Бюджетная сиситема Российской Федирации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2014 в 19:37, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является исследования устройство бюджетной системы страны.
В соответствии с поставленной целью можно выделить следующие задачи курсовой работы:
- изучить теоретические аспекты бюджетной системы и принципы ее формирования на современном этапе;
- провести исследование бюджета страны в современных условиях.

Вложенные файлы: 1 файл

Финансы и кредит.doc

— 945.00 Кб (Скачать файл)

- обязательное опубликование  в открытой печати утвержденных  бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, органов местного самоуправления;

- обязательную открытость  для общества и средств массовой  информации процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного (представительного) органа государственной власти, либо между законодательным (представительным) и исполнительным органами государственной власти.

Принцип достоверности бюджета означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.

Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей. Любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.

Таким образом, бюджет, категория свойственная различным отношениям. Его возникновение и развитие связано с зарождением и формированием государства. Государство использует бюджет в качестве одного из основных инструментов обеспечения как непосредственно своей деятельности, так и важнейшего элемента проведения экономической и социальной политики.

1.4 Структура бюджетной системы Российской Федерации.

Основу бюджетной политики Российской Федерации составляет бюджетная система. Бюджетная система России — это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права, совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов (ст. 6 БК РФ) [1].

В бюджетную систему России, как федеративного государства, входят бюджеты трех уровней(рис 2.1), являясь ее самостоятельными частями:

  1. федерального бюджета и бюджета государственных внебюджетных фондов;
  2. бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;
  3. местных бюджетов, в число которых входят бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, а также бюджеты городских и сельскихпоселений.

 

Рис. 1.1. Структура бюджетной системы РФ.

Бюджеты, входящие в бюджетную систему Российской Федерации, самостоятельны и не включаются друг в друга, т.е. бюджеты субъектов Российской Федерации не включаются в федеральный бюджет, а местные бюджеты не включаются в региональные бюджеты [18, с.19].

Федеральный бюджет является ведущим звеном в бюджетной системе, денежные средства которые используются для реализации целей и задач, стоящих перед государством.

Бюджет субъекта Российской Федерации и местный бюджет – формы образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам их ведения.

Итак, государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, дает органам власти реальную экономическую возможность осуществления властных полномочий. Бюджет отражает размеры необходимых государству финансовых ресурсов и определяет тем самым налоговую политику в стране. Бюджет фиксирует конкретные направления расходования средств, перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта, что позволяет ему выступать в качестве эффективного регулятора экономики.

 

2. Консолидированный бюджет Российской федерации.

Консолидированный бюджет РФ представляет собой(рис.2.1) свод бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, включающей федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ, которые, в свою очередь, состоят из региональных бюджетов (бюджетов субъектов РФ) и местных бюджетов. [10, с.92].

Рис.2.1 Структура консолидированного бюджета РФ.

Консолидированный бюджет РФ и консолидированные бюджеты субъектов РФ не рассматриваются и не утверждаются законодательными и представительными органами власти.

Доходную часть консолидированного бюджета занимают налоговые доходы. Из них доминирующее положение принадлежит НДС, налогу на прибыль и подоходному налогу с физических лиц. Неналоговые доходы бюджетов не превышают 0,1 части налоговых доходов. В их числе наибольшее значение имели доходы от продажи госимущества.

Расходная часть сводного финансового баланса включает также бюджетные показатели, например затраты на государственные инвестиции, расходы на социально-культурные мероприятия, государственные дотации, расходы на воспроизводство минерально-сырьевой базы, расходы на науку, оборону, содержание органов государственной власти, правоохранительных органов, судов, прокуратуры, формирование фондов и на другие мероприятия.

 

3. Федеральный бюджет Российской федерации.

Для выполнения государством своих функций и задач перед обществом в масштабе государства формируется централизованный финансовый фонд называемый федеральным бюджетом. Согласно ст. 71 Конституции РФ в ведении Российской Федерации находится федеральный бюджет,  федеральные налоги и сборы, федеральные фонды регионального развития.

Через федеральный бюджет происходит распределение и перераспределение валового внутреннего продукта и национального дохода между отраслями народного хозяйства, регионами и слоями населения. Из федерального бюджета финансируются все мероприятия оборонного характеpa, развитие науки, подготовка кадров, органы государственного управления, развитие инфраструктуры. Средства федерального бюджета являются основным источником финансирования структурной перестройки экономики, развития перспективных направлений производства, освоения новых месторождений и новых технологий.

В основу построения методики формирования федерального бюджета положены методы целостного, статистического, прогнозного и логико-математического подходов.

Доход федерального бюджета формируется за счет налоговых и неналоговых поступлений, заимствований, безвозмездных перечислений и взаиморасчетов, поступающих из бюджетов субъектов РФ.

К налоговым источникам поступлений относятся:

• федеральные налоги и сборы;

• таможенные пошлины и сборы;

• пени и штрафы.

К неналоговым источникам поступлений относят доходы:

• от использования имущества, находящегося в государственной собственности;

• от продажи или другого возмездного отчуждения имущества, находящегося в государственной собственности;

• от платных услуг, оказываемых органами государственной власти и бюджетными организациями;

• полученные в результате мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности;

• от других неналоговых источников дохода.

В доходах бюджета от неналоговых источников учитываются:

• средства, полученные в виде арендной платы или иной

платы за сдачу во временное владение и пользование имущества, находящегося в государственной собственности;

• средства, полученные в виде процентов по остаткам

бюджетных средств на счетах в кредитных организациях;

• средства, полученные от передачи имущества, находящегося в государственной собственности, под залог или в доверительное управление;

• средства, полученные от возврата государственных кредитов и бюджетных ссуд;

• средства, полученные от продажи (приватизации) имущества, находящегося в государственной собственности;

• доходы от внешнеэкономической деятельности;

• плата за пользование предоставленными бюджетными средствами;

• доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных капиталах, дивидендов по акциям, принадлежащим государству;

• часть прибыли государственных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и других платежей;

• доходы от реализации государственных запасов и резервов;

• другие доходы от имущества, находящегося в государственной собственности.

К безвозмездным доходам, поступающим в федеральный

бюджет, относят:

• безвозмездные перечисления физических и юридических лиц;

• безвозмездные перечисления международных организаций и правительств иностранных государств;

• перечисления по взаимным расчетам по передаче  средств между бюджетами различных уровней бюджетной

системы, связанные с изменениями в налоговом и бюджетном законодательстве.

Денежные средства считаются зачисленными в доход федерального бюджета с момента совершения ЦБ РФ или кредитной организацией операций по зачислению денежных средств на счет органа, исполняющего федеральный бюджет.

Расходы бюджета представляют собой распределение и использование финансовых средств, аккумулированных в доходной части федерального бюджета на основании закона  о бюджете на очередной финансовый год.

Формирование расходов бюджетных средств любого уровня бюджетной системы базируется на единой методологической основе, нормативах минимальной бюджетной обеспеченности и финансовых затратах на оказание государственных услуг, устанавливаемых Правительством РФ и законом РФ.[ 10, с 99-100]

 

4. Бюджет субъекта РФ.

В последние годы в значительной степени возрастает роль и значение региональных органов власти в развитии регионов, социальном обеспечении населения, решении хозяйственных вопросов на территориальном уровне. Региональные бюджеты, или бюджеты субъектов РФ, становятся основным звеном, предназначенным для финансового обеспечения задач регионов и выполнения функций государственными органами управления субъектов РФ. Анализ деятельности федеральных органов власти и органов власти субъектов РФ регионам. Поэтому роль региональных бюджетов усиливается, а сфера их влияния расширяется. Государство через региональные бюджеты пытается активно проводить экономическую и социальную политику путем предоставления региональным органам власти средств для увеличения их бюджетов с целью прямого финансирования социальной сферы, сельского хозяйства, промышленности, строительства, охраны окружающей среды и других направлений.

Доходы бюджетов субъектов РФ формируются за счет собственных и регулирующих налоговых доходов и неналоговых поступлений. Собственные налоговые доходы бюджетов субъектов РФ формируются за счет региональных налогов и сборов, виды и ставки которых определены Налоговым кодексом РФ, а пропорции их распределения между бюджетами субъектов РФ и местными бюджетами определены законом о бюджете субъекта РФ на очередной финансовый год. К региональным налогам и сборам относятся:

• налог на имущество организаций;

• государственная пошлина;

• транспортный налог;

• налог на игорный бизнес;

• региональные лицензионные сборы.

Регулирующие налоговые доходы бюджетов субъектов РФ поступают от федеральных налогов и сборов, которые закреплены на постоянной основе или закрепляются решением Правительства РФ в случае недостаточности средств, аккумулированных в бюджетах субъектов РФ. Регулирующие налоги формируют бюджеты субъектов РФ на 70% общей суммы бюджета. К регулирующим федеральным налогам, закрепленным на постоянной основе, отнесены:

• акцизы на спирт этиловый из пищевого сырья и акци ов на спиртосодержащую продукцию (отчисления в бюджет

субъектов РФ — 50%), акцизы на автобензин, дизтопливо и моторные масла (отчисляется 60%);

• налог на добычу полезных ископаемых (отчисляется 5%, а по отдельным видам полезных ископаемых 60%);

• сбор за пользование объектами водных биоресурсов, кроме внутренних водных объектов (отчисляется 30%);

• платежи за пользование лесным фондом (плата за древесину, отпускаемую на корню), отчисляется до 100% платы при превышении минимальных ставок;

• плата за негативное воздействие на окружающую среду (отчисляется 40%);

• налог на доход физических лиц (отчисляется 70%);

• налог на прибыль организаций при выполнении соглашений о разделе продукции (отчисляется 80%);

• единый сельскохозяйственный налог (отчисляется 60%).

Неналоговые доходы бюджетов субъектов РФ формируются за счет:

• части прибыли унитарных предприятий, созданных субъектами РФ, остающейся после уплаты ими налогов и иных платежей;

• доходов от использования имущества, находящегося в собственности субъектов РФ;

• доходов от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов власти субъектов РФ;

• доходов от продажи (приватизации имущества), находящегося в собственности субъектов РФ;

• других источников получения доходов.

В соответствии с задачами и функциями органов власти субъекта РФ основные средства бюджетных доходов используются по следующим направлениям на выполнение мероприятий:

• обеспечение финансирования органов законодательной и исполнительной власти субъекта РФ;

• обслуживание и погашение внутреннего и внешнего долга субъекта РФ;

• обеспечение реализации региональных целевых программ;

• содержание и развитие учреждений и объектов, находящихся в ведение органов власти субъекта РФ;

• формирование государственной собственности;

• обеспечение СМИ, выборов;

• оказание финансовой помощи местным бюджетам и т. д.[10,с 153]

 

5. Местный бюджет.

Одним из важных условий выполнения функций и решения задач местными органами управления являются их финансово-бюджетные права. То есть финансовой базой местных органов власти являются местные бюджеты. Из местных бюджетов финансируется развитие производственной сферы, в первую очередь пищевой промышленности и коммунального хозяйства. Экономическая сущность местных бюджетов проявляется непосредственно через их назначение и выполнение органами власти функций, а именно:

Информация о работе Бюджетная сиситема Российской Федирации