Отчёт по практике в Фонде поддержки малого предпринимательства Хабаровского края

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2015 в 08:30, отчет по практике

Краткое описание

Объектом исследования в ходе прохождении научно-исследовательской практики выступает деятельность Фонда поддержки малого предпринимательства Хабаровского края.
Предмет исследования - деятельность Фонда поддержки малого предпринимательства Хабаровского края по поддержке малого инновационного предпринимательства в Хабаровском крае.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………..………..3
1 Краткая характеристика деятельности Фонда поддержки малого предпринимательства Хабаровского края…………………………………7
1.1 Цели создания, виды деятельности, организационно-правовой статус, права и обязанности Фонда поддержки малого предпринимательства Хабаровского края………………………………………………………………7
1.2 Организационно-функциональная структура Фонда поддержки малого предпринимательства Хабаровского края…………………………...……….12
1.3 Нормативно-правовые основы деятельности Фонда поддержки малого предпринимательства Хабаровского края………………………...………….18
2 Исследование деятельности Фонда поддержки малого предпринимательства Хабаровского края в области поддержки малого инновационного предпринимательства в Хабаровском крае…………22
2.1 Описание и обоснование выбора методов научного исследования в рамках диссертации……………………………………………………………….……22
2.2 Анализ деятельности Фонда поддержки малого предпринимательства Хабаровского края на основе собранных на базе практики эмпирических данных в области поддержки малого инновационного предпринимательства в Хабаровском крае…………………………………..25
3 СПЕЦИАЛЬНАЯ ФОРМА………………………………………..…………30
Заключение…………………………………………………………………….……37 Библиографический список………………………………………………….……40

Вложенные файлы: 1 файл

отчет по научно- исследоват. практике!-2.docx

— 216.37 Кб (Скачать файл)

Успех инновационной составляющей отечественной экономики во многом зависит от состояния и развития малого предпринимательства, которое, несомненно, является источником инноваций, а также каналом трансферта знаний, технологий.

Малый бизнес выступает возможным субъектом инновационной деятельности, может внести существенный вклад в развитие производства в технически передовых областях и направлениях. Малое предпринимательство инновационно по своей природе, чему способствуют веские черты организаций малого бизнеса:

  • - гибкость, мобильность и адаптивность в быстро меняющихся условиях в силу размера и управление, как правило, руководителем- новатором;
  • - повышенные экономические и не экономические мотивации к инновационной деятельности;
  • - немногочисленный, но чаще всего высококвалифицированный персонал и др.

       В инновационном  потенциале также можно выделить  законодательную базу; ментальность  населения; инфраструктуру, обеспечивающую  предпринимателя инновациями.

Преимуществом малого бизнеса является ярко выраженная творческая инициативность, способность к быстрым переменам, самостоятельность в принятии важных решений, что способствует созданию и внедрению инноваций.

Малый бизнес играет важную роль при создании новых рабочих мест, особенно для специалистов высокой квалификации. Он позволяет сформировать условия для раскрытия индивидуальности личности сотрудника, быстро реагировать на смену потребностей рынка.

Для открытия малых инновационных предприятий требуется меньше затрат, они обладают большими возможностями в сжатый срок перепрофилировать производство на новой технической основе.

Слабыми сторонами деятельности малого бизнеса могут выступать: недостаточная поддержка со стороны государства, ограниченные возможности внешнего и внутреннего финансирования, непрофессиональный уровень менеджмента, узкая специализация работников, отсутствие возможности получения синергетического эффекта.

Таким образом, малый инновационный бизнес скрывает в себе значительный потенциал инновационного экономического роста.

В России нет, к сожалению, статистического учёта инновационно активных предприятий малого бизнеса, действующих в разных отраслях экономики. В настоящий момент внедрением инноваций в России занимается всего 6,2 % общего числа всех предприятий, в промышленности не более 10 %, в малом бизнесе, по разным оценкам, до 3,5 % предприятий. Затраты на инновации не превышают 1,5 % от стоимости промышленной продукции, в то время как в странах ЕС показатель составляет 4,2 %. В настоящий момент высокий инновационный потенциал предприятий малого бизнеса в РФ используется недостаточно. Из всех разработок, предлагаемых малым бизнесом в научно-технической сфере, до реализации доходят от 1 до 3 %. В промышленно развитых странах эта доля превышает 60 %.

Таким образом, к причинам, сдерживающим развитие малого инновационного бизнеса в России, можно отнести следующие: недостаток денежных средств, в частности собственных; недостаточная финансовая поддержка со стороны государства; высокая стоимость новшеств; высокий риск; недостаточный спрос на инновационную продукцию со стороны потребителей.

В настоящий момент инновационное предпринимательство в РФ не определяет общий климат в малом бизнесе. Однако малый бизнес обладает огромным потенциалом, чтобы стать источником экономического роста в условиях жёсткой конкуренции на рынке инноваций.

Региональная  государственная поддержка МИП осуществляется  на основе мероприятий Прогноза развития инновационной деятельности в Хабаровском крае до 2015 года, утвержденного Распоряжением Губернатора Хабаровского края от 08 августа 2007 г. N 430-р.

Поддержка инновационной деятельности малого предпринимательства осуществляется на основе краевой целевой программы «Научно-техническое и инновационное развитие Хабаровского края на период 2011-2015 гг.».

Максимальное использование возможностей  инновационной деятельности в крае предполагает сосредоточение ресурсов на следующих направлениях: развитие человеческого капитала; развитие научно-технического потенциала; технологическое обновление и модернизация производств, развитие новых секторов экономики; формирование региональной инновационной системы; повышение инновационной активности; создание благоприятной институциональной и нормативно-правовой среды развития инновационной деятельности; создание региональной сети рискового финансирования; формирование рынка интеллектуальной собственности.

Необходимо выделить основные, наиболее эффективные инструменты воздействия на развитие малого высоко технологичного бизнеса, доступные органам государственного управления:

− создание условий для эффективного функционирования конкурентного механизма инновационного предпринимательства;

− обеспечение всемерной поддержки базисных и улучшающих инноваций;

− содействие повышению инновационной активности, способствующей, благодаря внедрению научно-технических достижений и обновлению производства, росту конкурентоспособности отечественной продукции;

− обеспечение трансфера инновационных технологий, защите интересов МИП;

− создание механизма сотрудничества субъектов инновационной системы края (крупный бизнес, малый бизнес, научные организации, государственные учреждения);

− формирование комплекса мер, направленных на развитие экспортного потенциала МИП и развитие межрегиональных и международных кооперационных связей в научно-технической сфере;

− формирование инфраструктуры эффективного и устойчивого функционирования МИП.

В качестве конкретных направлений государственной поддержки инновационного малого предпринимательства в Хабаровском крае можно выделить следующие:

1. Финансирование инновационного  процесса 

Значительная часть ассигнований требуется на саму разработку инновационного продукта. Если в качестве научно-технической разработки выступает новая технология, то ее внедрение связано с преобразованием соответствующего производства, что также ведет к большим расходам и т.д. Таким образом, инновационная деятельность нуждается в крупных вложениях, которые, при прочих равных условиях намного выше, чем финансовое обеспечение текущего, уже налаженного производства.

Инвестиции в инновационную деятельность, особенно в создание первых образцов инновационного продукта, относятся к категории «рискового капитала», что требует разработки отдельных мероприятий по снижению препятствий и рисков.

Важным, но еще мало распространенным в Хабаровском крае источником инвестирования  может стать венчурное финансирование МИП.

Учитывая данные особенности, автором представляется обосновано важным:

− восстановление упраздненной гарантии, предоставляющей возможность использования МИП ускоренной амортизации основных производственных фондов, для повышения скорости обновления ресурсного потенциала и освобождение малых предприятий от налога на имущество с целью их технического перевооружения, развитие региональной сети рискового финансирования. В рамках реализации данного направления возможно создание клуба «бизнес-ангелов» в Хабаровском крае.

2. Обеспечение трансфера инновационных технологий.

Трансфер технологий осложняется отсутствием механизма передачи результатов разработок, созданных в государственных научно-исследовательских организациях и вузах, в промышленность.

Кадровое обеспечение и консультационное обслуживание инновационного процесса:

− развитие многоуровневой системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов для инновационной деятельности в производственно-технологической и научной области;

− подготовка инновационных малых предприятий к привлечению капитала на следующих стадиях развития в виде венчурных и прямых инвестиций;

− оказание содействия в размещении МИП в бизнес-инкубаторах на льготных условиях;

− оказание помощи при участии в тендерах;

− оказание консультационных услуг (бизнес-планирование, маркетинг, патенты и др.)

3. Формирование информационной инфраструктуры инновационной деятельности.

В рамках данного направления необходимо создание коммуникационных сетевых платформы, целью которых является организация взаимодействия молодых предпринимателей (разработчиков и носителей идей), ищущих финансовой поддержки для реализации своего бизнеса и бизнес-ангелов (неформальных инвесторов), готовых вкладывать деньги в высоко рисковые инновационные проекты.

Еще одной проблемой информационной инфраструктуры Хабаровского края в сфере инноваций является недостаточная информированность потенциальных пользователей и покупателей нововведений о новых разработках, поэтому важным моментом является организация встреч и консультаций изобретателей с покупателями инноваций, а также создание как единой базы данных по научно-исследовательским разработкам.

4. Развитие межрегиональных и международных кооперационных связей в научно-технической сфере.

Данное направление предусматривает оказание содействия инновационным организациям в решении вопросов продвижения на рынки и сбыта инновационной продукции (работ, услуг), а также формирование основ международного экономического сотрудничества в сфере инноваций с другими странами, в первую очередь странами Азиатско-Тихоокеанского региона.

5. Формирование инновационной инфраструктуры

Данное направление предусматривает мероприятия по формированию и развитию институтов инновационной инфраструктуры, обеспечивающих передачу научных знаний из сектора НИОКР организациям бизнес-сферы и комплексную организационно-консалтинговую, материальную и иную поддержку процессов трансфера технологий, коммерциализации научных знаний, инкубирования инновационных компаний. К таким институтам относятся: технопарки, офисы коммерциализации, бизнес-инкубаторы, консалтинговые, информационные, образовательные центры и др.

Целью поддержки инновационного предпринимательства является создание условий для развития малого инновационного предпринимательства как основы модернизации экономики Хабаровского края.

В результате реализации предложенных направлений поддержки МИП края можно прогнозировать увеличение числа организаций, осуществляющих технологические инновации, увеличение объема инновационных товаров, работ и услуг, а также увеличение удельного веса организаций, осуществляющих технологические инновации в общем объеме организаций края. Улучшение состояния малого инновационного предпринимательства окажет благоприятное воздействие и на социально-экономическое развитие края в целом.

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Таким образом, в ходе прохождении научно-исследовательской практики были достигнуты основные цель и задачи практики.

Фонд поддержки малого предпринимательства Хабаровского края  является не имеющей членства некоммерческой организацией, деятельность которой направлена на развитие и поддержку малого и среднего предпринимательства в Хабаровском крае.

Фонд действует в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", Федеральным законом от 2 июля 2010 г. № 151-ФЗ "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях", муниципальными и региональными программами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Хабаровского края и Уставом Фонда поддержки малого предпринимательства Хабаровского края.

Целью поддержки инновационного предпринимательства является создание условий для развития малого инновационного предпринимательства как основы модернизации экономики Хабаровского края.

Максимальное использование возможностей по осуществлению инновационной деятельности в Хабаровском крае предполагает сосредоточение ресурсов на следующих направлениях:

−  развитие человеческого капитала;

− развитие научно-технического потенциала;

− технологическое обновление и модернизация производств, развитие новых секторов экономики;

− формирование региональной инновационной системы;

− повышение инновационной активности;

− создание благоприятной институциональной и нормативно-правовой среды развития инновационной деятельности;

− создание региональной сети рискового финансирования;

− формирование рынка интеллектуальной собственности.

−  недостаток финансовых средств и профессиональной подготовки для успешного начала инновационной деятельности, а также средств на ее дальнейшее развитие;

− внедрение инноваций и поиск новых технологий является экономической стратегией небольшого числа наиболее передовых компаний, составляющих не более 12% от общего числа, доля инновационной продукции (работ, услуг) составляет около 4 % в валовом объеме реализации, спрос на научные разработки со стороны бизнеса невелик;

− незначительная часть проводимых научно-исследовательских работ имеет конечной целью достижение, помимо научного результата, также и коммерческого в виде лицензионных платежей, научные организации формируют крайне ограниченное предложение для бизнеса рыночно привлекательных разработок и технологий;

Информация о работе Отчёт по практике в Фонде поддержки малого предпринимательства Хабаровского края