЛАДОС”,1994. - 384 с.: ил.
2. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2 т.: Пер. с англ. 11-го изд. Т.I. - М.: Республика, 1992. - 399 с.: табл., граф.
3. Современная экономика:
4. Экономика: Учебник / Под ред. доц. А.С. Булатова. - М.: Издательство БЕК, 1996. - 632 с.
5. Бобылев Ю. Промышленный спад и структура производства // Экономист. - 1996. - №12, с. 35-39.
6. Богачева О. Бюджетные механизмы в мировой практике развития депрессивных и отсталых регионов // Вопросы экономики. - 1996. - №6, с. 100-109.
7. Большаков С. Финансовая политика в условиях кризиса // Финансы. - 1993. - №2, с. 12-15.
8. Горегляд В., Подпорина И. Бюджетный кризис и пути его преодоления // Российский экономический журнал. - 1996. - №10, с. 23-33.
9. Илларионов А. Теория “денежного дефицита” как отражение платежного кри-зиса в российской экономике // Вопросы экономики. - 1996. - №12, с. 40-60.
10. Коков В., Любимцев Ю. Бюджетный федерализм: проблемы и перспективы // Экономист. - 1996. - №11, с. 3-14.
11. Комментарий к бюджетному законодательству // Право и экономика. - 1996. - №23-24, с. 4-30.
12. Крылов Т.З. Бюджетный процесс и бюджетный календарь в США // Финансы. - 1996. - №11, с. 56-66.
13. Павлова Л. Бюджетное
финансирование и проблема
14. Подпорина И. О проекте федерального бюджета на 1997 год // Экономист. - 1996. - №11, с. 15-23.
15. Подпорина И. Современные
проблемы бюджетного
16. Россия и зарубежные страны: сравнение по основным показателям // Вопросы экономики. - 1996. - №1, с.111-115.
17. Степанов Ю., Еремина
Т. Проблемы финансовой
18. Строев Е. Корректировка
экономических реформ и
19. Федеральный Закон “О федеральном бюджете на 1997 год” // Российская газета. - 1997. - 4 марта.
1 ст.1 Федерального закона РФ №238 "О федеральном бюджете на 2007 г."
2 Камаев В.Д. и коллектив авторов. Учебник по основам экономической теории.
Информация о работе Становление и развитие кредитной системы России