Эффективность 
использования налогового механизма 
зависит от того, как государство 
учитывает внутреннюю сущность налогов, 
законы их движения, противоречивость. 
Разграничение налогов и их функций 
с одной стороны, налоговой политики 
и налогового механизма, с другой, 
дает возможность понять объективность 
налогов и субъективную деятельность 
государства.
Налоговая 
политика и налоговый механизм определяют 
роль налогов в обществе, которая 
тесно связано с деятельностью 
государства. Они находятся в 
постоянном движении и зависят от 
экономической политики государства.
Современная 
налоговая система развитых государств 
разделяет прямые (на доход и имущество) 
и косвенные (на товары и услуги) налоги.
Для выяснения 
роли и значения бюджетных доходов 
в экономической жизни общества 
их классифицируют по определенным признакам. 
В теории и практике финансов существуют 
несколько признаков классификации 
доходов бюджета.
 
1.2 Налоговые 
доходы регионального бюджета
 
Согласно БК РФ к доходам бюджета 
субъектов РФ относятся следующие виды 
доходов: 
  - налоговые доходы;
- неналоговые доходы;
- безвозмездные перечисления [1, гл. 6. ст. 41.п. 1].
Решающее 
значение в доходах бюджета имеют 
налоги. Налоги -  обязательный и 
безвозмездный платеж, взимаемый 
государством (центральными и местными 
органами власти) с физических и 
юридических лиц. 
Государство 
без налогов существовать не может, 
так как они главный метод 
мобилизации доходов в условиях 
государства частной собственности 
и рыночных отношений [16, c. 98].
В бюджеты 
субъектов Российской Федерации 
подлежат зачислению налоговые доходы 
от следующих региональных налогов:
  - налога на имущество организаций - по нормативу 100 процентов;
- налога на игорный бизнес - по нормативу 100 процентов;
- транспортного налога - по нормативу 100 процентов.
В бюджеты 
субъектов Российской Федерации 
подлежат зачислению налоговые доходы 
от следующих федеральных налогов 
и сборов, в том числе предусмотренных 
специальными налоговыми режимами налогов:
  - налога на прибыль организаций по ставке, установленной для зачисления указанного налога в бюджеты субъектов Российской Федерации, - по нормативу 100 процентов;
- налога на прибыль организаций при выполнении соглашений о разделе продукции, заключенных до вступления в силу Федерального закона "О соглашениях о разделе продукции" и не предусматривающих специальных налоговых ставок для зачисления указанного налога в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации, - по нормативу 80 процентов;
- налога на доходы физических лиц - по нормативу 80 процентов;
- налога на доходы физических лиц, уплачиваемого иностранными гражданами в виде фиксированного авансового платежа при осуществлении ими на территории Российской Федерации трудовой деятельности на основании патента, - по нормативу 100 процентов;
- акцизов на спирт этиловый из пищевого сырья - по нормативу 50 процентов;
- акцизов на спиртосодержащую продукцию - по нормативу 50 процентов;
- акцизов на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и карбюраторных (инжекторных) двигателей - по нормативу 100 процентов;
- акцизов на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9 процентов, за исключением пива, вин, фруктовых вин, игристых вин (шампанских), винных напитков, изготавливаемых без добавления ректификованного этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртованных виноградного или иного фруктового сусла, и (или) винного дистиллята, и (или) фруктового дистиллята, - по нормативу 40 процентов;
- акцизов на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9 процентов, включающую пиво, вина, фруктовые вина, игристые вина (шампанские), винные напитки, изготавливаемые без добавления ректификованного этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртованных виноградного или иного фруктового сусла, и (или) винного дистиллята, и (или) фруктового дистиллята, - по нормативу 100 процентов;
- акцизов на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта до 9 процентов включительно - по нормативу 100 процентов;
- налога на добычу общераспространенных полезных ископаемых - по нормативу 100 процентов;
- налога на добычу полезных ископаемых (за исключением полезных ископаемых в виде углеводородного сырья, природных алмазов и общераспространенных полезных ископаемых) - по нормативу 60 процентов;
- налога на добычу полезных ископаемых в виде природных алмазов - по нормативу 100 процентов;
- регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного) - по нормативу 5 процентов;
- сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов (исключая внутренние водные объекты) - по нормативу 80 процентов;
- сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов (по внутренним водным объектам) - по нормативу 80 процентов;
- сбора за пользование объектами животного мира - по нормативу 100 процентов;
- налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, - по нормативу 100 процентов;
- минимального налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, - по нормативу 100 процентов;
- государственной пошлины (подлежащей зачислению по месту государственной регистрации, совершения юридически значимых действий или выдачи документов) - по нормативу 100 процентов: 
 - по делам, рассматриваемым конституционными (уставными) судами соответствующих субъектов Российской Федерации;
 - за совершение нотариальных действий нотариусами государственных нотариальных контор и (или) должностными лицами органов исполнительной власти, уполномоченными в соответствии с законодательными актами Российской Федерации и (или) законодательными актами субъектов Российской Федерации на совершение нотариальных действий;
 - за государственную регистрацию межрегиональных, региональных и местных общественных объединений, отделений общественных объединений, а также за государственную регистрацию изменений их учредительных документов;
 - за государственную регистрацию региональных отделений политических партий;
 - за регистрацию средств массовой информации, продукция которых предназначена для распространения преимущественно на территории субъекта Российской Федерации, а также за выдачу дубликата свидетельства о такой регистрации;
 - за действия уполномоченных органов, связанные с лицензированием заготовки, переработки и реализации лома цветных металлов, с лицензированием заготовки, переработки и реализации лома черных металлов;
 - за предоставление лицензий на розничную продажу алкогольной продукции, выдаваемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
 - за действия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, связанные с лицензированием образовательной деятельности, осуществляемым в пределах переданных полномочий Российской Федерации в области образования;
 - за действия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, связанные с государственной аккредитацией образовательных учреждений, осуществляемой в пределах переданных полномочий Российской Федерации в области образования;
 - за действия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по проставлению апостиля на документах государственного образца об образовании, об ученых степенях и ученых званиях в пределах переданных полномочий Российской Федерации в области образования;
 - за выдачу уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов.
Налоговые доходы 
от региональных налогов, установленных 
органами государственной власти края 
(области), в состав которого входит 
автономный округ, подлежат зачислению 
в бюджет края (области). Налоговые 
доходы от региональных налогов, установленных 
органами государственной власти автономного 
округа, подлежат зачислению в бюджет 
автономного округа.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1.3 Неналоговые 
доходы регионального бюджета
 
Бюджетный 
кодекс Российской Федерации выделяет 
довольно многочисленную группу доходов 
бюджетов, которую именует неналоговыми 
доходами.
В эту 
группу включаются довольно разнородные 
платежи, получение которых бюджетом 
имеет самые различные основания. 
Поэтому дать обобщающее определение 
данной группе доходов бюджетов весьма 
затруднительно. Все их объединяет, 
пожалуй, лишь одно – все они не 
являются налогами.
Неналоговые 
доходы имеют довольно много разновидностей. 
Бюджетный кодекс Российской Федерации 
выделяет основные из них:
  -  доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;
-  доходы от внешнеэкономической деятельности;
-  штрафные санкции, возмещение ущерба;
-  прочие неналоговые доходы.
Доходы 
от имущества, находящегося в государственной 
и муниципальной собственности. 
К ним относятся:
  -  средства, получаемые в виде арендной либо иной платы за сдачу во временное владение и пользование или во временное пользование имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
-  средства, получаемые в виде процентов по остаткам бюджетных средств на счетах кредитных организаций;
-  средства, получаемые от передачи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, под залог в доверительное управление;
-  плата за пользование бюджетными средствами, предоставленными другими бюджетами, иностранными государствами или юридическими лицами на возвратной и платной основах;
-  часть прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей;
-  другие доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности.
В составе 
доходов от имущества, находящегося 
в государственной и муниципальной 
собственности, учитываются также 
доходы:
  -  от продажи квартир;
-  от государственных производственных и непроизводственных фондов, иного оборудования и материальных ценностей;
-  от реализации конфискованного, бесхозяйственного имущества, перешедшего в государственную или муниципальную собственность в порядке наследования или дарения и кладов.
Доходы 
от внешнеэкономической деятельности 
зачисляются исключительно в доходы федерального 
бюджета. В доходы включаются: поступления 
от централизованного экспорта, таможенные 
сборы и другие.
Такие виды 
неналоговых доходов, как административные 
платежи и штрафные санкции, могут 
зачисляться во все звенья бюджетной 
системы в зависимости от уровня 
органа, применяющего данные санкции. 
Суммы денежных взысканий (штрафов), 
применяемых в качестве санкций, 
предусмотренных ч.1 Налогового кодекса 
РФ за налоговые правонарушения и 
нарушения банками обязанностей, 
установленных законодательством 
о налогах и сборах, также подлежат 
зачислению в соответствующие бюджеты 
по нормативам и в порядке, принятым 
федеральным законодательством. В 
случае если указанные взыскания 
невозможно отнести к соответствующему 
налогу и сбору, то они подлежат зачислению 
в бюджет конкретного уровня бюджетной 
системы Омской области в порядке, определяемом 
федеральным законом о бюджете на очередной 
финансовый год.
Неналоговые 
доходы в виде штрафных санкций и 
возмещения ущерба включают:
  -  санкции за нарушение порядка применения цен;
-  административные штрафы и иные санкции за нарушение правил дорожного движения;
-  суммы, взыскиваемые с лиц, виновных в совершении преступлений и недостаче материальных ценностей.
Таким образом, 
неналоговые доходы являются достаточно 
весомым источником доходов бюджетов 
всех уровней бюджетной системы [15, c. 456].
К безвозмездным поступлениям 
относятся:
  - дотации из других бюджетов бюджетной системы РФ;
- субсидии из других бюджетов бюджетной системы РФ (межбюджетные субсидии);
- субвенции из федерального бюджета и (или) из бюджетов субъектов РФ;
- иные межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы РФ;
- безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования [1, гл. 6. ст. 41. п. 4].
 
2. ХАРАКТЕРИСТИКА 
ДОХОДОВ БЮДЖЕТА ОМСКОЙ ОБЛАСТИ И ИХ ДИНАМИКА 
ЗА 2010-2012 ГОДЫ
2.1. Общая 
характеристика динамики бюджета 
Омской области за 2010-2012 годы
 
Структура доходов бюджета каждого 
уровня позволяет судить об устойчивости 
бюджета, отражает степень реализации 
концептуальных основ финансово-бюджетной 
политики, характеризует уровень 
отношений центрального бюджета. В 
данной главе проанализируем динамику 
доходов бюджета Омской области за 2010-2012 
годы.
 
 
Рис. 1. Динамика прогноза доходов 
бюджета Омской области в 2010-12гг.
Из данной 
диаграммы видно, что в 2011 году по сравнению 
с 2010 годом доходы бюджета Омской области 
увеличились на 10181009,5 тыс. руб., а в 2012 году 
уменьшились на 486384,5 тыс.руб.. Темп роста 
доходов в 2011 году по отношению к 2010 составил 
123,5%, в 2012 году – 122,3%. Однако, величина 
доходов в 2012 году снизилась на 1%  по 
сравнению с 2011 годом.
Рис. 2. Динамика прогноза налоговых, 
неналоговых доходов и безвозмездных 
поступлений в 2010-12гг.
 
 Данная диаграмма показывает, 
что большую долю в структуре доходов 
бюджета Омской области занимают налоговые 
доходы: в 2010 году их доля в общем объеме 
доходов составила 70,85%, в 2011 году – 68,58%, 
в 2012 году – 84,00%. Второе место по занимаемой 
доле – безвозмездные поступления (27,19%, 
30,15% и 15,13%) и на последнем месте – неналоговые 
доходы (1,96%, 1,28% и 0,87% соответственно в 
2010, 2011, 2012 годах).
 
 
 
2.2. Структура 
бюджета Омской области за 2010-2012 
гг
 
Большую долю в структуре налоговых 
доходов в 2010-2012 годах занимают налоги 
на прибыль, доходы: в налоговых доходах 
их доля составила в 2010 году – 55,33%, в 2011 
– 56,05%, в 2012 – 58,43%, причем из них налог 
на прибыль организаций в 2010 году – 26,11%, 
в 2011 – 29,07%, в 2012 – 33,26%, а налог на доходы 
физических лиц 29,22% а 2010 году, 26,98% в 2011 
и 25,17% в 2012 году. На втором месте налоги 
на товары (работы, услуги), реализуемые 
на территории РФ: 29,60% в 2010 году, 26,77% в 2011 
и 26,30% в 2012 в общем объеме налоговых доходов 
бюджета Омской области.
 
   
Рис. 3. Структура налоговых 
доходов в 2010 году
В структуре 
неналоговых доходов бюджета 
Омской области преобладают в 2010 
году доходы от оказания платных услуг, 
работ и компенсации затрат государства 
– 31,97%, а в 2011 и 2012 годах доходы от 
использования имущества, находящегося 
в государственной и муниципальной 
собственности: 34,06% и 40,81% в 2011 и 2012 годах 
соответственно. 
 
Рис. 4. Структура неналоговых 
доходов в 2011 году
 
 
Структура безвозмездных 
поступлений такова: дотации бюджетам 
субъектов РФ и муниципальных 
образований, субсидии бюджетам субъектов 
РФ и муниципальных образований 
(межбюджетные субсидии), субвенции 
бюджетам субъектов РФ и муниципальных 
образований и прочие, процентная 
доля первых трех из которых приближается 
к 30% - 31, 38%, 22, 88% и 35,19% в 2010 году; 27,34%, 30,25% 
и 27,74% в 2011 году и 29,59%, 30,93% и 33,40% в 2012 году 
соответственно.
 
 
Рис. 5. Структура безвозмездных 
поступлений в 2012 году
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
 
Подводя итоги к курсовой работе 
можно сделать вывод о том, 
что, в целом, в доходах бюджета 
Омской области до сих пор имеются 
существенные недостатки: 
1. Низкая 
эффективность использования бюджетных 
средств 
2. Широко 
распространена практика доходов 
средств 
3. Непропорциональное 
финансирование отдельных направлений 
доходов в условиях не выполнения 
плана по расходам.
Несмотря на снижение доходов областного 
бюджета налоговые и неналоговые 
доходы повышаются, а безвозмездные 
поступления значительно уменьшаются. 
В настоящее время большое внимание 
уделяется налогооблагаемой базе. Ежемесячно 
органы местного самоуправления проводят 
мониторинг поступления налоговых 
и неналоговых доходов в бюджет Омской 
области, проводят анализ недоимки. Эта 
работа проводится совместно с инспекциями 
Федеральной налоговой службы.
Бюджетные доходы не решают насущные 
проблемы социальной политики субъектов 
РФ, что связано с постоянным увеличением 
задолженности по выплатам населения. 
До минимума сократились инвестиции 
субъектов РФ в народное хозяйство, 
что усугубляет экономический кризис 
и уменьшает возможности быстрой 
стабилизации финансового положения 
в регионе. 
Большое внимание уделяется работе 
по обеспечению занятостью населения, 
создания новых рабочих мест, ведь 
именно от этого зависит поступление 
налога на доходы физических лиц – 
значимого источника доходов 
бюджета Омской области.
Для совершенствования формирования 
доходов, как для Омской области, 
так и для других регионов РФ, 
необходимо предусматривать мероприятия 
по управлению дебиторской задолженностью, 
рассроченными и отсроченными платежами 
и налоговыми льготами.
Экономическая оценка финансовой 
политики Омской области в этой части 
должна, с одной стороны, создавать 
стимулы для развития предпринимательства 
и, с другой стороны, освободить областной 
бюджет от функций "бесплатного кредитования" 
предпринимательства в тех направлениях, 
в которых достаточно развиты 
рыночные механизмы. Поэтому работа 
в направлении совершенствования 
предоставления отсрочек, рассрочек, налоговых 
льгот, а также управление дебиторской 
задолженностью должно включать механизмы 
оценки экономических последствий 
таких мероприятий.