В России установлено казначейское 
исполнение бюджетов. Это означает, 
что организация исполнения и 
исполнение бюджетов осуществляется 
органами исполнительной власти. 
Казначейское исполнение бюджета
    
В России установлено казначейское 
исполнение бюджетов. Это означает, 
что организация исполнения и 
исполнение бюджетов осуществляется 
органами исполнительной власти. 
Исполнительные органы управляют 
счетами бюджетов, являются кассирами 
всех распорядителей и получателей 
бюджетных средств. От имени 
и по поручению бюджетных учреждений 
они осуществляют платежи за 
счет средств бюджета.
    
Казначейский метод имеет ряд 
преимуществ, поэтому в мире 
он очень широко распространен. 
Среди развитых стран, в которых 
он нашел свое применение, в 
первую очередь можно назвать 
США и Германию. Однако, в мировой 
практике существует и неказначейское 
(банковское) исполнение бюджета, при котором 
управление бюджетными средствами возлагается 
не исполнительную власть, а банковскую 
систему. Такой метод вплоть до недавнего 
времени применялся и в России. Качество 
управления финансами при неказначейской 
системе зависит от того, насколько эффективно 
работает банковская система страны, а 
также насколько полно и четко сформулированы 
условия договора на обслуживание бюджетных 
счетов. При определенных условиях этот 
метод может работать, однако в период 
российских экономических реформ он оказался 
неэффективен. Основные усилия Центрального 
банка были направлены на денежно-кредитное 
регулирование, поддержку курса рубля, 
а вопросы исполнения бюджета отошли на 
второй план. Поэтому последующее реформирование 
бюджетной сферы было связано с поэтапным 
переходом от банковского к казначейскому 
исполнению бюджета.
    
Казначейство – это орган исполнительной 
власти, осуществляющий исполнение 
государственного бюджета. Казначейства 
существуют в большинстве стран 
мира. К их полномочиям относится 
ведение операций с бюджетными 
средствами: регистрация поступлений 
в бюджет, регулирование объемов и сроков 
принятия бюджетных обязательств, выдача 
разрешения на право осуществления расходов 
в рамках утвержденных лимитов, осуществление 
платежей от имени бюджетных учреждений. 
Переход на казначейскую систему осуществляется 
в России с первой половины 90-х годов в 
целях повышения эффективности управления 
доходами и расходами, оперативности финансирования 
государственных программ, усиления контроля 
за поступлением бюджетных средств и их 
рациональным использованием. Основными 
документами, заложившими правовые основы 
данной системы, стали Указ Президента 
от 8 декабря 1992 г. и Постановление Правительства 
от 27 августа 1993 г.
   
К числу задач, решаемых органами 
казначейства в России, относятся:
* организация, 
осуществление и контроль за исполнением 
государственного бюджета, управление 
доходами и расходами бюджета на счетах 
казначейства;
* регулирование 
финансовых отношений между бюджетом 
и государственными внебюджетными 
фондами, финансовое исполнение 
этих фондов, контроль за поступлением 
и использованием внебюджетных средств;
* краткосрочное 
прогнозирование объемов государственных 
финансовых ресурсов, оперативное 
управление ими;
* сбор, 
обработка и анализ информации 
о состоянии государственных 
финансов; составление отчетности 
о финансовых операциях по 
бюджету и о внебюджетных фондах, 
представление ее законодательным 
и исполнительным органам власти;
* управление 
и обслуживание совместно с 
Центральным банком и другими 
уполномоченными банками внутреннего 
и внешнего долга РФ;
* разработка 
методологических материалов и 
инструкций, порядка ведения учетных 
операций по вопросам, относящимся 
к компетенции казначейства; подготовка 
проекта бюджетной классификации, 
учет государственной казны РФ.
    
Становление казначейской системы 
происходит уже в течение длительного 
периода времени. Этот процесс 
сопровождается рядом трудностей. 
Он затрагивает интересы многих 
государственных структур и имеет 
не только сторонников, но и 
противников. Органы казначейства 
представляют интересы государства 
и тем самым ставят под контроль 
деятельность других участников 
бюджетного процесса. Главные распорядители 
бюджетных средств утрачивают 
возможность управлять финансовыми 
потоками и сохраняют за собой 
лишь ограниченные права, связанные 
с распределением лимитов ассигнований 
по подведомственным получателям. 
Усиливается контроль над движением 
бюджетных средств на банковских 
счетах, счета федерального бюджета 
изымаются из коммерческих банков. 
Территориальные органы казначейства 
контролируют эффективность и 
целевое использование финансовых 
ресурсов на уровне отдельных 
бюджетополучателей. Ограничиваются 
права региональных органов власти 
по определению направлений использования 
средств федерального бюджета, 
полученных в форме дотаций, 
трансфертов, кредитов и займов, 
и др.
  Организация 
казначейской системы в разных 
странах различна. В мировой практике 
используются две основные модели 
– централизованная и автономная. 
Централизованная модель предполагает, 
что федеральное казначейство 
обслуживает счета не только 
федерального, но и региональных 
бюджетов. Для этого может создаваться 
разветвленная система отделений 
федерального казначейства в 
регионах. Подобная модель применяется 
во Франции. Отличие автономной 
модели состоит в том, что 
наряду с федеральным в ней существуют 
самостоятельные региональные казначейства. 
К их полномочиям относится ведение операций 
со средствами бюджетов соответствующих 
территорий. В качестве примеров использования 
такой модели можно привести Бразилию. 
Наличие собственной казначейской системы 
в регионе позволяет более полно учесть 
его особенности, открывает перед ним 
определенную свободу действий при проведении 
бюджетной политики. Однако, при этом на 
всех уровнях целесообразно использовать 
единые технологии учета, расчетов и платежей. 
Это необходимо для обеспечения единства 
бюджетной системы страны.
   
В России органы федерального 
казначейства представляют собой 
единую централизованную систему, 
которая входит в состав Министерства 
финансов. Федеральное казначейство 
организует исполнение и исполняет 
федеральный бюджет, а при наличии 
соответствующих соглашений – 
также бюджеты субъектов федерации 
и местные бюджеты. Оно осуществляет 
операции со средствами бюджета, 
открывает и закрывает счета 
для зачисления и выдачи бюджетных 
средств в Центральном банке и уполномоченных 
кредитных организациях, ведет лицевые 
счета распорядителей средств и бюджетополучателей. 
Казначейство ведет сводный реестр главных 
распорядителей, распорядителей и получателей 
средств федерального бюджета, оно осуществляет 
регистрацию бюджетных учреждений, деятельность 
которых финансируется из бюджетных средств. 
К функциям казначейства относится предварительный 
и текущий контроль за исполнением бюджета, 
составление отчета о его исполнении. 
При выявлении нарушений оно направляет 
распорядителям средств, бюджетополучателям 
и банковским учреждениям представления 
с требованием об их устранении, обеспечивает 
контроль за выполнением этих требований. 
Казначейство обладает правом приостанавливать 
операции по лицевым счетам распорядителей 
и получателей бюджетных средств, взыскивать 
в бесспорном порядке средства, используемые 
не по целевому назначению. В пределах 
своей компетенции оно может налагать 
штрафы. 
Система 
органов казначейства в России создана 
по территориальному принципу и включает 
три уровня:
    
1. Главное управление федерального казначейства. 
Осуществляет свою деятельность на федеральном 
уровне. Его главной задачей является 
сводный учет доходов и расходов федерального 
бюджета, управление бюджетными средств 
на счетах казначейства, а также информирование 
высших органов власти о ходе исполнения 
федерального бюджета. Главное управление 
федерального казначейства руководит 
работой нижестоящих подразделений, обеспечивает 
исполнение ими принятого закона о бюджете 
и получает от них оперативную информацию 
о ходе выполнения доходной и расходной 
части бюджета. Возглавляет его начальник 
в ранге заместителя министра финансов;
    
2. управления федерального казначейства 
по субъектам федерации;
    
3. отделения федерального казначейства 
по городам, районам и районам 
в городах (кроме городов районного 
подчинения). Осуществляют формирование 
доходной части бюджета на 
соответствующих территориях, обеспечивают 
целевое финансирование расходов 
по отдельным бюджетополучателям, 
а также информируют вышестоящие 
органы о ходе исполнения федерального 
бюджета на данной территории.
    
Все органы Федерального казначейства 
являются юридическими лицами. Поскольку 
их основной задачей является 
обеспечение исполнения закона 
о бюджете, они не вправе 
принимать каких-либо самостоятельных 
решений об объемах, целевом 
назначении доходов и расходов 
или составе бюджетополучателей.
    
Исполнение федерального бюджета 
осуществляется органами казначейства 
на счетах, открытых для учета 
доходов и средств в Центральном 
банке и его учреждениях (главных управлениях, 
расчетно-кассовых центрах). Право открытия 
и закрытия счетов федерального бюджета, 
определения их режима принадлежит Федеральному 
казначейству; открывать или закрывать 
бюджетные счета без соответствующего 
его решения нельзя. В отдельных случаях 
казначейство может открывать счета федерального 
бюджета не в Центральном банке, а в других 
кредитных организациях (так называемых 
уполномоченных банках), которые определяются 
на конкурсной основе. Между банком и органом 
казначейства заключается договор на 
обслуживание счета. Банки несут ответственность 
за своевременное и правильное зачисление 
и списание средств по этим счетам на основании 
расчетно-денежных документов. По обязательствам 
казначейских органов банки не отвечают.
    
Основным принципом исполнения 
бюджета является принцип единства 
кассы. Он означает зачисление 
всех доходов и поступлений 
из источников финансирования 
дефицита бюджета на единый 
бюджетный счет и осуществление 
всех предусмотренных расходов 
с единого счета. Соблюдение 
данного принципа необходимо 
для обеспечения единства бюджетной 
системы, сглаживания неравномерности 
поступления доходов в бюджет 
как по времени, так и по территориям. В 
России бюджеты всех уровней бюджетной 
системы исполняются на основе принципа 
единства кассы.
    
Все операции и средства бюджета 
отражаются в системе балансовых 
счетов Федерального казначейства. 
Осуществлять какие-либо операции 
с бюджетными средствами, минуя 
систему балансовых счетов казначейства, 
запрещено.
    
Казначейство несет ответственность 
за правильность исполнения федерального 
бюджета, ведение счетов и управление 
бюджетными средствами, полноту 
и своевременность зачисления 
средств на счета получателей. 
Оно отвечает за своевременность 
представления отчетов и других 
сведений, связанных с исполнением 
бюджета, осуществление контроля 
за соблюдением бюджетного законодательства. 
В сферу ответственности казначейства 
входит также финансирование расходов, 
не включенных в бюджетную роспись, а также 
финансирование расходов сверх утвержденных 
лимитов бюджетных обязательств.