Антиинфляционная политика в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Августа 2013 в 03:12, курсовая работа

Краткое описание

Целью написания курсовой работы является выявление причин, препятствующих снижению инфляции и увеличению эффективности антиинфляционной политики. Исходя из данной цели, вытекают следующие задачи:
- рассмотреть динамику уровня инфляции в России;
- анализ проблем антиинфляционной политики;

Содержание

Содержание
Введение 3
Глава 1. Понятия, цели и задачи АП 5
1.1 Причины, виды и последствия 5
1.2 Понятия и цели АП 10
Глава 2. Динамика инфляции в России 14
Глава 3. Основные проблемы и способы совершенствования АП 17
3.1 Проблемы реализации АП 17
3.2 Способы совершенствования АП 20
Заключение 23
Список использованных источников 25
Приложение 28

Вложенные файлы: 1 файл

Антиинфляционная политика, Курсовая.docx

— 81.29 Кб (Скачать файл)

денежного обращения в  стране и гораздо более существенное влияние прямых каналов эмиссии  денег, в настоящее время валютного  канала. Косвенные кредитно-денежные методы управления масштабами денежного обращения запускаются в действие в кризисных и предкризисных ситуациях, когда, собственно, и демонстрируют свою низкую дееспособность. Также подвергается критике несостыкованность денежно-кредитной, финансовой и структурной политики с интересами денежного предложения и задачей снижения инфляции.

Специалистами разработаны  предложения для решения этой проблемы: разработать программу развития кредита в рамках единого монетарного плана с целью его позитивного влияния на экономический рост и денежное обращение; создать полноценную систему рефинансирования банков; образовать при Банке России научный экспертный совет для обсуждения главных направлений развития и совершенствования деятельности национальных денежно-кредитных институтов.

4. Ещё одной не менее  важной проблемой, влияющей на  инфляцию, является изъятие средств  в стабилизационный фонд, что  в свою очередь снижает рост ВВП и тем самым подхлестывает инфляцию. Стабилизационный фонд превращается в тормоз экономического роста, в качестве аргумента можно привести следующие расчеты: использование суммы пополнения стабилизационного фонда (1,2 трлн. руб.) обеспечило бы дополнительный рост ВВП на 1,6 % при средней эффективности использования бюджетных средств. При этом Правительство устойчиво планирует профицит бюджета, деньги объявляются лишними и размещаются в Стабилизационном фонде, а актуальность проблемы модернизации экономики остается, деньги не инвестируются в экономику.

Кроме этого, ситуацию усугубляют приток иностранной валюты в виде зарубежных  инвестиций, а также стойкие инфляционные ожидания хозяйствующих субъектов и населения.

В качестве решения данных проблем предлагается: активное участие  государства в экономике, как в целях защиты внутреннего рынка, так и для развития экономической активности в сферах, связанных с высокой степенью переработки; необходимо эффективно использовать накопленный инвестиционный потенциал в интересах повышения конкурентоспособности экономики и благосостояния населения. Проблему инфляционных ожиданий предлагается решить путем укрепления доверия российского общества к рублю, властным структурам, участникам рынка, кроме того, предложено ввести мониторинг инфляционных ожиданий.

Рассмотрев проблемы снижения темпа инфляции в России, следует  сказать, что это далеко не исчерпывающий  их список. При подведении итога  вышесказанного следует добавить, что одним из путей решения проблемы инфляции является необходимость перехода от разрозненных мер к комплексной программе по снижению темпа инфляции в целях обеспечения устойчивого развития экономики. Подробнее о путях регулирования инфляции будет рассмотрено в следующей главе.

3.2. Способы совершенствования  АП

Дальнейшее прогрессивное развитие России не представляется возможным без снижения инфляции, а следовательно, и без грамотной государственной антиинфляционной политики. Для борьбы с инфляцией необходимо разработать и реализовать комплекс мероприятий, сочетающий меры денежно-кредитной политики и государственной политики по стимулированию экономического роста, структурной политики и социальной политики. Эффективная антиинфляционная политика позволит держать под контролем цены, не подавляя роста национальной экономики в долгосрочной перспективе. Для построения такой эффективной антиинфляционной политики при всех существующих трудностях необходимо переходить к политике прямого таргетирования инфляции8. Банк России должен действовать по принципу установления целевого уровня инфляции. Речь идет о полнофункциональном таргетировании инфляции, т.е. четком институциональном обязательстве Банка России по достижению ее целевого ориентира. Главной функцией Банка России должно стать «поддержание стабильности цен».

Следует ввести жесткий контроль за соответствием денежных агрегатов и достижением целевых ориентиров по базовой инфляции. При этом денежно-кредитная политика Банка России не должна характеризоваться механистическим подходом к контролю за предложением денег в экономике и за динамикой валютного курса. Данное положение необходимо закрепить в законодательном порядке, т.е. внести изменения в Закон о Центральном банке Российской Федерации. Основные направления и параметры единой государственной денежно-кредитной политики должны разрабатываться Правительством Российской Федерации и также в законодательном порядке утверждаться как минимум на 3 года. Необходимы изменение акцентов в сложившихся ориентирах денежно-кредитной политики, использование всех ее инструментов для борьбы с инфляцией и создания условий экономического роста.

В частности, ставка рефинансирования должна стать эффективным инструментом политики и оказывать непосредственное влияние на стоимость заемных средств на межбанковском рынке. В перспективе этот показатель, так же как в США, Европейском сообществе и многих других странах, должен стать ключевым ориентиром, индикатором и регулятором финансового рынка. Регулирующее влияние на темпы роста инфляции может оказывать политика повышения номинального эффективного курса рубля по отношению к валютам основных торговых партнеров России. Однако следует иметь в виду, что чрезмерное укрепление курса национальной валюты может негативно сказываться на конкурентоспособности экспортных поставок. Около половины инфляционного потенциала зависит от ценового фактора. Назрела необходимость разработки принципов государственной ценовой политики. Серьезное влияние на рост цен оказывают тарифы на услуги естественных монополий. В этой связи представляется целесообразным на правительственном уровне разработать действенные механизмы мониторинга и ограничения роста тарифов на услуги естественных монополий. Требуется и правовое регулирование торговых наценок с учетом социального фактора и различной ценовой эластичности спроса на товары и услуги. Необходимо разработать рыночные меры по значительному сокращению количества торговых посредников.

Для сдерживания роста инфляции необходимо координировать повышение заработной платы и доходов в корпоративном секторе с учетом динамики производительности труда. Необходимо регулировать налоговыми методами чрезмерный рост денежных доходов в ряде сырьевых отраслей, государственных корпорациях, доходы топ-менеджеров крупных корпораций и финансовых институтов. Для малоимущих слоев населения необходимы специальные программы социальной защиты от инфляции. В том числе в форме индексации заработной платы и других основных доходов пропорционально росту цен, государственного субсидирования цен на товары первой необходимости, введения специальных продовольственных карточек для малоимущих граждан.

Формирование и реализация антиинфляционной политики не предоставляется возможной без объективной информационной базы о ценах. Данная база формируется в России Росстатом, являющимся структурным подразделением Минэкономразвития России, ответственного за составление прогнозов инфляции. Подчиненность Росстата создает угрозу для ведомственной коррекции методики расчета и подачи соответствующих данных. В связи с этим представляется целесообразным организационное переподчинение Росстата Правительству РФ для обеспечения достоверности.

Также необходимо создание единого  руководства антиинфляционной политикой  страны на уровне страны. В настоящее  время за инфляцию отвечает ЦБ РФ, программы по инфляции составляет Минэкономразвития России, цены и тарифы разрабатывает Министерство торговли и промышленности, а динамику важнейших элементов стоимости цены определяет Минфин.

Таким образом, в долгосрочной перспективе  России необходимо создавать функциональную экономическую систему, регулирующую уровень инфляции, и функциональную систему, стимулирующую экономический рост.

Наличие таких систем позволит в  режиме саморегуляции решать задачи устойчивого и динамичного развития российской экономики.

 

 

 

 

Заключение

 

Управление инфляцией представляет важнейшую проблему кредитно-денежной и в целом экономической политики. Необходимо учитывать при этом многосложный, многофакторный характер инфляции. В ее основе лежат не только монетарные, но и другие факторы. При всей значимости сокращения государственных расходов, постоянного сжатия денежной эмиссии требуется проведение широкого комплекса антиинфляционных мероприятий.

Итак, в ходе выполненной  курсовой  работы  были изучены:

    • динамика уровня инфляции в России в периода с 1991 г. по 2012 год;
    • основные проблемы антиинфляционной политики в России;

Многообразные  негативные  социальные и экономические последствия инфляции заставляют правительства разных стран проводить определенную экономическую (антиинфляционную) политику. Цель антиинфляционной политики заключается в том, чтобы сделать инфляцию управляемой, а ее уровень – достаточно умеренным. Для этого используется широкий набор денежно-кредитных, бюджетных, налоговых методов, мероприятия в области политики доходов, а также различные программы стабилизации, включая проведение радикальных денежных реформ.

Антиинфляционная политика представляет собой совокупность инструментов государственного регулирования, направленных на снижение инфляции. Экономисты пытаются найти ответ на такой важный вопрос – ликвидировать инфляцию путем радикальных мер или адаптироваться к ней.

Дальнейшее прогрессивное  развитие России не представляется возможным без снижения инфляции, а следовательно, и без грамотной государственной антиинфляционной политики. Для борьбы с инфляцией необходимо разработать и реализовать комплекс мероприятий, сочетающий меры денежно-кредитной политики и государственной политики по стимулированию экономического роста, структурной политики и социальной политики. Эффективная антиинфляционная политика позволит держать под контролем цены, не подавляя роста национальной экономики в долгосрочной перспективе. Для построения такой эффективной антиинфляционной политики при всех существующих трудностях необходимо переходить к политике прямого таргетирования инфляции. Банк России должен действовать по принципу установления целевого уровня инфляции. Речь идет о полнофункциональном таргетировании инфляции, т.е. четком институциональном обязательстве Банка России по достижению ее целевого ориентира.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

  1. Акулов В. Б. Макроэкономика: учебное пособие / В. Б. Акулов. - 2-е изд., испр. - М.: Флинта, 2009. - с. 388
  2. Борисов Е.Ф. Экономическая теория – М.: Проспект, 2007. – с. 290
  3. Герасимов Е. Гайдар и его реформы // http://expert.ru/2009/12/17/reformy_gaidara/
  4. Комков А. А. Таргетирование инфляции в России / А. А. Комков // Финансы. - 2008. - № 9. - С. 12-15.
  5. Кудрин А. Инфляция : российские и мировые тенденции / А. Кудрин // Вопросы экономики. - 2007. - № 10. - с. 26.
  6. Курс экономики / Под ред. Б.А. Райзберга. -М.: Инфра-М, 2001.- с.460
  7. Николаева И.П. Макроэкономика. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – c. 225
  8. Орлов А. О социально-экономической природе современной инфляции // Общество и экономика. -2005. -№ 4. - с. 105
  9. Медведев: Инфляция в 2011 году // Российская газета
  10. Райзберг Б.А. Современный экономический словарь / Б.А. Райзберг, Л.Ш. Лозовский, Е.Б. Стародубцева. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2003. - 578 с.
  11. Рахман И. А. О естественной природе инфляции в условиях рыночной экономики / И. А. Рахман // Экономика строительства. - 2004. - № 1. - С. 52-57.
  12. Рогова О. Инфляция и воспроизводство / О. Рогова // Экономист. - 2007. - № 1. - С. 37-45.
  13. Салимжанов И.К. Ценообразование: учебник – М.: Кнорус, 2007. – с. 75
  14. Сафрончук М. В. Курс экономической теории:учебник – 5-е исправленное, дополненное и переработанное издание. – Киров: АСА, 2004. – С. 583.
  15. Седов В.В. Экономическая теория: Учебное пособие. – Челябинск, 2003, - с. 213
  16. Станковская И.К., Стрелец И.А. Экономическая теория: учебник. Полный курс МВА. – М.: Эксмо, 2005. – с. 512
  17. Тарасевич Л.С., Гребенников П.И., Леусский А.И. Макроэкономика: учебник. – М.: Высшее образование, 2006. – с. 117
  18. Тарасов Л.Д. Макроэкономика: Учебник. -М.: Высшее образование, 2005.- с.155
  19. Усов В. В. Деньги. Денежное обращение. Инфляция : учеб. пособие для студентов экон. спец. вузов / Глав. ред. сер. Н.Д. Эриашвили. - М. : Банки и биржи : ЮНИТИ, 2009. - 519 с.
  20. Юдина И.Н. Финансовая система России: история и современность // http://финансы-кредит.рф/finansistam/antiinflyatsionnaya-politika-perehodnoy.html
  21. Экономика: учебник / Под ред. А.С. Булатовой. – М.: Экономист, 2006.- с 328
  22. Экономическая теория: Учебник / Под ред. В.Д Камаевой. – М.: Владос, 2007. – с. 173
  23. Экономическая теория: Учебник / Под ред. И.П. Николаевой. – М.: Проспект, 2006,

 

Список интернет-источников

  1. Белоусов А.Р. «О мерах, направленных на снижение темпов роста потребительских цен» // http://www.efko.ru/news.php?id=2085
  2. Библиотека "Полка букиниста" // http://society.polbu.ru/policy_incomes/ch120_i.html
  3. Институт экономики и права Ивана Кушнира // http://be5.biz/ekonomika/f001/26.htm
  4. Методы антиинфляционной политики // http://moneygogo.ru/makroekonomika/44-problemi-makroekonomicheskoj-nestabilnosti/174-antiinflyacionnaya-politika.html
  5. Сайт Банка России // http://www.cbr.ru/statistics/ 
  6. Современная экономическая теория // http://modern-econ.ru/makro/problemy/inflyaciya/vidy.html
  7. Уровень инфляции в России // http://уровень-инфляции.рф

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

Год

1991

1992

1993

1994

1995

1996

1997

1998

1999

Инфляция, %

160,4

2508,8

839,9

215,1

131,3

21,8

11

84,4

36,5

Год

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

Инфляция, %

20,2

18,6

15,1

12

11,7

10,9

9

11,9

13,3

14-15





Таблица 1 - Динамика инфляции в России 1991-2009 гг.

 

Источник: http://www.cbr.ru/statistics/ - Сайт Банка России

 

Таблица 2. Динамика уровня инфляции в России 2009-2012 гг.

Год

2009

2010

2011

2012

Инфляция, %

8,8

8,9

6,1

7

Информация о работе Антиинфляционная политика в России