Валютная политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 09:22, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является исследование теоретических, и практических аспектов формирования валютной политики государства в условиях перехода к рыночному хозяйствованию, выявление особенностей развития валютной политики России, формы и методы ее регулирования.
Задачи:
- рассмотреть понятие и сущность валютной политики государства;
- рассмотреть методы регулирования валютного курса и валютные режимы.

Содержание

ВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 2. ВАЛЮТНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА 8
ГЛАВА 3. ФОРМЫ ВАЛЮТНОЙ ПОЛИТИКИ 14
Девизная политика 15
3.1.Дисконтная политика 16
3.2. Протекционные меры 21
3.3. Режим валютного курса 23
Заключение 26
Список литературы 28

Вложенные файлы: 1 файл

введение новый 1.docx

— 60.16 Кб (Скачать файл)

 

Оглавление

ВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 2. ВАЛЮТНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА 8

ГЛАВА 3. ФОРМЫ ВАЛЮТНОЙ ПОЛИТИКИ 14

Девизная  политика 15

3.1.Дисконтная политика 16

3.2. Протекционные меры 21

3.3. Режим валютного курса 23

Заключение 26

Список  литературы 28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВЕДЕНИЕ

 

С переходом к рыночным условиям хозяйствования по мере дальнейшей интернационализации российской экономики  адекватная валютная политика государства  становится важнейшим инструментом интеграции России в мировое экономическое  сообщество, способом расширения международных  торгово-финансовых связей и укрепления валютно-финансового положения страны. Мировой финансовый кризис, охвативший в течение 1997-1998 гг. многие страны с  переходной экономикой и ускоривший валютный кризис в России, не только показал тесную связь российской экономики с мировой валютно-финансовой системой, но и заставил по-иному  оценить роль и место валютной политики в государстве, провозгласившем  приверженность рыночным принципам хозяйствования.

Российский валютно-финансовый кризис 1998 года, результатом которого явилась неспособность государства  своевременно и полностью обслуживать  внутренний и внешний долг, отказ  ЦБ РФ от проводимой в течение трех последних лет политики управляемого валютного курса и последовавшая  за этим глубокая девальвация российского  рубля обозначили остроту проблемы выбора государством адекватной валютной политики в условиях переходной экономики  как в области курсообразования, так и в части валютного  регулирования и управления внешним  долгом.

Задача совершенствования  валютной политики Российским государством и проблема выбора адекватной позиции  в изменяющейся мировой валютно-финансовой системе определяют особую актуальность исследования валютной политики России в условиях переходной экономики.

При этом правильный выбор  концепции формирования и развития валютной политики государства в  послекризисный период, определение  ее приоритетных направлений в условиях отсутствия эффективной системы  трансформации внутренних сбережений в инвестиции, "долларизации" экономики  и значительного внешнего долга  государства невозможны без качественного анализа результатов валютной политики, проводимой государством с 1991 года по настоящее время, выявления специфических черт и особенностей созданной за этот период валютной системы России, оценки достигнутых успехов и допущенных ошибок.

Валютная политика направлена на достижение главных целей экономической  политики государства - обеспечить устойчивость экономического роста, сдержать инфляцию и рост безработицы.

Целью работы является исследование теоретических, и практических аспектов формирования валютной политики государства в условиях перехода к рыночному хозяйствованию, выявление особенностей развития валютной политики России,  формы и методы ее регулирования.

Задачи:

- рассмотреть понятие и сущность валютной политики государства;

- рассмотреть методы регулирования  валютного курса и валютные  режимы.

 

 

ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ ВАЛЮТНЫХ ОТНОШЕНИЙ И ИХ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Национальная валютная система  – это форма организации валютных отношений страны, закрепленная нац. законодательством.

 Операции с иностранной валютой совершаются согласно Закону РФ «О валютном регулировании и валютном контроле», Указу Президента РФ, постановлению Правительства РФ, нормативным документам Центрального банка РФ и Министерства финансов РФ. Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле», принятый 9 октября 1992 г. (№ 3615-1), является основным нормативно-правовым регулятором валютных отношений в России.

Валютные отношения —  это одна из разновидностей денежных отношений, которая возникает при  функционировании денег в международном  обороте. Кроме того, валютные отношения  включают повседневные связи, в которые  вступают частные лица, фирмы, банки  на валютных и денежных рынках с  целью осуществления международных  расчетов, кредитных и валютных операций. Валютные отношения представляют собой совокупность экономических отношений, которые обслуживаются валютой и возникают в процессе межгосударственного обмена результатами деятельности национальных хозяйств. На практике валютные отношения тесно переплетаются с внутренними денежными отношениями и являются их продолжением. Национальные деньги приобретают форму валюты в момент, когда они переходят национальные таможенные границы. В связи с этим национальный валютный рынок каждой страны является составляющей ее денежного рынка. Валютное законодательство тесно взаимосвязано с денежным законодательством, а развитие валютных отношений во многом повторяет развитие внутригосударственных денежных отношений.

Уровень развития валютных отношений страны зависит от состояния  экономики и уровня ее интеграции в мировое хозяйство. Чем выше развита в стране внешняя торговля, ее кредитные, инвестиционные и другие связи с внешним миром, тем более масштабными являются и ее валютные отношения. И наоборот, высокий уровень развития валютных отношений положительно влияет на динамику национальной экономики, на укрепление ее связей с внешним миром.

Участниками валютных отношений  могут быть: правительства и их отдельные структуры, центральные, коммерческие и иные банки, юридические  и физические лица, а также различные  международные организации, в том  числе МВФ, МБРР, ЕБРР и другие международные  финансовые институты.

Валютные отношения существуют как внутри каждого государства, так и между государствами  и регулируются как на государственном, так и на межгосударственном уровнях. Регулирование валютных отношений (валютное регулирование) представляет собой одно из средств валютной политики в решение тех или иных валютных проблем как внутри страны, так и между странами.

Так как цели валютной политики разных стран не всегда совпадают, а  иногда и прямо противоположны, то возникла необходимость в координации  валютных отношений не только на государственном, но и на межгосударственном уровне. Первоначально межгосударственное регулирование (начиная с Парижской  конференции 1887 г.) осуществлялось на уровне совещаний и конференций глав правительств экономически развитых государств.

С 1947 г. функции межгосударственного  координатора валютных отношений взял на себя Международный валютный фонд, созданный в том же году и предназначенный  для межгосударственного регулирования  валютных отношений. Поэтому МВФ  и до сего дня является институциональной  основой валютного регулирования  в мировой валютной системе, рекомендации которого учитываются практически  всеми странами, хотя межгосударственное регулирование на уровне глав правительств ведущих стран мира также периодически осуществляется.

Валютные отношения возникают  между разными лицами: между экспортерами и импортерами; между ними и банками, их обслуживающими; между самими банками, как коммерческими, так и центральными; между физическими лицами, как  гражданами одной страны, так и  гражданами разных стран и рядом  других физических и юридических  лиц, которые являются участниками (субъектами) валютных отношений. Однако, при осуществлении валютных операций к ним предъявляются неодинаковые требования в связи с наличием в стране валютного регулирования  и, соответственно, тех или иных валютных ограничений. Поэтому все субъекты валютных отношений с точки зрения валютного регулирования делятся  на две большие группы: резиденты  и нерезиденты.

К резидентам, и к нерезидентам относятся, в первую очередь, физические лица. Различия между резидентами  и нерезидентами в данном случае касаются того, где постоянно проживает  физическое лицо. Если речь идет о резиденте  конкретной страны, то это физическое лицо (будь-то гражданин данной страны, лицо без гражданства или, даже, гражданин  другой страны), которое постоянно  проживает в стране, о которой  идет речь, хотя временно оно может  находиться на территории другого государства. Если же речь идет о нерезиденте  данной страны, то такое физическое лицо (будь-то иностранец, либо лицо без  гражданства или гражданин рассматриваемой  страны) должно постоянно проживать  на территории другого государства, хотя временно может находится в  данной стране.

Деление субъектов валютных правоотношений на резидентов и нерезидентов обусловлено разным объемом представленных им прав и обязанностей по совершению различных валютных операций и сделок.

Обязательной принадлежностью  любого юридического или физического  лица, осуществляющего валютные операции, является наличие счета в иностранной  валюте.

ГЛАВА 2. ВАЛЮТНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА

В системе регулирования  рыночной экономики важное место  занимает валютная политика — совокупность мероприятий, осуществляемых в сфере  международных валютноэкономических отношений в соответствии с текущими и стратегическими целями страны. Она направлена на достижение главных  целей экономической политики: обеспечить устойчивость экономического роста, сдержать рост безработицы и инфляции, поддержать равновесие платежного баланса.

Юридически валютная политика оформляется валютным законодательством, которое регулирует порядок совершения операций с валютными ценностями.

Средством реализации валютной политики России является валютное регулирование.

Валютная политика в России в зависимости от её целей и  форм имеет две основные разновидности. Одной из них является осуществление  стратегических, структурных, долговременных изменений в национальном валютном механизме, другой – повседневное, оперативное регулирование текущей  валютной конъюнктуры.

Цель стратегической, структурной  политики России состоит в формировании цельной валютной системы, которая  должна соответствовать, с одной  стороны, условиям рыночной экономики, а с другой – структурным принципам  мировой валютной системы, зафиксированным  в уставе Международного Валютного  Фонда. Это предполагает:

  1. образование полномасштабного внутреннего валютного рынка;
  2. формирование рынка золота и других драгоценных металлов;
  3. введение свободной конвертируемости рубля по текущим международным операциям;
  4. установление единого курса рубля по отношению к иностранным валютам;
  5. преодоление долларизации экономики;
  6. интегрирование национального валютного механизма в мировую валютную систему, полноправное участие России в деятельности мировых финансовых организаций.

         В своем развитии, валютная политика  прошла несколько этапов:

- первый этап: декабрь  1991 - июль 1995 года В течение этого  периода формировались организационная  и институциональная основы валютной  системы России.

- второй этап: август 1995 - август 1998 года. Этот период характеризуется  антиинфляционной направленностью  общеэкономической и, соответственно, валютной политики государства,  ключевая роль в которой отводилась  курсовой политики как основному  инструменту сдерживания инфляционного  процесса.

- третий этап: сентябрь 1998 года - по настоящее время. На  этом этапе валютная политика  государства направлена на преодоление  последствий валютного кризиса  августа 1998 года.

В течение 1991-1995 годов в  России сформировалась национальная валютная система, с характерной для рыночного  типа экономики организационно-правовой структурой в форме национального  валютного рынка, органов государственного регулирования, деятельность которых  регламентируется валютным законодательством России.  Сформировался режим внутренней конвертируемости рубля по текущим операциям. При этом в течение первого периода реформ была также устранена множественная система валютных курсов и совершен переход к плавающему курсовому режиму. В то же время обострившиеся в конце 1994 года внутриэкономические проблемы, проявившиеся в однодневной 25% девальвации национальной валюты, обусловили необходимость существенных корректив в экономической политике государства, поставив во главу угла снижение инфляции, укрепление курса национальной валюты и дедолларизацию экономики в качестве ее приоритетных целей. Принятие в начале 1995 года Правительством РФ и Центральным Банком России среднесрочной экономической программы развития государства, стратегическая цель которой заключалась в формировании механизма стимулирования высокоэффективных инвестиций, благоприятного инвестиционного климата и достижения финансовой стабилизации, предопределило антиинфляционную направленность валютной политики государства.

Центральная роль в разработанной  антиинфляционной валютной политике отводилась курсовой политике, а именно, режиму управляемого валютного курса как  отвечающему в наибольшей степени  задачам снижения инфляции и одновременного возобновления экономического роста. Переход от режима плавающего к режиму управляемого валютного курса в июле 1995 года стал возможен благодаря согласованной жесткой денежно-кредитной и бюджетной политики государства. Использование с июля 1995 года по июль 1996 года "горизонтального валютного коридора" как разновидности режима управляемого валютного курса, способствовало закреплению наметившейся с начала 1995 года тенденции снижения инфляции. Улучшение ряда макроэкономических индикаторов состояния экономики в течение 1995 - начале 1996 годов позволили России получить в конце 1996 года международный кредитный рейтинг.

Информация о работе Валютная политика государства