Базельский комитет по банковскому надзору

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2014 в 08:03, реферат

Краткое описание

Соглашение Basel II («Международная конвергенция измерения капитала и стандартов капитала: новые подходы») является одним из наиболее актуальных нормативных актов, регулирующих банковский сектор. Его положения уже применяются в Евросоюзе, США, Канаде, Японии и Индии. В 2009 году к соглашению планирует присоединиться и Россия. Basel II предъявляет требования к минимальному размеру банковского капитала: организации обязаны оценивать операционные, рыночные и кредитные риски, а также резервировать капитал на их покрытие.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗВИТИЕ ПРОЕКТА 4
Основные положения Базельского комитета 4
Комментарии к проектам нормативным актов, подготовленных в связи с внедрением Базеля II в России 6
Разработки Банка России по взаимоотношениям с Центральными Банками других стран 14
Последние предложения Базельского комитета 19
Общие выводы 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
ЛИТЕРАТУРА 23

Вложенные файлы: 1 файл

Базельский комитет по банковскому надзору.rtf

— 194.64 Кб (Скачать файл)

УФНФ не может раскрывать конфиденциальную информацию, полученную от органов банковского надзора другого государства или приобретенную в ходе инспекций, без ясно выраженного согласия надзорных органов, предоставивших данную информацию.

Однако указывается, что УФНФ безотлагательно раскроет перед Министерством финансов и Банком Финляндии имеющуюся у него информацию о проблемах, которые могут вызвать серьезные нарушения в работе финансовой системы.

Рассматривались также следующие вопросы:

  • Сотрудничество при приобретении акций (долей)
  • Сотрудничество при проведении инспекций
  • Сотрудничество в сфере противодействия финансовым преступлениям, легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма
  • Кризисные ситуации.

Меморандум подписали:

От имени ЦБ РФ - Председатель ЦБ России С.М. Игнатьев,

За Управление финансового надзора Финляндии - Генеральный директор Anneli Tuominen 25 апреля 2007 года.

Основные положения Меморандума о взаимопонимании между ЦБ РФ и Центральным банком Черногории в области банковского надзора

Центральный банк Российской Федерации (Банк России) и Центральный банк Черногории достигли взаимопонимания по вопросу о необходимости обмена информацией и других видах взаимного сотрудничества в сфере банковского надзора на трансграничной основе.

Кроме стандартных положений, рассматривались следующие вопросы:

  • Сотрудничество в контроле за структурой собственности
  • Сотрудничество по вопросам противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма
  • Сотрудничество при проведении инспекций

Меморандум подписали:

От имени ЦБ РФ - Председатель ЦБ России С.М. Игнатьев,

От имени Центрального банка Черногории - Президент Совета Центрального банка Черногории Л. Кргович 28.09.2007 года.

Последние предложения Базельского комитета

 

Комитет Basel и IADI в результате совещания 12 Марта 2009 разработал Основные Принципы эффективности Депозитных Страховых Систем.

В Апреле 2008 года проводился Финансовый Форум Устойчивости, где авторитетные специалисты, сообщая о финансовом кризисе, размышляли о международном наборе принципов для эффективных депозитных страховых систем. Основные принципы Basel Committee/IADI являются результатом этого форума. Основные принципы рассматривают диапазон вопросов включая депозитное страховое обеспечение, финансирование и быстрое возмещение. Они также предлагают решения по вопросам общественной осведомленности.

Martin Gruenberg, Chairman IADI и члены Комитета Basel отмечали, что "…основные принципы являются продуктом кооперативного усилия между Комитетом Basel и IADI, чтобы реагировать на одну из проблем финансового кризиса: потребность в эффективных системах депозитного страхования, восстанавливающую общественное доверие. Они установили стандарт для стран, использующих, идущих к использованию или реформирующих депозитные страховые системы".

Общие выводы

 

В период с 1.03.2006 по 1.04.2006 проводилось исследование Российской исследовательской компании InfoWatch. Были поставлены задачи выяснить степень подготовленности российской банковской системы к внедрению Basel II, влияние Basel II на конкурентоспособность российских банков, а также общее ожидание от внедрения этих принципов в России.

В процессе сбора первичных статистических данных участвовали представители 34 российских кредитно-финансовых организаций, заполнившие онлайн-анкеты на сайтах InfoWatch и Национального Банковского Журнала. Ровно половину (50%) респондентов представляли небольшие банки, количество компьютеризированных рабочих мест в которых не превышает 1 тысячу.

Следует отметить, что только 9% респондентов полагают, что соглашение Basel II отрицательно скажется на конкурентоспособности банковского сектора, в то время как существенная доля анкетируемых (18%) уверена, что преимущество в результате реализации положений нового стандарта получат лишь крупные организации.

По мнению экспертов Национального Банковского Журнала, такая точка зрения может мотивироваться убеждением, что крупные банки в состоянии применять более сложные методы оценки рисков и, следовательно, смогут убедить регулирующие органы в том, что им достаточно резервировать меньшие объемы капитала, чем того требует стандартная методика. Однако такая аргументация не имеет под собой научных обоснований и продиктована в первую очередь страхом небольших банков перед ресурсоемкостью проектов по реализации положений Basel II.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Рассмотренные нами источники дают возможность утверждать, что национальный банковский сектор в целом воспринимает соглашение Basel II позитивно, хотя и не без некоторой неприязни. Основным фактором, заставляющим российские банки «не любить» Basel II, является высокая ресурсоемкость данного нормативного акта. Наименее заинтересованными в Basel II являются малые банки, которым предстоит провести наиболее серьезную модернизацию своей системы управления, чтобы ориентировать ее на риски.

Вместе с тем на пути совместимости с Basel II предстоит еще проделать очень много работы.

Очевидно, что большая часть банковского сектора вообще не готова к введению комплексной системы управления рисками.

Наибольшую опасность для банков представляют такие операционные риски, как неадекватные или ошибочные действия персонала и внутренние процессы. Для того, чтобы помочь банкам эффективно управлять этими рисками, Центробанк выпустил специальный стандарт ИТ-безопасности (СТО БР ИББС-1.0-2006), который во главу угла ставит именно корпоративных инсайдеров. Последовательная реализация положений этого стандарта поможет российским банкам создать эффективную систему управления операционными рисками.

Дополнительную проблему для национального кредитно-финансового сектора представляет неуправляемость рисков, связанных с репутацией. Подавляющее большинство банков не учитывают угрозы собственной репутации. Между тем, эти угрозы могут явиться прямым следствием успешной реализации операционных рисков.

Несмотря на все выявленные недостатки, большая часть российских банков с 2006 года вовсю планировала использовать информационные продукты, позволяющие управлять операционными рисками. Другими словами, к 2009 году финансовые компании планировали подойти во всеоружии. Однако очевидно, что этого не произошло, иначе бы кризис не привел к такому плачевному состоянию нашу банковскую систему. Несмотря на положительное восприятие, ни один банк не имеет комплексной системы управления рисками, требуемой соглашением Basel II.

Можно резюмировать, что в ближайшие годы российские банки будут усиленно работать над проектами в сфере управления операционными рисками.

В любом случае, время показало важность и своевременность внедрения принципов Basel II, сейчас мы можем наблюдать сильное ослабление тех российских банков, которые не использовали предложенную комплексную систему управления рисками. Мелкие банки сливаются, укрупняются, разрабатывают свои информационные продукты. Мировой финансовый кризис все расставил по своим местам.

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Основные Принципы эффективности Депозитных Страховых Систем. Совместная разработка Комитет Basel и IADI 12 марта 2009 года. Официальный сайт IADI: Услуга.IADI@bis.org.
  2. Основополагающие принципы эффективного банковского надзора, предложенные Базельским комитетом в 1997 году. - Вестник Банка России, рабочая версия перевода.
  3. Официальное информационное заявление Международного валютного фонда (МВФ) № 05/154 от 07.11.2005г. "Исполнительный комитет МВФ обсуждает применение Нового Базельского Соглашения о достаточности капитала банками" (IMF Executive Board Discusses Implications of the New Basel Capital Adequacy Framework for Banks)
  4. Официальное информационное заявление МВФ и Всемирного Банка от 20.10.2005г. "Внедрение Базеля II - применение Всемирным банком и МВФ" (Implementation of Basel II - Implications for the World Bank and the IMF - Factual).
  5. Соглашение BASEL II в России 2006: операционные риски - основная проблема банков. Совместное исследование компании InfoWatch и Национального Банковского Журнала. Официальный сайт компании www.infowatch.ru.

Информация о работе Базельский комитет по банковскому надзору