Банковский кредит как источник финансирования деятельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 15:24, курсовая работа

Краткое описание

Такое изобретение, как кредит , представляет собой самое невероятное творение человека, естественно, после денег. Если бы не было кредита, мы бы тратили огромное время на удовлетворение разного рода человеческих потребностей. У предприятия-заемщика появилась возможность увеличить свои активы(ресурсы), за счет их дополнительного привлечения. Используя кредит, абсолютно любой человек имеет возможность расширить свое дело или бизнес, либо ускорить возможность, чтобы как можно быстрее получить в использование вещи, предметы, ценности, которые он мог бы получить лишь в будущем, если бы не было кредита.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1 БАНКОВСКИЙ КРЕДИТ, ЕГО НЕОБХОДИМОСТЬ И РОЛЬ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Сущность банковского кредита, необходимость его привлечения
1.2 Оценка кредитоспособности предприятия
2. АНАЛИЗ ПРИВЛЕЧЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БАНКОВСКОГО КРЕДИТА ПРЕДПРИЯТИЕМ.
2.1 Анализе эффективности использования банковского кредита.
2.2 Проблемы банковского кредитования хозяйствующих субъектов и пути их решения
2.3 Пути повышения эффективности использования банковского кредита предприятием
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая окончательная.doc

— 346.50 Кб (Скачать файл)

 

В отечественной практике при анализе кредитоспособности клиентов используют метод коэффициентов  и денежный поток.

Метод коэффициентов10 обычно ограничен кругом показателей. Среди них показатели, характеризующие основные параметры работы заемщика с количественной стороны, и ряд коэффициентов, используемых для оценки качества активов и обязательств.

        Количественная оценка кредитоспособности основана на коэффициентах ликвидности, коэффициента покрытия и показателя обеспеченности собственными оборотными средствами.

Денежный поток заемщика является прекрасным инструментом, позволяющим  кредитному специалисту проанализировать, какие виды деятельности заемщика и  в какой мере влияли на прирост  наличности по его счетам.

При изучении11 кредитоспособности предприятия (фирмы) важное значение имеет анализ коэффициентов, характеризующих соотношения различных статей баланса и динамики этих показателей. В мировой банковской практике используется множество финансовых коэффициентов для оценки кредитоспособности заемщика ссуды. Выбор коэффициентов определяется особенностями клиентуры банка, возможными причинами затруднений, кредитной политикой банка.

Для стран с развитой экономикой характерны сложные и  дифференцированные по клиентам и банкам методики оценки кредитоспособности потенциальных заемщиков.

В основе определения  класса кредитоспособности заемщика находится  критериальный уровень показателей  и их рейтинг. В зависимости от величины основных коэффициентов заемщики распределяются на три класса кредитоспособности.

Для оценки кредитоспособности заемщика используются два основных показателя:

  1. Коэффициент ликвидности;
  2. Показатель обеспеченности собственными средствами (Посс).

Коэффициент12 ликвидности характеризует способность клиента оперативно высвободить из оборота денежные средства для погашения долга.

          Существует 3 вида показателей ликвидности: коэффициент абсолютной ликвидности, коэффициент быстрой ликвидности, коэффициент текущей ликвидности.

Коэффициент абсолютной ликвидности рассчитывается следующим образом:

 

    (1)

 

Чем выше значение этого  коэффициента, тем выше кредитоспособность и, как следствие, надежнее заемщик.

Коэффициент13 быстрой ликвидности рассчитывается следующим образом:

 

    (2)

 

Рекомендуемое значение для этого показателя составляет 0,7 и выше.

Коэффициент текущей  ликвидности рассчитывается следующим  образом:

 

      (3)

 

Показатель обеспеченности собственными оборотными средствами характеризует  размер собственных средств заемщика. Чем выше значение данного коэффициента, тем надежнее заемщик.

 

  (4)

 

Описанные финансовые коэффициенты кредитоспособности рассчитываются на основе остатков по балансу на отчетные даты.

Для определения кредитоспособности предприятия финансовому менеджеру необходимо использовать специальную, более широкую систему показателей (финансовых нормативов). Рассмотрим их последовательно.

1) Отношение прибыли14 к чистым активам, показывает, насколько эффективно используются активы для создания прибыли. При этом важно определиться, какая прибыль принимается в расчет - только от реализации или общая. Это зависит от профиля деятельности предприятия и состава его активов. Если активы по своему составу обеспечивают главным образом осуществление основной деятельности, то правильнее принимать в расчет прибыль от реализации и общую стоимость активов. Если, например, в составе активов значителен удельный вес долгосрочных или краткосрочных финансовых вложений, которые в итоге должны давать предприятию дополнительную прибыль, то точнее будет сопоставление общей суммы прибыли с общей величиной чистых активов, либо прибыли от реализации с чистыми активами за вычетом активов, не отвечающих основному профилю деятельности предприятия.

Чистые активы - это  в общем виде суммарная величина активов за вычетом долговых обязательств: задолженности учредителей по взносам в уставный капитал, убытков, целевых поступлений и финансирования, долгосрочных пассивов, краткосрочной задолженности.

2) Отношение прибыли  к доходу от реализации. Для этого показателя принимают в расчет доход от реализации. Этот показатель весьма важен для оценки возможного увеличения прибыли в случае роста объема продаж. Но особое его значение возникает в ситуации, когда объем продаж снижается.

Следствием снижения объема продаж, как правило, является возникновение необходимости снизить либо постоянные затраты, либо прибыль. Если предприятие хочет сохранить прежний уровень рентабельности (т. е. значение рассматриваемого показателя), надо снижать постоянные расходы.

3) Отношение15 объема реализации к чистым активам. Рост этого показателя благоприятен для предприятия, но только при условии, что реализация не является убыточной. Если доход от реализации меньше затрат на реализованную продукцию, любой рост объема продаж приводит к увеличению убытка в расчете на единицу чистых активов.

4) Отношение объема  продаж к стоимости основных  средств. Этот показатель оценивает  эффективность использования зданий, сооружений, машин, оборудования. Если  уровень его высок, это может означать одно из двух:

а) предприятие действительно  эффективно использует основные средства в целях обеспечения больших  объемов продаж;

б) производство, которым  занимается предприятие, характеризуется высокой трудоемкостью, а не капиталоемкостью.

5) Отношение дохода от реализации к чистым текущим активам. Чистые текущие активы - это оборотные активы за вычетом краткосрочных обязательств предприятия. Показывает эффективность использования оборотных активов. Высокий уровень этого показателя благоприятно характеризует кредитоспособность предприятия. Однако в случаях, когда он очень высок или очень быстро увеличивается, можно предположить, что деятельность ведется в размерах, не соответствующих стоимости оборотных активов

6) Отношение дохода  от реализации к собственному капиталу (капиталу и резервам). Это оборачиваемость собственных источников средств.

7) Отношение дохода  от реализации к запасам. Показатель  дает приблизительное определение  периода, на который запасы  необходимы (например, значение его,  равное 4:1, по годовому балансу указывает на трехмесячный оборот запасов). Высокий уровень показателя свидетельствует о быстрой оборачиваемости запасов. В большинстве случаев рост этого показателя положительно характеризует кредитоспособность, а снижение - отрицательно.

8) Отношение основных  средств к стоимости активов.  Основные средства - производственный  потенциал предприятия, в результате  использования которого формируется  тот или иной объем продаж. Следует иметь в виду, что высокая  доля основных средств в активах может привести к снижению мобильности последних, что ставит под угрозу платежеспособность предприятия.

9) Отношение запасов  к чистым текущим активам. Это  оценка уровня оборотного капитала, связанного в производственных  запасах, незавершенном производстве, готовой продукции. Рост показателя может означать накопление устаревших запасов или трудности в сбыте продукции.

10) Отношение краткосрочной  задолженности к капиталу и  резервам. Если краткосрочная задолженность  в несколько раз меньше собственного  капитала, то можно расплатиться со всеми кредиторами полностью.

11) Отношение дебиторской  задолженности к доходу от  реализации. Этот показатель дает  представление о величине среднего  периода времени, затрачиваемого  на получение причитающихся с  покупателей денег. Например, отношение 1:4 означает трехмесячный срок погашения дебиторской задолженности. Ускорение оборачиваемости дебиторской задолженности, т. е. снижение показателя, можно рассматривать как признак повышения кредитоспособности предприятия, поскольку долги покупателей быстрее превращаются в деньги. В идеальном случае, когда все продажи оплачиваются в момент их свершения, показатель равен нулю.

12) Отношение оборотных  активов к краткосрочной задолженности.  Этот показатель является коэффициентом  текущей ликвидности, о котором подробно говорилось выше.

           13) Отношение ликвидных активов к краткосрочной задолженности

предприятия. Под ликвидными активами подразумеваются оборотные  активы за вычетом запасов и других позиций, которые нельзя немедленно обратить в деньги. Этот показатель близок по содержанию к рассмотренному выше общему коэффициенту покрытия.

Рассмотренные 13 показателей  кредитоспособности призваны детально и всесторонне оценить состояние  предприятия. Однако, как правило, оценка по большому количеству показателей  приводит к противоречивым выводам. Одни показатели могут улучшаться, другие - ухудшаться под влиянием многообразных факторов, не всегда зависящих от качества деятельности предприятия. Поэтому обычно выделяют из всего круга оценочных показателей ключевые показатели.

Ключевыми показателями для оценки кредитоспособности предприятия являются:

1.Отношение объема  реализации к чистым текущим  активам.

2.Отношение объема  реализации к собственному капиталу.

3.Отношение краткосрочной  задолженности к собственному  капиталу.

4.Отношение дебиторской  задолженности к доходу от  реализации.

5.Отношение ликвидных активов к краткосрочной задолженности предприятия.

Для каждого из этих показателей  фиксируются четыре уровня. Интервалы  между ними назовем классами.

Классность16 нормы выручки от реализации (первые два ключевых показателя). К первому классу относятся все предприятия, удовлетворяющие нормативным ограничениям >=0,7. Второй класс определяется на промежутке. Третьему классу удовлетворяют условия = 0,2. Для четвертого класса последнее ограничение обратно, то есть <0,2.

Аналогична классность нормы ликвидности (пятый ключевой показатель): I класс >1, II класс [0,2;1], III класс <0,2 и если предполагается

изменение нормы за период, IV класс <0,2 и если изменение нормы  за период

отрицательно.

Классность норм покрытия (третий ключевой показатель): I класс >= 3, II класс - , III класс <2 и если предполагается изменение нормы за период, IV класс <2 и если изменение нормы за период отрицательно.

Для того чтобы оценить  кредитоспособность, рассчитывается промежуточный  показатель классности ключевых показателей.

 

    (5)

 

где К - классы вышеперечисленных  пяти основных ключевых показателей;

Ппк - промежуточный показатель классности.

В результате расчета  промежуточного показателя классности получается распределение по четырем  классам:

I класс. Предприятие способно погасить все срочные обязательства за счет мобильных средств, то есть в кратчайшие сроки, в том числе и за отчет денежных средств не менее чем на 70%.

II класс. Привлекая  быстромобилизуемые активы, предприятие  может погасить от 80 до 100% срочных обязательств, в том числе от 20 до 70% путем прямого перечисления денежных средств.

III класс. Привлечение  всех быстрореализуемых активов  позволяет покрыть менее 80% краткосрочной  задолженности, что означает значительные  трудности при расчетах с кредиторами. Однако у предприятия есть возможность восстановить свою платежеспособность.

IV класс. Предприятие  находится под угрозой кризиса  и банкротства, ярко выражена  тенденция к ухудшению финансового  состояния.

Такова система показателей  для оценки кредитоспособности предприятия. Анализ всех рассмотренных выше показателей позволяет

выявить реальную возможность  предприятия взять кредит и своевременно рассчитываться по его погашению. Умение правильно их исчислять, анализировать  и определять влияние различных факторов на изменение их уровня позволит полнее выявить резервы повышения эффективности производства, разработать рекомендации по устранению выявленных недостатков, оздоровлению и укреплению его финансового положения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.АНАЛИЗ ПРИВЛЕЧЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БАНКОВСКОГО КРЕДИТА ПРЕДПРИЯТИЕМ

2.1 Анализ эффективности использования банковского кредита

Степень обеспеченности заемщика собственным капиталом  характеризуется показателями финансового Левериджа. Варианты расчета коэффициентов могут быть различные, но экономический смысл их один: оценить размер собственного капитала и степень зависимости клиента от привлеченных ресурсов. При расчете коэффициентов финансового левериджа учитываются все долговые обязательства клиента банка независимо от их сроков. Чем выше доля привлеченных средств (краткосрочных и долгосрочных) и меньше доля собственного капитала, тем ниже класс кредитоспособности клиента.

Финансовый17 леверидж характеризует использование предприятием заемных средств, которое влияет на изменение коэффициента рентабельности собственного капитала. Иными словами, финансовый леверидж представляет собой объективный фактор, возникающий с появлением заемных средств в объеме используемого предприятием капитала, позволяющий ему получить дополнительную прибыль на собственный капитал.

Информация о работе Банковский кредит как источник финансирования деятельности предприятия