Софинансирование способствует 
ознакомлению международных рынков 
капитала и коммерческих кредиторов 
с заемщиками в странах операций и привлекает 
прямые иностранные инвестиции. Для многих 
заемщиков доступ к коммерческому софинансированию, 
предоставляемому международным финансовым 
учреждением, является первым шагом на 
пути к получению самостоятельного выхода 
на рынки коммерческого капитала. 
 Внешнее финансирование 
поступает из коммерческих и 
официальных источников. Основными 
партнерами ЕБРР по софинансированию, 
помимо частных компаний, являются 
коммерческие банки (например, в 
качестве участников консорциумов ЕБРР), 
другие международные финансовые организации, 
двусторонние финансовые учреждения или 
государственные программы содействия 
развитию, а также экспортно-кредитные 
агентства, занимающиеся прямым кредитованием. 
 ЕБРР на 
протяжении всего периода своей 
деятельности установил хорошие 
рабочие отношения с ведущими 
коммерческими банками и другими 
организациями и компаниями, действующими 
в регионе.
Долевое участие 
в инвестиционных фондах. ЕБРР принимает 
участие в инвестиционных фондах, которые в 
свою очередь вкладывают капитал в частные 
средние компании, нуждающиеся в расширении. 
Содействие 
торговле. С помощью своих программ 
содействия торговле ЕБРР стремится 
помочь местным банкам приобрести надежную 
репутацию и получить более широкий выход на международные 
финансовые рынки. В рамках этих программ 
ЕБРР обычно выдает гарантии частичной 
оплаты организуемых участвующими местными 
банками сделок, расчеты по которым осуществляются 
с помощью аккредитивов. 
 
Причины привлечения других инвесторов
 Распределение 
рисков — ЕБРР хочет убедиться 
в готовности организаций, имеющих 
непосредственный опыт работы 
по этому профилю, рисковать 
своими деньгами в поддержку 
проекта, считая его обоснованным. 
 Стимул — 
ЕБРР хочет привлечь другие 
финансирующие организации к 
участию в проекте либо путем предоставления 
кредитных средств, либо путем приобретения 
пая в акционерном капитале проекта. 
 Привлечение 
софинансирования является важным 
методическим подходом к достижению 
основной цели Банка. В документах ЕБРР выделяют следующие 
формы софинансирования: «Совместное 
финансирование – осуществляется в тех 
случаях, когда кредиты, предоставленные 
ЕБРР и участниками софинансирования 
используются … для финансирования одного 
и того же набора… товаров и услуг, требуемых 
для проекта. Параллельное финансирование 
– осуществляется…, когда кредиты ЕБРР 
и участников софинансирования используются 
для финансирования отдельных комплектов 
товаров и услуг. Синдицирование - привлечение 
других финансовых учреждений к кредитованию 
на основании подготовленных Банком документов 
на условиях, … сходных с теми, на которых 
готов существлять кредитование сам Банк. 
Синдицированное участие - осуществляется 
в тех случаях, когда ЕБРР обязуется финансировать 
весь кредит и во время или после оформления 
кредита продает участие в нем другому 
банку или банкам… ЕБРР по-прежнему несет 
обязательство за всю сумму, но часть своего 
обязательства фондирует за счет покупателя 
(покупателей) доли (долей) участия».
 
Политика в 
отношении охраны окружающей среды
 Экологический 
мандат ЕБРР: соглашение об учреждении 
ЕБРР предписывает Банку «содействовать 
во всей своей деятельности 
экологически здоровому и устойчивому 
развитию». ЕБРР — первая международная 
финансовая организация, которую 
учредители наделили таким инициативным экологическим 
мандатом. 
 Экологический 
мандат отражает недавнюю историю 
региона операций ЕБРР. Ухудшение 
состояния окружающей среды в 
странах Центральной и Восточной 
Европы и бывшего Советского 
Союза является в основном 
результатом осуществлявшейся в прошлом неверной 
и несбалансированной политики и практики. 
Это оказывало разрушающее воздействие 
как на экономику, так и на окружающую 
среду. 
 Проводя 
экологические аттестации, ЕБРР 
обеспечивает экологическую обоснованность 
своих проектов и наблюдение за их природоохранными 
показателями. В рамках своих проектов 
он стремится обеспечить дополнительные 
экологические преимущества, особенно 
если эти проекты дают и экономические 
преимущества. 
 ЕБРР придает 
особое значение проектам, способствующим повышению энерго- и ресурсоэффективности, 
уменьшению отходов, возмещению и утилизации 
использованных ресурсов, использованию 
более чистых технологий, расширению использования 
возобновляемых ресурсов, а также другим 
проектам, имеющим в основном природоохранные 
задачи. ЕБРР играет значительную роль 
в финансировании ликвидаций серьезных 
экологических проблем. 
 Реализация 
приоритетов экологической политики 
Банка обеспечивается на всех 
этапах процесса оценки проекта. 
К процедурам Банка в этой 
области относятся отбор, исследования, такие 
как проводимые спонсором экологические 
оценки и ревизии, обзор состояния окружающей 
среды, включение экологических условий 
в юридические документы, а также экологический 
надзор за проектами и оценка их. Действующая 
в Банке секция экологической экспертизы 
устанавливает, в какой форме экологические 
обследования должны проводиться спонсорами 
или учредителями до прохождения этапа 
утверждения концепции проекта, а также 
требования в отношении опроса общественного 
мнения. Особое значение придается мерам, 
уменьшающим неблагоприятные с экологической 
точки зрения последствия выполнения 
проектов или улучшающим состояние окружающей 
среды, или гигиену труда и технику безопасности 
на производстве. 
 
 
 
 
 
 
 
3. Фонд поддержки 
малого бизнеса в России при ЕБРР
 ЕБРР делит 
проекты на две группы: проекты, 
финансируемые Банком напрямую, 
и проекты, финансируемые через 
посредников. Через них Банк 
в основном осуществляет финансирование 
мелких и средних предприятий 
– если размеры проекта слишком 
малы, чтобы Банку было целесообразно 
работать непосредственно с ним. Чтобы 
предоставить частным предпринимателям, 
малым и средним предприятиям доступ к 
финансовым ресурсам, разрабатываются 
специальные программы кредитования. 
При этом ЕБРР сотрудничает как с существующими 
организациями (в частности с коммерческими 
банками), так и создает специализированные 
учреждения кредитования.
 Одним из 
таких учреждений является фонд 
поддержки малого бизнеса в 
России (ФПМБ) созданный Европейским 
банком реконструкции и развития 
(ЕБРР) в 1994 году для оказания финансовой 
поддержки сектору малого бизнеса России. 
При содействии стран Большой Семерки 
и Швейцарии был организован фонд в размере 
300 млн. долларов США, половину из которых 
предоставил ЕБРР, а вторая половина поступила 
от стран Большой Семерки. В июле 2001 года 
размер фонда был увеличен на 150 млн. долларов 
США с целью дальнейшего расширения операций 
ФПМБ. 
Целями ФПМБ 
являются: 
 предоставление 
финансирования микро- и малым 
предприятиям, которые, как правило, 
не имеют возможности получить кредит из других 
источников; 
 расширение 
возможностей российских банков 
по кредитованию микро- и малых 
предприятий с целью создания 
для последних устойчивого долговременного 
доступа к финансированию. 
 Для осуществления 
поставленных задач ЕБРР напрямую выделяет кредитные 
ресурсы российским банкам-партнерам, 
которые затем выдают кредиты конечным 
заемщикам – предприятиям малого бизнеса. 
В настоящее время Программа ФПМБ осуществляется 
в сотрудничестве со следующими банками-партнерами: 
Банк «УралСиб», МДМ – Банк, Абсолют Банк, 
Пробизнесбанк, Транскапиталбанк. 
 Следующие 
банки-партнеры, получившие поддержку 
в создании направления кредитования 
малого бизнеса, в настоящее 
время работают самостоятельно 
в рамках ФПМБ: Банк Кредитования 
Малого Бизнеса (КМБ-Банк), Нижегородский Банкирский 
Дом (НБД-Банк), Челиндбанк, Сибакадембанк, 
Уралтрансбанк, Уралвнешторгбанк.
 В первые 
годы работы Фонда операции 
стабильно развивались и достигли 
своего пика в 1998 году. В это 
время в рамках Программы работало 
13 банков-партнеров, и число отделений, 
в которых внедрялась технология кредитования 
микро- и малых предприятий (ММП), неуклонно 
росло. 
 После финансового 
кризиса в августе 1998 года команда 
ФПМБ была вынуждена скорректировать 
планы расширения Программы, и 
прием заявок от потенциальных банков-партнеров 
был временно приостановлен. Все усилия 
были направлены на развитие кредитных 
операций через существующие банки-партнеры, 
среди которых особое место отводилось 
Сбербанку и вновь организованному КМБ-Банку. 
 Сбербанк сыграл наиважнейшую роль в 
расширении Программы благодаря обширной 
филиальной сети, охватывающей всю территорию 
России. Это позволило запустить Программу 
в многочисленных малых городах (так называемых 
«городах-спутниках»), расположенных вблизи 
более крупных региональных проектов. 
 КМБ-Банк 
был создан в конце 1998 года 
путем реорганизации Российского 
банка проектного финансирования. 
Новый банк получил название 
«Банк кредитования малого бизнеса», 
или КМБ-Банк. С момента своего 
создания КМБ-Банк вырос в одно из ведущих кредитно-финансовых 
учреждений в сфере кредитования ММП как 
по своему географическому охвату, так 
и по объемам выдач. КМБ-Банк создал обширную 
сеть региональных офисов во многих городах 
и продолжает неуклонно наращивать объем 
операций. 
 В 2002 году началось сотрудничество 
с двумя региональными партнерами – Челиндбанком 
и Уралтрансбанком, а в начале 2003 года 
к программе присоединился Сибакадембанк. 
В декабре 2003 года был подписан договор 
о сотрудничестве с Банком «Уралсиб», 
одним из крупнейших банков России, обладающим 
обширной филиальной сетью. 
 В настоящее 
время кредиты выдаются в больших 
и малых городах предпринимателям, 
работающим в самых разных 
отраслях экономики – от мелких 
торговых точек до производства 
высокотехнологичного медицинского оборудования, и география операций 
охватывает практически все административные 
регионы России. 
 К середине 
2006 года Фонд поддержки малого 
бизнеса выдал более 300.000 кредитов 
на сумму свыше 2,5 миллиардов 
долл. США. 
 Эффективность 
кредитной технологии, применяемой в рамках Программы, 
подтверждается устойчиво низким уровнем 
просрочек по кредитам (около 1% сальдо 
кредитной задолженности) и большим числом 
выдаваемых кредитов. В настоящее время 
по Программе ФПМБ выдается ежемесячно 
более 5.000 кредитов. Цель ФПМБ – 6.000 кредитов, 
выдаваемых ежемесячно всеми региональными 
проектами Фонда. 
 ФПМБ способствовал 
созданию и сохранению нескольких 
сотен тысяч рабочих мест. 
 Успехи ФПМБ 
в России в области кредитования 
малых предприятий послужили 
примером для программ микрофинансирования в Болгарии, 
Казахстане, Кыргызстане, Молдове и Украине.
 Финансовую 
поддержку Фонду поддержки малого 
бизнеса в России также оказывают 
через свои организации-доноры 
Европейский Союз, США, Германия, 
Франция, Япония, Италия, Великобритания, Канада и Швейцария. Успех 
институционального строительства стал 
возможным благодаря программе технического 
содействия для банков-партнеров. Участие 
в Программе не только открыло им доступ 
к новому источнику средств, но, что еще 
более важно, дало им в руки технологию 
кредитования малого бизнеса, консультационную 
поддержку и инструменты, необходимые 
для кредитования через ФПМБ.
 Клиенты 
ФПМБ занимаются всеми видами 
деятельности типичными для ММП. 
Это и индивидуальные предприниматели, 
владельцы небольших торговых точек, и юридические 
лица, например, общества с ограниченной 
ответственностью, занимающиеся торговлей, 
производством или услугами. Большинство 
из них никогда ранее не имели дела с официальной 
банковской системой и финансировали 
свою деятельность только за счет собственных 
средств или занимали у родственников, 
друзей или частных кредиторов. Кредит 
ФПМБ часто является первым шагом к тому, 
чтобы осознать преимущества получения 
доступа к надежному долгосрочному источнику 
финансирования своего бизнеса. Однако 
получение кредита это только начало пути 
по установлению долгосрочных отношений, 
ведь растущий бизнес часто заставляет 
клиента обращаться за другими банковскими 
услугами, которые банки-партнеры всегда 
готовы им предоставить.
Существуют 
следующие критерии отбора потенциальных 
заемщиков: 
 1)По Программе 
ФПМБ финансирование предоставляется 
предприятиям, работающим в сфере 
производства, услуг и торговли, 
на цели пополнения оборотного 
капитала и приобретения или 
модернизации основных средств. 
 2)Максимальная численность сотрудников 
предприятия, желающего получить кредит 
– 150 человек. Однако для трудоемких видов 
деятельности может быть сделано исключение. 
Микропредприятия обычно имеют не более 
30 сотрудников; численность сотрудников 
малых предприятий, как правило, выше и 
может варьироваться в зависимости от 
вида деятельности. 
 3)Не менее 
51% капитала предприятия должно 
быть в частной собственности. 
Компании с иностранным капиталом 
могут претендовать на кредит, 
если они делают долгосрочные 
вложения в свой бизнес и, таким образом, создают 
рабочие места для российской экономики. 
          
4)Предприятие должно проработать не менее 
трех месяцев. В зависимости от сложности 
бизнеса, этот срок может варьироваться. 
Виды деятельности, 
которые не финансируются по Программе ЕБРР:
 производство 
и торговля оружием и другими 
изделиями военного назначения; 
 торговля 
редкими и исчезающими видами 
животных и растений и изделиями 
из них согласно конвенции 
CITES;
 производство 
табачных изделий; 
 производство 
крепких спиртных напитков; 
 казино, игорный 
бизнес; 
 обменно-валютные 
операции; 
 операции 
с ценными бумагами. 
 Все проекты 
должны соответствовать требованиям 
действующего федерального экологического 
законодательства и муниципальных 
нормативно-правовых актов в сфере охраны окружающей среды.