Бюджетный дифицит и источники его финансирования в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2014 в 13:38, реферат

Краткое описание

Актуальность исследования бюджетного дефицита и источников его финансирования заключается в значении, которое играет дефицит и его состояние в обеспечении сбалансированности и стабильности финансовой системы страны, и даже в ее положении на международной арене. Показатель дефицита бюджета является одним из основных макроэкономических показателей, характеризующих устойчивость страны. Поэтому необходимо научное осмысление и новые подходы к правовому регулированию такой сложной сферы общественных отношений, какой является бюджетный дефицит и источники его покрытия.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................3
1. Особенности правового регулирования бюджетного дефицита в системе бюджетного процесса ......4
2. Сущность бюджетного дефицита...................................................................7
3. Источники финансирования дефицита бюджета................................11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...................................................................................................14
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.................................................................................15

Вложенные файлы: 1 файл

Финансы и кредит.doc

— 64.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

БЮДЖЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ  И ИСТОЧНИКИ ЕГО ФИНАНСИРОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................3

1.  Особенности  правового регулирования  бюджетного дефицита в системе бюджетного процесса   ..........................................................................4

2. Сущность  бюджетного дефицита...................................................................7

3. Источники  финансирования дефицита бюджета................................11 ЗАКЛЮЧЕНИЕ...................................................................................................14

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.................................................................................15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность исследования бюджетного дефицита и источников его  финансирования заключается в значении, которое играет дефицит и его  состояние в обеспечении сбалансированности и стабильности финансовой системы страны, и даже в ее положении на  международной арене.   

Показатель дефицита бюджета является одним из основных макроэкономических показателей,   характеризующих  устойчивость  страны.  Поэтому  необходимо научное осмысление и  новые подходы к правовому регулированию такой сложной сферы общественных отношений, какой является  бюджетный дефицит и источники его покрытия.

Целью данной работы является определение  факторов, влияющих на состояние дефицита бюджета  и исследование методов  его регулирования.

 Для достижения этой цели в ходе работы решались следующие задачи:

- охарактеризовать особенности правового регулирования  бюджетного дефицита в системе бюджетного процесса;

-   изучить сущность  дефицита бюджета;

- охарактеризовать  современное  состояние платежного баланса и факторы влияния на него;

- определить источники   финансирования дефицита бюджета.

Объектом исследования является бюджетная система Российской Федерации.

Объектом исследования являются показатели, характеризующие  состояние бюджетного дефицита и источников его финансирования.

 Информационной базой для написания работы послужили работы авторов: Голубева А.В.,   Комягина Д.Л.

В ходе исследования так  же использовалось законодательство, нормативно-правовые документы, регламентирующие бюджетный процесс.

 

 

1.   Особенности правового  регулирования  бюджетного дефицита  в системе бюджетного процесса  

 

В целях исследования вопросов бюджетного дефицита и источников его финансирования необходимо рассмотреть систему  финансовых отношений в целом, поскольку бюджетный дефицит является одним из показателей, определяющих макроэкономическую  финансовую ситуацию в стране.

Финансовая система любого государства - это совокупность финансовых отношений, то есть способов и методов обращения, распределения и использования денежных средств для решения экономических, социальных и политических задач государства. Правовую основу финансовой системы России составляют Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Бюджетный кодекс РФ, Федеральные законы и указы Президента РФ. В соответствии с данными нормативными правовыми актами финансовая система Российской Федерации - это совокупность всех входящих в финансы Российской Федерации звеньев в их взаимосвязи.

Формированию эффективного механизма  бюджетной  системы, направленного на создание долгосрочной стратегии развития национальной, социально-ориентированной экономики России способствует правовое регулирование бюджетной сферы.

Бюджетное законодательство призвано разрешить проблемы регулирования  вопросов разграничения полномочий между уровнями бюджетной системы, определения принципов формирования доходной и расходной части бюджетов, объема прав РФ, ее субъектов и муниципальных образований при формировании бюджетов, полномочий, методов и принципов деятельности и взаимодействия различных государственных органов в бюджетной сфере и многого другого.

Правовое регулирование  бюджетной системы производится посредством бюджетного законодательства Российской Федерации.  Причём, основной принцип бюджетной системы Российской Федерации - принцип единства бюджетной системы,  в первую очередь означает единство бюджетного законодательства.

 Возглавляет систему бюджетного законодательства Бюджетный Кодекс Российской Федерации. Это прямо закреплено в части  2 статьи 2 Бюджетного Кодекса: федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты представительных органов муниципальных образований, регулирующие бюджетные отношения, не могут противоречить Бюджетному кодексу РФ.

К источникам бюджетного права на федеральном уровне относятся, например, Федеральные законы:  от 26 апреля 2007 г. N 63-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации», от 30 ноября 2011 г. № 371-ФЗ «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов»  и др.

Бюджетное законодательство Российской Федерации, принятое на региональном уровне, состоит из законов субъектов РФ:

- о бюджетах субъектов  Российской Федерации, например: Закон Волгоградской области  от 20.12.2012 г. № 2139-ОД «Об областном  бюджете на 2011 год и плановый  период 2012 и 2013 годов».

-   о бюджетах  территориальных государственных внебюджетных фондов, например: Закон  г. Москвы от 28 сентября 2011 г. N 41 «О бюджете Московского городского фонда обязательного медицинского страхования на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов»;

- регулирующих бюджетные отношения, таких как, например, законодательные акты общего действия, регулирующие бюджетное устройство и бюджетный процесс в субъекте РФ: Закон Волгоградской области от 11 июня 2008 г. № 1694-ОД «О бюджетном процессе в Волгоградской области». 

В соответствии с бюджетным законодательством нормативно-правовые акты представительных органов местного самоуправления о регулировании бюджетных отношений на уровне муниципальных образований,  о принятии  бюджета на очередной финансовый год и плановый период, о принятии отчета о бюджете за прошедший финансовый год, не являются  законодательными правовыми актами. Тем не менее, в соответствии с Бюджетным кодексом  данные нормативные правовые документы представительных органов   местного самоуправления  относятся к бюджетному законодательству.

Практика применения законодательства в различных сферах общественных отношений свидетельствует  о том, что законодательство, сформированное на основе предварительного научного осмысления вопросов, подлежащих законодательному регулированию,  наиболее полно учитывает факторы, влияющие на успешное развитие регулируемых процессов в соответствующих экономических условиях.

При изучении источников,  раскрывающих  тему вопроса влияния  факторов  на состояние бюджетного дефицита и  методов его регулирования,   выясняется, что научным сообществом эта тема раскрыта недостаточно. Анализ системы правового регулирования бюджетного процесса, сформированной без учета  мнения научного сообщества, выявляет  существенные противоречия в бюджетном законодательстве. В научных публикациях отмечается, что определение ряда категорий, используемых в бюджетном процессе, не соответствует их роли в регулировании бюджетных отношений. 

Так, Голубев А.В.  в  публикации «Расходы бюджетов как финансово-правовое понятие» отмечает: «понятие "дефицит бюджета" определяется ст. 6 БК РФ как превышение расходов бюджета над его доходами. При этом доходами бюджета признаются поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся источниками финансирования дефицита бюджета. Если понимать расходы бюджетов как имеющиеся в бюджете денежные средства, выплачиваемые в целях финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления, то возможное образование дефицита бюджета будет означать, что из бюджета выплачиваются средства в большем объеме, чем поступило в бюджет в виде доходов. С учетом того что в расходы бюджета не включаются средства, являющиеся источниками финансирования дефицита бюджета, создается ситуация, при которой возникновение дефицита бюджета становится невозможным»1.

Рассмотрев вопросы  правового регулирования бюджетных  отношений, мы увидели, что они приобретают все большую актуальность в социально-экономической сфере жизни страны, поскольку в нормах бюджетного права закрепляются общие принципы и формы финансовой деятельности государства в бюджетной сфере. Однако, ряд противоречий, в том числе связанных с дефицитом бюджета, не находит законодательного урегулирования в  бюджетном законодательстве, что отрицательно влияет на развитие бюджетного процесса.

2.  Сущность  бюджетного дефицита

 

Дефицит бюджета возникает  в результате возникновения в  рамках бюджетного процесса новых обязательств при отсутствии источников  их финансирования. Кроме того, дефицит бюджета может образоваться или увеличится в объемах в результате изменения мировой макроэкономической ситуации. В качестве примера можно привести предкризисную ситуацию, отмеченную в выступлении  Президента РФ Медведева Д.А. на заседании Совета законодателей в Москве  в  марте 2009 года: "Нам надо понимать, что ряд наших возможностей определяется текущей макроэкономической ситуацией, в том числе мировой макроэкономической ситуацией. Если в результате кризисных явлений цены на нефть, которые заложены в условиях развития нашей страны, будут критически падать, нам придется принимать дополнительные ограничительные меры. В очередной раз встанет и вопрос бюджетного дефицита»2.

Вопрос бюджетного дефицита волнует  большинство государств мира. Одной  из приоритетных целей государственных  заимствований является покрытие бюджетного дефицита.  Государственные заимствования  на покрытие бюджетного дефицита производятся в целях реализации такого бюджетного принципа, как сбалансированность бюджета, который предусматривает, что объем расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.   

Практика государственных заимствований показывает, что бесконтрольная растрата заемного капитала не дает "обратного эффекта" и способствует увеличению дефицита бюджета за счет как увеличивающегося основного долга, так и процентных платежей.

Покрытие дефицита как бюджетная  цель управления государственным долгом Российской Федерации применительно к принципу эффективности и экономности должно быть обусловлено финансированием конкретных капитальных вложений, которые дают возможность в дальнейшем частично или полностью возвращать долги за счет эффективно вложенных заемных средств. Принцип инвестиционной ориентированности бюджетных средств состоит в том, что заемные средства, которые идут на покрытие бюджетного дефицита и на увеличение сбалансированности государственного бюджета, должны носить инвестиционный характер.

Федеральный бюджет, по сути, представляет собой основной финансовый план государства, через который мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для  исполнения расходных обязательств Российской Федерации.

В соответствии с Бюджетным кодексом дефицит федерального бюджета определяется как разница между общим объемом расходов и общим объемом доходов федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период и утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

Дефицит бюджетов и возникающая  в связи с этим необходимость   привлечения бюджетных кредитов  от других бюджетов бюджетной системы  Российской Федерации является основной причиной роста внутреннего займа  субъектов РФ.

Исходя из государственного устройства бюджетная система Российской Федерации состоит из 83-х бюджетов субъектов РФ (ранее, до 30 ноября 2005 года их было 89), в том числе из 21-го республиканского бюджета, 9-и краевых бюджетов, 46-и бюджетов субъектов РФ, 2-х бюджетов городов федерального значения (Москва, Санкт-Петербург), 1-го бюджета автономной области   и 4-х бюджетов автономных округов.

В бюджетах субъектов Российской Федерации  предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих в связи с осуществлением органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам ведения субъектов Российской Федерации и полномочий по предметам совместного ведения,  и расходных обязательств субъектов, осуществляемых за счет субвенций из федерального бюджета.

Каждое муниципальное образование  так же имеет собственные бюджеты. В местных бюджетах предусматриваются  средства, направляемые на исполнение расходных обязательств муниципальных образований, возникающих в связи с осуществлением органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения, и расходных обязательств муниципальных образований, исполняемых за счет субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации для осуществления отдельных государственных полномочий.

Органы местного самоуправления обеспечивают сбалансированность местного бюджета и соблюдение установленных  федеральными законами требований к  регулированию бюджетных правоотношений, осуществлению бюджетного процесса, размерам дефицита местного бюджета, уровню и составу муниципального долга, исполнению бюджетных и долговых обязательств.

Действующим законодательством, а именно – Бюджетным кодексом РФ, предусмотрено, что дефицит бюджета  субъекта Российской Федерации, дефицит местного бюджета на очередной финансовый год или очередной финансовый год и каждый год планового периода, устанавливается законом о бюджете субъекта РФ или решением о бюджете муниципального образования.

Информация о работе Бюджетный дифицит и источники его финансирования в современных условиях