Бюджетное устройство РФ содержание, проблемы, пути развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 20:32, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования – В любой стране государственный бюджет - это ведущее звено финансовой системы, которая является одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, которое в свою очередь играет определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества. Посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций

Вложенные файлы: 1 файл

Копия Бюджетное устройство РФ содержание, проблемы, пути развития.doc

— 263.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

Введение

 

 

Актуальность  темы исследования – В любой стране государственный бюджет - это ведущее звено финансовой системы, которая является одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, которое в свою очередь играет определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества. Посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.

Полнота, структура и  наполняемость доходной части бюджета  показывает экономические возможности и устойчивость государства. Государственный бюджет влияет на степень формирования межотраслевых, территориальных и социальных пропорций, на распределение и перераспределение ВВП, на экономическую обеспеченность выполнения целевых программ НТП и на национальные планы экономического роста. Расширяя объём государственных инвестиций, государство стимулирует повышение спроса на факторы производства, инновационную технику, рабочую силу. За счёт государственных финансов решаются многие социальные вопросы и проводятся программы по борьбе с бедностью, защиты окружающей среды, организации производства экологически чистых товаров и благ. Так же государственные финансы обеспечивают обороноспособность и защиту.

Степень разработанности – теоретическую базу исследования составляют труды учёных в области проблемы влияния бюджета на макроэкономическое равновесие.

В основу исследования положены труды учёных: Журавлевой Г.П., Булатова А.С., Ивашковского С.Н., Николаевой Л.А., Чёрной Л.П., Камаева В.Д., Косовой Р.А., Латов Ю.В., Косова Н.С., Агаповой Т.А., Серегиной С.Ф., Добрынина А.И., Тарасевича Л.С., Иохина В.Я. и др.

Цель работы – Изучить структуру государственного бюджета РФ, отразить проблемы бюджета и найти пути развития.

Задачи:

1.Рассмотреть понятие  государственного бюджета и его  функции.

2.Исследовать бюджетную  систему и бюджетный федерализм.

3.Изучить структуру  доходов и расходов государственного  бюджета.

4.Исследовать проблему  сбалансированности бюджета

5.Найти пути совершенствования бюджетной системы Российской Федерации

Объект – процесс формирования бюджета

Предмет – влияние процесса формирования бюджета на сбалансированность бюджета.

Научная новизна – формирование авторского подхода к рассмотрению путей развития государственного бюджета Российской Федерации.

Практическая  значимость – возможность применения полученных в работе результатов в разработке путей развития государственного бюджета Российской Федерации.

Методы исследования – метод научного анализа, синтеза, сравнительный анализ, систематизация, описание и обобщение.

Информационная  база исследования – учебно-методическая литература, периодическая печать и интернет источники.

Структура работы – данная работа состоит из задания, введения, двух глав, заключения и библиографии.

 

Глава 1. Государственный бюджет. Основные понятия и положения.

1.1. Понятие государственного бюджета и его функции.

 

В формировании и развитии экономической и социальной структуры  общества большую роль играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках принятой на каждом историческом этапе политики. Одним из механизмов, позволяющих государству проводить экономическую и социальную политику, является финансовая система общества и входящий в её состав – государственный бюджет. Именно через государственный бюджет производится направленное воздействие на образование и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

Слово «бюджет» переводится с английского языка как «сумка и её содержимое». Бюджетом называли денежный портфель министра казначейства. Так что в экономическом представлении бюджет можно трактовать как состояние денежной сумки государства.

«Государственный бюджет» - это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. [14, c. 6]

Государственный бюджет можно рассматривать с двух позиций:

- как экономическую  категорию;

- как финансовый план.

По своей экономической  сущности государственный бюджет представляет денежные отношения, возникающие у государства с физическими и юридическими лицами относительно перераспределения национального дохода в связи с образованием и использованием бюджетного фонда.

Как финансовый план государственный  бюджет состоит из доходов и расходов. Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, дает органам власти реальную экономическую возможность осуществления властных полномочий. Бюджет отражает размеры необходимых государству финансовых ресурсов и определяет тем самым налоговую политику в стране. Бюджет фиксирует конкретные направления расходования средств, перераспределения национального дохода и внутреннего валового продукта, что позволяет ему выступать в качестве эффективного регулятора экономики.

Государственный бюджет всегда представляет собой компромисс между основными социально-экономическими группами в стране. Это компромисс между общегосударственными и частными интересами граждан по поводу налогообложения доходов и собственности, между центром и регионами – по поводу распределения налогов и субсидий, между интересами отдельных отраслей и фирм – в отношении государственных заказов.

Отличительной чертой государственных  бюджетов является их возрастающая роль в перераспределении национального дохода. Объёмы этого перераспределения составляют 40-50% валового внутреннего продукта. В процессе развития выработались четыре принципа, которым должен соответствовать бюджет:

- полнота;

- единство;

- реальность (правдивость);

- гласность.

Под полнотой бюджета понимается включение в бюджет с полностью всех доходов и расходов правительственных органов. С точки зрения полноты различают бюджет брутто и бюджет нетто.

В бюджет брутто включаются все валовые доходы государства  и валовые расходы, а в бюджет нетто – только чистые расходы  и доходы. Например, расходы на государственные предприятия включаются в бюджет брутто, а в бюджете нетто отражается только разница между доходами и расходами.

Единство бюджета заключается как в единообразном порядке составления бюджета, так и в единой бюджетной документации. Должен быть один бюджет, в котором отражаются все доходы и расходы государства. Кроме того, единство предполагает сопоставимость частей бюджета между собой. Для этого применяется единая бюджетная классификация, т.е. группировки доходов и расходов бюджета по однородным признаками.

В настоящее время  применяются четыре основных вида бюджетной классификации доходов и расходов бюджета:

- ведомственная (административная, министерская);

- предметная (отраслевая, реальная, функциональная);

- экономическая;

- смешанная (комбинированная).

Ведомственная классификация группирует доходы и расходы по министерствам и ведомствам.

Предметная – по отраслям государственного управления: военные расходы, здравоохранение, просвещение и т.п.

Экономическая группирует расходы по хозяйственным признакам: капиталовложения, зарплаты, пенсии, ссуды и т.д.

Смешанная сводится к группировке расходов в шахматном порядке: по двум видам бюджетной классификации в вертикальном и горизонтальном направлениях (например, по горизонтали – по экономическим признакам, а по вертикали – по предприятиям).

Правдивость, т.е. реальность бюджета предполагает, что все суммы доходов и расходов бюджета должны быть обоснованы и правильны.

Гласность бюджета предполагает открытое обсуждение бюджета и утверждение его законодательным органом страны.

 

Как экономическая категория  бюджетные отношения являются составной частью финансовых отношений, следовательно, им присуща денежная форма и основные функции финансов.

Государственный бюджет выполняет следующие функции:

- распределительную;

- стимулирующую;

- социальную;

- контрольную.

Распределительная функция бюджета проявляется через формирование и использование централизованных фондов денежных средств по уровням государственной и территориальной власти и управления. В развитых странах через бюджеты разных уровней перераспределяется до 50% ВВП. С помощью бюджета государство регулирует хозяйственную жизнь страны, экономические отношения, направляя бюджетные средства на поддержку или развитие отраслей, регионов. Регулируя таким образом экономические отношения, государство способно целенаправленно усиливать или сдерживать темпы роста производства, ускорять или ослаблять рост капиталов и частных сбережений, изменять структуру спроса и потребления. В этом проявляется стимулирующая функция бюджета.

Социальная  функция бюджета состоит в аккумуляции средств в бюджете и использовании их на осуществление социальных программ, направленных на развитие здравоохранения, культуры, образования, поддержку малоимущих.

Контрольная функция бюджета действует одновременно с распределительной и предполагает возможность и обязательность государственного контроля за поступлением и использованием бюджетных средств.

Перераспределение ВВП  через бюджет имеет две взаимосвязанные, происходящие одновременно и непрерывно стадии:

  1. Образование доходов бюджет;
  2. Использование бюджетных средств (расходы бюджета).

Доходы бюджета - денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. [16, c. 8].

Расходы бюджета – денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления. [14, c. 8].

Единство бюджетной  системы обеспечивается единой правовой базой, использованием единых бюджетных классификаций, единством формы бюджетной документации, предоставлением необходимой статистической и бюджетной информации с одного уровня бюджета на другой для составления консолидированных бюджетов, согласованными принципами бюджетного процесса, единством денежной системы. Помимо этого. Принцип единства бюджетной системы основывается на взаимодействии бюджетов всех уровней, осуществляемом через использование регулирующих доходных источников, создание целевых и региональных бюджетных фондов, их частичное перераспределение. Механизмом реализации принципа единства бюджетной системы является единая социально-экономическая, включая налоговую, политика.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Бюджетное устройство, бюджетная система и бюджетный федерализм.

 

Бюджетное устройство определяет организацию государственного бюджета и бюджетной системы страны, взаимоотношения между её отдельными звеньями, правовые основы функционирования бюджетов, входящих в бюджетную систему, состав и структуру бюджетов, процедурные стороны формирования и использования бюджетных средств и др.

Составляющей частью бюджетного устройства является бюджетная система.

Бюджетная система – это совокупность бюджетов государства, административно-территориальных образований, самостоятельных в бюджетном отношении государственных учреждений и фондов, основанная на экономические отношениях, государственном устройстве и правовых нормах.

Основы бюджетного устройства определяются формой государственного устройства страны, действующими в ней основными законодательными актами, ролью бюджета в общественном воспроизводстве и социальных процессах.

От формы государственного и административного устройства страны зависит также построение бюджетной системы. По степени распределения власти между центром и административно-территориальными образованиями все государства подразделяются на унитарные, федеративные и конфедеративные.

Унитарное государство. В стране действуют единая конституция, общие для всех систем права и единые органы власти, централизованное управление экономическими, социальными и политическими процессами в государстве. Бюджетная система унитарного государства состоит из двух звеньев – государственного и местных бюджетов.

Федеративное  государство – это форма государственного устройства, при которой государственные образования или административно-территориальные образования, входящие в государство, имеют собственную государственность и обладают определенной политической самостоятельностью в пределах распределённых между ними и центром компетенций. Бюджетная система федеративных государств трехзвенна и состоит из федеративного бюджета, бюджетов членов федерации и местных бюджетов.

Конфедеративное государство – это постоянный союз суверенных государств, созданный для достижения политических или военных целей. Бюджет такого государства формируется из взносов входящих в конфедерацию государств. У государств – членов конфедерации действуют свои бюджетные и налоговые системы.

Консолидированный бюджет РФ – это свод бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ. Он включает федеральный бюджет и консолидированный бюджеты субъектов РФ (рис.1). Консолидированные бюджеты не утверждаются законодательными органами. Это статистический свод бюджетных показателей, которые характеризуют доходы и расходы – источники поступления средств и на правления их использования по территории в целом и по отдельным субъектам РФ.

Информация о работе Бюджетное устройство РФ содержание, проблемы, пути развития