Оглавление
Принципы валютного регулирования
и валютного контроля в России
Валютный опцион.
Объекты и субъекты валютного
регулирования
Список Литературы
Принципы валютного
регулирования и валютного контроля
в России
Основными принципами валютного
регулирования и валютного контроля
в Российской Федерации являются:
- приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования;
- исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов;
- единство внешней и внутренней валютной политики Российской Федерации;
- единство системы валютного регулирования и валютного контроля;
- обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.
Понятие
валютного регулирования
Государственное регулирование
– это одна из форм управления обществом.
Оно осуществляется с помощью
совокупности имеющихся в арсенале
данного государства мер с
целью создания определенного правопорядка.
Валютное регулирование представляет
собой комплекс осуществляемых государственными
органами мер (законодательных, административных,
экономических и организационных), направленных
на:
- создание и обеспечение
функционирования государственных
органов валютного регулирования
и валютного контроля;
- установление и реализацию
определенного порядка проведения
операций с валютными ценностями
на внутреннем валютном рынке;
- установление порядка
перемещения валютных ценностей
за пределы государства или
на его территорию из-за рубежа
и режима осуществления иностранных
инвестиций;
- обеспечение и защиту
имущественных прав на валютные ценности;
- регламентацию международных
расчетов;
- поддержание стабильного
курса национальной валюты и
национального платежного баланса;
- обеспечение желательного
(интеграционного или изоляционистского)
режима взаимодействия страны
с мировым валютным рынком.
Элементы
валютного регулирования
К основным элементам валютного
регулирования можно отнести:
- Установление порядка проведения валютных операций;
- Определение условий и порядка формирования валютного резерва страны и валютных фондов;
Виды
валютного регулирования
Межгосударственное валютное
регулирование осуществляется в
целях создания рамочного механизма,
который способствует обмену товарами
и услугами и движению капиталов
между сторонами и обеспечивает
устойчивый экономический рост путем:
- координации валютной
политики отдельных стран и общеэкономической
интеграции;
- принятия совместных
мер по преодолению кризисных ситуаций;
- согласования валютной
политики стран – участниц
соглашения в отношении третьих стран.
Проведение международной
валютной политики представляет собой
чрезвычайно трудную задачу, что
объясняется столкновением национальных
интересов стран, имеющих различный
уровень экономического развития и
зачастую преследующих совершенно противоположные
экономические и политические цели.
Внутренне валютное регулирование по
своей природе направлено на установление
контроля со стороны государства за внешними
(экспортными и импортными) и внутренними
(межрегиональными) валютными потоками,
а также за ситуацией на внутреннем валютном
рынке с целью поддержания равновесия
платежного баланса государства и устойчивости
национальной валюты. Особенно важную
роль играет валютное регулирование в
странах, где национальная валюта является
частично конвертируемой или неконвертируемой
(замкнутой). Валютное регулирование на
любом уровне его осуществления может
быть прямым (когда осуществляется путем
издания нормативных правовых актов и
совершения конкретных административных
действий органами государственной власти)
и косвенным (когда используются экономические,
в частности кредитно-финансовые, рычаги
влияния на поведение субъектов валютного
рынка, например изменение учетной ставки
центрального банка страны).
Правовые
основы валютного контроля
Валютный контроль – один
из видов финансового контроля, осуществляемый
при проведении валютных операций.
Основными направлениями
валютного контроля являются:
- Определение соответствия проводимых операций законодательству и наличие необходимых для них лицензий и разрешений
- Проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, а также обязательств по продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке
Валютный
контроль.
Главным нормативно-правовым
актом, регулирующим валютные отношения,
является Федеральный закон от 10
декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании
и валютном контроле".
Валютное
законодательство
Реализация валютной политики
любого государства опосредуется валютным
законодательством – совокупностью
нормативных правовых актов, регулирующих
порядок совершения валютных сделок
и валютных операций резидентами
и нерезидентами на территории страны
и резидентами за ее пределами, межгосударственных
двух и многосторонних валютных и
инвестиционных соглашений.
Актами валютного законодательства
могут служить лишь те акты государственных
органов, которые являются нормативными
и правовыми, т.е. представляют собой
письменный официальный документ, принятый
(изданный) в определенной форме
правотворческим органом в пределах
его компетенции и направленный
на установление, изменение или отмену
правовых норм, которые определяются
как общеобязательные государственные
предписания постоянного или
временного характера, рассчитанные на
многократное применение.
В настоящее время все
акты валютного законодательства могут
быть классифицированы по юридической
силе следующим образом:
1. Конституция Российской
Федерации, Конституция и Уставы
субъектов Российской Федерации.
Конституция Российской Федерации
от 12.12.93 содержит лишь две нормы, касающиеся
валютно-правовой сферы. Прежде всего,
это положение о том, что валютное
регулирование относится к исключительной
компетенции Российской Федерации
(п. «ж» ст.71). Это означает, что
в ведении компетентных федеральных
органов находится как установление
порядка совершения валютных операций,
так и формирование систем валютного
регулирования и контроля. Представляется,
что данное положение исключает
возможность участия субъектов
Российской Федерации в процессе
осуществления валютного регулирования.
Вторая норма Конституции Российской
Федерации, входящая в валютное законодательство,
устанавливает обязательность рассмотрения
Советом Федерации Федерального Собрания
Российской Федерации всех законопроектов
по вопросам валютного регулирования
(п. «в» ст.106 Конституции Российской Федерации).
2. Международные договоры
и соглашения Российской Федерации.
Сюда можно отнести
три группы актов.
1). Межгосударственные договоры
и соглашения, касающиеся наиболее
существенных вопросов валютного
регулирования:
- участия РФ в международных
финансовых организациях
- участия Российской Федерации
в многосторонних экономических соглашениях,
предусматривающих координацию и согласование
валютной политики (ст.3,4, 14-17 Договора
стран СНГ от 23.09.93 г. «О создании экономического
союза»).
- установления особого
валютно-правового режима в отношениях
с отдельными странами (Соглашение
стран СНГ от 09.09.94 «О порядке
перевода денежных средств гражданам
по социально значимым неторговым
платежам»).
2). Межправительственные
соглашения об особенностях осуществления
отдельных видов валютных операций
в отношениях между договаривающимися
странами:
- п.1.2. ст.2 Соглашения между
Правительством Российской Федерации
и Правительством Республики
Беларусь от 06.01.95 г. «О Таможенном
союзе»;
- Протокол об упрощенном
порядке таможенного оформления
товаров, не предназначенных для
производственной и иной коммерческой
деятельности, и валюты, перемещаемых
физическими лицами через таможенные
границы государств – участников
Таможенного союза от 22.01.98 г.;
- ст.1, 7-9 Соглашения об
обеспечении свободного и равного
права пересечения физическими
лицами границ государств –
участников Таможенного союза
и беспрепятственного перемещения
ими товаров и валюты, утвержденного
Решением Совета глав правительств
при Межгосударственном совете
Республики Беларусь, Республики
Казахстан, Кыргызской Республики
и Российской Федерации от 24.11.98
г.;
- Соглашение между Правительством
Российской Федерации и Правительством
Туркменистана от 02.06.93 г. «О неторговых
платежах».
3) Межведомственные соглашения
о порядке осуществления отдельных
видов операций:
- Соглашение между Минфином
России и Минфином Эстонской
Республики от 13.05.93 г. «О неторговых
платежах»;
- Соглашение между Банком
России и Национальным Банком
Грузии от 10.01.97 г. «Об организации
расчетов».
4) Кодексы Российской
Федерации.
В условиях отсутствия специального
Валютного кодекса, действующие
кодексы содержат лишь отдельные
нормы, регулирующие валютные правоотношения
преимущественно в части вопросов
юридической ответственности за
нарушение правил совершения валютных
операций. В их числе необходимо
назвать:
- Уголовный Кодекс Российской Федерации от 13.06.96 № 63-ФЗ устанавливает уголовную ответственность:
- за контрабанду (ст.188);
- незаконный оборот драгоценных
металлов, природных драгоценных
камней или жемчуга (ст. 191);
- за нарушение правил
сдачи государству драгоценных
металлов и драгоценных камней
(ст. 192);
- за невозвращение из-за
границы средств в иностранной
валюте (ст. 193);
- Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации от 30.12. 2001 №195-ФЗ
- Таможенный Кодекс Российской Федерации от 28.05. 2003 № 61-ФЗ
- Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.94 №51-ФЗ и (часть вторая) от 26.01.96 №14-ФЗ, который:
- содержит лишь отсылочные
нормы, предполагающие использование
иностранной валюты при осуществлении
гражданско-правовых сделок, равно
как и совершение сделок с
валютными ценностями, лишь в
случаях и порядке, предусмотренных
специальным законодательством
(п.2 ст.140, ч.1 ст.141, п.3 ст.317);
- провозглашает равную
защиту права собственности на
валютные ценности(ч.2 ст.141).
Главным же образом Гражданский
Кодекс Российской Федерации определяет
общие условия совершения сделок,
распространяющиеся и на сделки, осложненные
валютным элементом, предусматривая специальный
режим их осуществления только при
совершении сделок купли-продажи (п.2 ст.454,
п.4 ст.498), займа (п.2 ст.807) и хранения
(п.1 ст.921, п.1,2 ст.925);
- Бюджетный Кодекс Российской Федерации от 31.07.98 №145-ФЗ, который:
- определяет понятие внешнего
долга (ст.6);
- устанавливает возможность
пополнения государственных запасов
драгоценных металлов и драгоценных
камней исключительно за счет
средств федерального бюджета
(ст.84);
- определяет понятия государственных
внешних заимствований Российской
Федерации и ее субъектов;
- запрещает осуществлять
муниципальные заимствования в
иностранной валюте;
- определяет в качестве
внешних источников финансирования
дефицита федерального бюджета
кредиты и займы в иностранной
валюте;
- регламентирует порядок:
осуществления государственных
внешних заимствований;
установления предельных
объемов государственного внешнего
долга и государственных внешних
заимствований;
предоставления государственных
валютных гарантий Российской Федерации
и государственных кредитов;