Банковские карточки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 12:50, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы проанализировать ключевые тенденции развития рынка пластиковых карт России на среднесрочную перспективу.
Задачами исследования в данной курсовой работе являются:
изучить теоретические базы сущности рынка пластиковых карт,
определение основных понятий;
Рассмотреть зарубежный опыт организации рынка пластиковых карт;

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая!!!!!!!!!!!!!!!!!!!.docx

— 62.54 Кб (Скачать файл)

 

              По сравнению с 1 кварталом прошлого года показатели банковского сектора в 1 квартале текущего года значительно улучшились.Так, в 2011 году портфель кредитов небанковским организациям с учетом валютной переоценки увеличился на 5,3%, в то время как в 1 квартале 2010 года портфель незначительно сократился. Более того, результаты 1 квартала 2011 года лучше, чем результаты 4 квартала 2010 года, в котором портфель вырос на 3,9%. В целом это соответствует неожиданно высоким темпам роста ВВП в 1 квартале 2011 года.

             Ситуация с розничными кредитами также благоприятная. За 1 квартал 2011 года этот портфель вырос на 3,2% с учетом валютной переоценки, что лучше стагнации 1 квартала прошлого года. Объем выдач кредитов населению за квартал увеличился на 70%. Быстрыми темпами продолжает расти жилищное кредитование. По сравнению с 1 кварталом 2010 года объемы выдачи ипотеки удвоились.

               Количество убыточных банков по итогам 1 квартала 2011 больше, чем по итогам всего 2010 года, но на сей раз не так значительно. По итогам квартала их 89 по сравнению с 78 за весь 2010 год. Сократилось количество убыточных кредитных организаций из топ-200 с 14 до 6. По итогам 2010 года банки пытались показать положительные результаты, поэтому занимались восстановлением резервов. В 1 квартале 2011 года, с учетом заявления ЦБ о сохранении моратория на учет показателей финансового результата при оценке состояния банка, некоторые кредитные организации смогли расслабиться».

                Банки имеют отличающиеся по качеству кредитные портфели и с разной долей эффективности управляют. Дифференцированность кредитных портфелей у крупных универсальных банков позволила им улучшить показатели рентабельности. Некрупные финансовые институты, по ее словам, потенциально испытывают больше проблем с просроченной задолженностью и имеют меньше ресурсов для выхода из кризиса. Таким образом, налицо тенденция к уменьшению числа участников банковского рынка путем слияний и поглощений более мелких игроков.

            Отметим, по итогам 1 квартала 2011 года прибыль считать не вполне корректно – все-таки многие банки просто уменьшили ранее созданные резервы. Основная причина улучшения финансового результата – снижение темпа роста резервов на возможные потери, повышение качества кредитного портфеля.

          Рост кредитного портфеля российских банков с учетом Сбербанка в январе-марте 2011 года составил около 3%. Увеличение суммарного объема ссудного портфеля в марте 2011 года наблюдалось у 612 банков (65,2% от общего числа кредитных организаций), для сравнения – в январе таких банков было 491, а в феврале – 588». Данные по числу банков с положительными темпами роста кредитного портфеля говорят о стремлении большинства игроков рынка наращивать кредитование. Это позволяет строить оптимистичный прогноз в отношении дальнейшей динамики процесса.

              К марту 2011 года среди 50 крупнейших банков по размеру ссудного портфеля сразу нескольким удалось значительно улучшить свои позиции. По итогам марта 2011 года семь финансовых институтов увеличили свои кредитные портфели более чем на 10 млрд. рублей. Почти одинаковый результат в этом плане продемонстрировали ВТБ – увеличение на 79 млрд. рублей и Газпромбанк – на 75 млрд. рублей. Россельхозбанк, который по итогам февраля был на четвертом месте в рейтинге по приросту ссудного портфеля, в марте стал третьим. Выглядит тот факт, что у лидеров по абсолютному приросту ссудного портфеля он произошел за счет выдачи кредитов реальному сектору, а не благодаря межбанковскому кредитованию (МБК), как в прошлом месяце.

            Заметные положительные результаты продемонстрировали Банк Москвы, Промсвязьбанк, Райффайзенбанк, банк «Открытие» и Московский кредитный банк. В относительных величинах наибольший прогресс наблюдался у Охабанка, который увеличил суммарный кредитный портфель за один месяц почти в 5 раз. Однако это небольшая кредитная организация, поэтому в абсолютных величинах рост его ссудного портфеля составил всего 100 млн. рублей. В этом плане также можно отметить банк «Пойдём!», который увеличил кредитный портфель почти в 2 раза – до 4,5 млрд. рублей.

           Что касается потерь, то, больше всего в абсолютных величинах суммарный кредитный портфель в марте сократился у Сбербанка – на 24,7 млрд. рублей, но это отнюдь не тревожный фактор. «Основной вклад в сокращение портфеля внесло уменьшение объемов МБК (на 64 млрд. рублей) на фоне того, что кредиты по реальному сектору выросли почти на 50 млрд. рублей», – поясняет эксперт. Значительное сокращение абсолютного объема кредитного портфеля наблюдалось еще у ряда банков: «Россия», ИНГ Банк Евразия, Кредит Европа Банк, НОМОС-банк, «Петрокоммерц», Королевский банк Шотландии, Росбанк.

           

              Поскольку финансовый кризис не оказал влияния на «пластиковый» сегмент, сокращения не было и в 2009 году, а в 2010 году сегмент показал рост в размере 20%. С каждым годом банковские карты в России приобретают все большую популярность. Увеличивается количество эмитированных карт: согласно статистическим данным ЦБ, на 1 января 2011 года выпущено более 140 млн. карт. Хотя, по оценкам экспертов, потенциал сегмента пластиковых карт в России еще полностью не исчерпан. Сегодняшний уровень проникновения продукта в России (1 карта на 1 жителя) ниже средних европейских показателей на 50%. Таким образом, если по этому показателю мы приблизимся к европейцам, можно ожидать эмиссию еще порядка 70 млн. пластиковых карт. Уже в 2011 году их количество в России может увеличиться не менее чем на 15% и достигнуть уровня 160 млн. штук.

              Сегодня карта уже позиционируется не только как платежное средство и, тем более, не как инструмент для зачисления и выдачи наличными зарплаты. «Карта – это возможность получения дополнительных опций и бонусов, оптимизации предоставления других банковских продуктов. Карта используется как ключ ко всем счетам клиента, как средство, на которое выдается потребительский кредит, микрокредит, средство накопления (начисляется процент на остаток)».

Таблица 2.2 Динамика показателей рынка пластиковых карт

Показатель

Изм. за 2010 год

Изм. 3 года

Вклады до востребования

41%

77%

Оборот по средствам в банкоматах

30%

103%

Объем безналичных операций по картам

71%

146%

Количество карт

15%

35%

Количество банкоматов

15%

66%

Количество терминалов в торговле

23%

63%

Активы банков

16%

60%

Вклады срочные

30%

92%


 

             Объем рынка кредиток и безналичных операций растет, причем год от года он увеличивается довольно значительно. Еще несколько лет назад держатели банковских карт, в большинстве своем, были пользователями корпоративных зарплатных проектов и предпочитали обналичивать средства в банкоматах. Сегодня многие клиенты, активно пользующиеся «пластиком», имеют по 2–3 карты для различных целей, совершают большую часть платежей безналичным способом и эффективно используют услуги интернет-банкинга для управления своим капиталом.

           В 2010 году мы наблюдали ускорение темпов прироста – примерно до 15% в год. Увеличение эмиссии сопровождается устойчивым ростом объемов операций по пластиковым картам – мы получили более 40% за 2010 год. Важной точкой роста стала электронная коммерция и увеличивающиеся в геометрической прогрессии возможности для оплаты товаров и услуг в сети Интернет. В этом секторе альтернатив пластиковым картам по удобству и распространенности сервиса нет, и в ближайшее время не появится». Суммарный оборот по банковским картам на территории России в 2010 году составил 12 094,1 млрд. рублей (3 065,2 млн. операций). Для сравнения: в 2009 году этот показатель составил 2 436,6 млн. операций на сумму 9 471,3 млрд. рублей.

           Рост количества и объема безналичных платежей с использованием банковских карт происходил не только за счет увеличения числа эмитированных кредитными организациями банковских карт, во многом он был обусловлен динамичным развитием инфраструктуры по приему к оплате и новациями в сфере платежных технологий, использованием возможностей Интернета. Как раз кризисная ситуация поспособствовала активности банковского сектора в интеграции своих продуктов с технологиями глобальной сети».

              Простой пример – большое количество банков разместили свои приложения для iPhone. Вот и выходит, что стабильный рост удельного веса операций по оплате товаров и услуг, осуществленных с использованием карт в общем объеме платных услуг населению, обороте розничной торговли и общественного питания ведет к постепенному сокращению доли наличного оборота. Расширение кредитными организациями спектра платежных услуг через банкоматы, появление новых возможностей дистанционных сервисов, таких как мобильный банкинг, привело к увеличению доли платежей за товары (работы, услуги) в общем количестве операций с применением «пластика».

              Банки сделали ставку на розницу — емкость и динамика роста этого сегмента позволяют рассчитывать на успех многим игрокам. К тому же, для большинства частных банков по-прежнему велика роль средств частных лиц в фондировании. Все это обуславливает потребность в достаточном количестве удобно расположенных офисов и разветвленной банкоматной сети. По словам Вячеслава Лясевича, в 2010 году произошло резкое увеличение количества банкоматов на территории России (с 93 тыс. до 155 тыс. машин). В частности, на 1 января 2011 года в Москве установлено 33 785 устройств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.  Ключевые  тенденции развития рынка пластиковых  карт России на среднесрочную  перспективу.

3.1 Основные проблемы функционирования рынка пластиковых карт.

Не смотря на всю привлекательность и явные  преимущества, пластиковые карты  обладают некоторыми недостатками для  потребителя. В первую очередь, пластиковые карты принимаются не везде: магазины эконом-класса, общественный транспорт, такси, большинство бензоколонок, колхозные и вещевые рынки, продуктовые гипермаркеты, бытовые услуги, придорожная и пристанционная торговля и т.д.

Во-вторых, не всегда: сбой связи, сбой процессинга эквайрера, сбой мотивации персонала торговой точки, технологический сбой в МПС, сбой процессинга эмитента.

Также можно  выделить следующие недостатки:

Риск банкротства банка;

Риск мошенничества (кардинг);

Сложность претензионной  работы ;

Неудобства при возврате товара;

Прозрачность для налоговой  инспекции;

Подконтрольность перемещений;

Необходимость помнить ПИН-код

Таким образом, в России в 2010 году меньше 10% торговых операций оплачивалось платиковыми картами, в то время как в странах ЕС этот показатель давно перевалил за 50%.

«Главный урок кризиса – состоит в том, что нам следует уменьшать долю наличной валюты в обороте, внедрять карточные расчеты, - заявил Анатолий Аксаков, член Национального банковского совета Центрального банка Российской Федерации на IV Международной практической конференции "Банковские карты - эффективный бизнес", организованной Ассоциацией «Россия» и компанией «Финанс Медиа». Можно отметить, что банковская система преодолевает кризис. Но борьба с кризисом не отменяет и другую важную для нашей страны задачу - повышение доступности финансовых услуг для граждан страны. Банковская активность, связанная с движением в регионы, внедрением карточных продуктов, расширением дистанционного банкинга, позволяет выправить положение и повысить доступность банковских услуг. - И здесь не все так гладко. Например, предлагали создать предпосылки для приема банковских карт в регионах. Предлагали наделить органы государственной власти субъектов Федерации полномочиями по установлению обязательного приема крупными торговыми точками платежных карт при осуществлении денежных расчетов с потребителями.

Исследования  показывают, что одна из основных проблем, возникающих перед кредитными организациями  на рынке банковских карт, - это привлечение  предприятий торговли к обслуживанию операций с банковскими картами. Магазины и предприятия сферы  обслуживания зачастую отказываются принимать  при оплате товаров и услуг  платежные карты, в том числе  из-за нежелания повышать прозрачность своего бизнеса, нести дополнительные затраты на оборудование, платить  торговую комиссию, обучать персонал.

Также, возникают значительные проблемы и при расчетах пластиковыми картами:

возможность использования  карты незаконным владельцем до ее блокировки;

несанкционированный доступ к средствам на карте, используя  ее персональные данные;

риск взлома платежных  систем «хакерами»;

мошенничество по выдаче «липовых» пластиковых карт и другие.

          Поэтому для повышения эффективности функционирования рынка пластиковых карт необходимо разработать направления по оптимизации данного сектора экономики.

 

 

 

 

3.2 Предложения  по решению проблем развития  рынка пластиковых карт в России

Электронные системы, открывающие доступ к колоссальным финансовым средствам, являются весьма привлекательным объектом для злоумышленников, поставивших перед собой цель замены, разрушения или нелегального использования ресурсов таких систем. Поэтому необходимо осуществлять защиту банковской информационной базы, а  следовательно, и держателей пластиковых  карт:

Информация о работе Банковские карточки