Виды, классификация и проблемы применения финансовых санкций в современной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 17:13, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы заключается в рассмотрении сущности финансовых санкций, механизм их применения, проблемы применения и изучение путей улучшения действующей системы финансовых санкций.
Задачи курсовой работы:
изучение теоретических организационно-правовых основ финансовых санкций в России;
механизм применения финансовых санкций;
проблемы применения финансовых санкций ;

Содержание

Введение……………………………………………….. 2-3 стр.
Глава 1. Финансовые санкции
1.1 Понятие финансовых санкций…………………….. 4-9 стр.
1.2 Виды и классификация финансовых санкций……10-18 стр.
1.3 Порядок применения финансовых санкций………18-24 стр.
Глава 2. Финансовый контроль
2.1 Понятие финансового контроля…………………... 24-26 стр.
2.2 Виды финансового контроля……………………… 26-31 стр.
Глава 3. Проблемы применения финансовых санкций в современной экономике и пути их решения. ………………………… 31-36 стр.
Заключение ……………………………………………… 37-38 стр.
Список использованной литературы ………………….. 39-40 стр.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по финансам.docx

— 65.74 Кб (Скачать файл)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ 
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ФАКУЛЬТЕТ ЗАОЧНОГО И ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Тема: Виды, классификация и проблемы применения финансовых санкций в современной экономике.

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

Кафедра учета и финансов

 

 

Направление «Экономика»

 

Профиль «Финансы и кредит»

 

Дисциплина «Финансы »

 

Оценка

Выполнил: Насретдинова М. В.

 

 

Группа: 15ЭФЗ  -201

 

Проверила:

Клейман А.В.

канд.экон.наук, доцент

   

 

Челябинск

2013

 

Содержание:

Введение……………………………………………….. 2-3 стр.

Глава 1. Финансовые санкции

1.1 Понятие финансовых санкций…………………….. 4-9 стр.

1.2 Виды и  классификация финансовых санкций……10-18 стр.

1.3 Порядок применения финансовых санкций………18-24 стр.

Глава 2. Финансовый контроль

2.1 Понятие финансового  контроля…………………...  24-26 стр.

2.2 Виды финансового контроля………………………  26-31 стр.

Глава 3. Проблемы применения финансовых санкций в современной экономике и пути их решения. ………………………… 31-36 стр.

Заключение ……………………………………………… 37-38 стр.

Список использованной литературы ………………….. 39-40 стр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

На сегодняшний день одним  из условий устойчивого развития рыночной экономики является эффективный  механизм выявления экономических  правонарушений и применение финансовых санкций к правонарушителям.

Финансовые санкции можно  определить как меры принудительного  воздействия, выраженные в денежной форме, применяемые к организациям в результате нарушения или действующего законодательства в финансово-хозяйственной  деятельности или закона.

Финансовые санкции являются выражением финансовой ответственности, что не означает, что сфера их применения лежит только в области  финансовых операций. Финансовая ответственность  относится к административной, а  потому санкции к ней применяются  наряду с уголовной или дисциплинарной ответственностью во всех отраслях права.

Финансовые санкции имеют  принципиальное значение для предупреждения нарушений финансового законодательства, наказания правонарушителя с  учетом его характеристики, а также  для компенсации потерь соответствующих  фондов денежных средств.

В большинстве стран с  развитой рыночной экономикой в активно  применяются финансовые санкции  в случае правонарушений, опираясь как на законодательные акты, так  и на условия заключенных договоров. Система финансовых санкций России существовала и в советский период, но в плане отношений между экономическими субъектами и государством, имеет начало с перехода экономики на рыночные отношения в 1991 году. В рамках данной курсовой работы будут рассмотрены финансовые санкции России в основных отраслях права.

Сегодня с финансовыми  санкциями могут столкнуться  выступающие в правоотношениях  от лица экономического субъекта или  субъекта бюджетного процесса. Необходима четко отлаженная система применения финансовых санкций для полноценного развития экономики, которая требует работы над выявлением и устранением недостатков, что придает актуальность выбранной теме.

Цель данной курсовой работы заключается в рассмотрении сущности финансовых санкций, механизм их применения, проблемы применения и  изучение путей  улучшения действующей системы  финансовых санкций.

Задачи курсовой работы:

изучение теоретических  организационно-правовых основ финансовых санкций в России;

механизм применения финансовых санкций;

проблемы применения финансовых санкций ;

Рассмотрение  направлений  совершенствования механизма финансовых санкций.

Источниками информации курсовой работы являются: федеральные законы, научная литература и статьи по заявленной теме.

 

 

Глава 1. Финансовые санкции.

1.1 Понятие финансовых  санкций

   Соблюдение финансово-правовых  норм обеспечивается возможностью государства применять меры принуждения за нарушение обязанностей, предусмотренных финансовым законодательством. Ответственность за финансовые правонарушения находит свое выражение в соответствующей части нормы права, называемой санкцией. Анализ действующих финансовых нормативно-правовых актов позволяет сделать вывод, что ретроспективная финансовая ответственность невозможна без взыскания с виновного лица финансовой санкции, так как финансовое законодательство не содержит института полного освобождения от ответственности по основаниям малозначительности содеянного, деятельного раскаяния либо снижения размера штрафа в зависимости от количества обстоятельств, смягчающих вину.

   Финансово-правые  санкции включены в общеправовую систему мер государственного принуждения, поэтому им свойственны все признаки юридических санкций. Согласно общей теории права санкцией признаются закрепленные в правовых нормах предписания о мерах принуждения за неисполнение обязанностей в целях защиты прав других лиц.

   Вместе с тем  финансово-правовая санкция представляет  собой форму реагирования государства на нарушение законодательства, регулирующего порядок аккумулирования, распределения и использования государственных и муниципальных денежных фондов и является внешним материальным выражением государственно-властного принуждения за совершение финансового проступка. Санкции в финансовом праве, тем самым, обладают рядом особенностей, обусловленных спецификой механизма правового регулирования отношений, складывающихся в процессе публичной финансовой деятельности.

   К определению  финансовых санкций можно выделить  два подхода:

  1. Как санкции за  нарушение финансового законодательства

   Под этим обычно  понимается вид финансовых санкций:  неустойка, блокировка счетов, штраф  и т. д.

  2. Как мера ответственности  в денежной форме за нарушение  норм законодательства или условий  договора

   Здесь мера ответственности выступает в значении «в какой мере человек добровольно, сознательно, намеренно, принял решение и действовал в соответствии с ним

   Финансово-правовая  санкция представляет собой элемент финансово-правовой нормы, предусматривающий неблагоприятные финансово-имущественные последствия неисполнения либо несоблюдения финансовых обязанностей, сформулированных в диспозициях финансово-правовых норм, и применяемый в особом процессуальном порядке.

   Финансовые санкции  — это меры государственного  принуж­дения, предусмотренные финансово-правовыми нормами, возла­гающими на правонарушителей дополнительные обременения в виде финансовых пеней и штрафов. Иначе говоря, финансово-пра­вовые санкции — это и есть меры финансово-правовой ответственности.

   За налоговые правонарушения  финансово-правовые санкции предусмотрены  в ст. 116-129, 132-135, а также в ст. 75 НК РФ.

   За бюджетные правонарушения  санкции предусматриваются в  ежегодно принимаемых законах  о бюджетах на очередной финансовый год.

   Финансово-правовые  санкции предусмотрены и в  ст. 124 Таможенного кодекса РФ.

   Особенность финансово-правовых  санкций про­является в их открытом перечне: ст. 282 БК РФ допускает возможность применения к нарушителям бюджетного законодательства иных мер в соответствии с федеральными законами.

   Установление финансово-правовых  санкций в бюджетном законодательстве  объясняется отсылочным характером  норм БК РФ, устанавливающих составы  бюджетных правонарушений. По замыслу  законодателя в бюджетных правоотношениях  меры от­ветственности и их размер должны содержаться в КоАП РФ. Однако такой подход разрывает охранительную финансово-пра­вовую норму, делает ее применение невозможной в силу разного предназначения финансового и административного права. К тому же санкции за финансовые правонарушения установлены КоАП РФ только по отношению к трем составам, остальные остались без мер государственной защиты. Поэтому пробелы действующего законодательства восполняются законодателем при принятии ежегодного федерального закона о федеральном бюджете.

   Особенность финансово-правовых  санкций проявляется в их предназначении  в системе охранительных финансовых правоотношений. Поскольку финансовая ответственность выполняет правовосстановительную и карательную функцию, то и финансово-правовые санкции нацелены на восполнение финансовых потерь государства, принудительное выполнение обязанностей, устранение противоправных состояний. Наличие восстановительных санкций не исключает необходимость воз­действия на правонарушителя с целью общей и частной превенции.

   Специфические признаки  позволяют отличить финансово-правовые  санкции от административно-правовых:

  - применяются в сфере  финансовой деятельности государства  за нарушение финансовой дисциплины;

  - они предусмотрены  нормами финансового права;

  - являются мерой финансовой  ответственности. Ее применение  предполагает оценку деяния как  финансового правонарушения и  его осуждение со стороны государства;

  - имеют имущественно-организационный характер, поскольку связаны с принудительным воздействием не просто на денежные средства правонарушителя (его имущество), а на фонды денежных средств, принадлежащие правонарушителю. При этом финансовые санкции необязательно предполагают, изъятие денежных средств - правонарушителя. Они могут быть направлены, на ограничения возможности пополнять соответствующий денежный фонд или использовать его средства;

  - основанием применения  является совершение финансового  правонарушения, которое состоит  в неисполнении виновным лицом  определенной денежной обязанности,  носящей публично-правовой характер;

  - могут применяться  как к физическим лицам, организациям  и к публично-правовым образованиям (субъектам Российской Федерации  и муниципальным образованиям);

  - в основе применения  лежит метод бесспорного списания  денежных средств со счетов  правонарушителей в банках и  иных кредитно-финансовых учреждениях;

  - денежные средства, изъятые у правонарушителя при  применении финансовой санкции,  подлежат зачислению в бюджет  соответствующего уровня или  в государственный или муниципальный  внебюджетный фонд, и таким образом  финансовые санкции являются  источником их формирования;

  - правовосстановительный и штрафной характер, который реализуется при устранении негативных последствий для публичных финансов, вызванных правонарушением, как правило, путем пополнения государственных и муниципальных централизованных фондов за счет взыскания денежных средств с правонарушителя;

  - имеют специфические  виды принуждения;

  - для них характерен  специальный порядок применения  и круг органов, их применяющих.

   Финансово-правовые  санкции применяются к субъектам  финансовых правоотношений, которые  являются реальными участниками  конкретных правоотношений. В теории  финансового права данный круг  субъектов разделяется на три  основные группы: общественно-территориальные  образования, коллективные субъекты, индивидуальные субъекты.

   Субъект финансового  права, привлекаемый к финансовой  ответственности, вправе оспаривать  взыскание санкций любого вида, участвовать в производстве по исследованию обстоятельств совершения правонарушения.

   Размеры финансовых  санкций предусматриваются специальными статьями нормативных правовых актов отраслевого зако­нодательства, устанавливаются и применяются, как правило, в виде денежных взысканий относительно лица, признанного виновным в совершении финансового правонарушения. Денеж­ная форма финансовых санкций обусловлена характером финансовых обязанностей субъектов финансового права, которые также выражены в денежной форме: налогоплательщик обязан уплачивать налоги в денежной форме; распорядители бюджет­ных средств обязаны их использовать по целевому назначению; предприятия обязаны совершать денежные расчеты между собой в безналичной форме, перечислять валютную выручку на счета в уполномоченных банках и т. д.

   Несмотря на различные  способы исчисления, все финансовые санкции имеют общую юридическую природу и характерную особенность, заключающуюся в смене права собственности посредством принудительного изъятия денежных средств у фи­зического лица или организации в пользу государства. Тем не менее, процессуальный порядок применения финансово-право­вых санкций зависит от их вида.

   Нарушение финансового  законодательства неминуемо при­чиняет вред имущественным интересам государства, поэтому задача финансовых санкций состоит в максимальной нейтрали­зации денежных потерь казны, восстановлении нарушенных прав и наказании правонарушителя.

Функции финансовых санкций

   Значение финансовых  санкций можно определить исходя  из основных функций, исполняемых  ею.

   Штрафная функция  финансово-правовой ответственности  реализуется в виде наказания  и выступает как реакция государства  на вред, причиненный общественным  отношениям. Применение штрафных  санкций должно соответствовать  принципу индивидуализации ответственности  и зависеть от характера и  степени общественной опасности  с учетом формы вины, мотива, цели, смягчающих и отягчающих ответственность  обстоятельств, что наиболее полно  отражено в главе 15 Налогового  кодекса РФ.

Информация о работе Виды, классификация и проблемы применения финансовых санкций в современной экономике