Российский рынок корпоративных облигаций: текущее состояние и развитие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2014 в 07:38, дипломная работа

Краткое описание

Создание современной рыночной экономики невозможно без развитого финансового рынка, составной частью которого является фондовый рынок. Эффективное функционирование финансового рынка в значительной мере зависит от уровня сложившегося в стране правового поля, качества и детальности проработки всех аспектов отношений на рынке ценных бумаг. Понимание значимости правовой инфраструктуры, ее соответствие современной экономике, ее способность отвечать вызовам возникающих экономических проблем - необходимое условие дальнейшего развития рынка ценных бумаг и экономики страны в целом.

Содержание

Введение………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические подходы к определению рынка корпоративных облигаций…………………………………………….6
1.1. Понятие и признаки корпоративных облигаций………………..6
1.2. Характеристика рынка корпоративных облигаций как финансового института………………………………………………16
Глава 2. Анализ рынка корпоративных облигаций………………...35
2.1. Правовое регулирование рынка корпоративных облигаций в России………………………………………………………………....35
2.2. Характеристика элементов рынка корпоративных облигаций.48
Глава 3. Рекомендации по совершенствованию рынка корпоративных облигаций…………………………………………..59
3.1. Проблемы развития рынка корпоративных облигаций……….59
3.3. Пути развития рынка корпоративных облигаций……………...68
Заключение …………………………………………………………...81
Список используемой литературы…………………………………..83

Вложенные файлы: 1 файл

lbgkjvyfz.docx

— 186.78 Кб (Скачать файл)

Создание такой системы требует разработки ряда законодательных актов, а также организацию диалога между регуляторами финансового рынка (в первую очередь ФСФР России, Банком России) и владельцами существующей инфраструктуры относительно ее консолидации. Альтернативой может быть создание инфраструктуры за счет государственных инвестиций.

Ключевым звеном конструкции учетно-расчетной инфраструктуры развитых рынков капитала является центральный депозитарий. Его особое положение на рынке ценных бумаг позволяет решить один из ключевых вопросов построения независимой и эффективной учетной системы, обеспечивающей, в конечном счете, конкурентную стоимость услуг биржевых сделок и безусловную защиту прав инвесторов на владение ценными бумагами. Создание центрального депозитария способно решить две важнейшие проблемы, остро стоящие перед российским фондовым рынком. Во-первых, его деятельность обеспечит повышение надежности учета прав собственности на ценные бумаги. Во-вторых, центральный депозитарий создаст условия для удешевления и упрощения расчетов по сделкам с ценными бумагами на основе осуществления клиринга по сделкам, совершенным в клиринговых организациях. В результате этого риски, связанные с операциями на рынке ценных бумаг, существенно уменьшатся, снизятся издержки, связанные с такими операциями и, в конечном итоге, повысится эффективность и конкурентоспособность российского рынка ценных бумаг.

Особое положение центрального депозитария обеспечивается тем, что он является единственным депозитарием, которому предоставляется право открывать лицевые счета номинального держания в реестрах. Одновременно должно быть ограничено число уровней номинальных держателей таким образом, чтобы сохранить возможность оказания депозитарных услуг региональными брокерами и обеспечить доступ их клиентов к торговым площадкам при их посредничестве через крупные депозитарии и к внебиржевому рынку через крупные кастодиальные депозитарии.

Правовые условия деятельности центрального депозитария должны иметь законодательный статус, поэтому необходимо принятие федерального закона «О Центральном депозитарии». Кроме того, требуется внесение изменений и дополнений в иные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием данного закона.

Создание центрального депозитария не предполагает отмену ведения реестров владельцев именных ценных бумаг, специальное регулирование и лицензирование регистраторской деятельности. Регистраторы будут вести реестры, в которых будут фиксироваться права владельцев ценных бумаг, а также центрального депозитария в качестве номинального держателя.

Централизация учета сделок по ценным бумагам в рамках Центрального депозитария обеспечивает уникальную возможность для централизации клиринга и расчетов по сделкам с ценными бумагами. Организация клиринга даст возможность более эффективно использовать средства участников финансового рынка, задействованные на рынке, существенно повысить ликвидность российского рынка ценных бумаг. Концентрация расчетов по бумагам в центральном депозитарии, а денежными средствами в рамках центрального клиринга обеспечит режим «поставки против платежа».

Для этого требуется внесение уточнений в законодательство в части регулирования клиринговых операций и неттинга. В этой связи необходимо разработать и принять федеральный закон «О клиринге», а также внести соответствующие изменения в Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральные законы «О рынке ценных бумаг», «О валютном регулировании и валютном контроле», “О банкротстве и несостоятельности” и в ряд других законодательных актов. Необходима модификация законодательства в части залоговых операций и встречных операций. Здесь должны быть отражены следующие направления развития клиринга:

    • кардинальное повышение капитализации клиринговых институтов на российском финансовом рынке;
    • всестороннее стимулирование со стороны государства концентрации  клиринга и расчетов на финансовых рынках в рамках централизованной клиринговой инфраструктуры;
    • разделение рисков биржевой и клиринговой деятельности;
    • стандартизация и унификация клиринговой деятельности с учетом требований существующих международных стандартов;
    • всестороннее стимулирование со стороны государства создания эффективной системы управления рисками при осуществлении клиринга и расчетов на российском финансовом рынке, основывающейся на частичном предварительном депонировании активов, использовании многостороннего неттинга, соблюдении принципа «поставки против платежа»;
    • возможности кредитования деньгами и ценными бумагами для завершения расчетов (в том числе в форме операций РЕПО);
    • гарантии исполнения обязательств (в том числе в результате создания гарантийных фондов);
    • повышение требований к участникам клиринга и расчетов с точки зрения их финансовой устойчивости и надежности.

При рассмотрении вопроса о переходе на форму расчетов, широко используемую на развитых фондовых рынках – частичное предварительное депонирование совместно с системой гарантирования исполнения, становится очевидной необходимость ужесточения требований к участникам рынка с точки зрения финансовой устойчивости и надежности. Соответствующие вопросы предполагается решать в рамках введения требований пруденциального надзора к профессиональным участникам фондового рынка. Лишь после решения указанных проблем станет возможной свободная конкуренция российских расчетных и, как следствие, торговых систем с иностранными площадками.

Как уже отмечалось, одной из проблем российского финансового рынка стала наиболее ярко обозначившаяся в 2003 году тенденция перемещения операций с российскими финансовыми активами (прежде всего, акциями) за границы Российской Федерации. Более того, современные тенденции на мировом рынке капитала свидетельствуют об активной концентрации финансовых операций на крупнейших мировых биржах и о беспрецедентном ужесточении конкурентной борьбы между торговыми системами и биржами, занимающимися организацией торговли на финансовых рынках. Практически все организаторы торговли на мировом финансовом рынке реализуют программы повышения конкурентоспособности на основе «борьбы за ликвидность», видя в них единственный путь к выживанию в условиях глобальной конкуренции. Все это ставит вопрос о повышении уровня конкурентоспособности российских организаторов торговли на финансовом рынке – бирж и иных торговых систем.

Стратегия ставит целью сделать российские биржи и торговые системы основными центрами организованной торговли российскими финансовыми активами. Кроме того, для обеспечения их конкурентоспособности в глобальном масштабе необходимо создать систему стимулов концентрации на российских биржах операций с финансовыми активами других стран, тяготеющих в финансовом или экономическом плане к России. Это, в первую очередь, страны СНГ, а также некоторые восточно-европейские страны.

Задача повышения доли российских торговых систем в торговле российскими финансовыми активами принципиально различна для тех секторов финансового рынка, на которых уже функционируют биржи или иные торговые системы, и тех секторов, на которых отсутствует организованный рынок.

На секторах с уже существующими торговыми системами для повышения их конкурентоспособности и увеличения их доли в торговле российскими финансовыми активами необходимы следующие меры:

  •  совершенствование корпоративного управления биржами с целью повышения их инвестиционной привлекательности для потенциальных инвесторов и обеспечения прозрачности деятельности, в том числе и для потребителей услуг;
  •  повышение роли торговых систем в предотвращении манипулирования рынком и инсайдерской торговли за счет предоставления им некоторых регулятивных (квазирегулятивных) функций;
  •  повышение роли фондовых бирж в области контроля раскрытия информации эмитентами, контроля соблюдения эмитентами отдельных положений Кодекса корпоративного управления и представления ими финансовой информации в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности;
  •  создание системы эффективного разделения рисков между торговыми системами или специализация торговых систем, занимающихся организацией торговли определенной группой финансовых активов и организацией срочной торговли этими финансовыми активами;
  •  повышение ликвидности рынка за счет расширения возможностей предоставления займов ценными бумагами с использованием операций РЕПО;
  •  обеспечение справедливости ценообразования за счет равенства доступа участников рынка и инвесторов к биржевым торгам, невозможности монопольного положения отдельных участников рынка, изменения системы отчета по внебиржевым сделкам.

Биржи и торговые системы имеют возможность более оперативно отреагировать на нарушение правил торговли, выявить случаи манипулирования или инсайдерской торговли, проконтролировать раскрытие информации эмитентами ценных бумаг и их следование передовым нормам корпоративного управления. Для того чтобы расширить возможности бирж и торговых систем в этой области, необходимо ввести соответствующие правовые нормы в законодательство, в том числе за счет разработки и принятия федеральных законов «Об организованных рынках  и биржевой торговле» и «Об инсайдерской информации и манипулировании на финансовом рынке».

Для активизации операций репо необходимо изменение налогового законодательства. В этой связи требуется доработать подходы к определению налогооблагаемой базы по операциям репо и короткой позиции, внеся соответствующие изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации.

Для стимулирования концентрации на российских биржах операций с финансовыми активами других стран необходимо создать правовые основы для выпуска и обращения российских депозитарных расписок на эти активы, внеся соответствующие изменения в Федеральный закон «О рынке ценных бумаг».

Для секторов, где целесообразно создание торговых систем, государственная политика должна предусматривать меры по стимулированию формирования инфраструктуры организованного рынка, в первую очередь торговых систем и бирж. Так, для формирования срочных бирж на товарном рынке могут быть приняты решения о проведении государственных закупок соответствующих товаров исключительно через эти биржи и о признании рыночной цены соответствующей биржевой котировки и т.д. Кроме того, в ряде случаев может потребоваться прямое участие государства в формировании биржи (например, в секторе нефти и нефтепродуктов).

Несмотря на то, что нормативными правовыми актами Российской Федерации предусмотрены отдельные пруденциальные нормы и показатели для участников финансового рынка, целостная система пруденциального надзора на финансовом рынке в России сегодня отсутствует. С учетом уровня рисков, присущих этому виду деятельности, создание такой системы является в настоящее время одной из приоритетных задач.

Ключевая задача системы пруденциального надзора на финансовых рынках состоит в том, чтобы прогнозировать и предупреждать накопление рисков как отдельно взятых финансовых организаций, так и системных рисков с целью обеспечения устойчивости и надежности всего рынка в целом. При этом в отношении отдельных профессиональных участников рынка ценных бумаг задача регулирующего и контрольного органа состоит в оценке риска ликвидности, присущего соответствующей организации для предупреждения возможных последствий неплатежеспособности, а также в уменьшении операционного риска путем введения эффективных процедур контроля за совершаемыми на рынке ценных бумаг сделками.

Система пруденциального надзора позволит осуществить переход от практики надзора за деятельностью отдельных профессиональных участников к мониторингу и надзору за рынком в целом, что позволит решить задачи, связанные с обеспечением общей устойчивости рынка, осуществлением контроля наличия на рынке ценных бумаг конкурентной среды.

Центральное место в разработке общей системы мониторинга и оценки рисков должна занять совокупность показателей и нормативов, характеризующих как риски отдельных участников рынка, так и агрегированные риски финансового рынка в целом.

Создание механизмов пруденциального надзора на финансовом рынке в качестве обязательного составного элемента также предполагает установление эффективно действующих мер воздействия регулятора на нарушителей пруденциальных норм и стандартов (как предупредительных, так и принудительных). Эти меры должны, с одной стороны, служить для участников рынка стимулом для строгого соблюдения пруденциальных норм, а, с другой стороны, быть для регулятора действенным инструментом дисциплинарного воздействия на недобросовестные компании.

Для решения поставленных задач необходимо разработать специальные нормативные документы регулирующего органа.

В среднесрочной перспективе предлагается перейти на индивидуализированный экспертный расчет норматива достаточности собственных средств профессиональных участников финансового рынка, исходя из объемов операционной деятельности, опыта работы на рынке, профессионализма персонала, качества риск – менеджмента, рейтинга надежности, соблюдения стандартов профессиональной деятельности, использования различных инструментов снижения рисков (страхование, резервирование, участие в компенсационных фондах и пр.).

В перспективе целесообразно установить единые принципы банкротства для всех видов финансовых организаций – кредитных организаций, страховых организаций, профессиональных участников рынка ценных бумаг и т.д. Единые принципы банкротства позволят избежать необоснованного создания конкурентных преимуществ финансовых организаций, занимающихся различными видами деятельности, путем установления больших гарантий, предоставляемых их клиентам при банкротстве данного вида финансовых организаций.

Введение единых принципов банкротства сопряжено с необходимостью унификации мер, применяемых для предупреждения несостоятельности (банкротства) финансовых организаций, а также процедур, используемых при признании финансовой организации банкротом. Так, в качестве одной из мер предупреждения несостоятельности (банкротства) финансовых организаций может стать назначение временной администрации, как это предусмотрено действующим законодательством о банкротстве кредитных организаций.

Информация о работе Российский рынок корпоративных облигаций: текущее состояние и развитие