Банковская система Швейцарии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2014 в 20:46, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – изучение теоретических и практических аспектов функционирования банковской системы развитой страны (в частности Швейцарии) на данном этапе развития.
Основные результаты работы – в работе на основе использованной литературы рассмотрены основные теоретические вопросы, касающиеся банковской системы, даны характеристики ее принципов и особенностей. Изучены общие принципы деятельности центрального банка. Затем на основе статистических данных и переведено информации с иностранных сайтов дан обзор банковской системы Швейцарии на данный момент. Наконец, рассмотрены взаимоотношения между Россией и Швейцарией на данном этапе в данной сфере.

Содержание

Реферат 2
Введение 4
1. Сущность и роль банковской системы, построение банковской системы 6
1.1. Понятия «кредитная система» и «банковская система» 6
1.2. Понятие и особенности деятельности «центрального (национального) банка» 15
2. Структура Банковской системы Швейцарии, ее особенности 20
2.1. Общая характеристика банковской системы Швейцарии 20
2.2. Банк Швейцарии 27
1. Общая характеристика 27
2. Сфера деятельности Национального банка Швейцарии 30
3. Полномочия в денежно-кредитной политике 31
4. Законное положение и организационная структура Национального банка Швейцарии 32
3. Коммерческие банки Швейцарии 34
3.1. Общефедеральные банки 34
1. UBS 34
2. Credit Suisse 36
3.2. Кантональные банки 37
3.3. Прочие банки Швейцарии. 41
4. Швейцария и Россия 45
Заключение 48
Список использованной литературы и источников 50

Вложенные файлы: 1 файл

Банковская система Швейцарии.doc

— 609.50 Кб (Скачать файл)
  • страны, в которых контроль (надзор) осуществляется центральным банком, - Великобритания, Исландия, Испания, Ирландия, Италия, Новая Зеландия, Португалия;
  • страны, в которых контроль выполняется не центральным банком, а другими органами, - Канада, Дания, Люксембург, Швеция, Австрия, Финляндия, Норвегия;
  • страны, в которых контроль производится центральным банком совместно с другими органами, - Швейцария (Центральным банком совместно с Федеральной банковской комиссией и Швейцарской банковской ассоциацией).
  1. Уровни банковских систем.

Совокупность действующих в стране банков может иметь одноуровневую либо двухуровневую организацию.

Одноуровневый вариант построения банковской системы может быть в случаях, когда:

  • в стране еще нет центрального банка;
  • в стране есть только центральный банк;
  • центральный банк выполняет все банковские операции, конкурируя с другими банками.

В настоящее время практически во всех странах с рыночной экономикой созданы и активно развиваются двухуровневые банковские системы, где на первом уровне функционирует центральный банк страны, осуществляющий эмиссионную, законотворческую, надзорную и прочие виды деятельности; на втором - действуют коммерческие банки.

Однако нередко на страницах экономической литературы встречаются упоминания о трехуровневых (и более) системах (см. Приложение 7.). Такой подход предполагает включение в банковские (кредитные) системы также кредитных институтов небанковского типа (например, страховых компаний, инвестиционных фондов, финансовых компаний и др.), что позволяет вести речь о различиях в составе элементов банковских систем. [12, с.208-211]

В.А.Челноков, однако,имеет несколько иную позицию он выделяет так же: Трехуровневую банковскую систему, которая включает центральный банк, коммерческие и сберегательные банки как специфические банки, выполняющие депозитные операции.

Четырехуровневую банковскую систему, которая  состоит из центрального, коммерческих и сберегательных банков, а также из специальных финансовых институтов, включая страховые компании, пенсионные фонды, целевые финансовые фонды и прочие учреждения. Включение четвертого элемента стало возможным в результате либерализации банковских систем на основе развития денежного рынка и появления новых составных частей этих систем.

В пятиуровневую банковскую систему входят центральный эмиссионный, коммерческие и сберегательные банки, специальные финансовые институты и казначейства. Если доходные и расходные операции бюджетов организуются казначействами, то при профиците бюджетов на их счетах образуются временно свободные денежные средства, которые продаются по цене спроса и предложения на кредитных аукционах. Это свидетельствует о непосредственном участии казначейств в операциях на денежном рынке и их принадлежности банковской системе.[8,c. 197]

По нашему мнению, автор говорит не о банковской, а о кредитной системе. Термин специальный финансово-кредитный институт охватывает более широкий круг организаций, чем «небанковские кредитные организации». Можно сказать, что небанковские кредитные организации являются составной частью специальных финансово-кредитных институтов. Принципиальное отличие между этими институтами состоит в характере их лицензирования. Небанковские кредитные организации действуют на основании лицензии центрального банка, что предполагает возникновение у них определенных обязанностей перед последним.

  1. Достаточно широкая специализация.

Существуют центральные, коммерческие, инвестиционные, ипотечные, сберегательные и другие банки. По этой причине, с одной стороны, возникает конкурентная борьба банков за привлечение ресурсов, за надежную и выгодную клиентуру за высокие доходы; с другой сторону, отсюда проистекает и стремление усилить государственное регулирование деятельности банков.[4,С. 44]

При данных особенностях банковская система характеризуется следующими свойствами, признаками(см. Приложение 8):

  1. Банковская система, прежде всего не является случайным многообразием, случайной совокупностью элементов. В нее нельзя механически включать субъекты, также действующие на рынке, но подчиненные другим целям.
  2. Банковская система специфична, она выражает свойства, характерные для нее самой, в отличие от других систем, функционирующих в народном хозяйстве. Специфика банковской системы определяется ее составными элементами и отношениями, складывающимися между ними. Из этого следует, что сущность банковской системы влияет на состав и сущность ее отдельных элементов.
  3. Банковскую систему можно представить как целое, как многообразие частей, подчиненных единому целому. Это означает, что ее отдельные части (различные банки) связаны таким образом, что могут при необходимости заменить одна другую.
  4. Банковская система не находится в статическом состоянии, напротив, она постоянно в динамике.
  5. Банковская система является системой «закрытого» типа.

В полном смысле ее нельзя назвать закрытой, поскольку она взаимодействует с внешней средой, с другими системами. Тем не менее она «закрыта», так как, несмотря на обмен информацией между банками и издание центральными банками специальных статистических сборников, информационных справочников, бюллетеней, существует банковская «тайна».

По закону банки не имеют права давать информацию об остатках денежных средств на счетах, об их движении.

  1. Банковская система - «самоорганизующаяся», поскольку изменение экономической конъюнктуры, политической ситуации неизбежно приводит к «автоматическому» изменению политики банка.
  2. Банковская система выступает как управляемая система.

Центральный банк, проводя независимую денежно-кредитную политику, в различных формах подотчетен лишь парламенту либо исполнительной власти. Деловые банки, будучи юридическими лицами, функционируют на базе общего и специального банковского законодательства, их деятельность регулируется экономическими нормативами, устанавливаемыми центральным банком, который осуществляет контроль за деятельностью кредитных институтов. Все национальные банковские системы имеют свои особенности. Эти особенности сложились исторически и определены национальным законодательством. Вместе  с тем можно выделить общие характеристики, присущие всем банковским системам. [Леонтьев.С. 130]

  1. Наполненность, т.е. наличие ряда элементов, в целом образующих совокупность, относительно замкнутый комплекс.
  2. Структурированность, группировка отдельных элементов в сегменты, уровни со сходными классификационными признаками.
  3. Взаимосвязанность, взаимодействие между отдельными элементами.[14,С. 26]

Современные кредитно-банковские системы имеют сложную, многозвеньевую структуру. Если за основу классификации принять характер услуг, которые учреждения финансового сектора предоставляют своим клиентам, можно выделить три важнейших элемента кредитной системы:

  • центральный (эмиссионный банк);
  • коммерческие банки;
  • специализированные финансовые учреждения (страховые, сберегательные и т.д.).[8,С. 130]

В центре кредитной системы находится Центральный банк, который, как правило, принадлежит государству и является важнейшим орудием макроэкономического регулирования экономики.

Вторым элементом современной банковской системы являются коммерческие банки – кредитные учреждения универсального характера (их называют также финансовыми универмагами, «супермаркетами кредита»), которые производят кредитные, фондовые, посреднические операции, осуществляют расчеты и организуют платежный оборот в масштабе всего народного хозяйства.

Третий элемент банковской системы – специализированные кредитно-финансовые учреждения, которые занимаются кредитованием определенных сфер и отраслей хозяйственной деятельности. К их числу относятся инвестиционные банки, сберегательные учреждения, страховые компании, пенсионные фонды и инвестиционные компании.

Инвестиционные банки занимаются эмиссионно-учредительской деятельностью, т.е. проводят операции по выпуску и размещению ценных бумаг. Они привлекают капитал путем продажи собственных акций или за счет кредита коммерческих банков.

Сберегательные учреждения (взаимно-сберегательные банки, ссудно-сберегательные ассоциации, кредитные союзы) аккумулируют сбережения населения и вкладывают денежный капитал в основном в финансирование коммерческого и жилищного строительства.

Страховые компании, главная функция которых - страхование жизни, имущества и ответственности, превратились в настоящее время в важнейший канал аккумуляции денежных сбережений населения и долгосрочного финансирования экономики.

Пенсионные фонды, как и страховые компании, активно формируют страховой фонд экономики, который приобретает все большую роль в процессе расширенного воспроизводства. Пенсионные фонды вкладывают свои накопленные денежные резервы в облигации и акции частных компаний и ценные бумаги государства, осуществляя, таким образом, финансирование, как правило, долгосрочное, экономики и государства.

Инвестиционные компаниииграют роль промежуточного звена между индивидуальным денежным капиталом и корпорациями, функционирующими в нефинансовой сфере. Инвестиционные компании отличаются от сберегательных учреждений тем, что их сбережения изменяются в зависимости от колебаний курсов ценных бумаг. Повышение цены на акции, которыми владеет компания, приводит к росту курса ее собственных акций[3, С. 92-96]

Детально рассмотрев сущность, особенности и свойства, можно вывести определение данной экономической категории, но вначале рассмотрим уже существующие, представленные в Приложении 9.

Таким образом, на основе сделанных выводов мы можем подвести итог в виде обобщенного определения экономической категории – «банковская система».

Банковская система- это, включенная в экономическую систему страны, единая и целостная совокупность различных видов национальных банков, банковских институтов и кредитных учреждений, действующих в той или иной стране в рамках общего денежно-кредитного механизма, каждая из которых выполняет свой особый набор функций, с максимальным возможным удовлетворением в полной мере банковских продуктов и услуг общества, с целью поддержании и развития экономики страны.

    1. Понятие и особенности деятельности «центрального (национального) банка»

Главным звеном банковской системы любого государства является центральный банк страны.(см. прил. 14) В различных государствах такие банки называются по-разному: народные, государственные, эмиссионные, резервные, Федеральная резервная система (США), Банк Англии, Банк Японии, Банк Италии и др. Центральные банки возникли как коммерческие банки, наделенные правом эмиссий и банкнот.

Впоследствии, кроме эмиссии банкнот, за центральными банками закрепилась роль казначея государства, посредника между государством и коммерческими банками, проводника денежно-кредитной политики государства. Будучи коммерческими, центральные банки были национализированы, и в настоящее время капитал центральных банков полностью или частично принадлежит государству.

Создание центрального эмиссионного банка было обусловлено процессами концентрации и централизации капитала, переходом к единым национальным денежным системам.

Во всех развитых странах действует несколько законов, в которых сформулированы и закреплены задачи и функции центрального банка, а также определены инструменты и методы их осуществления. Как правило, основным правовым актом, регулирующим деятельность национального банка, служит закон о центральном банке страны; он устанавливает организационно-правовой статус последнего, процедуру назначения или выборов его руководящего состава, статус во взаимоотношениях с государством и национальной банковской системой.

Среди множества объективных факторов оценки независимости центральных банков можно выделить пять важнейших:

  • участие государства в капитале центрального банка и в распределении прибыли;
  • процедура назначения (выбора) руководства банка;
  • степень отражения в законодательстве целей и задач центрального банка;
  • права государства на вмешательство в денежно-кредитную политику;
  • правила, регулирующие возможность прямого и косвенного финансирования государственных расходов центральным банком страны.[12,с 230-234]

В поддержании центральными банками своей независимости прослеживается несколько тенденций, состоящих в следующем:

  • на положение центрального банка в государстве огромное влияние оказывает политическая структура общества, его политические традиции, способствующие тому, что центральный банк имеет собственные цели и задачи при проведении денежно-кредитной политики, автономность при принятии решений и наоборот;
  • тесная координация между центральным банком и правительством в проведении денежно-кредитной политики характерна для высоко независимых  центральных банков, что способствует эффективности экономической политики в целом;
  • центральный банк стремится к достижению особого статуса при разработке и проведении денежно- кредитной политики (прежде всего в вопросах ценовой стабильности, инфляции, обслуживании внешнего долга, бюджетного дефицита) и в то же время не может действовать в отрыве от политических и экономических решений исполнительной власти, что приводит к противоречивости и сложности процесса достижения центральным банком оптимального положения в экономике.

Фактически независимость центрального банка можно рассматривать с позиции его статуса и независимости денежно-кредитной политики.(см. Приложение 10)[17,С.261-262]

Информация о работе Банковская система Швейцарии