Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 12:35, курсовая работа
Российская Федерация как государство, Конституция которого предусматривает в качестве ориентира социальное государство, стремясь максимально исходя из существующих возможностей защищать права своих граждан, устанавливает в правовых отношениях такой порядок, который предусматривает социальное обеспечение тех категорий граждан, которые признаны нуждающимися в таковой. В этом проявляются социальные функции государства. Социальная защита в Российской Федерации осуществляется в нескольких формах, одной из них и является пенсионное обеспечение, объем и уровень которого во многом зависит от выполнявшейся работы, трудового стажа, размера заработка и в основном состоит в регулярной выплате пенсий.
Введение……………………………………………………………………………3
1.Пенсионный фонд РФ как элемент социальной защиты населения…………………………………………………………………………...5
1.1 История возникновения и развития пенсионного обеспечения в России…..5
1.2 Необходимость создания и экономическая сущность Пенсионного фонда РФ…………………………………………………………………………………....8
1.3 Правовые основы пенсионного обеспечения в РФ………………………….11
2. Анализ формирования и использования средств Пенсионного фонда…15
2.1 Формирование средств Пенсионного фонда РФ в 2006-2008гг……………15
2.2 Использования средств Пенсионного фонда РФ в 2006-2008гг……………21
3. Пути совершенствования работы Пенсионного фонда РФ………………28
Заключение………………………………………………………………………..32
Список используемых источников…………………………………………….34
Пенсионный фонд РФ является самостоятельным финансово- кредитным учреждением, однако эта самостоятельность имеет свои особенности, и существенно отличается от экономической и финансовой самостоятельности государственных, акционерных, кооперативных, частных предприятий и организаций. Как уже было сказано выше, ПФ РФ организует мобилизацию и использование средств фонда в размерах и на цели, регламентированные государством. Государство также определяет уровень страховых платежей, принимает решение об изменениях структуры и уровня денежных социальных выплат [10, с.132].
В настоящее время в России используется так называемая накопительная система пенсионного обеспечения.
При такой системе взносы, аккумулирующиеся в пенсионной системе за счет платежей работника и его работодателя, не расходуются на выплаты сегодняшним пенсионерам, а накапливаются, инвестируются и приносят доход до тех пор пока плательщик не выходит на пенсию. Все сбережения плательщика и весь его инвестиционный доход, полученный на эти сбережения, являются его личной собственностью, которая и обеспечит выплату пенсии.
Таким образом,
результатом десятилетнего
1.3 Правовые основы пенсионного обеспечения в РФ
Согласно
пункту 1 Положения о Пенсионном
фонде Российской Федерации (России),
утвержденного постановлением Верховного
Совета Российской Федерации от 27.12.91
№ 2122-1, Пенсионный фонд Российской Федерации
является самостоятельным финансово-
Следует отметить, что согласно положениям статьи 5 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" Пенсионный фонд Российской Федерации является государственным учреждением и осуществляет функции страховщика в системе обязательного пенсионного страхования.
При этом Пенсионный фонд Российской Федерации имеет свой бюджет, ежегодно утверждаемый федеральным законом, средства которого являются федеральной собственностью, не входят в состав других бюджетов и изъятию не подлежат.
Кроме того,
вышеуказанным Федеральным
Таким образом,
Пенсионный фонд Российской Федерации
является государственным учреждением,
наделенным публично-властными
Кроме того, следует отметить, что Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации (России), а также Положением о Правлении Пенсионного фонда Российской Федерации, утвержденным постановлением Правления ПФР от 15.09.2003 № 130п, установлено, что руководство Пенсионным фондом Российской Федерации осуществляется Правлением ПФР, которое возглавляет Председатель Правления.
Правление
ПФР проводит свою деятельность по
государственному управлению средствами
обязательного пенсионного
За 2001 - 2005 годы
в законодательных и
Положениями
Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об
обязательном пенсионном страховании
в Российской Федерации» определен
новый статус ПФР (его территориальных
органов) как страховщика и
Одновременно, положениями Федерального закона от 31.12.2001 № 198-ФЗ «О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах» были внесены изменения и дополнения в Налоговый кодекс Российской Федерации в части выведения страховых взносов на обязательное пенсионное страхование из состава единого социального налога (ЕСН). При этом было предусмотрено, что сумма ЕСН, подлежащая уплате в федеральный бюджет, уменьшается налогоплательщиками на сумму начисленных страховых взносов, путем применения налогового вычета[11, с.32].
Коренным
образом изменилось законодательство
в области пенсионного
Федеральный закон от 24.07.2002 № 111-ФЗ установил правовые основы отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, определил особенности правового положения, права, обязанности и ответственность субъектов и участников отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, а также установил основы государственного регулирования контроля и надзора в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений [4, с.18].
Кроме того,
указанный Закон закрепил за Пенсионным
фондом Российской Федерации новые
права и обязанности как
Таким образом, в последние года, в пенсионное законодательство РФ неоднократно вносились изменения, затрагивающие все его стороны: круг обеспечиваемых пенсиями, условия их предоставления и размеры
2
Анализ формирования и
2.1 Формирования средств Пенсионного фонда РФ в 2006-2008гг
Пенсионный фонд, как и все другие внебюджетные фонды, является участником бюджетного процесса. Особенности формирования бюджета фонда обусловлены его спецификой и заключаются в следующем.
Бюджет Пенсионного фонда РФ -- форма образования и расходования денежных средств на цели обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации.
В составе
бюджета Пенсионного фонда
Денежные
средства обязательного пенсионного
страхования хранятся на счетах фонда,
открываемых в учреждениях
Рассмотрим формирование средств бюджета Пенсионного фонда в 2006 году.
Доходная часть бюджета Фонда на 2006 год сформирована в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, действующими нормами Налогового кодекса Российской Федерации и Федерального закона “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации”.
Расчет
поступлений единого
Накопительная составляющая бюджета Фонда сформирована по доходам в сумме 103,0 млрд.руб. и по расходам в сумме 6,6 млрд.руб. в соответствии с положениями федеральных законов “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации”, “О трудовых пенсиях в Российской Федерации”, “Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации”, бюджетным законодательством Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами, регулирующими правоотношения в сфере накопительного элемента обязательного пенсионного страхования, действие которых распространяется на 2006 год.
В доходы бюджета Фонда, связанные с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, на 2006 год включены:
1) средства пенсионных накоплений 2006 года в объеме 100,7 млрд.руб., которые сформировались за счет страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии в сумме 98,5 млрд.руб., и доходов, полученных от временного размещения средств пенсионных накоплений 2006 года, в сумме 2,2 млрд.руб.;
2) доходы, полученные в 2006 году от временного размещения средств пенсионных накоплений 2005 года, в сумме 2,3 млрд. руб.
Доходы, полученные в 2006 году от временного размещения Фондом средств пенсионных накоплений 2006 года, определены в размере 2,5% от суммы размещаемых средств, средств пенсионных накоплений 2005 года - в размере 3,0% от суммы размещаемых средств[6, с.26].
Кроме того, в составе доходов учтены средства в сумме 39,2 млн.руб., поступающие от НПФ для последующей передачи в Управляющие компании в соответствии с заявлениями застрахованных лиц, - в размере 2% от общей суммы средств, переданных Фондом в НПФ по состоянию на 1 января 2006 года (по оценке).
Рассмотрим формирование доходной части бюджета Пенсионного фонда на 2007 год.
На 2007 г.
в соответствии с федеральным
законом от 19 декабря 2006 г. № 236-ФЗ «О
бюджете Пенсионного фонда
Необходимо проанализировать закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2007 год»
Законопроектом предусмотрено поступление доходов в бюджет ПФР в сумме 1914133150,2 тыс. рублей, что на 69039131,1 тыс. рублей, или на 3,7 % больше, чем установлено Федеральным законом от 19 декабря 2006 года № 236-ФЗ «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2007 год».
Наибольший процент
1) средства федерального бюджета,
2) средства федерального бюджета,
Наибольший объем увеличения бюджетных назначений имели следующие статьи доходов бюджета ПФР:
1) страховые взносы на
2) средства, поступающие из федерального бюджета в бюджет ПФР на финансирование базовой части трудовой пенсии, увеличены на 30268180,0 тыс. рублей, или на 5,4 %, и составили 590038509,4 тыс. рублей. Увеличение финансирования базовой части трудовой пенсии вызвано реализацией проекта федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях повышения уровня материального обеспечения отдельных категорий граждан». С 1 декабря 2007 года увеличивается размер базовой части трудовой пенсии на 300 рублей, а также пропорционально данному увеличению повышение размеров всех других базовых частей трудовой пенсии (по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца), пенсий, назначенных по законодательству о государственном пенсионном обеспечении, и других выплат, размер которых определяется исходя из размера базовой части трудовой пенсии по старости;