Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2014 в 11:34, курсовая работа
На первый взгляд в современном мире, в условиях современной рыночной экономики главной задачей любых торговых отношений является увеличение продаж и наращивание объемов производств. Так и есть! Но достигаются эти непростые цели множествами сложнейших способов: грамотные пиар компании, реклама, изощренные формы политики ценообразования и многое другое. Всё это воплощается в жизнь посредством инструментов научно технического прогресса: наружная реклама, радио, телевидение, интернет, пресса и всё это предназначено лишь для одной цели – воздействие на конечного потребителя, т.е. на нас с вами. Но мало кто задумывается о том, от чего же зависит реальная покупательная способность населения в масштабах всего государства, как государство может влиять на покупательную способность всего населения, какую роль играет государство в распределении доходов населения и вообще, что такое обыкновенная семья с точки зрения экономической системы государства.
Введение---------------------------------------------------------------------------------
3
1 Социально-экономическая сущность  и функции финансов домашних хозяйств ----------------------------------------------------------------------------------
 
5
   1.1 Понятие домашнего хозяйства в экономике ------------------------------
5
   1.2 Функции домашних хозяйств ------------------------------------------------
8
   1.3 Роль домашних хозяйств в структуре финансовой системы ----------
   1.4 Финансовые решения домашних хозяйств---------------------------------
10
12
2 Доходы и расходы домашних хозяйств -----------------------------------------
17
   2.1 Доходная часть бюджета домашних хозяйств ----------------------------
17
      2.1.1 Заработная плата, как составляющая доходов ДХ ------------------
19
      2.1.2 Социальные и страховые выплаты домашним хозяйствам -------
   2.2 Расходная часть бюджета домашних хозяйств ---------------------------
      2.2.1 Обязательные платежи домашних хозяйств --------------------------
21
23
25
      2.2.2 Расходы на потребление --------------------------------------------------
28
      2.2.3 Денежные сбережения домашних хозяйств --------------------------
29
   2.3 Структура доходов и расходов населения Ивановской области-----
32
Заключение ----------------------------------------------------------------------------
Список литературы---------------------------------------------
Обратим внимание на то, что в Ивановской и Костромской областях на конец 2005 года зафиксирован практически одинаковый прирост в реальной начисленной заработной платы, хотя при этом прирост реальных совокупных денежных доходов населения Ивановской области ниже, чем у населения Костромской области. Этот факт, вероятнее всего, объясняет наличие у населения иных доходов, участвующих в общих денежных доходах, которые могли повлиять на финансовый результат доходов населения по итогам 2005 года. Для более подробного анализа необходимо рассмотреть структуру доходов населения в динамике за несколько лет.
Рассмотрим структуру доходов населения Центрального Федерального Округа (ЦФО) на примере нескольких регионов:
СТРУКТУРА ДЕНЕЖНЫХ 
ДОХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ 
(в процентах от общего объема 
денежных доходов)
| Доходы от предпринима-  | Оплата труда | Социальные  | Доходы от собственности | Другие доходы (включая скрытую заработную плату) | |||||||||||||||
| 1995 | 2004 | 2005 | 1990 | 1995 | 2004 | 2005 | 1990 | 1995 | 2004 | 2005 | 1990 | 1995 | 2004 | 2005 | 1990 | 1995 | 2004 | 2005 | |
| Центральный  | 15,8 | 9,9 | 9,9 | 25,7 | 32,4 | 34,6 | 10,3 | 12,2 | 11,6 | 6,6 | 12,3 | 17,9 | 41,6 | 33,2 | 26,0 | ||||
| Ивановская область | 17,5 | 11,5 | 11,1 | 68,7 | 39,4 | 48,7 | 48,4 | 19,6 | 23,1 | 26,4 | 28,0 | 3,1 | 4,6 | 4,1 | 3,6 | 8,6 | 15,4 | 9,3 | 8,9 | 
| Костромская область | 21,9 | 9,3 | 8,2 | 70,4 | 37,8 | 45,1 | 42,7 | 18,3 | 17,6 | 19,7 | 20,8 | 2,6 | 3,7 | 2,6 | 2,6 | 8,7 | 19,0 | 23,3 | 25,7 | 
| Ярославская область | 23,4 | 10,8 | 10,6 | 70,8 | 35,2 | 48,9 | 47,4 | 17,1 | 15,4 | 15,6 | 17,6 | 2,7 | 4,3 | 8,8 | 7,6 | 9,4 | 21,7 | 15,9 | 16,8 | 
Обратим внимание, что большую долю в структуре доходов населения Ивановской области занимает оплата труда (48,4%), на втором месте – социальные выплаты (28%) и на третьем месте – доходы от предпринимательской деятельности (11,1%).
В результате анализа приведенных данных мы можем сделать следующие выводы:
- в Ивановской области более 
успешно развита 
- основную долю совокупных доходов населения Ивановской области составляет реальная заработная плата (оплата труда) и социальные выплаты, что является показателем стабильности развивающейся экономики региона.
- в Костромской области второй 
долей в общих доходах по 
значимости после оплаты труда 
являются не социальные 
Далее рассмотрим динамику денежных расходов населения Ивановской области, в рублевом эквиваленте по данным ФСГС:
ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ 
РАСХОДЫ В СРЕДНЕМ НА ДУШУ НАСЕЛЕНИЯ 
(в месяц; рублей; 1990,1995 гг. - тыс. 
руб.)
| 1990 | 1995 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | Место, занимаемое  | |
| Центральный  | 0,189 | 526 | 2754 | 3581 | 4390 | 5314 | 6526 | 7944 | 1 | 
| Ивановская область | 0,147 | 224 | 759 | 944 | 1238 | 1534 | 1950 | 2423 | 81 | 
| Костромская область | 0,153 | 293 | 916 | 1149 | 1507 | 1865 | 2410 | 2924 | 71 | 
| Ярославская область | 0,156 | 340 | 1102 | 1439 | 1827 | 2243 | 2829 | 3719 | 51 | 
Из таблицы видно, что население Ивановской области имеет самые маленькие потребительские расходы среди представленных регионов.
Рассмотрим структуру потребительских расходов более подробно:
СТРУКТУРА ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ 
РАСХОДОВ ДОМАШНИХ ХОЗЯЙСТВ1) 
(по материалам выборочного 
обследования бюджетов домашних хозяйств; 
в процентах)
| Покупка продуктов питания | Покупка непродовольственных товаров | Покупка алкогольных напитков | Оплата услуг | |||||||||||||
| 1990 | 1995 | 2004 | 2005 | 1990 | 1995 | 2004 | 2005 | 1990 | 1995 | 2004 | 2005 | 1990 | 1995 | 2004 | 2005 | |
| Центральный  | 41,3 | 37,3 | ... | ... | 34,3 | 35,7 | ... | ... | 1,9 | 1,7 | ... | ... | 22,5 | 25,3 | ||
| Ивановская область | 38,1 | 60,8 | 49,5 | 47,7 | 42,5 | 24,0 | 25,7 | 23,4 | 6,1 | 2,4 | 1,9 | 1,7 | 13,3 | 12,8 | 22,9 | 27,2 | 
| Костромская область | 34,9 | 63,1 | 44,8 | 40,6 | 43,9 | 21,6 | 33,2 | 32,5 | 5,7 | 2,6 | 2,2 | 2,5 | 15,5 | 12,7 | 19,8 | 24,4 | 
| Ярославская область | 38,2 | 55,9 | 43,8 | 39,7 | 41,7 | 30,2 | 36,8 | 37,1 | 7,5 | 2,9 | 2,3 | 2,5 | 12,6 | 11,0 | 17,1 | 20,7 | 
| ___________  | ||||||||||||||||
В результате анализа приведенных данных мы можем сделать следующие выводы:
- несмотря на то, что доля расходов на покупку продовольственных товаров существенно больше всех остальных затрат, в динамике наблюдается тенденция снижения затрат в этой категории расходов.
- рост экономики и улучшения 
уровня жизни населения 
- исключительно положительная тенденция наблюдается в категории покупки алкоголя. По сравнению с другими регионами, представленными на сравнение – в Ивановской области самые минимальные расходы на эту категорию потребительских товаров.
Это объясняется тем, что Ивановская область в меньшей степени является туристической зоной, чем другие регионы, соответственно в ней более быстрыми темпами развивается предпринимательская деятельность и меньшая заинтересованность в алкогольной продукции.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
В настоящее время подход к понятию домашнего хозяйства как отдельной экономической ячейке глобальной экономической системы государства весьма неоднозначен. Следует отметить несколько отрицательных сторон развития управления финансами домашних хозяйств в стране.
Доходная часть бюджета домашних хозяйств, на мой взгляд, недостаточно зависит от социальных выплат, что характеризует нестабильность общей доходности населения и уязвимость ее в условиях экономических коллапсов. К примеру, протекающий в данное время МФК, указывает нам на социальную незащищенность населения (резкий упадок уровня заработной платы, а так же возросшая безработица, сразу выявили низкие пособия по безработице, пенсии и т.д.), резкие сокращения доходов – повлекли снижение покупательной способности населения, что привело к снижению темпов производств и, как следствие, рабочих вакансий на предприятиях.
Одной из глобальных проблем государства в регулировании бюджета домашних хозяйств является отсутствие четкого контроля цен потребительской корзины. За частую, мы наблюдаем следующую картину: увеличивая социальные выплаты населению, тем самым пытаясь создать финансовую «подушку безопасности» доходов домашних хозяйств – мы не контролируем параллельное увеличение цен потребительской корзины населения, что увеличивает расходную часть бюджета и не приносит реально ощутимой прибыли от увеличения соц. выплат.
Так же, стоит отметить глобальную проблему самих домашних хозяйств – на низком уровне находится контроль и анализ собственных расходов домашними хозяйствами. Кредитная практика потребительского кредитования в нашей стране показываем нам отсутствие четкого понимания собственных расходов и доходов. Рядовая картина, когда отдельное домашнее хозяйство не рассчитав стабильности своих доходов, кредитуется под них в банках, что при малейшем изменении доходов в сторону уменьшения, приводит к появлению долгов у домашних хозяйств перед банками.
В целом, так же нужно отметить и положительные тенденции в управлении финансами домашних хозяйств в Российской Федерации.
- Регулярное увеличение соц. выплат незащищенным социальным группам населения (пенсионеры, инвалиды).
- Усиление контроля регулирования розничных цен, борьба с массовой сверхприбылью монополистов.
- Увеличение уровня МРОТ.
- Постепенный переход на систему безналичных расчетов, банковские карты, что позволяет более точно анализировать денежные потоки населения в экономической структуре государства.
- Президентские программы поддержки малого и среднего бизнеса, субсидирование коммерческих банков для этих целей способствует развитию предпринимательской деятельности в стране.
- Усиление доверия населения к национальной валюте подтверждается ростом глобальным депозитным портфелем в Финансовом Институте Страны (в коммерческих банках), что увеличивает инвестиционную оборачиваемость финансовых поток в стране.
Из выше сказанного, следует сделать вывод: государство активно развивается в сфере анализа и управления финансами домашних хозяйств и это приносит определенные результаты. Однако при этом многое еще предстоит переосмыслить и поменять в существующей системе регулирования финансов домашних хозяйств, потому как менталитет населения нашей страны не позволяет слепо внедрять опыт иностранных экономических систем.
Список литературы