Анализ эффективности капитальных и финансовых вложений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июля 2013 в 13:51, курсовая работа

Краткое описание

Для поддержания конкурентоспособности организации и ее доли рынка сбыта, ей постоянно необходимо производить реконструкцию производственных мощностей, обновление имеющейся материально-технической базы, наращивание объемов производственной деятельности, освоение новых видов деятельности. Для проведения реконструкции старого и покупки нового оборудования организации необходимо вложение денег, которое ей чаще всего недоступно по причине отсутствия свободных денежных средств. Для привлечения необходимых средств организация должна проводить соответствующую инвестиционную политику.

Содержание

1 Основы инвестиционной деятельности организации………………………1
2 Задачи оценки инвестиционного проекта………………………………………10
3 Методы оценки эффективности инвестиций………………………………….17
4 Варианты оценки инвестиционной привлекательности……………….30

Вложенные файлы: 1 файл

Анализ эффективности капитальных и финансовых вложений.doc

— 279.00 Кб (Скачать файл)

 

4 Варианты оценки инвестиционной привлекательности организаций

 

Оценка инвестиционной привлекательности организации  зачастую необходима коммерческим и  международным банковским и финансовым организациям, занимающимся кредитным  и институциональным финансированием в рамках комплексных региональных и отраслевых программ. Следует помнить, что некоей абстрактной категории «инвестиционная привлекательность баланса организации» в экономике не существует по следующим причинам.

Во-первых, для  потенциального кредитного инвестора (банка) и потенциального институционального инвестора (акционер, партнер в совместном предприятии) понятие «инвестиционная привлекательность» имеет совершенно различный смысл. Если для банка основным приоритетом в рассмотрении привлекательности баланса организации является ее платежеспособность (так как банк заинтересован в своевременном возврате основной суммы денег и выплаты процентов и не участвует в прибыли от реализации проекта), то для институционального инвестора акценты смещаются в сторону эффективности хозяйственной деятельности реципиента (прибыль на совокупные активы).

Во-вторых, имеет  особое значение предполагаемая сумма  инвестирования. Для капитальных  вложений существуют как чистая текущая  стоимость (NPV), так и внутренняя норма рентабельности (IRR). В этой связи особое значение имеет позиция инвестора по рассмотрению инвестиционной привлекательности организации. Если задача рассмотрения состоит в том, чтобы оценить привлекательность различных организаций на предмет размещения фиксированной величины инвестиций, то основным показателем будет чистая текущая стоимость. Если речь идет о диверсифицированных вложениях с возможностью варьирования суммы финансирования, то приоритет отдается показателю внутренней нормы рентабельности.

В-третьих, необходимо четко различать понятия абсолютной и относительной инвестиционной привлекательности организаций. Понятие «абсолютная привлекательность» относится к рассмотрению конкретного, четко специфицированного инвестиционного проекта.

Понятие «относительная инвестиционная привлекательность» всегда предполагает базу сравнения, и это может быть:

  • среднеотраслевая инвестиционная привлекательность;
  • сравнение с другими организациями отрасли;
  • сравнение с некими нормативными (заданными заказчиком) значениями.

Поэтому при  оценке инвестиционной привлекательности  организации предварительно необходимо четко специфицировать следующие  моменты:

а) что является базой оценки:

другие организации (ограниченный перечень);

заданные потенциальным  инвестором целевые показатели окупаемости инвестиций (срок окупаемости, простая норма прибыли, чистая текущая стоимость, внутренняя норма рентабельности);

среднеотраслевая  отдача на инвестированный капитал;

б) производится ли оценка инвестиционной привлекательности  организации для конкретного инвестиционного проекта или этот момент не определен;

в) производится ли оценка инвестиционной привлекательности  организации для фиксированных  сумм инвестиций или этот момент не определен;

г) производится ли оценка привлекательности для  кредитного финансирования или институционального финансирования;

д) накладываются  ли инвестором ограничения по срокам окупаемости инвестиций, минимальной  отдаче на инвестируемый капитал, ликвидности  капитальных вложений и/или предельным суммам финансирования;

е) каков качественный характер финансирования (НИОКР, инновации, модернизация, поддерживающие инвестиции);

ж) каково дополнительное обеспечение (залог, минимальный остаток  на счете, аккредитив и пр.).

Без четкого  прояснения данных моментов оценка инвестиционной привлекательности организации теряет смысл.

С учетом сказанного выше существует огромное количество версий оценки инвестиционной привлекательности  организаций в зависимости от спецификации требований заказчика:

  • оцениваются организации различных отраслей,
  • инвестор предоставляет кредитное финансирование (банк),
  • финансирование не осуществляется под конкретный инвестиционный проект,
  • базой сравнения служат другие организации из ограниченного перечня,
  • существуют ограничения по:

а) характеру  инвестиций. Это должны быть инвестиции в расширение производства (инновации) с целью создания новых рабочих мест;

б) предельному  сроку окупаемости (8 лет). Кредитный  период не должен превышать 8 лет;

в) минимальной  отдаче на инвестиции. Рентабельность инвестиций (с учетом включения процента по привлечению в расходы) должна составлять не менее 20% годовых;

г) процент по кредиту составляет 30% годовых. Метод  погашения кредита - straight-line (проценты выплачиваются ежеквартально, начиная  с i-ого квартала, сумма основного  долга погашается единовременно в конце срока финансирования).

Информационной  базой выполнения оценки служат данные финансовой и оперативной отчетности организации.

При сравнении  с последующим ранжированием  ряда организаций по степени их инвестиционной привлекательности в силу ограниченности информации подход неизбежно будет носить упрощенный характер. Основным упрощением является простая экстраполяция существующих тенденций хозяйственной деятельности. Скажем, если на текущий момент отдача на совокупный капитал равна 30%, то предполагается, что по дополнительным вложениям (инвестициям) уровень отдачи будет таким же.

Оценку инвестиционной привлекательности целесообразно  проводить в два этапа:

  • анализ ограничений, «просеивание» организаций и формирование «узкого списка»;
  • рейтинговая оценка организаций из «узкого списка».

1-й  этап. Анализ ограничений идет в контексте выбора «соответствует - не соответствует». При соответствии организации из списка заданным ограничениям они включаются в «узкий список», при несоответствии - исключаются из дальнейшего рассмотрения.

Ограничение 1. Абсолютная окупаемость инвестиций при заданном проценте по привлечению средств.

Абсолютная  окупаемость инвестиций по конкретным инвестиционным проектам считается по показателям чистой текущей стоимости (NPV) и внутренней нормы рентабельности (IRR). Необходимо дать приближенную оценку абсолютной окупаемости инвестиций в конкретные организации при общем условии. Например, процент (дисконт) равен 30%, срок кредитования равен 8 годам. Абсолютная окупаемость подразумевает положительное значение NPV и IRR.

Для предварительной  оценки абсолютной окупаемости инвестиций производится следующая процедура:

  • берется за последний год показатель прибыльности совокупных активов, т. е. чистая прибыль за год (без вычета процентов по привлечению средств)/валюта баланса. Валюта баланса берется усредненной (среднеарифметической) квартальных данных за последний год (например 1,01; 1,04; 1,07; 1,10);
  • берется заданный процент по привлечению средств (годовых). В нашем случае он равен 30%. Считается сложный процент (с капитализацией) за 8 лет. В нашем случае это - 1,38;
  • считается разница прибыльности совокупных активов и значения процента. Например, если в нашем случае прибыльность совокупных активов равна 0,4 в год (начиная с первого года), то разница равняется 0,1 (0,4 - 0,3). Если инвестиции начинают окупаться через несколько лет (наиболее вероятный случай), то для расчетов берется величина сложного процента;
  • производится сравнение полученной цифры с 0. Если результат положительный, то инвестиции в данную организацию в абсолютном значении окупаемы. В противном случае организация не включается в «узкий список». Например, в нашем случае инвестиции окупаемы.

Ограничение 2. Минимальная рентабельность инвестиций.

В некоторых  случаях инвестор может задать целевой уровень окупаемости. В этом случае необходимо произвести дополнительную итерацию, подсчитав IRR за заданный инвестором период окупаемости (целевой уровень окупаемости может быть задан инвестором за определенный период). Например, в нашем случае инвестором могут быть заданы требования окупаемости инвестиций за первые два года на уровне не менее 44% чистого дохода (20% в год) и 60% за весь срок кредитования (8 лет). В этом случае считается IRR за заданный период и сравнивается с целевым показателем. Расчет производится по формуле сложного процента. Например, в нашем случае IRR за два года будет равняться 1,12-1 = 0,21 (т. е. 21% за два года), что меньше целевого уровня (40%). Следовательно, организацию необходимо вычеркнуть из «узкого списка».

Ограничение 3. Характер инвестиций и срок кредитования.

Для определения  этого ограничения используется набор приемов и методических подходов, которые позволяют максимально  объективно оценить изменяющиеся условия  и определить характер и уровень конкурентной борьбы в отрасли. Алгоритм его проведения состоит из двух этапов и включает оценку уровня интенсивности конкуренции и стадии развития.

На интенсивность  конкуренции влияют такие факторы, как угроза входа в отрасль  новых производителей и со стороны продуктов-заменителей, внутриотраслевая конкуренция, давление на производителя покупателей, а также поставщиков сырья и материалов, макросреда и государственная политика. Оценка их влияния на общий уровень интенсивности конкуренции в отрасли проводится на основе балльно-экспертной шкалы.

Для оценки уровня конкуренции в отрасли удобнее  применять инвестиционную матрицу, разработанную американским экономистом  М. Портером, в которой выделяются три вида типовых стратегий повышения  конкурентоспособности:

  • стратегия лидерства в снижении издержек;
  • стратегия дифференциации;
  • стратегия фокусирования (концентрации) (Таблица 8.42).

Таблица 8.42

Матрица инвестиционной привлекательности М.Портера

Целевой рынок сбыта

Стратегическое  преимущество

Низкие  издержки

Дифференциация продукта

Широкий

1. Стратегия  лидерства в снижении издержек

2. Стратегия  дифференциации продукта

Узкий

Стратегия фокусирования

3. с акцентом  на снижение издержек

4. с акцентом  на дифференциацию продукта


 

Стратегия лидерства в снижении издержек ориентирует организацию на обширный рынок и производство большого количества товаров, минимизацию издержек и дает возможность реализовывать товар по относительно низким ценам. Эта стратегия привлекает потребителей, ориентирующихся на низкие цены.

Стратегия дифференциации продукта используется, когда организация желает выйти на достаточно емкий рынок с товаром, обладающим уникальными свойствами. Это позволяет сформировать потребительские предпочтения с минимальной зависимостью от цены.

Стратегия фокусирования используется при акцентировании внимания организации на какой-либо узкий рынок или сегмент. При первом виде фокусирования организация в пределах выбранного сегмента пытается достичь преимущества в издержках, при втором – она усиливает дифференциацию продукта, пытаясь выделиться среди других аналогичных организаций. Стратегию фокусирования обычно выбирают узко специализированные организации.

При анализе  внешней среды большое значение придается прогнозированию изменений  конъюнктуры спроса и предложения на внутренних и внешних рынках и оценке тенденций развития отрасли на средне- и долгосрочную перспективу. Для всесторонней оценки стратегического положения организации, а также разработки перечня долгосрочных действий применяется подход, который обычно называют SWOT-анализом (силы-слабости-возможности-угрозы). Его особенность в том, что акцент делается не на рассмотрении организации, а конкурентном окружении, и отрасль в целом служит фоном исследования. Здесь изучается внешняя среда организации, и выделяются те факторы, которые открывают перед ней возможности развития, и те, которые создают угрозы. Анализ внутренней среды организации позволяет идентифицировать ее сильные и слабые стороны. Полученные данные сопоставляются, чтобы определить способность организации воспользоваться имеющимися рыночными возможностями и минимизировать негативное воздействие внешних угроз. Выбор общей стратегии развития и соответствующих функциональных стратегий невозможен без точного соотнесения факторов внешней среды и перспективного потенциала организации с имеющимися ресурсами и действующей системой управления.

Предположим, речь идет об инвестициях в организацию, находящуюся на рубеже стадий «зрелость» и «старение». В этом случае можно  сделать вывод, что с условием предельных ограничений по сроку кредитования организация все-таки попадает в «узкий список». Для сравнения, если бы существовало, наоборот, нижнее ограничение по срокам освоения инвестиций (например, 10 лет), то предприятие в «узкий список» включать было бы нецелесообразно.

Информация о работе Анализ эффективности капитальных и финансовых вложений