Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 13:14, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение федеральных займов, государственного внутреннего долга РФ, их динамике и структуре. Значение в практической деятельности. Политика в области государственных заимствований, управления суверенными долгами для большинства стран является важной составляющей государственной финансовой политики. От ее эффективности зависят международный имидж государства, отношение политиков, инвесторов, потенциальных партнеров по совместным крупным международным бизнес - проектам, международных финансовых организаций, а также международный суверенный рейтинг.
ВВЕДЕНИЕ 2
1.ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ЗАЙМЫ 3
1.1.Понятие и сущность федерального займа 3
1.1. Виды федеральных займов 9
2.ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ РОССИИ 13
2.1.Сущность и понятие государственного долга 13
2.2 Виды и формы государственного долга 17
2.3.Управление государственным долгом 19
3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА. 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 37
Россия получила значительный объём госдолга в наследство от советской экономики. В условиях исполнения федерального бюджета с профицитом в течение нескольких лет до кризиса значительная часть внешнего госдолга была досрочно погашена за счёт дополнительных доходов бюджета. В результате в 2006 году объём государственного долга Российской Федерации существенно сократился .
В прошлом году Российская Федерация по уровню основных долговых показателей, таких, как отношение госдолга к ВВП, отношения госдолга к экспорту и другие, относились к числу стран с низким уровнем задолженности. В 2010 году в условиях сокращения доходов федерального бюджета вследствие неблагоприятной внешнеэкономической конъюнктуры, исчерпаемости накопленных государством средств в резервных фондах и необходимости финансировать значительный бюджетный дефицит наблюдается тенденция роста объёма госзаимствований, и как следствие, объёма государственного долга. По данным Минфина России, на первое июля 2010 года госдолг России достиг 3 513,5 млрд. рублей, в том числе объёма внутреннего долга составил 2 228,8 млрд. рублей. В ближайшие несколько лет в условиях неблагоприятного прогноза относительно внешнеэкономической конъюнктуры, ожидаемого дефицита госбюджета и необходимости рефинансировать госдолг планируется значительно наращивать объёмы государственных заимствований. Тем более в этих условиях необходимо повышать эффективность использования привлечённых за счёт государственных займов средств путём их направления не только «финансирование дефицита федерального бюджета, а также погашение долговых обязательств» [2], но и дополнительно на непосредственное финансирование модернизации российской экономики для повышения её конкурентоспособности, реализации крупномасштабных, в том числе социально значимых проектов, развитие инфраструктуры, поддержку науки. В этом случае наращивание объёма государственного долга будет сопровождаться повышением темпов экономического роста, а российский рынок государственных ценных бумаг – в большей степени отвечать интересам не только денежно – кредитной и бюджетной политики, но российской экономики в целом, нуждающейся в долгосрочных финансовых ресурсах. [6,37]
Одной из основных проблем российской экономики на протяжении последних двух десятилетий остаётся дефицит долгосрочных финансовых ресурсов, крайне необходимых для осуществления модернизации основных фондов и инфраструктуры, эксплуатируемых со времен существования Советского Союза. В условиях недостаточной активности частных инвесторов в осуществлении долгосрочных инвестиций , особенно в реальный сектор экономики, государство должно инициировать и стимулировать созидательный инвестиционный процесс. России необходима эффективная государственная политика, направленная на поддержание не только финансового, но и, в первую очередь, реального сектора экономики, в противном случае обозначенные государственные приоритеты инновационного и инвестиционного развития, достижения высокой конкурентоспособности не будут реализованы.[6,38]
Для восстановления и развития национальной экономики требуется огромные, в первую очередь государственные финансовые ресурсы. Путём осуществления государственных инвестиций за счёт заёмных средств, а также мобилизации накопленных государством средств в резервных фондах государство сможет финансировать модернизацию российской экономики. Для обеспечения финансирования стратегически важных инвестиционных проектов необходимо реформировать систему управления госдолгом России, в том числе путём внесения изменений в действующее законодательство, указав в качестве основной цели осуществления государственных заимствований финансирование государственных инвестиционных проектов в различных секторах российской экономики.[6,38]
Последние долговые кризисы, охватывающие США, Японию, Европейский союз и другие страны,свидетельствуют о том, что проблемы совершенствования и повышения эффективности государственной долговой политики в условиях преодоления последствий мирового финансового кризиса актуальны не только для развивающихся, но и для развитых стран. Для России решение указанных проблем должно означать не только достижение приемлемых показателей долговой нагрузки, снижение расходов на обслуживание госдолга и повышение ликвидности рынка госбумаг, но прежде всего – финансирование государственных инвестиций на восстановление и модернизацию российской экономики. Если за счёт осуществления государственных заимствований удастся хотя бы частично восполнить дефицит долгосрочных финансовых ресурсов, то рост объёма госдолга России и расходов на его обслуживание будет оправдан не только экономически, но и социально, и политически. При этом рынок госбумаг должен стать эффективным инструментом поддержки государственных инвестиций, направленных на достижение экономического роста, поэтому необходимо совершенствовать управление государственным долгом Российской Федерации для того, чтобы превратить государственные заимствования в действенный инструмент подъёма национальной экономики.[6,38]
В рамках реализации стратегии инновационного развития российской экономики за счёт привлечения средств с внутреннего и внешних рынков капиталов речь должна идти о формировании эффективной системы управления государственными заимствованиями и госдолгом России и инветирования заёмных средств – так называемой национальной заёмно – инвестиционной системы.
Повышение эффективности использования государством заёмных средств будет достигнуто за счёт их направления на финансирование модернизации российской экономики, при этом необходимо предусмотреть предоставление профильными министерствами заявок на финансирование инновационных программ. В составе заявок на финансирование должно присутствовать обоснование эффективности осуществления государственных инвестиций с оценкой уровня возможных рисков. Необходимо обеспечить контроль за расходованием выделяемых на финансирование заёмных средств, а также контроль достигнутых результатов и выполнение объёмов работ на промежуточных этапах проектов, то есть поэтапный контроль достигнутой эффективности. С целью повышения эффективности использования государством заёмных средств предлагается разработать и внедрить систему внутреннего и внешнего аудита заявок на государственное финансирование, что обеспечит прозрачность и гласность при отборе заявок.8
Поскольку для конкурентной борьбы на рынке наукоёмких технологий необходимо соответствующее конкурентное финансирование, предлагается на законодательном уровне установить, что объём выделяемых государственных финансовых средств на конкретную отрасль либо направление должен быть не менее объёма средств, выделяемых на эти же цели в наиболее передовых странах в данной области. Это позволит сконцентрировать финансовые средства на наиболее важных направлениях, сократить количество финансируемых программ, и, как следствие, упростить процедуры контроля и аудита. Создание национальной заёмно -инвестиционной системы позволит государству проводить эффективную политику управления государственным долгом и осуществления государственных инвестиций, что особенно актуально в условиях острой необходимости в долгосрочных ресурсах для финансирования модернизации российской экономики и значительного дефицита федерального бюджета.
Если же касаться напрямую конкретных показателей, то государственный внутренний долг России на 1 июня текущего года составил 2 трлн. 931млрд. руб. На 1 января 2011 года госдолг составлял 2 трлн. 461 млрд. рублей. Таким образом, за пять месяцев он вырос на 470,212 млрд. рублей. В нынешнем году планируется погасить 200,4 млрд. рублей, сообщает Минфин. В структуре внутреннего долга по состоянию на 1 июня 2011 доля ОФЗ-АД составляет 800,084 млрд. руб., ОФЗ-ПД - 1 704,219 млрд. руб., ГСО-ФПС - 132 млрд. руб., ГСО-ППС - 205,5 млрд. рублей, еврооблигации, номинированные в национальной валюте, - 90 млрд. рублей.[22]Как стало известно одной из газет, Минфин подготовил и направил в правительство "Основные направления долговой политики РФ на 2012-2014 годы". В этом документе ведомство Алексея Кудрина заявляет о беспрецедентности размеров заимствований, к которым российские власти вскоре будут вынуждены прибегнуть (порядка 2 трлн.руб. в год). Такие суммы нужны государству на закрытие дефицита, с которым из-за роста госрасходов планируется закрывать бюджет в течение ближайших трех лет. Занять эти деньги Минфин намерен прежде всего у нерезидентов, которым он обещает либерализацию и модернизацию долгового рынка.[24]
До кризиса 2008 года государство занимало порядка 0,2 трлн.руб. в год — то есть в десять раз меньше, чем планируется сейчас. Поскольку на внешнем рынке занимать хлопотно и дорого, запланированные триллионы Минфин намерен взять с рынка внутреннего. Однако, как признает ведомство в имеющихся у одной из газет "Основных направлениях...", реализация этих амбициозных планов "объективно невозможна на неподготовленном долговом рынке, все еще имеющем "родимые пятна" переходного периода". Для выведения "пятен" "абсолютным приоритетом" государственной долговой политики объявлена модернизация и либерализация долгового рынка. За счет внутренних займов Минфин в 2012-2014 годах намерен закрывать 90% дефицита, который составит 1,57 трлн.руб. в 2012 году, 1,74 трлн.руб.— в 2013-м и 1,65 трлн.руб.— в 2014 году. Соответственно, сальдо внутренних займов будет равно 1,46 трлн.руб., 1,47 трлн.руб. и 1,49 трлн.руб. Внешние займы — 133 млн.руб., 136 млн.руб. и 140 млн.руб. соответственно. Поскольку Минфин только подсаживается на долговую иглу, ведомство с удовлетворением отмечает, что, несмотря на запланированное утроение госдолга (с нынешних 4,6 трлн.руб., или 9% ВВП, до 12 трлн.руб., или 17% ВВП, на конец 2014 года), его размеры в любом случае будут "выгодно отличать" Россию от развитых и развивающихся стран. У Японии госдолг равен 220% ВВП, у США — 92%, у Бразилии — 66%. Заявленную модернизацию рынка Минфин обещает провести через улучшение инфраструктуры рынка госбумаг, повышение его ликвидности и расширение круга инвесторов. Пока, по оценке ведомства, "эталонный" для других бумаг рынок ОФЗ излишне волатилен. Причины — его неразвитость и сильная зависимость от внешних факторов. Другая проблема ОФЗ — отсутствие широкой ресурсной базы. Основные покупатели облигаций — госбанки и банки иностранным участием. Зарубежные инвесторы приобретают ОФЗ ради спекуляций и управления ликвидностью. Вопреки мировой практике, консервативных институциональных инвесторов, которые покупают бумаги "в долгую", на рынке нет, констатирует Минфин. Объем ОФЗ, принадлежащих нерезидентам, составляет лишь 3% долга.[25]
Именно на иностранцев, судя по документу, намерен делать ставку Минфин. Чтобы привлечь их на долговой рынок, ведомство обещает им создать возможности для расчетов по сделкам с ОФЗ с использованием международных депозитарно – клиринговых систем. Отсутствие этой опции в документе названо "самым большим инфраструктурным анахронизмом". Сейчас ОФЗ торгуются на ММВБ, прямой доступ к которой имеют лишь российские участники с депозитарной лицензией. Иностранцам неудобно, что расчеты по сделкам проводятся только через один российский депозитарий — они привыкли рассчитываться по сделкам на локальных рынках через единый счет, открытый в одном из международных клиринговых центров. [24]
Другое обещание Минфина — допуск ОФЗ к обращению на фондовом рынке (сейчас они обращаются в секции госбумаг ММВБ) — уже фактически реализовано. С 1 января 2012 года в соответствии с поправками к закону "О рынке ценных бумаг" для удобства инвесторов эти облигации смогут обращаться на фондовых биржах вместе с корпоративными ценными бумагами. Также Минфин ставит проблему (не обещая, впрочем, решения) действия установленного Центробанком запрета на внебиржевое обращение ОФЗ. Этот запрет сужает круг инвесторов и делает операции с облигациями более дорогими. Между тем вторичный рынок еврооблигаций существует и развивается исключительно как внебиржевой, отмечает ведомство. Еще из предложений "основных направлений" — введение института централизованного учета прав собственности на ценные бумаги (сейчас эти права удостоверяют более 40 организаций) и унификация налогообложения по ОФЗ (выплаты по купонам облагаются по ставке 15%) и корпоративным облигациям (20%). [25]
Минфин декларирует, что в 2012-2014 годах его приоритетом станет выпуск среднесрочных и долгосрочных госбумаг (целевая дюрация портфеля ОФЗ — пять лет). Эмиссия коротких (до года) инструментов будет рассматриваться как "исключительная мера". ОФЗ планируется выпускать с постоянной ставкой купонного дохода. Эмиссии будут концентрироваться в "эталонных выпусках" с большими объемами в обращении и погашением в "стандартных" точках, то есть 3, 5, 10, 15, 30 лет. Такая политика выгодна инвесторам, так как позволяет им хеджировать процентные и валютные риски. Поддержание высокой ликвидности таких выпусков Минфин обещает проводить через обмен облигаций с приближающимися сроками погашения на новые "эталонные выпуски".[21]
Госдолг России в 2011 году составит 13,6% ВВП, к 2012 году показатель вырастет до 15,7% ВВП, а к 2014 году – до 17,4% ВВП, сообщает пресс-служба Минфина РФ. Этот показатель заметно ниже, чем средний показатель для стран «большой восьмёрки» » и стран с аналогичным уровнем кредитного рейтинга, говорится в сообщении.[22]
По состоянию на 1 января 2011 года совокупный объем государственного долга составит 5,0 трлн.рублей, в том числе государственный внутренний долг 3,5 трлн.рублей, государственный внешний долг – 1,5 трлн. рублей.[21]
Кроме того, по данным Минфина, дефицит федерального бюджета в 2011 году на уровне 3,6 процента ВВП, в 2012 году - 3,1 процента и 2013 году – 2,9 процента. Объем государственного внутреннего долга Российской Федерации по состоянию на 1 сентября текущего года составлял 2 трлн.367 млрд.811 млн.рублей.
В августе Минфин сообщал, что к 2020 года госдолг России может увеличиться до 33% от объема ВВП с нынешних 10%.[24]
Отношения, связанные
с формированием
Главными целями долговой политики Российской Федерации на ближайшее будущее должно быть решение следующих задач:
- улучшение качества
долга за счет снижения
Информация о работе Проблемы и перспективы государственного долга