Банкротство предприятий как фактор их финансового оздоровления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Июня 2014 в 20:47, контрольная работа

Краткое описание

В России процедура банкротства пока не отработана в полной мере, что часто вызывает разногласия сторон и конфликты. Из-за несовершенства действующего законодательства банкротство из средства оздоровления предприятия часто превращается в передел собственности, возможность избавиться от ненужных долгов или метод эффективного давления на собственника, что не всегда способствует улучшению финансово-хозяйственной деятельности предприятия и, как следствие, лишь усугубляет общее положение в экономической и социальной сферах.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………………..3
1. Понятие несостоятельности (банкротства) организации…………………………………...5
1.1 Общие положения о банкротстве…………………………………………………………...5
1.2. Причины банкротства……………………………………………………………………….7
2. Процедура банкротства в целях финансового оздоровления предприятия……………….9
2.1. Процедуры, применяемые в деле о банкротстве………………………………………….9
2.2. Финансовое оздоровление предприятия…………………………………………………12
3. Ликвидация обанкротившихся предприятий………………………………………………17
Заключение…………………………………………………………………………………………19
Список используемой литературы………………………………………………………………..21

Вложенные файлы: 1 файл

финансы.doc

— 106.50 Кб (Скачать файл)

Касательно федеральных налогов, полномочия местных властей применимы к налогу на прибыль и плате за пользование водными объектами.

25 глава НК РФ устанавливает, что налог на прибыль распределяется  в бюджеты трех уровней: в федеральный, в региональный и в местный. Региональные законодательные органы имеют право сократить свою ставку.

Плата за пользование водными объектами установлена федеральным законом, тем не менее конкретные ставки налога (в федеральных пределах) устанавливаются региональными законодательными органами. Причем законом установлено также право предоставления льгот для отдельных категорий налогоплательщиков в пределах сумм, поступающих в бюджет субъекта РФ.

Что касается региональных налогов, то основное значение здесь можно придать налогу на имущество. 30 глава Налогового кодекса устанавливает, что налоговая ставка устанавливается законами субъектов РФ и не может превышать 2,2%, причем «допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий налогоплательщиков и (или) имущества, признаваемого объектом налогообложения». Более того, сроки уплаты налога на имущество также определяются местным законодательством НК РФ часть I гл. 30.

Что касается местных налогов, то предприятия являются плательщиками двух из них: земельного налога и налога на рекламу.

Земельный налог установлен федеральным законодательством, но региональные законодательные органы и органы местного самоуправления имеют право устанавливать льготы по земельному налогу в виде частичного освобождения на определенный срок, отсрочки выплаты, понижения ставки для отдельных плательщиков. Более того, сам размер земельного налога в определенной мере зависит и от местных властей, определяющих кадастровые зоны.

Проблема налога на рекламу не столь актуальна для проблемных предприятий, но и льготирование данного налога позволит поддержать предприятия, которые желают через рекламу расширить сбыт своей продукции. Максимальные возможности налогового регулирования со стороны местных властей заложены в сфере специальных налоговых режимов и в большей мере направлены на развитие малого предпринимательства, нежели крупного бизнеса. Таким образом, региональные власти наделены значительными полномочиями в области поддержки предприятий с помощью налоговой политики, что может позволить снизить налоговую нагрузку на проблемные предприятия. Главное, чтобы любые налоговые преференции были направлены именно на финансовое оздоровление предприятий и появление дополнительной налоговой базы в будущем.

Региональные власти не могут оставаться сегодня пассивным наблюдателем при решении проблем кризисных предприятий, поскольку вопросы их мониторинга, оздоровления и несостоятельности неразрывно связаны с проводимой в регионах промышленной и инвестиционной политикой, стратегией развития субъектов РФ и, безусловно, должны относиться к сфере их компетенции. Налаживание же систематического мониторинга и реализация внесудебных процедур оздоровления конкурентоспособного промышленного бизнеса обеспечат субъектам РФ рост поступлений в бюджетную систему, рост объемов производства и валового продукта, обеспечат стабильный экономический рост и занятость промышленно-производственного и инженерно-технического персонала, повысят инвестиционную активность, обеспечат качественный скачок в развитии и реформировании промышленности, ее адаптации к современным требованиям рынка. Предлагаемые инструменты реабилитации бизнеса кризисных предприятий могут быть абсолютно незатратными для Администраций субъектов РФ, поскольку, в первую очередь, нацелены на мобилизацию внутренних резервов самих предприятий, вне зависимости от инвестиционных возможностей региональных бюджетов для целевого финансирования оздоровительных мероприятий.

Реализация программ финансового оздоровления позволит существенно повысить участие и роль органов исполнительной власти субъектов Федерации в регулировании процессов финансового оздоровления и решении проблем кризисных предприятий. Инициируя и активизируя механизмы антикризисного регулирования, региональные власти обеспечат, таким образом, обратную связь с промышленниками, без которой достичь эффективного взаимодействия бизнеса и власти невозможно и которая, в свою очередь, многократно увеличит эффект от вложенных усилий в преобразование промышленного сектора и экономический рост регионов.

 

 

3. ЛИКВИДАЦИЯ ОБАНКРОТИВШИХСЯ ПРЕДПРИЯТИЙ.

 

Предприятие-должник объявляется банкротом, если меры в процессе его санации не привели к ожидаемым результатам. Затем по решению арбитражного суда создается специальная комиссия для проведения ликвидационных процедур (ликвидационная комиссия). В ее состав включаются представители собрания кредиторов, банков, финансовых органов, а также Фонда государственного имущества, если банкротом признано государственное предприятие.

 Ликвидация обанкротившихся предприятий проводится в рамках конкурсного производства, которое постановляется арбитражным судом и имеет целью удовлетворение претензий кредиторов.

После того, как было принято решение о ликвидации обанкротившегося предприятия, формируется специальная комиссия. Она, в первую очередь, направляет заявление о запуске процесса ликвидации фирмы в налоговую службу и регистрационную палату, после чего налоговыми органами начинается тщательная проверка налоговых и бухгалтерских документов. В случае обнаружения во время проверки задолженности фирмы, ликвидация приостанавливается до погашения долгов. При этом предприятию начисляются штрафы и пени. Если предприятие не располагает достаточными денежными средствами для погашения задолженности, то имущество предприятия выставляется на аукцион с целью расплатиться с кредиторами.

Надо отметить, что при некоторых фактах несостоятельности предприятия, согласно закону РФ, оно не подлежит обязательной ликвидации. При возможности восстановления деятельности предусматривается реорганизация предприятия, основанная на соответствующем решении, принятым в судебном порядке до официального признания предприятия-должника банкротом. Также предприятие-должник может решить вопрос погашения долгов без судебного вмешательства путем договора с кредиторами либо произвести добровольную ликвидацию под контролем последних.

В арбитражный суд предъявляют заявления о несостоятельности предприятия, в случае, когда требования к нему составляют сумму в 500 минимальных заработных плат и более. В деле о банкротстве предприятия участвуют предприятие-должник; арбитражный управляющий, назначенный судом для проведения требуемых процедур; кредиторы; налоговые и другие органы, имеющие претензии по обязательным платежам; прокурор; госорган по делам о несостоятельности предприятий; а также другие лица, предусмотренные Федеральным законом РФ.

Если суд принимает решение о несостоятельности предприятия и отсутствии какой-либо возможности его реабилитации, то он же постановляет начало конкурсного производства и принудительную ликвидацию фирмы. Действия по закрытию предприятия проводит конкурсный управляющий, назначенный судом.

С начала конкурсного производства не допускается никаких операций с имуществом должника, также в это время не должно совершаться погашение задолженностей. К началу конкурсного производства прекращается начисление пени по невыплаченным долговым обязательствам. В период двух месяцев предприятию-должнику предъявляются все претензии кредиторов и других заинтересованных лиц.

При недостаточности средств для выплаты задолженностей, конкурсный управляющий производит реализацию имущества посредством аукциона с целью погашения долгов предприятием.

По завершению своей работы конкурсный управляющий подает в арбитражный суд отчет о проделанной работе, после чего предприятие-должник исключается из госреестра. С этого момента предприятие считается официально ликвидированным.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Программа финансового оздоровления - это комплексное, системное понятие, включающее целый ряд мероприятий от предварительной диагностики кризиса до методов по его устранению и преодолению. Причины вызвавшие кризис на предприятии могут быть различными (как внутренними, так и внешними), но наибольшее влияние на состояние предприятия оказывают управленческие факторы. Именно неэффективность управления следует отнести к наиболее характерной для современных предприятий проблеме. В законодательстве существуют необходимые механизмы для осуществления финансового оздоровления. Для разработки программы реабилитации предприятия (плана внешнего управления) внешний управляющий должен провести полноценный анализ финансового состояния и деятельности предприятия.

В условиях рынка любое предприятие может оказаться банкротом или стать жертвой «чужого» банкротства. Однако умелая экономическая стратегия, рациональная политика в области финансов, инвестиций, цен и маркетинга позволяют предприятию избежать этого и сохранять в течение многих лет деловую активность, прибыльность, и высокую репутацию надежного партнера и производителя качественной продукции или качественных услуг.

Как показывает опыт, каждая фирма-банкрот «прогорает» по-своему, в силу определенных обстоятельств и причин. Тем не менее существует способ, позволяющий предвидеть кризисные ситуации в деятельности предприятия – это проведение систематического финансового анализа состояния предприятия. Это касается и процветающих фирм. В условиях рыночной экономики ведущая роль принадлежит именно финансовому анализу, благодаря которому можно эффективно управлять финансовыми ресурсами. От того, насколько полно и целесообразно эти ресурсы трансформируются в основные и оборотные средства, а также в средства оплаты и стимулирования труда, зависит финансовое благополучие предприятия в целом, его собственников и работников. Финансовый анализ - многоцелевой инструмент. С его помощью принимаются обоснованные инвестиционные и финансовые решения, оцениваются имеющиеся у предприятия ресурсы, выявляются тенденции в их использовании, вырабатываются прогнозы развития предприятия на ближайшую и отдаленную перспективу.

Необходимо прогнозировать вероятность банкротства для выявления как можно раньше различных сбоев и упущений в деятельности предприятия, потенциально опасных с точки зрения вероятности наступления банкротства. Предприятие, на котором серьезно поставлена аналитическая работа, способно заранее распознать надвигающийся кризис, оперативно отреагировать на него и с большей вероятностью избежать «неприятностей» или уменьшить степень риска.

Применительно к вполне благополучному предприятию методы и приемы финансового анализа имеют профилактическое значение, так как позволяют выявить возможную опасность для экономического «здоровья» этого предприятия. В то же время использование этих методов по отношению к неплатежеспособному предприятию способствует принятию правильного решения по преодолению возникшего кризисного состояния.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Гражданский кодекс РФ, часть 1 от 30.11.1994 N 51-ФЗ

2. 1. Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» №127-ФЗ от 26 октября 2002 г.

3. Балдин К. В., Белугина В. В. Банкротство предприятия: анализ, учет и прогнозирование. – М.: Дашков и К, 2007 - 376 с.

4. Баринов В.А. Антикризисное управление: Учебное пособие. - М.:ИД ФБК-ПРЕСС, 2002.; Бобылева А.З. Финансовое оздоровление фирмы: теория и практика. — М.: «Дело», 2011.

5. Батьковский М.А., Балычев С.Ю., Булава И.В. и др. Экономико-математический инструментарий финансового оздоровления российских предприятий в условиях глобализации и мирового финансового кризиса. - М.: МЭСИ, 2009.

6. Краснов М.А. Система банкротства как эффективный способ финансового оздоровления российских предприятий // Стратегическое управление социально-экономическими системами: материалы Всерос. науч.-практ. конф. Н. Новгород, 11—12 окт. 2007. Н. Новгород: НИМБ, 2007. - С. 365—368.

7. Челышев А.Н. Разработка инструментальных методов прогнозирования банкротства предприятий: Дис. ... канд. экон. наук. - М., 2006. - 116 c.

 

 


Информация о работе Банкротство предприятий как фактор их финансового оздоровления