Потребительский кредит: проблемы развития, совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2014 в 20:46, курсовая работа

Краткое описание

Кредиты…как часто в последнее время мы слышим это слово. Всё и все в нашем мире живут “в кредит” кто-то в большей, а кто-то в меньшей степени. И всем известно, что существует много видов кредитов: инвестиционный кредит, кредит оборотного капитала, потребительский кредит. И каждый из них действует нам на благо. В этой работе речь пойдёт именно о потребительском кредите, его проблемах, совершенствовании.
Актуальность данной темы определяется тем, что в условиях перехода к рыночной экономике в России существенно изменились состав и структура денежных доходов населения. В частности, увеличился временной интервал, необходимый для накопления

Содержание

Введение..................................................................................................................3
Глава 1. Теоретические и правовые основы потребительского кредитования
1.1. Понятие и сущность потребительского кредита…………………………..5
1.2. Виды потребительского кредита……………………...……………….…..11
1.3. законодательные основы потребительского кредитования……………...15

Глава 2. Потребительский кредит на современном этапе
2.1. Современное состояние рынка потребительского кредитования ……...18
2.2. Кризис и его влияние на потребительский кредит……………………….21
2.2. Условия и порядок предоставления потребительского кредита в банках г.
Новокузнецка……………………………………………………………….23
2.3. Сравнительный анализ потребительского кредитования в банках г.
Новокузнецка………………………………………………………….……25

Глава 3. Проблемы потребительского кредитования и пути их решения
3.1. Проблемы потребительского кредитования на современном этапе…..…27
3.2. Пути совершенствования потребительского кредитования…………...…29

Заключение…………………………………………………….…………………33
Список используемой литературы………….……………………..……………35

Вложенные файлы: 1 файл

potrebitelskiy_kredit.doc

— 249.00 Кб (Скачать файл)

Относительно проблемной задолженности можно применить несколько вариантов организации работы с ней:

1. Создание в банке отдельного  подразделения, отвечающего за работу  с проблемной задолженностью, или  создание при банке «дочерней»  компании — коллекторского агентства, занимающегося только проблемной  задолженностью банка.

2. Передача долгов для взыскания  неспециализированным компаниям.

3. Передача проблемной задолженности  для взыскания независимым коллекторским  агентствам, специализирующимся на  работе с проблемными кредитами.

Что касается повышения доходности в потребительском кредитовании, то в данном случае речь идет о снижении ряда рисков, об уменьшении потерь за счет неэффективных операций, неэффективных действий. Существует несколько путей снижения потерь в потребительском кредитовании. В первую очередь это, естественно, снижение риска при выдаче кредита, т.е. оптимизация принятия решения по апликанту. Во-вторых,  это оптимизация работы с плохими долгами, которые возникают в любом банке. И это сопровождение существующих заемщиков (т.е. как снизить риски в процессе, когда долг уже выдан).

Каким именно способом решить эти вопросы?

С  одной стороны, можно сразу ужесточить скоринговую систему или политику выдачи, т.е. консервативную кредитную политику. Она обеспечивает качественный кредитный портфель. С другой стороны, можно расширить рынок выдачи кредитов, но тогда увеличивается рисковый портфель. При этом следует отметить, что при обоих видах политики ситуация отслеживается только частично. Известно, что в процессе потребительского кредитования около 80% основных потерь – это потери от явных мошенничеств, но 20% (довольно большой процент) – потери по разным обстоятельствам. Для консервативной кредитной политики основная задача – сравнительный анализ входного потока и уже имеющейся базы (чтобы понять, кого еще из входного потока можно привлечь). В первую очередь – это именно экспертный анализ. Используя различные методы, поток анализируется, а выводы делают эксперты.

Существуют следующие аспекты улучшения качества принимаемых решений:

  1. Оптимизация системы принятия решения по апликанту:
    • переход с системы до дефолтности к системе по доходности;
    • повышение точности прогнозирования выявлением различных типов нежелательного поведения;
    • построение отдельных методик для различных групп клиентов;
    • принятие комплексных решений по каждому заемщику (кредитный лимит, ставка, продолжительность).
  2. Оптимизация работы с плохими долгами:
    • предсказание поведения дефолтного заемщика и принятие стратегии действий по нему;
    • анализ сопровождения плохих долгов и оптимизация.
  1. Постоянное прогнозирование вероятности возникновения дефолтов у существующих заемщиков на основе их поведения.
  1. Оптимизация резервируемых средств путем предсказания количества просроченных платежей на ближайший месяц.

Что касается проблемы недобросовестной конкуренции, для ее устранения необходимо следующее. Кредиторы должны описывать порядок и периодичность начисления процентов, представлять заемщику график плановых платежей, требовать с клиента документы, которые необходимы для оценки кредитоспособности заемщика, и предоставлять информацию о возможных видах обеспечения кредита. Если в рекламе банковских услуг по кредитованию физических лиц сообщается хотя бы об одном из расходов клиента по получаемой ссуде, то должны указываться и остальные платежи.

В сложившихся условиях рядовому потребителю необходим простой и понятный ориентир, на основе которого он мог бы сравнивать различные предложения банков. В качестве основного критерия, по которому заемщик смог бы оценить реальную стоимость кредита независимо от того, какие ставки и комиссии использует банк для увеличения доходности, предлагается использовать эффективную годовую ставку процента (Annual Percentage Rate of Charge, сокращенно APR), которая применяется при кредитовании физических лиц в Великобритании с 1974г. Данный показатель является объективной оценкой реальной стоимости потребительского кредита и может служить основным ориентиром для клиентов, делающих выбор в пользу того или иного кредитного продукта. Публикация в рекламе размера эффективной годовой процентной ставки внесла бы необходимую прозрачность, что позволило бы каждому потенциальному клиенту сделать осознанный выбор в пользу того или иного предлагаемого кредитного продукта.

С проблемой недобросовестной конкуренции и нарушениями закона о защите конкуренции на рынке финансовых услуг борется ФАС. Эта служба выявляет недобросовестные кредитно-финансовые организации, которые скрывают или необъективно информируют потенциальных заемщиков о размерах реальных процентных ставок за пользование кредитом, комиссиях и других скрытых дополнительных платежах.

11 марта 2005 г. ФАС и Центральный Банк РФ разработали для банков рекомендации с целью «предотвращения получения кредитными организациями неконкурентных преимуществ» при кредитовании физических лиц. Суть данных рекомендаций заключалась в раскрытии условий предоставления, обслуживания и погашения кредитов. В предложенных рекомендациях в частности говорится о том, что:

    • информация должна поступать потребителю до заключения кредитного договора. В случае использования специальной банковской терминологии кредитная организация дает соответствующие пояснения к ней, для того чтобы информация была понятна лицам, не обладающим специальными знаниями в данной области, и была доступна без применения средств информационно-коммуникационных технологий.
    • в информации необходимо указывать:
      • наименование кредитной организации, регистрационный номер, местонахождение, контактный телефон и WEB-сайт кредитной организации;
      • минимальный (максимальный) срок потребительского кредита;
      • минимальную (максимальную) сумму потребительского кредита (лимит кредитования), а также валюту потребительского кредита;
      • расходы потребителя по получаемому кредиту, состоящие из годовых процентов по потребительскому кредиту, включающих в себя все виды платежей кредитной организации и третьим лицам, связанные с предоставлением, использованием и возвратом кредита;
      • порядок и сроки рассмотрения заявления потребителя о предоставлении кредита;
      • условия досрочного погашения кредита и т.д.

 

Заключение

 

      Проанализировав процесс потребительского кредитования, приходим к выводу, что коммерческий банк, выдавая потребительский кредит, способствует, в первую очередь, решению социальных проблем населения, связанных с необходимостью улучшения условий жизни, оплаты медицинских и образовательных услуг и т.д. К тому же он, стимулируя спрос населения на товары, содействует увеличению их производства и реализации, повышая тем самым экономический потенциал страны. Ориентация коммерческих банков на частных заемщиков способствует также повышению качества их кредитного портфеля за счет расширения круга клиентов банка и видов предоставляемых ссудных услуг.

Намечая перспективы развития рынка потребительских кредитов, можно сделать вывод, что в ближайшем будущем «жить в долг» станет для российских граждан таким же обычным делом, как для американцев и европейцев. Наблюдающийся резкий рост популярности потребительских кредитов приведет к тому, что в ближайшие годы спрос со стороны населения на этот вид банковских услуг будет возрастать. При этом кредитные организации будут увеличивать объемы предоставляемых кредитов. Во многом такая ситуация обусловлена увеличением численности среднего класса, на который в основном и ориентируются банки, и ростом его доходов.

В данном случае обострение конкуренции между банками на рынке кредитования населения заставляет их применять более гибкую кредитную политику, снижать процентные ставки, сокращать сроки оформления кредита, разрабатывать новые кредитные продукты, развивать кредитование в регионах, где на сегодняшний день потребительский спрос также является высоким. Интерес кредитных организаций к розничному клиенту и борьба за него продолжает нарастать, не смотря на то, что коммерческим банкам предпочтительнее работать с юридическими лицами.

Кроме того, были выявлены проблемы потребительского кредитования, возникающие на современном этапе. На рынке потребительского кредитования идет жесткая конкуренция. Однако желание банков заполучить как можно больше клиентов приводит к неоправданной лояльности кредиторов к заемщикам. В результате «плохие» долги в регионах округа растут гораздо быстрее, чем сами кредиты.

Среди причин роста просрочки называют практически нулевую финансовую грамотность населения, недостаточность работы банков в плане повышения образовательного уровня потенциальных клиентов, а также неадекватность большинства сообщений, которые «разогревают» кредитный бум, не информируя о последствиях неправильной оценки платежеспособности.

Кроме того, существует проблема отсутствия прозрачности условий кредитования, недобросовестной конкуренции, которую успешно решает ФАС.

Однако, как было отмечено, все проблемы решаемы. Стоит только приложить немного усилий. И если это будет сделано, то потребительское кредитование принесет пользу не только банкам, но и заемщика, и России в целом.

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Деньги. Кредит. Банки.: Учебник/ Под ред. А.И.Шмырева. – Новосибирск , 2001 – 300с.
  2. Деньги. Кредит. Банки.: Учебник / Под ред. О.И.Лаврушина. – М., 2005 – 256с.
  3. Коммерческие банки: Учебник / Э.Рид,  Р.Коттер, Э.Гилл, Р.Смит. – М.: Космополия, 1991 – 495с.
  4. Лаврушина.О.И. Организация и планирование кредита. Москва, Финансы и статистика, 1991 г., с.157
  5. Панова Г.С. Кредитная политика коммерческого банка. – М.: ИКЦ «ДИС», 1997. – 464 с.
  6. Тихомирова Е.В. Кредитные операции коммерческих банков. //Деньги и кредит. – 2003. - №9. 
  7. Тушунов Д. Кредитная активность российских предприятий. //Вопросы экономики. – 2003. - №7.
  8. Финансы. Денежное обращение. Кредит.: Учебник / Под ред. Г.Б.Поляка. – М., 2002 – 425с.
  9. Деньги. Кредит. Банки.: Учебник / Под ред. Г.Н.Белоглазовой. – М.:Юрайт, 2006 – 411с.
  10. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской.- М.: Юрайт- Издат, 2002 – 543с.
  11. Аветисов М. Пути повышения доходности в потребительском кредитовании.// Банковская аналитика. – 2006. - №1.
  12. Бюллетень банковской статистики. – 2007. - №2 (165).
  13. Бюллетень банковской статистики. Региональное приложение – 2007. - №1 (25).
  14. Грядовая О.В. Некоторые проблемы деятельности коммерческого банка. //Деньги и кредит. – 2003. - №3.
  15. Кондратюк Е.А. Понятие банковских рисков и их классификация. //Деньги и кредит. – 2004. - №6.
  16. Кириченко Н. Готовы ли вы взять кредит? // Ридерз дайджест – 2004г. - №10
  17. Осипенко Т.В. Построение комплексной системы управления банковскими рисками. //Деньги и кредит. – 2004. - №3.
  18. Семенов С. Банки и кредитование. //Экономист. – 2004. - №12. 
  19. Сидоров В.В. Реальная стоимость потребительских кредитов.//Банковская деятельность: услуги. – 2006. - №9.
  20. Стародубцева Е.Б., Сидоров В.В. Потребительское кредитование в России.//Банковская деятельность: услуги. – 2006. - №6.
  21. www.mdmbank.ru
  22. www.vtb24.ru
  23. www.expert.ru
  24. www..Fin am.ru.

 

 

 

 

 


 



Информация о работе Потребительский кредит: проблемы развития, совершенствования