Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 17:04, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – изучить социально-экономическую и правовую основу функционирования муниципальных бюджетов в Российской Федерации и их место в национальной финансовой системе.
Введение…………………………………………………………………………..3
1.  Муниципальный бюджет - структурное звено территориальных финансов...........................................................................................................................5
       1.1 Социально-экономическая сущность территориальных финансов в   финансовой системе Российской Федерации………………………………………..5
       1.2. Правовая основа территориальных финансов………………………..12
       1.3. Основные проблемы в построении муниципальных бюджетов…..18
       1.4. Основные направления бюджетной реформы РФ …………………19
       1.5. Совершенствование межбюджетных отношений с территориальным центром……………………………………………………………………………….24
2. Анализ территориальных  финансов в России………………………………28
       2.1. Анализ территориального бюджета (на примере Тульской области)28
       2.2. Проблемы территориальных финансов  в Российской Федерации и                   пути их решения………………………………………………………………………31
Заключение……………………………………………………………………….34
Список литературы………………………………………………………………37
Под регулирующими доходами бюджетов подразумевают федеральные и региональные налоги или иные платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений (в процентах) в бюджеты субъектов РФ или местные бюджеты на очередной финансовый год, а также на долговременной основе (не менее чем на три года) по разным видам таких доходов. Различие собственных и регулирующих доходов бюджетов определяется видом нормативного документа, который их устанавливает.
Формированию доходов местных бюджетов уделяет внимание Бюджетный кодекс РФ. В нижестоящие бюджеты поступают ассигнования на финансирование осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления, ассигнования на финансирование реализации органами местного самоуправления федеральных законов и законов субъектов РФ, ассигнования на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов муниципального образования, а также другие неналоговые доходы, поступающие в местные бюджеты в порядке и по нормативам, установленным федеральными законами, законами субъектов РФ и правовыми актами органов местного самоуправления.
Бюджетная система в России начала складываться в ХV по типу унитарного государства. Местные (земские) бюджеты формировались за счет княжеских (государственных) налогов и земских сборов и повинностей.
В истории развития местных бюджетов СССР выделяют 4 этапа. Строительство местных бюджетов как системы происходило в период с 1918-1936 годы. Хотя поступления от местных источников в 1936-1940 годах в системе местных бюджетов возрастали, быстрый рост расходов требовал использования в значительных размерах отчислений от государственных доходов и налогов, где первое место занимал налог с оборота. В годы Великой Отечественной войны объем местных бюджетов резко сократился. Поэтому в первые послевоенные годы, а равно как и в 50-60-е годы, доходы местных бюджетов во всех республиках формировались в основном за счет отчислений от государственных доходов: налога с оборота и государственных налогов с населения. В 1966-1985 годы для сбалансирования местных бюджетов повышался процент отчислений от территориальных доходов. Затем, когда этот источник был исчерпан, для покрытия возрастающих расходов в широких масштабах стала использоваться дотация.
Сегодня экономические функции местных органов власти только расширяются и усложняются. Удельный вес финансовой помощи из вышестоящих бюджетов превысил треть в структуре доходов муниципалитетов страны. Поэтому так важна стабильность финансового положение муниципальных образований. Но без понимания сущности и значения местных бюджетов невозможно добиться развития их как системы.
1.2. Правовая основа территориальных финансов.
Правовой основой составления 
территориальных бюджетов РФ являются: 
 1) Бюджетный кодекс РФ (ст. 169-187);
2) Нормативно-правовые акты органов государственной власти субъектов РФ.
Согласно ст. 169 Бюджетного кодекса «составлению проектов бюджетов предшествуют разработка прогнозов социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, а также подготовка сводных финансовых балансов, на основании которых органы исполнительной власти осуществляют разработку проектов бюджетов» [1;].
 Проекты территориальных 
бюджетов составляются с 
 
Стоит отметить, что составление 
проектов бюджетов субъектов РФ - исключительная 
прерогатива соответствующих 
 Непосредственное 
составление проектов территори
В соответствие со ст. 172 Бюджетного кодекса 
РФ в целях своевременного и качественного 
составления проектов бюджетов финансовые 
органы имеют право получать необходимые 
сведения от финансовых органов другого 
уровня бюджетной системы Российской 
Федерации, а также от иных государственных 
органов, органов местного самоуправления 
и юридических лиц. При этом к сведениям, 
необходимым для составления проектов 
бюджетов, относятся сведения о:
 - действующем на момент 
начала разработки проекта 
 - нормативах отчислений 
от собственных доходов 
- предполагаемых объемах финансовой помощи, предоставляемой из бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;
 - видах и объемах 
расходов, передаваемых с одного 
уровня бюджетной системы 
-  нормативах финансовых 
затрат на предоставление 
- нормативах минимальной бюджетной обеспеченности (ст. 172 п. 2 Бюджетного кодекса).
 Составление регионального 
бюджета основывается на: 
- Бюджетном послании Президента Российской 
Федерации; 
-  прогнозе социально-экономического 
развития соответствующей территории на очередной 
финансовый год;
 - основных направлениях 
бюджетной и налоговой 
 - прогнозе сводного 
финансового баланса по 
 - плане развития 
Правовой основой 
1. Согласно статье 12 Налогового кодекса РФ все налоги, входящие в налоговую систему Российской Федерации, разделены на три группы: федеральные налоги, налоги республик в составе Российской Федерации и налоги краев, областей, автономных областей, автономных округов, местные налоги. Установлена компетенция каждого органа власти, в том числе, и территориальных органов, по отношению к соответствующим налогам, то есть, право этих органов вводить на подведомственной территории налоги, устанавливать ставки налогов, предоставлять плательщикам налоговые льготы, контролировать взимание налогов и т.д. [2;]
2. Федеральный закон 
Российской Федерации "Об 
Далее указывается, что доходная часть минимальных местных бюджетов обеспечивается путем закрепления на долговременной основе федеральным законом и законами субъектов Российской Федерации доходных источников.
Закон устанавливает, что 
финансовые средства, необходимые для 
осуществления органами местного самоуправления 
отдельных государственных 
 3. Важным этапом в 
формировании законодательных 
В статье Закона «Местные финансы» впервые определены состав местных финансов, принципы их формирования. Местные финансы включают средства местных бюджетов, местные внебюджетные и валютные фонды, средства, мобилизуемые на финансовом рынке. Формирование и использование местных финансов основывается на принципах самостоятельности этих финансов, государственной финансовой поддержки, гласности формирования и использования финансовых ресурсов.
Особое внимание в Законе уделяется процессу формирования и исполнения местных бюджетов как основной финансовой базы муниципальных образований. В разделе, посвященном местным бюджетам, устанавливается, что каждое муниципальное образование имеет право на собственный бюджет и получение в процессе бюджетного регулирования средств за счет источников федерального бюджета и региональных бюджетов.
Важным положением, установленным Законом, является новый принцип формирования местных бюджетов, суть которого заключается в том, что формирование этих бюджетов основывается на государственных минимальных социальных стандартах и социальных нормах.
4. В законе 
РФ «Об общих принципах 
Формирование, утверждение, исполнение бюджета субъекта Российской Федерации и контроль за его исполнением осуществляются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно с соблюдением требований, установленных настоящим Федеральным законом и Бюджетным кодексом Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними законами субъекта Российской Федерации.
       
Органы государственной власти 
субъекта Российской Федерации 
в порядке, установленном 
В бюджете субъекта 
Российской Федерации раздельно 
предусматриваются доходы, направляемые 
на финансовое обеспечение осуществления полн
 Проект бюджета 
субъекта Российской Федерации,
В целом, изданные законы четче регулируют межбюджетные отношения в стране, расширяют финансовую базу местного самоуправления, укрепляют местные бюджеты.
1.3. Основные проблемы в построении муниципальных бюджетов.
Информация о работе Место муниципальных бюджетов в системе территориальных финансов